1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Сенсорное развитие» для обучающихся 4 класса составлена на основе:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
нарушением интеллекта (вариант 6.4) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
НОДА (вариант 6.4);
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному
развитию детей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных
функций у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели
программы;
3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
Цели программы:
- развитие сенсорно- моторных процессов у обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями);
Задачи программы:
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое,
тактильно-двигательное восприятие;
- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать стойкость и переключаемость внимания.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное
коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию
положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое 1 раз в
неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных
дидактических игр, игр на релаксацию, занимательных упражнений со сменой различных
видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом.
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете,
форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие
творческие способности;
внимание,
память,
мыслительные
операции,
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации
движений учащихся с нарушением развития.
Методы:
1.
Диагностика
2.
Ролевое проигрывание
3.
Анализ ситуаций
4.
Дидактическая игра
5.
Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится
качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение
количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических)
изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему
«Сенсорное развитие» рассчитана на 68 часов 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
•
•
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усвоение норм и правил взаимодействия с преподавателем.
Формирование бережного отношения к учебным предметам и
принадлежностями.
курсу
•
Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
5.Личностные, предметные результаты освоениякоррекционного курса
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
психокоррекционного курса рассматриваться в качестве возможных (примерных),
соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным
потребностям обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения курса является развитие жизненной
компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными
возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по предмету: «Сенсорное
развитие»
происходит следующие достижения:
- формируется
сотрудничество;
эмоциональный контакт с ребенком, направленность на
- формируются положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками;
- формируется интерес и положительное отношение к играм и предметам с
сенсорным содержанием.
- вырабатывается умение фиксировать взгляд на одном предмете;
- выполняются по подражанию простейшие манипуляции действия с предметами;
- устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
•
Формирование минимального интереса к обучению;
•
Овладение элементарными сенсорными навыками как необходимой основой
для самообслуживания и коммуникации;
•
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;
•
Минимальное умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
•
Формирование интереса к обучению, предметному рукотворному миру;
Овладение сенсорными навыками как необходимой основой для
самообслуживания и коммуникации;
•
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
•
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
•
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом);
- уметь прослеживать взглядом за предметами;
- выполнять подражательные действия;
- прослеживать и соотносить звук с его источником;
- выполнять подражательные действия звуками.
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму) при выполнении
предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры;
- узнавать материалы на ощупь, по звуку.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
психокоррекционного курса
•
Предметом итоговой оценки освоения обучающегося является педагогическая
характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения
предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов
ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая
проводится в начале и в конце учебного года.
1.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются
соответствующие целям и задачам коррекции:
изменения,
в
полной
мере
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных
занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
2.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной
мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных
ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
3.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под
отсутствием
динамики
понимается
психокоррекционных целей и задач.
невозможность
достижения
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
6. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о
цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках;
- упражнения, развивающие зрительное, слуховое, кинестетическое
восприятие;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев
рук;
- игры малой подвижности на развитие общей моторики и координации
движений.
Структура программы коррекционных занятий по развитию сенсорных
процессов включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- Развитие и коррекцию кинестетического восприятия;
- Развитие и коррекцию слухового восприятия;
- Развитие и коррекцию зрительного восприятия и зрительной памяти.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Установление
контакта
с
ребенком. Определение ритуала
1
п/п
1.
Виды деятельности
обучающихся
Беседа, ответы на вопросы,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий
по
встречи и прощания
показу
2.
Развитие координации движений
руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков)
1
Выполнение
упражнений
3.
Конструирование
палочек
счётных
1
Конструирование
4.
Конструирование изображений из
геометрических фигур
1
Конструирование
5.
Нахождение определенных фигур
на зашумленном фоне
1
Рассматривание
наглядных
пособий
выполнение
практических упражнений
6.
Составление
из
частей
предметного
изображения
(разрезные картинки)
1
Выполнение
упражнений
7.
Нахождение контура предмета из
нескольких предложенных
1
Работа
с
материалом
8.
Дидактическая игра «Найди и
покажи»
1
Выполнение
упражнений
9.
Основные
цвета
(красный,
желтый, синий, зелёный)
1
Выполнение
практических
упражнений на узнавание и
различение цвета
10.
Игровые
упражнения
на
закрепление основных цветов
1
Выполнение
упражнений
11.
Выбор по образцу и инструкции
(«дай такой же») предметов
одного цвета
1
Работа по образцу
12.
Группировка по цвету предметов
двух контрастных цветов
1
Выполнение
упражнений
13.
Выбор по образцу и инструкции
предмета нужного цвета
1
Работа по образцу
12.
Игровые
упражнения
на
соотношение предметов по цвету
1
Выполнение
упражнений
13.
Формирование
«большой- маленький»
1
Работа с предметами разного
размера
14.
Раскладывание
предметов
порядке возрастания
в
1
Составление
сериационных
рядов
предметов
и
их
изображений
15.
Раскладывание
предметов
порядке убывания
в
1
Составление
сериационных
рядов
предметов
и
их
из
понятий
практических
практических
наглядным
практических
практических
практических
практических
изображений
16.
Понятия «много-мало»
1
Выполнение
упражнений
практический
17.
Понятие «одинаково»
1
Выполнение
упражнений
практических
18.
Выбор одинаковых по величине
предметов
1
Работа с предметами разног
размера
19.
Выбор по образцу и инструкции
(«дай такой же») предметов
одной геометрической формы
1
Выполнение
упражнений
20.
