1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Общение (Общение и
чтение)» составлена на основании:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
нарушением интеллекта (вариант 6.4) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
НОДА (вариант 6.4);
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Общение и чтение»
отводится в 4 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Главная цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи изучения предмета «Общение» (общение и чтение):
В разделе "Коммуникация. Развитие речи":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации
делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения
контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного
взаимодействия обучающихся.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики, закрепление умения выполнять
целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в
конкретной ситуации,
- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование навыков чтения и письма,
- формирование интереса и потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых
взрослым.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Специфика обучения заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с предметами окружающий природный мир, коррекционно –
развивающие занятия. В процессе обучения по предмету «Общение и чтение», обучающиеся с
нарушением интеллекта проявляют готовность к продуктивному взаимодей-ствию со
знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербаль-ные и
альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального
взаимодействия.
Структура и содержание программы построена с учетом особенностей познавательной
деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же
тема изучается несколько лет, создает условие для постепенного наращивания сведений по
теме (поэтапность), для постоянного повторения и углубления пройденного и отработка
необходимых умений.. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией
и отвечают на обращение доступными коммуникативными спосо-бами (взглядом, жестом или
словом).
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальнее.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
3. Описание места учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Общение
и чтение» рассчитана на 34 часов 1 раза в неделю. И реализуется в рамках индивидуального
обучения на дому.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они
прививаются в доступной форме и включают: Ценность жизни, Ценность добра, Ценность
свободы, чести и достоинства, Ценность природы, Ценность красоты и гармонии, Ценность
истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности,
Ценность патриотизма, Ценность человечества.
5. Личностные, предметные результаты освоения коррекционного курса
Возможные личностные результаты:
• осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
•
развитие
адекватных
представлений
о
социальном
мире,
овладение
социальнобытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение
выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
• понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье,
опасности и т.д.;
•
владение
элементарными
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения;
• развитие самостоятельности;
• овладение общепринятыми правилами поведения;
• наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты:
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений),
неспецифических жестов.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими
заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.),
коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2)
Умение
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом,
взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими
изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных
жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, планшет и др.)
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира,
личным опытом ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях.
- Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий
- Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
6. Содержание коррекционного курса
Коммуникация. Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника.
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями,
речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в
ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста,
изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия.
Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы.
Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учётом
его эмоционального состояния. Прощание с собеседником. Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты, субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.).
Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов,
действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.
Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов,
обозначающих количество объектов, субъектов. Понимание слов, обозначающих места
расположения объектов, субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).
Понимание слов, указывающих на объекты, субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание
словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и
субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и
субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов, субъектов. Употребление слов,
обозначающих места расположения объектов, субъектов («на столе», «около дома», «на
верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты, субъекты (я, ты, свой,
мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений.
Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в
предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Узнавание и различение букв.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
4 класс
№
урока
Тема урока
Количество Основные виды учебной деятельности
часов
обучающихся
1
Лето
1
Рассматривать иллюстрации, называть
летние явления природы, рассказывать о
каникулах
2
Я. Моё имя. Я – ребёнок
(сведения о себе)
1
Представлять себя, называть имя,
фамилию, составлять предложения о
себе
3
Школа. Начало учебных занятий
1
Называть школьные принадлежности,
обсуждать правила поведения в школе
4
Звук. Различение звуков
окружающей действительности
1
Слушать и узнавать бытовые и
природные звуки, отвечать на вопросы
5
Развитие речевого слуха. Игра
«Что звучит?»
1
Различать звуки по слуху, подбирать
картинки к звуку
6
Речевые звуки. Кто и как подаёт
голос? (звукоподражание)
1
Подражать голосам животных,
воспроизводить звуки
7
Я и моё отражение. Моё лицо
1
Рассматривать лицо в зеркале, называть
его части, описывать
8
Эмоции (радость – грусть)
1
Различать эмоции по мимике и
картинкам, выражать в словах
9
Дифференциация звуков С – Ш
1
Сравнивать произношение звуков,
подбирать слова и картинки
10
Выделение звука из ряда других
1
Определять заданный звук в словах,
повторять слова
11
Повторение пройденных звуков
1
Называть, различать и читать изученные
звуки
12
Повторение гласных букв (А, О,
У и др.)
1
Узнавать и читать гласные, составлять
слоги
13
Звук и буква Шш. Чтение слов
1
Читать слоги и слова с буквой Ш,
подбирать картинки
14
Звук и буква Лл. Составление и
чтение слогов и слов
1
Читать слоги с Л, составлять слова,
находить картинки
15
Звук и буква Ыы. Чтение слов и
предложений
1
Читать слова и предложения с Ы,
выделять звук
16
Звук и буква Нн. Составление и
чтение слогов
1
Составлять и читать слоги с Н, находить
слова
17
Составление и чтение слогов и
слов из изученных букв
1
Составлять слова из карточек, читать
18
Деление простого предложения
на слова. Схема предложения
1
Делить предложения на слова,
составлять схему
19
Образование и чтение слов из
изученных букв
1
Читать и составлять слова, подбирать
картинки
20
Закрепление изученных звуков,
букв и слоговых структур
1
Повторять изученное, выполнять
упражнения
21
Понятие: слово.
Дифференциация сходных по
звучанию слов
1
Сравнивать похожие слова, определять
их значение
22
Подбор картинок на заданную
букву / звук
1
Подбирать картинки по звуку или букве
23
Выбор картинок на заданный
звук и букву
1
Узнавать правильный вариант,
классифицировать
24
Осень. Листопад (поделки из
листьев)
1
Рассматривать листья, делать поделки,
описывать осень
25
Дары осени (фрукты, овощи)
1
Узнавать овощи и фрукты, называть и
сравнивать
26
Домашние животные (корова,
лошадь)
1
Узнавать животных, подражать их
голосам, рассказывать
27
Игрушки (машина, кубики).
Работа с пиктограммами
1
Узнавать игрушки, работать с
пиктограммами
28
Зимующие птицы (голубь)
1
Узнавать зимующих птиц, рассказывать
о них
29
Перелётные птицы
1
Различать перелётных и зимующих птиц,
рассказывать
30
Домашняя птица (утка, гусь)
1
Узнавать птиц, подражать голосам,
рассказывать
31
Растительный мир: деревья,
трава, цветы
1
Узнавать растения, классифицировать,
описывать
32
Дикие животные (лиса, заяц)
1
Узнавать животных, рассказывать об их
повадках
33
Явления природы (солнце,
дождь, капель, снег)
1
Узнавать явления природы, описывать,
различать
34
Повторение. Обобщение
изученного материала
1
Повторять звуки, буквы, слова,
классифицировать картинки
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2014.
- В.В. Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику. -М.:
Просвещение. 2014г.