1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционного курса составлена в соответствии с:
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
−
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №287;
−
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
−
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
−
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ
№1»;
−
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ»
−
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР;
−
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и
коррекцию психических процессов и моторной деятельности обучающихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность группового занятия
составляет 40 минут.
При организации коррекционной развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности обучающихся, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –
развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного
и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих обучающихся, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
В настоящее время возросло число обучающихся, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Обучающимся, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого обучающегося, если учебный
процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Цель программы – коррекция познавательной сферы обучающихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности обучающегося путем
создания:
2
•
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
•
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных
форм деятельности, среди которых обучающийся может отыскать наиболее близкие его
способностям и задаткам
•
ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности;
•
определение особенностей организации образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными возможностями каждого обучающегося;
•
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности обучающегося и взрослого:
•
опора на личный опыт обучающегося;
•
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
•
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на
групповых занятиях;
•
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей
и обучающей);
•
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
•
стимуляция познавательной активности как средство формирования
устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
•
коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся
(восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);
•
расширение словарного запаса обучающихся при ознакомлении с миром
вещей, явлений, их свойствами и качествами;
•
развитие связной речи;
•
формирование произвольной деятельности и развитие эмоциональноволевой сферы;
•
формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие
пространственной ориентировки;
•
обучение приемам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
•
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических
игр на всех этапах деятельности учащегося;
•
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует
назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной
деятельности обучающегося; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих обучающимся с интересом и качественно усваивать программный материал.
Коррекционно – развивающая работа с обучающимися представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности обучающегося и учителя, проводимой в
соответствии с определенными научно-обоснованными принципами:
•
принцип соблюдения интересов обучающегося – педагог работает с
максимальной пользой и в интересах обучающегося;
•
принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений обучающихся с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта,
а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем обучающегося, участие в данном
процессе всех участников образовательного процесса;
3
•
принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных
функций в процессе организации совместной деятельности;
•
принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося;
•
принцип комплексности предполагает, что устранение психических
нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на
взаимосвязь всех специалистов. Программа предусматривает полное взаимодействие и
преемственность действий всех специалистов учреждения и родителей обучающихся.
Совместная работа учителя-дефектолога и других педагогов является залогом успеха
коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы
динамики общего и психического развития обучающихся.
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями обучающихся с ЗПР.
•
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного
процесса;
•
принцип доступности обучения предполагает построение обучения
обучающихся на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и
доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в
соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
•
принцип наглядности и занимательности обучения;
•
принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в
себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания,
умения и навыки, приобретенные детьми.
Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством
установления более тесных связей между специалистами образовательной организации.
Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
Программа «Развитие мыслительных операций и сенсорных процессов» разработана для обучающихся 5 - 9 класса МАОУ «СОШ №1 для обучающихся с задержкой
психического развития.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Важным для понимания учителями психолого-педагогических особенностей этой
категории обучающихся является обращение к понятию «задержка психического
развития», которое характеризует отставание в развитии психической деятельности
обучающегося в целом, обусловленное инфекцией, интоксикацией, травмой головного
мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями
эндокринной системы или другими хроническими соматическими заболеваниями.
Исследованиями отечественных ученых установлено, что задержка психического
развития проявляется у школьников в замедлении скорости приема сенсорной
информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий,
низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограни
ченности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости,
возбудимости или заторможенности, несформированности произвольной регуляции
поведения. Как правило, для указанной категории обучающихся характерны повышенная
истощаемость, сниженная работоспособность. Часто наблюдаются нарушения общей и
4
мелкой моторики, затруднения в координации движений. Отставание в речевом развитии
проявляется чаще всего в бедности словарного запаса, трудностях усвоения логикограмматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недостаточности.
Эти особенности развития, присущие в основном обучающимся, вызывают
значительные трудности в процессе обучения, вследствие чего в исследованиях
последних лет для характеристики этой группы обучающихся нередко используется
термин «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического
развития».
Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев
дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.
Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:
1. Парциальность психического недоразвития: у обучающихся с ЗПР, наряду с
нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные,
в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического
недоразвития.
Более того, в случае задержанного психического развития, как правило,
отмечается незрелость межсистемного взаимодействия психических процессов, которое
обеспечивает познавательную (интеллектуальную) деятельность.
