общ письмо 4 кл

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Общение (Письмо)» составлена на основании:
−
−

−

−

−

−

−
−
−
−

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
нарушением интеллекта (вариант 6.4) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
НОДА (вариант 6.4);
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».

В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Общение (Письмо)»
отводится в 4 класс - 1 час в неделю (34 часа в год)
Обучение русскому языку с 1- 4 классах предусматривает включение в примерную
учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение
грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Общение и
чтение», «Речевая практика».
Целью данной программы является:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков; - развитие слухового, фонематического и
зрительного восприятия;
- развитие устной речи.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру письма, призвано
решить следующие задачи:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение
на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование

первоначальных

«дограмматических»

понятий

и

развитие

коммуникативно-речевых навыков;

- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации
для решения практико-ориентированных задач;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4). Этот вид письменной речи чаще всего им
недоступен. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все
же способны освоить его на доступном для них уровне. На уроках по предмету «Общение
(Письмо)» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графо-моторными
навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учеников
обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4). Работа осуществляется на основе предметно
практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы
(слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и
дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием
реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей
каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения
материала.
Задачи:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и
человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к
коллективной деятельности;
- научить их понимать соотносящие и указательные жесты. Речевая активность
учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с

формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению
восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно
мимики и эмоциональных состояний человека.
Для развития регулирующей и исполнительской функций речи учащихся
рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его
реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. Исходя
из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и
развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими,
расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в работе используются
невербальные приемы. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений
определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и
слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных
ситуациях.
В процессе обучения учащихся на уроках по предмету

«Общение (Письмо)»

активно применяются различные упражнения, т.е. многократное повторение умственных
и

практических

действий

заданного

содержания.

Существуют

подражательно

исполнительские, конструктивные, творческие упражнения.
При обучении письму учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант

6.4)

учитель

использует,

прежде

всего,

упражнения

подражательно-

исполнительского характера. Предлагая учащимся выполнить такое упражнение, учитель
ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее
решения (действия и их последовательность). По мере усвоения способа действия в ходе
повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий, заменяя его
словесной инструкцией. В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной
степени

освоят

показанный

способ

действия,

можно

перейти

к

упражнениям

конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного содержания на
новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже известные
им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи.
В процессе работы по предмету «Общение (Письмо)» используются следующие
упражнения:
• практические упражнения;
• упражнения с картинками;
• упражнения с пиктограммами (символами);
• «письменные» упражнения.

Такая последовательность позволяет, систематизировать работу учителя по
обучению письму учащихся с

нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант

6.4), поскольку из-за особенностей психомоторного развития они могут научиться
выполнять эти виды упражнений только с помощью педагога.
«Письменные»

упражнения — это различные сенсомоторные упражнения,

направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование
пространственных представлений, координацию движений «взгляд-рука». Они знакомят
учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средство
отобразителъности.
«Письменные» упражнения включают рисование на манке, пенке, компьютерном
планшете ладонью, пальцем, палочкой и т. п., на которой учащиеся рисуют различные
картинки (лицо, дерево и т. п.).
При обучении «письму» широко используются грифельные доски, расположенные
на одной из стен класса, магнитные и ковролиновые доски. По мере обучения учащиеся
начинают выполнять «письменные» упражнения в альбомах-тетрадях, где различные
изображения прорисованы пунктирными линиями и точками. Такие варианты альбомовтетрадей специально разрабатываются для учащихся с учетом их индивидуальных
возможностей. Подобные упражнения могут выполняться и в тетрадях.
Таким образом, предмет «Общение (Письмо)»

в 4 классе предполагает обучение

учащихся с 6.4 нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) следующим
вариантам «письма»:
•

рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

• рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно - белых и
цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, пенки), с
которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
• рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые
единицы;
• обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с
целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков,
формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки:

традиционные

(ознакомления

с

новым

материалом;

закрепления

изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению
изученного материала) нетрадиционные уроки(экскурсии).

Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии

обучения:

игровые,

здоровьесберегающие;

информационно

-

коммуникационные;
При реализации данной программы используется индивидуальная форма контроля.

3.

Место коррекционного курса в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему

курсу

«Общение (Письмо)» рассчитана на 34 часов 1 раза в неделю. И реализуется в рамках
индивидуального обучения на дому.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения
развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У
детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и
всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим,
обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию

у

них

потребности

в

общении

на

обучение

использованию

альтернативных средств общения. Данная рабочая программа даёт возможность для
создания

оптимальных,

наиболее

благоприятных

условий

для

формирования

коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
1. осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному
полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2. развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социальнобытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе,
умение
выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
3. понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о

нездоровье, опасности и т.д.;
4. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
5. способность к осмыслению социального окружения;
6. развитие самостоятельности;
7. овладение общепринятыми правилами поведения;
8. наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты:
1. Умение при возможности писать (печатать) буквы, слоги, слова
2. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием
(по физическим возможностям ребенка).
3.Списывание

рукописного

и

печатного

текстов

целыми

словами

и

словосочетаниями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

•

умение при возможности писать буквы, слоги, слова;

•

выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с

заданием (в соответствии с физическими возможностями обучающегося);
•

списывание

рукописного

и

печатного

текстов

целыми

словами

и

словосочетаниями.
6. Содержание учебного предмета
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков
чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой
анализ.

Совершенствование

произносительной

стороны

речи.

Формирование

первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова - «слог» (без
называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на
слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного
восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и
развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма.
Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое

развитие.

Понимание

обращенной

речи.

Выполнение несложных

словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к
различным

грамматическим

категориям.

Активизация

словаря.

Составление

нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе
различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.

д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте:
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных
по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение

звука

буквой.

Соотнесение

и

различение

звука

и

буквы.

Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми
и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка
правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и
небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса
коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога
после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов;
обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на
письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с
опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия
и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные
по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов,
обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья»
и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами- предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами.
Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов,
сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания

безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и
письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по
вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа
с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из
нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным
текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
4 класс

№
урока

Тема урока

Количество Основные виды учебной деятельности
часов
обучающихся

1. Школа.
1
Начало учебного года

1

Беседа о школе, рассматривание учебных
принадлежностей, правила поведения

Привлечение внимания
2. 2
учащихся к предметам

1

Узнавание предметов, работа с
картинками и реальными объектами

Привитие навыков учебной
3. 3
деятельности

1

Формирование умения слушать,
повторять, выполнять инструкции

Упражнения для отработки
4. 4
мелкой моторики. Штриховка

1

Штриховка, обводка, рисование линий

Закрепление правописания
5. 5
изученных букв: а, у, о, с, х

1

Письмо букв, чтение слогов, подбор
картинок

Письмо открытых слогов с
6. 6
данными буквами

1

Составление и письмо слогов, чтение

Письмо закрытых слогов с
7. 7
данными буквами

1

Письмо слогов, составление слов

Игры-пантомимы, этюды:
8. «Дикие
8
животные», «Явления
природы»

1

Игровые этюды, пантомимы,
инсценировки

Письмо строчной и
9. прописной
9
буквы Шш.
Письмо слогов и слов с ней

1

Тренировка написания Шш, письмо
слогов, слов

10. 1
Дифференциация букв С – Ш
0

1

Сравнение букв, письмо, чтение слов

11. Письмо
1
предложений из 2–3
слов
1
с изученными словами

1

Составление и письмо предложений

Списывание с печатного
12. 1
текста. Письмо предложений
2
из 2–3 слов

1

Списывание слов и предложений

Игры на соотнесение
13. реальных
1
предметов и
игровых
3
действий с их
изображениями

