ЗПР 5-8 класс логопед

1. Пояснительная записка
Программа по коррекции нарушений письменной речи является программой
социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление и
коррекцию нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями
здоровья с задержкой психического развития.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 года №287;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ
№1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Данная программа предполагает проведение комплексных занятий по развитию
звуковой (фонематической) и смысловой стороны речи, коррекцию письменной речи
обучающихся. Программа предназначена для занятий с обучающимися 5–8 классов,
имеющих нарушение письменной речи. Программа логопедических занятий способствует:
−
развитию положительной мотивации, устойчивого познавательного
интереса к логопедическим занятиям;
−
развитию познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти,
внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
−
развитию графомоторного навыка и мелкой моторики;
−
коррекции навыков письма;
−
развитию саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет
первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый
план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность
контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
−
коррекции поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Целью логопедических занятий является создание условий для коррекции
нарушений (недостатков) письменной речи и усвоения орфографических знаний, умений
и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических
функций у обучающихся.
Задачи:
1.
Обучающие:
2

−
формировать навык запоминания и применения грамматического правила
по алгоритму;
−
совершенствовать навык грамотного письма.
2.
Развивающие:
−
развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического,
морфемного, морфологического);
−
развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
−
развивать неречевые психические функции: произвольное внимание,
память.
3.
Воспитательные:
−
совершенствовать основные учебные навыки;
−
воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
−
воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
−
воспитывать интерес к родному языку.
2. Общая характеристика логопедических занятий
Программа составлена для реализации логопедических занятий по коррекции
письменной речи обучающихся. Обучение по данной программе дает возможность
сформировать у обучающихся познавательную мотивацию, которая выражается в
осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого
способствует
оптимизации
корригирующего
обучения
–
коммуникативная
направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Коррекция нарушений письменной речи обучающихся требует организации
специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального
коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических
занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций
ПМПК.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется
различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них
наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций
фонематического
анализа
и
синтеза,
фонематических
дифференцировок,
лексикограмматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок,
зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим
ошибкам на письме.
Работа по исправлению нарушений строится с учётом возрастных особенностей
обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в
учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал
в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
−
упражнения для развития артикуляционной моторики;
−
упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
−
дыхательная гимнастика;
3

−
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
−
формирование фонематических процессов;
−
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
−
работа над предложением, текстом;
−
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа предполагает повторение лексической тематики в каждом
классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового
анализа и синтеза.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое
обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся;
мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП
образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого
развития. Для этих целей проводятся:
−
индивидуально организованное обследование;
−
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы);
−
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
−
изучение работ ребенка (тетради).
Логопедическое занятие состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики,
лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу
полученных знаний в навыки по применению и осмысленному использованию
письменных средств.
3. Описание места логопедических занятий в учебном плане
В соответствии с данной программой логопедические занятия проводятся 2 раза в
неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 68 занятий в 5-8 классах в
соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося
Продолжительность занятий составляет 40 минут (Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»).
4. Описание ценностных ориентиров содержания логопедических занятий
Речь включает в себя знание родного языка, грамотное построение высказываний,
развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в
обществе, то есть дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности
ребёнка.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как
проявление высшей человеческой способности – любви).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
4

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности
и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
логопедических занятий
Личностные результаты:
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
5

1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3)
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4)
использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5)
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и
объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10)
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11)
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметные результаты:
1)
активное пользование различными способами словообразования;
2)
владение навыками усвоения морфологического состава слова: корня,
окончания, приставки, суффикса;
3)
раздельное написание предлогов со словами;
4)
использование в речи различных конструкций предложений;
5)
использование в речи различных предложений: повествовательные,
вопросительные, восклицательные;
6)
владение словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями
предложений различных синтаксических конструкций;
7)
построение связного высказывания, программирование смысла и смысловой
культуры высказывания;
6

формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
построение связного высказывания;
развитие звуковой (фонетической) стороны речи;
пополнение лексического запаса и грамматического строя речи;
устранение специфических ошибок письма и чтения.
6. Содержание логопедических занятий
Диагностика. Тестирование.
Обследование неречевых психических функций. Обследование умения
концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное
внимание и память. Обследование состояния устной и письменной речи.
Развитие и уточнение пространственных представлений. Правописание
существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и
предлогов («справа», «слева», «вперёд», «около» и т.п).
Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели Времена года.
Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья.
Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го
ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация
согласных по глухости звонкости. Заглавная буква в начале предложения. Правила
написания предложения.
Однокоренные слова. Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие
умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы
Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.
Безударные гласные в корне слова. Анализ и комментирование орфограмм в корне
слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.
Звонкие и глухие согласные Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих
согласных.
Непроизносимые согласные Анализ и комментирование орфограммы.
Правила переноса Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.
Словарные слова Анализ и комментирование орфограммы.
Двойные согласные Анализ и комментирование орфограммы.
Проверочные работы Слуховые диктанты. Работа с карточками.
Слово. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Синонимы. Антонимы.
Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.
Морфология. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Изменение
существительных по падежам и числам. Склонение существительных.
Глагол. Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Времена
глагола. Спряжения глаголов.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Изменение
прилагательных по родам и числам. Согласование прилагательных с существительными.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и
числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами.
Служебные части речи. Предлог. Союз.
8)
9)
10)
11)
12)

7

Повторение. Проверочные работы. Анализ и комментирование орфограмм имени
существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм
местоимения.
Обследование. Выполнение диагностических работ.
7. Тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письменной речи»
5 класс
Тема занятия
1-2 Обследования устной и письменной речи.
3 Дифференциация понятий «слово», «словосочетание»,
«предложение». Признаки предложения .
4-5 Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
6-7 Слоговой анализ и синтез слов.
8 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
9 Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными АЯ.
10 Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ОЁ.
11 Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными УЮ.
12 Мягкие согласные звуки перед гласной Е.
13 Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
14 Мягкий знак в конце слова.
15 Мягкий знак в середине слова.
16- Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
18
19- Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'
20
21- Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'
22
23- Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'
24
25- Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'
26
27- Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш
28
29 Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ
30 Состав слова. Корень слова.
31 Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.
32 Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова.
8

Кол-во
часов
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
2
2
2
2
1
1
1
1

33
3435
36
37

Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.
Суффикс, суффиксальный способ образования слов.

Приставка, приставочный способ образования слов.
Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
38- Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к
40 безударным гласным в корне.
41- Сомнительные и непроизносимые согласные
42
43 Соотнесение предлогов и глагольных приставок
44 Слитное написание слов с приставками.
45 Раздельное написание слов с предлогами.
46- Дифференциация предлогов и приставок.
47
48 Согласование глаголов с именами существительными в числе.
49 Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.
50 Согласование глаголов с именами существительными в роде.
51 Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
52 Управление. Родительный падеж.
52 Управление. Дательный падеж.
54 Управление. Винительный падеж
55 Управление. Творительный падеж.
56 Управление. Предложный падеж.
57- Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
58
59 Определение лексического значения слов.
60 Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в
контексте.
61 Однозначные и многозначные слова.
62 Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с
кроссвордами.
63 Омонимы.
64 Антонимы. Подбор антонимов к слову.
65 Нахождение антонимов в тексте.
66 Синонимы. Подбор синонимов к слову.
67- Обследование устной и письменной речи.
68
ИТОГО

1
2
1
1
3
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
68

6 класс
Тема занятия
1

Речь. Предложение. Слово.
9

Кол-во
часов
1

2
3-4
5
6
7
8
9
10
1112
13
14
1516
1718
19

Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
Слоговой анализ и синтез слов.
Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
Состав слова. Корень слова.
Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

1
2
1
1
1
1
1
1
2

Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова.
Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.
Суффикс, суффиксальный способ образования слов. Значение суффиксов.

1
1
2

Приставка, приставочный способ образования слов. Значение приставок.

2

Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
20- Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к
21 безударным гласным в корне.
22- Сомнительные и непроизносимые согласные
23
24 Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
25 Слитное написание слов с приставками.
26 Раздельное написание слов с предлогами.
27 Дифференциация предлогов и приставок.
28 Согласование глаголов с именами существительными в числе.
29 Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.
30 Согласование глаголов с именами существительными в роде.
31 Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
32 Управление. Родительный падеж.
33 Управление. Дательный падеж.
34 Управление. Винительный падеж
35 Управление. Творительный падеж.
36 Управление. Предложный падеж.
37 Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
38- Определение лексического значения слов.
39
40 Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в
контексте.
41 Однозначные и многозначные слова.
42- Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с
43 кроссвордами
44 Омонимы.
10

1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1

45
46
47
48
4950
51
5253
5455
5657
5859
60
61

62
63
64
65
66
6768

Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.
Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного
повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение загадок.