2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР
могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней
образовательной организации при условии разумного распределения нагрузки,
организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.
3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: обучающиеся с ЗПР, как
правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в
виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации
учебной деятельности и т.п. Умственно отсталым обучающимся в случае затруднения
обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания
опосредованной помощи им недостаточно.
4. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных
навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом
действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначи
тельное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая
ситуация.
Таким образом, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и
личностном развитии, у обучающихся с задержкой психического развития сохранны
предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам
при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
На первичную и итоговую диагностики отводится 2- 4 занятия, на промежуточную диагностику – 2 занятия, в зависимости от возможностей обучающегося с ОВЗ и характера нарушений.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
•
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
•
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
•
Развитие у обучающихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
5
•
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать
общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
•
планирование материала от простого к сложному,
•
дозирование помощи педагога,
•
постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе учащегося.
Упражнения и задания, предлагаемые обучающимся выстроены так, что четко
прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объем материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются
одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6
направлений).
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся формируются группы, численностью 3 – 4 человека.
Количество занятий:
5-9 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю);
Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия
– 45 минут.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения
ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.
При поступлении обучающегося учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы психолого-педагогической диагностики обучающихся.
Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учительдефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающегося по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.
4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса.
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих
ценностных ориентиров:
−
готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
−
готовность и способность к реализации творческого потенциала в
духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовнонравственной установки «становиться лучше»;
−
формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре
и зле, должном и недопустимом;
−
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
6
самооценку своим и чужим поступкам;
−
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
−
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
−
осознает себя как обучающегося, заинтересованного посещением
образовательной организации;
−
проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятия соответствующих возрасту;
−
способность к осмыслению социального окружения и социальной роли
обучающегося;
−
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
−
самостоятельность в выполнении поручений;
−
понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
−
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
−
ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
−
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Метапредметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются
формирование следующих умений:
−
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы ее осуществления.
−
овладение способами выполнения заданий творческого
и поискового
характера.
−
умения планировать и контролировать, оценивать учебные действия,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
−
использование различных способов поиска (в справочных источниках,
открытом информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствие с задачами и технологиями
учебного предмета.
−
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
−
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
−
определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое
поведение и поведение окружающих.
−
умение работать в материальной и информационной среде.
−
овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений:
7
−
−
−
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире, математике и русском
языке;
−
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
−
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
−
решать логические задачи,
−
решать задания по русскому языку, математике, литературе согласно
требованиям АООП.
6.Содержание коррекционного курса.
Содержание коррекционных занятий направлено на коррекцию у обучающихся
пробелов в знаниях по основным предметам учебного плана (письмо и развитие речи,
математика) на основе практических заданий и дидактических игр.
Программа занятий включает следующие основные направления коррекционноразвивающей работы:
Направления работы
Основные задачи реализации содержания
1.
Сенсомоторное
развитие - развитие
зрительного анализа и
пространственного
восприятия элементов
букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа
зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших
двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов.
2. Формирование
- формирование умения ориентировки в схеме собственного
пространственных
тела;
представлений
- формирование умения ориентировки в ближайшем
окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь,
книга);
- развитие пространственногопраксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже
расположенных объектов.
3.
Развитие - тренировка произвольного запоминания зрительно
мнестических
воспринимаемых объектов;
процессов
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков,
слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие
- развитие слухо-моторной координации;
межанализаторных
- развитие зрительно-моторной координации;
систем, их
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной
взаимодействия
координации.
5.
Формирование - регуляция простейших двигательных актов;
функции
- формирования умения ориентировки в задании;
программирования и
- формирование умения планирования этапов выполнения
контроля собственной задания;
деятельности
- формирование основных способов самоконтроля каждого
этапа выполнения задания;
8
- формирования умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате;
- развитие умения действовать по схеме.
6.Развитие внимания
- развитие зрительного внимания;
-развитие произвольного внимания;
- развитие устойчивости, концентрации, повышение объема,
переключение внимания,
- развитие самоконтроля;
- развитие слухового внимания.
