1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный
мир» составлена на основании:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
нарушением интеллекта (вариант 6.4) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
НОДА (вариант 6.4);
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета в 4 классе
отводится: - 1 час
в неделю (34 часа в год)
Целью данного предмета является общеречевая подготовка ребенка с нарушением
интеллекта как показателя его общего развития, которое у него к моменту поступления в
школу в значительной степени отстает от развития детей с нормальным интеллектом. У него
недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и
навыков.
На уроках окружающего природного и социального мира уточняются и обогащаются
знания и представления ребенка о предметах ближайшего окружения. Он учится узнавать
предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы,
используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях
окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится
понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
В программе выделяются следующие основные задачи:
-
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях
живой и неживой природы;
-
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, рас-
тений, к явлениям природы);
-
создавать условия для возникновения речевой активности детей и исполь-
зования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в
самообслуживании и в повседневной жизни;
-
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций
общения, поддерживать стремление к общению;
-
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субъектно-объектные отношения;
-
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмо-
ционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
-
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть
пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
-
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
-
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных из-
менениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
-
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и
животные; строение тела, способ передвижения, питание);
-
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и
безопасности);
-
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в
общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный
характер,
рассматриваются
как
коррекционные. Их
целью является
направленное
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы
является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках
естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию,
«четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и
умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают
обучающихся
к
самостоятельному
высказыванию,
активизируют
их
речевую
и
познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Этот предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках общения
и чтения, письма и математических представлений и др., совместно с ними приучая детей к
рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, индивидуальнодифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий
доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в
содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие
игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по
коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» реализуется в
рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 34 часов (по 1 часу в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета
Ценностные ориентиры:
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
•
формирование уважительного
отношения
к
окружающим,
социально
ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей.
5. Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Возможные личностные результаты:
1.
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному
полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2.
развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-
бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение
выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
3.
понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о
нездоровье, опасности и т.д.;
4.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
5.
способность к осмыслению социального окружения;
6.
развитие самостоятельности;
7.
овладение общепринятыми правилами поведения;
8.
наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
•
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
•
Расширение представлений об объектах неживой природы (земле, лесе,
полезных ископаемых).
•
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
•
Интерес к объектам живой природы.
•
Расширение представлений о животном и растительном мире (насекомых, рыб,
птицах, зверях и т.д.).
•
Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать
за ними.
•
Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
•
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем
•
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение
года.
недели, месяца и т.д.
6.
Основное содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе. Погода. Погода сегодня, вчера. Изменения в природе,
жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев
деревьев по цвету, величине, форме, хвоинки), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег,
лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление,
сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек. Практическая работа «Знакомство с
лиственными
деревьями,
их
распознавание
по
листьям».
Практическая
работа
«Изготовление простейшей кормушки для птиц».
Неживая природа. Вода. Значение воды. Живая природа.
Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влагоустойчивые и
засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Уход за
растениями.
Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Собака и волк. Рыбы.
Виды деятельности:
- игры-сказки,
- составление фантограмм. Например: «Что было бы, если бы исчезло солнце?»;
- анимированные кроссворды;
- работа с загадками, пословицами, поговорками для активизации развития речи;
- сочинение рассказа по его началу;
- ролевые игры, которые способствуют развитию воображения, креативного
(творческого) мышления, коммуникативных умений.
- кроссворды, лото, отгадывание задуманного предмета, викторины и др.
