1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся 4 класса
разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
–
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
–
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
–
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
–
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных
уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей,
демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Общая характеристика учебного предмета
2.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира.
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них
готовности
к
использованию
полученных
знаний
на
практике,
при
решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом
преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет
повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми
сведениями.
Содержание
разделов
представлено
с
учетом
возрастных
особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям.
После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих
операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих
навыков.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем
ближайшем
окружении
и
повышении
уровня
самостоятельности
в
процессе
самообслуживания.
Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с
другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа
представлена следующими разделами «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела»,
«Одевание и раздевание. Обращение с одеждой, обувью и головными уборами», «Прием
пищи».
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в
соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 34 часа, 1
час в неделю.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:
⎯ сообщения новых знаний;
⎯ закрепления полученных знаний и умений;
⎯ упражнение;
⎯ обобщение полученных знаний, умений и навыков;
⎯ проверки и оценки знаний, умений и навыков;
⎯ повторение полученных знаний;
⎯ комбинированный.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
⎯ Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества;
⎯ Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм;
⎯ Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
⎯ Человечество как многообразие народов;
⎯ Экологическое воспитание;
⎯ Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России;
⎯ Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности;
⎯ Здоровый образ жизни;
⎯ Ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию,
к самому себе и окружающим людям.
5.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности
к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2.
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3.
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4.
формирование уважительного отношения к окружающим;
5.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6.
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10.
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
1.
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале:
2.
иметь представления о собственном теле;
3.
отнесение себя к определенному полу;
4.
умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания;
5.
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы;
6.
представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям;
7.
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей;
8.
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;
9.
умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
10.
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами;
11.
умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
12.
иметь представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Учащиеся должны знать:
⎯
основные части тела человека (голова, туловище, руки, ноги);
⎯
более детальные части тела (нос, рот, уши);
⎯
обращение с одеждой, обувью и головными уборами;
⎯
процесс одевания и раздевания;
⎯
назначение видов обуви;
⎯
столовые приборы;
⎯
использование столовых приборов во время еды;
⎯
сервировка стола;
⎯
правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться
столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу.
Учащиеся должны уметь:
⎯
умение выполнять инструкции педагога;
⎯
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
⎯
умение выполнять действия по образцу, инструкции и по подражанию.
6. Содержание учебного предмета
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание. Обращение с одеждой, обувью и
головными уборами», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» (9 ч.)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела
(голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши,
шея, лицо). Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). Узнавание
(различение) частей лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание
(различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание своего имени.
Умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя.
Раздел «Гигиена тела» (8 ч.)
Нужды
человека.
Сидение
на
унитазе.
Пользование
туалетной
бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание одежды, поднимание
одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды, мытьё рук.
Раздел «Одевание и раздевание.
Обращение с одеждой, обувью и головными уборами» (8 ч.)
Узнавание видов одежды (школьная, домашняя, спортивная, праздничная).
Узнавание видов обуви (уличная, сменная, спортивная, домашняя). Различение видов
обуви. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: рукав, воротник, манжеты,
пуговицы, молнии, заклёпки. Знание назначения видов обуви: праздничная (выходная),
спортивная, школьная (вторая обувь). Знание назначения головных уборов. Правила
хранения и ухода за одеждой (выворачивание, складывание, вывешивание на плечики) и
обувью (чистка). Стирка и хранение одежды. Практические упражнения в одевании и
обувании. Принятие процесса одевания и раздевания. Участие в процессе одевания и
раздевания. Последовательность действий при одевании и раздевании на прогулку в
разное время года. Виды застежек. Расстёгивание (развязывание) застёжек на одежде.
Различение правого и левого ботинка. Расстёгивание (развязывание) застёжек на обуви.
Раздел «Прием пищи» (5 ч.)
Знакомство с овощами и фруктами. Вредная и полезная пища. Посуда.
Столовые приборы. Использование во время еды столовых приборов. Сервировка стола.
Посуда (чашка, стакан, тарелка, блюдце). Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана) Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда
ложкой. Еда вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание
пищи в тарелку. Различение съедобного и несъедобного.
Раздел «Семья» (4ч.)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Имена близких родственников. Обязанности членов семьи. Формирование знания о
действиях взрослых и детей в быту (например, мама убирает, ребёнок помогает).