7.Развитие памяти
-расширение объема, устойчивости,
-формирование приемов запоминания,
-развитие смысловой памяти
- развитие слуховой памяти;
- развитие кратковременной памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие точности зрительной памяти;
- развитие непроизвольной (образной) памяти;
- развитие ассоциативной памяти;
- развитие наблюдательности;
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие двигательной памяти;
- развитие моторно-слуховой памяти;
- развитие тактильной памяти.
8.Развитие восприятия - пространственного, слухового восприятия;
- сенсомоторной координации;
- развитие целостности восприятия, формирование умения
классифицировать, включать части в целое, концентрировать
внимание;
- развитие восприятия геометрических фигур.
9.Развитие
- развитие зрительного воображения;
воображения
- развитие вербального (словесного) воображения;
- развитие творческих способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие образного (воссоздающего) воображения.
10. Интеллектуальное - развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения
развитие
существенных признаков;
- развитие скорости мышления;
- развитие образно-логического мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи;
развитие
образного
мышления,
геометрических
представлений,
конструктивных
пространственных
способностей практического плана;
- развитие понятийного мышления;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- коррекция мыслительных операций;
- развитие способности классифицировать явления по их
признакам.
11. Развитие связной - составление рассказа по картинке, серии картинок;
речи
- развитие диалогической речи;
- развитие монологической речи;
9
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
12.Формирование
-ликвидация пробелов знаний по учебным предметам
учебной мотивации
13.Формирование
-развитие коммуникативных способностей;
адекватной самооценки - развитие фантазии.
14. Формирование
элементарных
математических
представлений
- формирование представления о математической науке как
сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о
ее значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим
текстом
(анализировать,
извлекать
необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики,
проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным
разделам содержания;
- развитие практически значимых математических умений и
навыков, их применение к решению математических и
нематематических задач, предполагающее умения согласно с
АООП по математике.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом занятии используются задания и упражнения разных направлений
(от 4 до 6 направлений).
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления
познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ, формулируются психологопедагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию
потенциальных возможностей у обучающихся.
7. Тематическое планирование курса
№
1,2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
«Развитие мыслительных операций и сенсорных процессов»
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5- 8 класс
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Диагностическое обследование
Осень.
Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря
Нумерация.
Формирование математических
представлений, развитие мыслительных операций.
Текст. Тема текста. Основная мысль тек- Развитие речи, развитие мышления.
ста.
Порядок действий в примерах.
Формирование
Математических представлений
Сложение и вычитание двухзначных и Развитие мыслительных операций,
трехзначных чисел.
математических представлений.
Чтение рассказа.
Пополнение словарного запаса
Решение задач.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Лесные жители.
Развитие речи, развитие внимания.
Предложение. Знаки препинания в конце Развитие словаря, развитие мышлепредложения.
ния.
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Умножение и его компоненты.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Деление и его компоненты.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Правописание.
Развитие пространственной ориентировки, зрительного внимания.
Многоугольники.
Расширение математических
представлений, пополнение словарного запаса.
Умножение и деление трехзначных чи- Развитие вычислительных навыков,
сел.
развитие
мыслительных операций
Главные и второстепенные члены пред- Развитие речи, развитие мышления.
ложения. Основа предложения.
Аппликация из листьев.
Развитие воображения, мелкой моторики рук.
Удивительный подводный мир.
Развитие речи, воображения, мышления.
Решение логических задач.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Геометрические фигуры.
Развитие умения обобщать и классифицировать.
Части речи.
Расширение кругозора
Чтение рассказа.
Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса
Единицы измерения.
Развитие математических представлений.
Деревья. Листья.
Развитие речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения.
26
Обобщающее занятие.
27
Сравнение чисел.
28
Зима. Признаки зимы.
29
Единицы длины.
30
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Развитие памяти, развитие мыслительных операций.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Развитие речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения.
Развитие математических представлений.
Развитие речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения.
11
31,32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43,44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Состав слова. Значимые части слова. Развитие мыслительных операций.
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Умножение и деление многозначных чи- Развитие вычислительных навыков,
сел.
развитие
мыслительных операций
Рисунок «Узоры на окне».
Развитие воображения и мелкой моторики.
Единицы массы.
Развитие математических представлений.
Новый год. Письмо Деду Морозу.