1

Соотнесение предметов и картинок,
игровые упражнения

Письмо слогов, слов и
14. 1
предложений с буквами С –
4
Ш

1

Составление слов, письмо под диктовку

Письмо строчной и
15. 1
прописной буквы Лл. Слоги и
5
слова с Лл

1

Написание Лл, чтение и письмо слогов и
слов

16. 1
Слоги и слова с буквой Ы
6

1

Письмо и чтение слогов с Ы

17. 1
Буква Ы в предложениях
7

1

Составление и письмо предложений

18. Закрепление
1
правописания
изученных
8
букв: Ы, Лл

1

Тренировка написания, чтение слов

Игры под музыку. Ходьба в
19. 1
заданном направлении с
9
предметом

1

Игровые упражнения, ритмическая
ходьба

20. Письмо
2
слогов, слов и
предложений
0
с Лл

1

Письмо слов и предложений

21. Письмо
2
слогов и слов с
печатного
1
текста

1

Списывание слогов и слов

Письмо слогов и слов с
22. 2
изученными буквами под
2
диктовку

1

Диктант слогов и слов

Письмо строчной и
23. 2
прописной буквы Нн. Слоги и
3
слова с Нн

1

Письмо Нн, чтение слогов и слов

Списывание с печатного
24. 2
текста слогов, слов с
4
изученными буквами

1

Списывание слов, тренировка письма

1

Игры с предметами, развитие мелкой
моторики

1

Рисование и подписание картинок

27. Упражнения
2
в написании
слов
7
изученных букв

1

Письмо слов из буквенного материала

28. Списывание
2
слов с печатного
текста
8
(М, Сс, Хх)

1

Списывание и чтение слов

Упражнения с природным
и бытовыми
25. материалом
2
предметами:
«Карандаши
5
ставим в карандашницу»,
«Чашки и блюдца»
Рисуночное письмо
26. 2
предметных изображений
6
(карандаш, кубик)

Игры на противоположные
29. 2
действия. Списывание слов
9
(Шш, Сс, Лл)

1

Игры, письмо слов по образцу

Рисование по подражанию
30. 3
(обводка фигур мелом,
0
карандашом, пальцем)

1

Обводка фигур, рисование

31. Упражнения
3
с природным
материалом:
1
«Раскопки»

1

Игровые упражнения, работа с
материалом

1

Ритмические игры, координация
движений

1

Письмо под диктовку, проверка

1

Повторение букв, слов, предложений

Игровые упражнения с
32. ритмическим
3
сопровождением
(хлопки
2
учителя, удары в
бубен/барабан)
33. Письмо
3
под диктовку слогов,
слов
3
с изученными буквами
34. Повторение. Обобщение
изученного материала

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
Основной учебник для учащихся: Учебник «Букварь». 1 класс. Учебник для
общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптивные

общеобразовательные
программы. В 2ч. / А.К.Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 7-е изд., стер. М:
Просвещение, 2023.– 110 с.
Дополнительная литература для учащихся: карточки – буквы, слова.
Рабочие тетради- прописи для моторики рук.
Тетради с заданием «Дошкольные прописи в линию» 1,2ч
Литература для учителя:
«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» А.Р. Маллер НИИ
дефектологии АПН СССР Москва, 1983г
Е.В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии». Москва: «ГНОМ и Д» 2007
Л.В. Зубарева «Коррекция письма на уроках в 1-2 классах» практические
упражнения и
задания. Волгоград: «Учитель» 2008
Н.п. Мещерякова «Коррекция письменной речи в начальной школе». Волгоград:
«Учитель» 2009

С.Д.Забрамная «Изучаем обучая» дети

с ограниченными

возможностями.

«Творческий
центр» 2007
ЦОР:
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Учительский портал ( http://www.uchportal.ru/ )
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:// www.schoolcollection.edu.ru/ )
•

Магнитная доска.

•

Трафареты по обводке контуров разной тематики: «Животные», «Фрукты»,

«Овощи», «Инструменты», «Птицы» и др.
•

Трафареты по обведению печатных и прописных букв для учащихся.

•

Наборы восковых мелков.

•

Массажеры для пальчиков.

•

Карточки-образцы для написания букв с элементами.

•

Маркеры для письма на магнитной доске.

•

Слоговые таблицы.

•

Таблицы по обучению грамоте

•

Таблицы «Письменные буквы»
•
•

Наборы «Шнуровка»
Картинная азбука.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».