Виды деятельности:
дидактические игры
рассказ
аудирование
чтение вслух
говорение
сравнение
выделение признаков
просмотр видеоряда
отгадывание загадок,
выполнение индивидуальных заданий
работа с учебниками и тетрадями
7. Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ урока
Тема урока
Количество Основные виды учебной
часов
деятельности обучающихся
1
Сезонные изменения. Долгота
дня
1
Рассматривание иллюстраций,
сравнение дня и ночи, ответы на
вопросы
2
Человек и природа. Сезонные
изменения в природе
1
Рассматривание картинок,
описание изменений, соотнесение
картинок с временами года
3
Времена года. Осень
1
Узнавание признаков осени,
составление рассказа по картинке,
подбор слов-признаков
4
Растения осенью. Животные
осенью
1
Классификация картинок
(растения/животные), называние
изменений, ответы на вопросы
5
Одежда человека осенью
1
Подбор картинок одежды,
называние предметов,
установление соответствия «погода
— одежда»
6
Обувь человека осенью
1
Узнавание обуви по картинкам,
соотнесение с сезонами, устные
ответы
7
Занятия людей осенью
1
Рассказ по картинкам, называние
осенних дел, составление
предложений
8
Явления природы: дождь,
листопад
1
Узнавание явлений по картинкам,
звукоподражание, ответы на
вопросы
9
Дары осени. Овощи
1
Узнавание овощей, классификация,
ответы на вопросы «что это?»,
«какого цвета?»
10
Дары осени. Фрукты
1
Рассматривание фруктов,
сравнение, называние признаков
(форма, цвет, вкус)
11
Что такое ягоды?
1
Отграничение ягод от фруктов и
овощей, называние ягод, работа с
картинками
12
Грибы
1
Узнавание грибов по картинкам,
деление на
съедобные/несъедобные (с
помощью учителя)
13
Перелётные и неперелётные
птицы
1
Разделение картинок на группы,
называние птиц, ответы на
вопросы «когда
улетают/прилетают»
14
В мире животных
1
Узнавание животных, сравнение по
величине и среде обитания
15
Лес. Правила поведения в лесу
1
Рассказ по картинкам, обсуждение
правил, соотнесение действий
«можно — нельзя»
16
Здравствуй, зимушка-зима!
1
Определение признаков зимы,
составление предложений, ответы
на вопросы
17
Зимние явления природы (снег,
метель, лёд)
1
Рассматривание картинок,
называние явлений, подражание
движениям
18
Замечать зимние изменения в
природе
1
Наблюдение на прогулке,
обсуждение, закрепление в
рисунках
19
Одежда и обувь человека
зимой
1
Называние зимней одежды,
установление соответствия
«одежда — сезон»
20
Зимние забавы
1
Рассказ по картинке, называние
зимних игр, имитация движений
21
Что делают растения зимой?
Ёлка
1
Рассматривание картинок,
обсуждение состояния деревьев
зимой, узнавание ели
22
Животные и птицы зимой
1
Подбор картинок, составление
предложений, ответы на вопросы
23
Наблюдение за дикими
животными: лиса, медведь
1
Узнавание животных, сравнение
повадок, ответы на вопросы
24
Обобщающий урок по теме
«Животные»
1
Классификация животных
(домашние/дикие, птицы/звери),
игры «Кто где живёт?»
25
Чистый воздух и вода —
богатства Земли
1
Рассказ учителя, обсуждение
картинок «чистый — грязный»,
ответы на вопросы
26
Знакомство с весной
1
Определение признаков весны,
составление рассказа по картинке
27
Значение воздуха и воды для
человека и животных
1
Обсуждение с опорой на картинки,
ответы на вопросы «зачем нужен
воздух/вода»
28
Возвращение перелётных птиц
1
Рассматривание картинок,
называние птиц, имитация
движений (летят, поют)
29
Насекомые (муха, комар)
1
Узнавание насекомых по
картинкам, звукоподражание,
сравнение
30
Насекомые (пчела, оса)
1
Рассматривание картинок,
называние насекомых, обсуждение
их пользы/опасности
31
Сад. Огород
1
Узнавание растений, называние
овощей и фруктов, составление
предложений
32
Как выращивают хлеб
1
Рассказ по картинкам (от зерна до
хлеба), ответы на вопросы
33
Лето
1
Определение признаков лета,
составление рассказа, подбор
картинок
34
Летние каникулы
1
Рассказ о летних занятиях, ответы
на вопросы, составление
предложений
8 .Описание материально технического обеспечения образовательного процесса.
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
1. Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Учебник для 2 класса. Москва, Просвещение
2016г.
2. Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва,
Просвещение 2016г.
3.
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Методические рекомендации.. Москва,
Просвещение 2016г.