Развитие речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения.
Правописание ъ и ь разделительных Развитие мыслительных операций.
знаков.
Отработка навыков чтения
Пополнение словаря.
ПДД зимой.
Развитие мыслительных операций,
развитие
внимания, развитие памяти.
Падежи.
Развитие памяти.
Правописание.
Развитие зрительного внимания.
Составление рассказа.
Развитие мыслительных операций,
пополнение
словаря
Решение примеров.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Охрана здоровья.
Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка.
Углы.
Расширение математических представлений, развитие словарного запаса
Решение примеров.
Развитие вычислительных навыков,
развитие
мыслительных операций
Наречие. Значение и употребление в ре- Развитие мыслительных операций,
чи.
пополнение
словаря
Чтение и подробный пересказ рассказа.
Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Луч. Прямая линия. Косая линия.
Расширение математических представлений, развитие словарного запаса
Название месяцев, дней недели.
Расширение кругозора, пополнение
запаса
знаний
Часы и циферблат.
Социально-бытовая
ориентировка,
развитие
Конструктивного мышления.
Приемы сложения, вычитания, умноже- Развитие мыслительных операций,
12
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67,68
ния и деления.
Местоимение.
Весна. Признаки весны.
развитие памяти.
Развитие речи, памяти и мышления.
Развитие речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, внимания, памяти.
Геометрическая форма.
Развитие
мыслительныхопераций,
развитие
памяти, формирование математических
представлений
Склонение имен существительных по Развитие памяти, мыслительных пропадежам.
цессов.
Рисунок «Весенняя пора».
Развитие речи, развитие восприятия,
развитие воображения, внимания,
памяти.
Отработка техники чтения.
Развитие речи, пополнение словарного запаса
Решение задач.
Развитие мыслительных операций,
развитие
памяти, формирование математических
представлений
Оригами.
Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения.
Решение уравнений.
Развитие памяти, мыслительных процессов.
Безударная гласная в корне слова.
Развитие словаря, развитие мыслительных
процессов, развитие памяти, развитие
речи
Решение примеров и задач.
Коррекция зрительного восприятия,
сенсорное развитие. Коррекция мыслительной деятельности.
Парные согласные в корне слова.
Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи.
Тангарам.
Развитие воображения, математических представлений, развитие речи.
Диагностическое обследование
«Развитие мыслительных операций и сенсорных процессов»
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
9 класс
№
1,2
3
Тема
Диагностическое обследование
Звуки и буквы
Сложение и вычитание трехзначных
чисел.
Основные виды учебной деятельности
Повторение алфавита, закрепление знаний о согласных и гласных звуках, закрепить сложение и вычитание трехзначных чисел.
13
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Имя существительное
Компоненты сложения и вычитания
Развитие внимания, зрительно-моторной
координации
Закрепление понятия имени существительного
Умение находить одушевленное и
неодушевленное существительное
Правильно находить и называть компоненты сложения и вычитания
Число имени существительного
Развитие внимания, развитие умения
Устные вычисления
устно вычислять и определять число
существительного.
Род имен существительных
Развитие внимания, развитие анализа и
Порядок выполнения действий в вы- синтеза, логических операций, умения
ражении
определять род имен существительных и
порядок действий в выражении.
Падежи имен существительных
Развитие внимания, развитие анализа и
Единицы измерения
синтеза, умения определять падеж имен
существительных и знания единиц измерения.
Имя прилагательное
Развитие внимания, закрепления знаний
Единицы времени
об имени прилагательном, единицах
времени.
Род, число и падеж имен прилагатель- Развитие слуховой памяти, умения дифных
ференцировать единицы измерения. РазЕдиницы стоимости
витие речи и мышления через умение
сравнивать числа
Глагол
Развитие слуховой памяти, закрепление
Периметр прямоугольника и квадрата знаний об глаголе, умение определять
периметр прямоугольника и квадрата
Изменение глаголов по числам
Развитие слуховой памяти, умение изБуквенные выражения
менять глаголы по числам, умение решать буквенные выражения.
Глагол. Неопределенная форма глагола Развитие зрительной памяти посред(инфинитив).
ством запоминания ряда букв и звуков,
Уравнение.
расположенных в определённом порядке. Закрепление умения определять инфинитив.
Отработка навыков решения уравнений.