Группировка по форме предметов
двух контрастных форм
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
21.
Выбор предметов одной формы
из трех контрастных форм
1
Работа с предметами разного
размера
22.
Соотнесение формы фигуры и ее
предметного изображения
1
Выполнение
упражнений
23.
Игровые
упражнения
на
соотношение предметов по форме
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
24.
Комплекс игровых упражнений
«Форма, величина, цвет»
1
Выполнение
упражнений
практических
25.
Определение формы предмета с
помощью
тактильного
анализатора
(«Чудесный
мешочек»)
1
Выполнение
упражнений
практических
26.
Дидактическая
игра
фигуры не стало?»
«Какой
1
Выполнение
упражнений
практических
27.
Составление целого из 4-5
деталей на разрезном материале
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
28.
Дидактическая игра «Четвертый
лишний»
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
29.
Ориентировка
теле
собственном
1
Слушание
выполнение
выполнение
показу
учителя,
инструкции,
заданий
по
30.
Ориентировка на листе бумаги
(центр, верх, низ, правая, левая
1
Выполнение
упражнений
практических
на
практических
практических
сторона)
31.
Составление на листе бумаги
комбинаций из плоскостных
геометрических фигур
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
32.
Ориентировка в
впереди, сзади
1
Выполнение
упражнений
33.
Игровые
упражнения
восприятие пространства
пространстве:
на
1
практических
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
34.
Целенаправленность выполнения
действий
и
движений
по
инструкции педагога (бросание в
цель)
1
Выполнение
упражнений
35.
Формирование
чувства
равновесия («дорожка следов»)
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
36.
Развитие
мелкой
пальцев рук
моторики
1
Выполнение
упражнений
практических
37.
Штриховка
направлениях
разных
1
Выполнение
упражнений
практических
38.
Рисование по трафарету
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
39.
Раскрашивание
карандашами
контурных изображений
1
Слушание
выполнение
выполнение
показу
учителя,
инструкции,
заданий
по
40.
Обводка
по
внутреннему
трафарету, штриховка
1
Выполнение
упражнений
практических
41.
Обводка по внешнему трафарету,
штриховка
1
Слушание
выполнение
выполнение
показу
учителя,
инструкции,
заданий
по
42.
Эмоционально-двигательная
реакция
на
прикосновения
человека. Игровые упражнения
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
43.
Комплекс
упражнений
на
формирование кинестетических
ощущений: движение в разных
направлениях
1
Выполнение
упражнений
в
практических
практических
44.
Комплекс
упражнений
на
формирование кинестетических
ощущений: движение и позы
головы по показу
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
45.
Предметы
с
различной
поверхностью. Игры с лото
1
Выполнение
упражнений
46.
Предметы разные по температуре
тёплый-холодный
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
47.
Предметы разные по фактуре:
гладкий шероховатый
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
48.
Предметы разные
тяжёлый лёгкий
весу:
1
Слушание
учителя,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий
по
показу, восприятие чувства
тяжести разных предметов
49.
Определение на ощупь величины
предмета: большой-маленький
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
50.
Нахождение на ощупь предмета
по заданным признакам
1
Выполнение
упражнений
51.
Прослеживание
расположенным
перемещающимся
звука
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
по
за
близко
источником
практических
практический
52.
Локализация
неподвижного
удаленного источника звука
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
53.
Нахождение
одинаковых
звучанию объектов
по
1
Выполнение
упражнений
54.
Соотнесение
источником
с
его
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
55.
Выполнение
действий
звуковому сигналу
по
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
56.
Игровые упражнения
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
57.
Дидактические игры «Тихо и
громко», «Ударь в бубен»,
1
Выполнение
упражнений
звука
практических
практических
«Повтори»
58.
Вкусовые ощущения: кислый –
сладкий.
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
1
Выполнение
упражнений
Дидактическая игра «Узнай по
вкусу»
59.
Вкусовые
соленый.
ощущения:
горький
практических
Дидактическая игра «Узнай по
вкусу»
60.
Развитие обоняния приятный
запах неприятный запах
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
61.
Комплекс игровых упражнений:
«Библиотека
запахов»,
«Съедобное -несъедобное»
1
Слушание
учителя,
выполнение
инструкций.
Игра: съедобное-несъедобное.
Определение вкуса различных
продуктов (лимон, сахар,
соль). Узнавание продукта по
вкусу.
62.
Предметы
разные
по
консистенции: жидкий, твердый,
сыпучий
1
Выполнение
упражнений
63.
Дидактическая игра «Твердый,
жидкий»
1
Беседа,
выполнение
инструкции,
выполнение
заданий по показу
64.
Дидактическая игра «Кафе»
1
Адекватная
реакция
на
продукты,
различные
по
вкусовым качествам (горький,
сладкий, кислый, соленый) и
консистенции
(жидкий,
твердый, вязкий, сыпучий).
Игра: съедобное-несъедобное.
Определение вкуса различных
продуктов (лимон, сахар,
соль). Узнавание продукта по
вкусу.
65.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек»
1
Определение на ощупь, что
лежит в мешочке (крупа,
фасоль, игрушки, вата).
Обследование
2
66 - 68
практических
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
1.
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб.
игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).
2.
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. М., 2003.
3.
Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
4.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию
психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3
(9), 2005г
5.
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности
школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Учебно-практическое оборудование:
- погремушки
- мячики
- кукла
-зеркало
- дидактические игры
- плоскостные предметы