1
1
1
1
2

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов в
тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.
Крылатые слова и выражения.

2

Пословицы и поговорки.

2

Предложение. Признаки предложения.
Смысловая и интонационная законченность
повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных
предложений.
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Составление предложений из слов, данных в начальной
форме. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений по картинке с использованием опорных
слов. Грамматическое оформление предложений.
Обследование устной и письменной речи.

1
1

ИТОГО

68

1
2

2

1
1
1
1
1
2

7 класс
№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
1011

Кол-во
часов
Речь. Предложение. Слово.
1
Имя существительное. Значение имён существительных в речи.
1
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
1
Глагол. Изменение глаголов по временам.
1
Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде.
2
Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.
1
Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе,
2
роде, падеже..
Распространение предложений путем включения в него имен
2
прилагательных.
Тема занятия

11

1213
1415
1617
1819
2021
2223
2425
26
27
2829
3031
3233
3435
3637
3839
4042
4344
4547
4850
5153
5456
5759
60-

Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений в
речи.
Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами.

2

Однозначные и многозначные слова.

2

Антонимы. Употребление антонимов в тексте.

2

Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.

2

Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование
употребления фразеологизма в тексте.
Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных
по интонации.
Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте
предложений, различных по цели высказывания.
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

2

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

2

Составление предложений по картине с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов,
схемы. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный
текст.
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ
предложений на письме.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными
предложениями.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными
предложениями
Работа с деформированными предложениями. Грамматическое
оформление предложений с пропущенными словами.
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.
Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.

2

12

2

2

1
1
2
2
2

2
3
2
3

3

3
3
3
4

63 Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ
составленных текстов.
64 Контрольный срез
65- Заключительное занятие
66
67- Обследование устной и письменной речи.
68
ИТОГО:

1
2
2
68

8 класс
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
1011
1213
1416
1719
2022
2324
2526
2728
2930
3132
3334
3536
3739

Тема занятия
Речь. Предложение. Слово.
Выделение признаков связного текста. Тема текста.
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной
мысли текста.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое
оформление. Анализ составленных текстов.
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текстаповествования. Схема построения повествовательного текста
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения
описания.
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема
построения рассуждения
Составление плана текста с обозначенными частями.

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
3
3
3
2

Деление текста на части. Работа над планом.

2

Редактирование текста

2

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы.
Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинноследственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по
графическим (знаковым) схемам.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы,
графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного
характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной
картинки. Составление плана пересказа.

2

13

2
2
2
3

40- Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и
41 последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок,
опорных слов-действий.
42- Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
43
44- Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
45
46- Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
47
48- Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана
49 рассказа.
50- Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана
51 рассказа.
52- Устное сочинение. Составление самостоятельных связных
53 высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.
26 Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.
54- Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.
55
56- Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
57
58- Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план59 вопросы.
60- Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного
61 характера по предложенным предметам (картинкам) с
использованием графических (знаковых) схем, вопросов.
62- Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с
62 использованием опорных слов.
64- Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений
65 с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.
66 Заключительное занятие
67- Обследование устной и письменной речи.
68
ИТОГО
8. Материально-техническое обеспечение

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
1
2
68

Специальным условиям для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья является использование для обучающихся специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов.
Комплект таблиц «Русский язык» включает:
1.
Правописание предлогов.
2.
Гласные звуки и буквы.
3.
Согласные звуки и буквы.
4.
Правописание согласных в корне.
5.
Правописание безударных гласных в корне.
6.
Члены предложения.
7.
Гласные после шипящих.
8.
Сочетания букв.
14

9.
Ь после шипящих.
10.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
11.
Род имён существительных.
12.
Род имён прилагательных.
13.
Число имён прилагательных.
14.
Правописание окончаний имён прилагательных.
15.
Правописание НЕ с глаголами.
16.
Части речи.
17.
Разделительный Ъ.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык» включает:
1.
Части речи.
2.
Разделительный Ь.
3.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
4.
Разбор слова по составу.
5.
Части речи.
6.
Состав слова.
7.
Члены предложения.
8.
Образец фонетического разбора.
9.
Алфавит (азбука).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».