Изменение глаголов по временам
Уравнение
Развитие логического мышления через
поиск закономерностей, моторной деятельности. Закрепление умения изменять глаголы по временам. Закрепить
умения решать уравнения.
Местоимение
Развитие зрительной памяти посредСложение и вычитание чисел от 1 до ством запоминания ряда букв и звуков,
100
расположенных в определённом порядке. Закрепление знаний об местоимениях. Умение складывать и вычитать числа
от 1 до 100.
14
15
16
Изменение местоимений по числам
Развитие воображения, умение изменять
Конкретный смысл действия умноже- местоимения по числам. Закрепление
ния
понимания конкретного смысла действия умножения.
Предлог и союз
Развитие воображения. Закрепление
Конкретный смысл действия деления знаний о предлоге и союзе. Закрепление
понимания конкретного смысла действия деления.
17
Состав слова
Компоненты умножения и деления
18
Непроизносимые согласные
Табличное умножение и деление на 2 и
на 3
19
Имя числительное
Решение задач на увеличение или
уменьшение в несколько раз
20
Предложение. Главные члены предложения.
Решение задач на кратное сравнение
21
Предложение. Второстепенные члены
предложения.
Задачи на нахождение произведения.
22
Предложение с однородными членами
Задачи на деление на равные части
23
Постановка запятой в предложении с
однородными членами
Задачи на деление по содержанию
Развитие быстроты реакции, слухового
восприятия, ассоциативного мышления
через понимание музыки. Умение разбирать слово по составу.
Закрепление понимания компонентов
умножения и деления.
Развитие быстроты реакции, анализа и
синтеза при проверке слов, расшифровки ребусов.
Закрепить умение правильного написания слов с непроизносимыми согласными.
Закрепление табличного умножения на 2
и на 3.
Развитие внимания, схематического
мышления, ассоциативного мышления.
Закрепления знаний об имени числительном.
Закрепление умения решать задачи на
увеличение или уменьшение в несколько
раз.
Развитие внимания, развитие анализа и
синтеза через подбор частей фигур.
Закрепление знаний об предложениях и
его главных членах.
Закрепление умения решать задачи на
кратное сравнение.
Развитие внимания посредством подбора
цифр и букв. Закрепление знаний об
предложениях и его второстепенных
членах. Закрепление умения решать задачи на нахождение произведения.
Развитие внимания, операций сравнения,
зрительно-моторной координации, словесно-логического мышления. Закрепление знаний о предложениях с однородными членами, умение их находить. Закрепление умения решать задачи на деление на равные части.
Развитие слуховой памяти, сенсомоторных функций. Закрепление умения расставлять запятые в предложении с однородными членами. Закрепление умения
15
решать задачи на деление по содержанию.
24
25
26
27
28
29
30
31
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце
слова и перед согласными
Решение составных задач (решение
задач в 2 действия). Составные задачи
на нахождение суммы.
Развитие слуховой памяти, анализа и
синтеза при составлении слов. Закрепление умений правильно писать слова с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными.
Закрепление умения решать составные
задачи (решение задач в 2 действия).
Безударные гласные в корне слова.
Развитие зрительной памяти, пространСоставные задачи на приведение к ственного восприятия, логики. Закрепединице
ление правописания безударных гласных в корне слова. Закрепление умения
решать составные задачи на приведение
к единице
Падежи имен существительных
Развитие зрительной памяти, фонематиСоставные задачи на нахождение ческого анализа и синтеза. Повторение
уменьшаемого вычитаемого разности падежей имен существительных. Закрепление умения решать составные задачи на нахождение уменьшаемого вычитаемого разности.
Три склонения имен существительных Развитие мыслительных операций через
Составные задачи на разностное срав- поиск закономерностей. Закрепление
нение
знаний о трех склонениях имен существительных.
Закрепление умения решать задачи на
разностное сравнение
Правописание падежных окончаний Развитие мыслительных операций через
имен существительных
поиск закономерностей. Закрепление
Составные задачи на кратное сравне- правописания падежных окончаний
ние
имен существительных.
Закрепление умений решать составные
задачи на кратное сравнение.
Имя прилагательное. Род, число и па- Развитие
воображения,
зрительнодеж имен прилагательных
моторной координации, понимания пеСоставные задачи на нахождение сум- реносного смысла, решения ребусов.
мы двух произведений
Вспомнить и закрепить знания об имени
прилагательном, его родах, числах и падежах. Закрепить умения решать составные задачи на нахождение суммы двух
произведений
Правописание падежных окончаний Развитие
воображения,
зрительноимен прилагательных
моторной координации, понимания пеСоставные задачи на деление суммы реносного смысла, решения ребусов.
на число.
Закрепление правописание падежных
окончаний имен прилагательных.
Закрепление умения решать составные
задачи на деление суммы на число.
Местоимение
Развитие быстроты реакции, умения
16
Решение задач
32
33
34
35
36
37
устанавливать закономерности, анализа
и синтеза через подстановку букв, цифр,
деление рисунка на геометрические фигуры. Повторение и закрепление знаний
об местоимении. Закрепление умений
решать задачи.
Изменение местоимений по числам
Развитие быстроты реакции, умения
Решение задач
устанавливать закономерности, анализа
и синтеза через подстановку букв, цифр,
деление рисунка на геометрические фигуры.
Закрепление умений изменять местоимения по числам и решать задачи.
Изменение местоимений 3 лица ед. ч. Развитие внимания, анализа и синтеза
по родам.
при составлении фигур, установления
Периметр фигуры
аналогий, критического мышления,
установления причинно-следственных
связей.
Закрепление умения изменять местоимения 3 лица ед. ч. по родам.
Умение определять периметр фигуры
Изменение личных местоимений по Развитие внимания, анализа и синтеза
падежам.
при составлении фигур, установления
Площадь фигуры
аналогий, критического мышления,
установления причинно-следственных
связей.
Закрепление умения изменять личные
местоимения по падежам.
Умение определять площадь фигуры.
Наречие
Развитие переключаемости, внимания,
Величины
анализа и синтеза.
Закрепления знаний о наречиях.
Закрепления знаний о величинах и умение их определять.
Предлог и союз
Развитие переключаемости, внимания,
Сложение и вычитание чисел от 1 до анализа и синтеза.
1000
Повторение и закрепление знаний о
предлогах и союзах, их нахождение в
тексте.
Закрепление умений слаживать и вычитать числа от 1 до 1000
Имя числительное
Развитие слуховой памяти, сенсомоторПисьменное умножение двухзначного ной координации, восприятия, наглядночисла на однозначное
образного мышления, логического мышления.
Повторение и закрепление знаний о числительных.
Закрепление
умений
письменного
умножения двухзначного числа на однозначное
17
38
39
40
41
42
43
44
45
Изменение глаголов по временам
Развитие слуховой памяти, сенсомоторПисьменное деление двузначного чис- ной координации, восприятия, нагляднола на однозначное
образного мышления, логического мышления.
Закрепление умения изменять глаголы
по временам.
Закрепление умения письменного деления двузначного числа на однозначное.
Изменение глаголов по лицам
Развитие зрительной памяти, анализа и
Умножение трехзначного числа на од- синтеза.
нозначное
Закрепление умений изменять глаголы
по лицам.
Закреплять умение умножать трехзначное число на однозначное.
Спряжение глаголов
Развитие зрительной памяти, анализа и
Деление трехзначного числа на одно- синтеза.
значное
Закрепление умения спрягать глаголы.
Закреплять умение делить трехзначное
число на однозначное.
Безударная гласная в корне слова
Развитие операции поиска закономерноЗадачи на движение
стей через решение анаграмм. Закрепление умения решать задачи на движение.
Развивать
понимание
прочитанного.Знание правил правописания безударной гласной в корне слова
Парные согласные в слабой позиции. Развитие операции поиска закономерноСложение и вычитание многозначных стей через решение анаграмм.
чисел
Закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа.
Знание правил правописания парных согласных в слабой позиции.
Непроизносимые согласные
Развитие воображении, анализа и синтеСложение и вычитание многозначных за при поиске многоугольников, сенсочисел
моторной координации при работе со
спичками.
Закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа.
Знание правил правописания непроизносимых согласных
Правописание слов с удвоенными со- Развитие воображении, анализа и синтегласными
за.
Умножение многозначных чисел
Знание правил правописания слов с
удвоенными согласными.
Умение умножать многозначные числа.
Повторение пройденных правил
Деление многозначных чисел.
Развитие быстроты реакции через разгадывание шифра, логического мышления
через решение задач.
Закрепить знания правил правописания
за 4 класс.
Уметь делить многозначные числа.
18
46
Буквы О и А в корнях –ЛАГ и -ЛОЖ
Развитие быстроты реакции, через доПисьменное умножение на двузначное полнение фразеологизмов.
число
Закрепление правописания букв О и А в
корнях –ЛАГ и –ЛОЖ.
Закрепление умений письменно умножать на двузначное число.
47
Буква О и А в корнях –РАСТ и -РОС
Развитие внимания, анализа и синтеза
Письменное деление на двузначное при подборе фигур, логического мышчисло
ления при решении задач.
Закрепление правописания букв О и А в
корнях –РАСТ и –РОС.
Закрепление умений письменно делить
на двузначное число.
48
Буквы Ё и О после шипящих в корне
Развитие внимания при определении
Письменное умножение на трехзнач- времени на стрелочных часах, развитие
ное число
образного мышления, расширение кругозора.
Закрепление правописания букв Ё и О
после шипящих в корне.
Закрепление умений письменно умножать на трехзначное число.
Буквы Ы и И после Ц
Развитие внимания при определении
Письменное деление на трехзначное времени на стрелочных часах, развитие
число
образного мышления, расширение кругозора.
Закрепление правописания букв Ы иИ
после Ц.
Закрепление умений письменно делить
на трехзначное число
Правописание гласных в приставках
Развитие внимания при определении
Примеры на сложение, вычитание, времени на стрелочных часах, развитие
умножение и деление.
образного мышления, расширение кругозора.
Закрепление знаний правильного правописания гласных в приставках.
Закрепление умений решать примеры на
сложение, вычитание, умножение и деление.
Правописание приставок
Развитие слуховой памяти, развитие лоСравнение числа и выражения
гического мышления на материале задач.
Закрепление правильного правописания
приставок.
Закрепление умения сравнивать числа и
выражения.
49
50
51
19
52
Буквы З и С на конце приставок
Восстановите последовательность
53
Правописание гласных в падежных
окончаниях имен существительных.
Приемы умножения
54
Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных на - ИЯ,
-ИЙ,- ИЕ.
Примеры на свойства умножения
55
Правописание О-Е после шипящих и Ц
в окончаниях имен существительных.
56
Имена собственные.
57
Правописание гласных в окончаниях Развитие воображения, развитие анализа
имен прилагательных.
и синтеза через разбор изографов, решение ребусов.
Закрепление правописания гласных в
окончаниях имен прилагательных.
Закрепление знаний правильно округлять числа.
Краткие прилагательные.
Развитие воображения, развитие анализа
Умножение на 10,100,1000,10000
и синтеза через разбор изографов, решение ребусов.
Закрепление правильного правописания
кратких прилагательных.
Закрепление знаний правильного умножения на 10,100,1000,10000.
58
Развитие слуховой памяти, расширение
словарного запаса,
Закрепление правильного правописания
букв З и С на конце приставок.
Закрепление умения анализировать цифровую последовательность и вставлять
пропущенные цифры.
Развитие зрительной памяти, развитие
анализа и синтеза через поиск одинаковых фигур, частей и целого
Закрепление правописания гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
Закрепление умения решать примеры,
используя приемы умножения.
Развитие зрительной памяти, развитие
словесно-логического мышления через
фразеологизмы.
Закрепление правописания гласных в
падежных окончаниях существительных
на - ИЯ, -ИЙ,- ИЕ.
Закрепление умений решать примеры на
свойства умножения.
Развитие умения устанавливать закономерности,
Закрепление правописания О-Е после
шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Развитие умения устанавливать закономерности,
Закрепить правописание имен собственных.
20
59
НЕ с глаголами.
60
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме и во втором лице
единственного числа глаголов
Деление на 10,100,1000, 10000
61
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
62
Буквы Е и И в корнях с чередованием.
63
Суффиксы глаголов прошедшего вре- Развитие внимания на основе головомени.
ломки, развитие критичности мышления, расширение кругозора, развитие
словарного запаса.
Закрепление правописания суффиксов
глаголов прошедшего времени.
Личные окончания глаголов.
Развитие внимания на основе головоломки, развитие критичности мышления, расширение кругозора, развитие
словарного запаса.
Закрепление
правописания
личных
окончаний глаголов.
Главные и второстепенные члены Развитие слуховой памяти, распределепредложения.
ния внимания, абстрактного мышления.
Закреплять умения находить главные и
второстепенные члены предложения и
обозначать их в тексте.
64
65
66
Однородные члены предложения.
67,68
Итоговое обследование
Развитие быстроты реакции, развитие
анализа и синтеза через прохождение
лабиринта, Развитие памяти, наглядного
мышления.
Закрепление правильного правописания
НЕ с глаголами.
Развитие быстроты реакции, развитие
анализа и синтеза через прохождение
лабиринта, Развитие памяти, наглядного
мышления.
Закрепление правильного написания
мягкого знака после шипящих в неопределенной форме и во втором лице единственного числа глаголов
Закрепление
умений
делить
на
10,100,1000, 10000
Развитие внимания через прохождение
лабиринта, разгадывание шифра, работы
с числами и со словами.
Закрепление правильного написания
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Развитие внимания через прохождение
лабиринта, разгадывание шифра, работы
с числами и со словами.
Закрепление правописания букв Е и И в
корнях с чередованием.
Развитие слуховой памяти, распределения внимания, абстрактного мышления.
Закрепление знаний об однородных членах предложения и их обозначении на
письме.
21
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают
соблюдение:
✓
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к
освещению, к воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;
✓
санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в соответствии с ростовозрастными и медицинским показаниями;
✓
условий пожарной и электробезопасности.
✓
возможность к беспрепятственному доступу к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения;
Учебно-методический комплекс
Специальным условиям для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является использование для обучающихся специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов.
Письмо и развитие речи
Комплекты наглядных пособий:
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Правописание предлогов
2.Гласные звуки и буквы
3.Согласные звуки и буквы
4.Правописание согласных в корне
5.Правописание безударных гласных в корне
6.Члены предложения
7.Гласные после шипящих
8.Сочетания букв.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Части речи
2.Разделительный Ь
3.Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.Разбор слова по составу.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Ь после шипящих
2.Правописание непроизносимых согласных в корне
3.Род имён существительных
4.Род имён прилагательных
5.Число имён прилагательных
6.Правописание окончаний имён прилагательных
7.Правописание НЕ с глаголами
8.Части речи
9.Разделительный Ъ
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц (основные правила и понятия)
1.Части речи
2.Состав слова
3.Члены предложения
4.Образец фонетического разбора
22
5.Алфавит (азбука)
6.Приставки пиши слитно
7.Суффиксы
Издательство «Экзамен», 2004г.
Математика
Демонстрационное оборудование
1.
Числа от 1 до 20
2.
Числа от 1 до 100
3.
Вычитание чисел от 1 до100
4.
Таблица сложения
5.
Таблица умножения
6.
Латинский алфавит
7.
Время
8.
Меры величин
9.
Найди долю
10.
Лабиринт
11.
Решение задач.
12.
Задача
13.
Сравнение чисел
14.
Свойства арифметических действий. Сложение Вычитание.
15.
Свойства арифметических действий Умножение.
16.
Прямая Луч. Отрезок.
17.
Многоугольники
18.
Приемы устных вычислений
19.
Порядок действий в выражение без скобок
20.
Порядок действий в выражениях со скобками
21.
Умножение и деление
22.
Умножение и деление с единицей и нулем
23.
Деление с остатком
24.
Приемы внетабличного умножения
25.
Приемы внетабличного деления двузначного числа на однозначное
26.
Деление на двузначное число.
27.
Дроби. У козленка день
28.
Обыкновенные дроби
29.
Десятичные дроби
30.
Единицы длины, площади, объема
31.
Правильная посадка во время занятий
32.
Гимнастика для глаз
33.
Меры величин
34.
Компьютер и безопасность
Модель часов (демонстрационная)
Комплект таблиц демонстрационный «Математика» -32шт.
Метр демонстрационный.
Учебные пособия
Комплект цифр, букв и знаков.
Учебное пособие «Геометрические тела».
Учебное пособие «Дроби».
Таблица классов и разрядов
Магнитный набор цифр, букв, знаков демонстрационный
23