7.
№
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов
Кол-во
Виды деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
часов
«Представления о себе» (9 ч.)
Мальчики
и
девочки
1
Рассматривание картинок по теме,
(различение).
просмотр развивающего мультфильма.
Я
–
мальчик
(девочка)
1
Рассматривание
изображений,
Идентификация своей половой
нахождение пиктограммы и картинок.
принадлежности.
Дифференциация изображений с
1
Рассматривание
изображений,
отличиями во внешнем облике
нахождение пиктограммы и картинок.
мальчика и девочки.
Узнавания по фотографии и в
1
Соотнесение себя с изображением.
зеркале своего изображения.
Части лица человека: глаза,
1
Рассматривание картинок по теме,
брови, нос, лоб.
просмотр развивающего мультфильма.
Мимическая
гимнастика.
Мой рот (губы, язык, зубы).
1
Рассматривание
себя
в
зеркало,
артикуляторная гимнастика.
Части тела – руки (локоть,
1
Узнавание частей тела. Узнавание
ладонь, пальцы, пятка).
части тела, как части собственного
тела. Формирование схемы тела.
Части тела – (колено, ступня,
1
Рассматривание картинок по теме,
пальцы).
просмотр развивающего мультфильма.
Мимическая
гимнастика.
Части тела – (спина, живот).
1
Рассматривание себя в зеркало.
«Гигиена тела» (8 ч.)
Мы
в
ванной
комнате
1
Рассматривание картинок по теме,
(атрибуты).
Назначение
просмотр развивающего мультфильма.
умывальных принадлежностей.
Рассматривание
умывальных
принадлежностей.
Мои глаза. Гигиена зрения.
1
Представление о глазах, показ на себе,
отождествление себя в зеркале, на
фотографии, упражнения для глаз.
Рассматривание картинок по теме,
просмотр развивающего мультфильма.
Назначение средств по уходу за
1
Рассматривание средств ухода за телом.
телом их соотнесение.
Подбор картинок к предметам.
Практические действия «Мытье
1
Выбор средств для мытья куклы, мытье
куклы».
куклы.
Средства по уходу за ногами их
1
Рассматривание средств ухода за
соотнесение.
ногами. Подбор картинок к предметам.
Атрибуты туалетной комнаты.
1
Рассматривание картинок по теме,
Унитаз и правила пользования
просмотр презентации.
им.
Алгоритм
действий
при
1
Рассматривание алгоритма действий
посещении туалета.
при посещении туалета с опорой на
картинки,
соотнесение
с
пиктограммами.
Повторение
изученного
1
Выполнение практических игровых
материала.
заданий.
«Обращение с одеждой и обувью» (8 ч.)
Виды обуви. Назначения видов
1
Рассматривание картинок по теме,
обуви.
просмотр презентации Рассматривание
19
20
Упражнения со шнуровками.
Средства для чистки обуви.
1
1
21
Одежда и ее виды. Группировка
изображений одежды по виду.
1
и нахождение предметов обуви.
Подбирать соответствующую картинку
с изображением
Упражнения со шнуровками.
Рассматривание средств ухода за
обувью. Практические действия –
чистка обуви.
Рассматривание картинок по теме,
просмотр презентации.
Игры на
сортировку изображений одежды
Дидактическая игра "Застегни и сложи
одежду". Практические действия.
Рассматривание картинок по теме,
просмотр презентации.
Практические
действия
–
1
застегивание пуговиц, кнопок.
23 Назначения головных уборов.
1
Соотнесение
предметов
головных уборов со временем
года.
24 Группировка изображений и
1
Практические действия.
предметов
обуви,
одежды,
головные уборы.
25 Сортировка
изображений
1
Сортировка картинок взрослой и
одежды и обуви для детей и
детской одежды.
взрослых.
«Прием пищи» (7 ч.)
26 Различение предметов посуды.
1
Рассматривание картинок по теме,
Группировка изображений с
просмотр презентации. Практические
предметами посуды по ее видам.
действия.
27 Практическое
использование
1
Практические действия, с ложкой,
столовыми приборами (нож,
вилкой и ножом.
вилка, ложка).
28 Игра "Что, чем едим" (столовые
1
Практические действия,
наливание
приборы).
жидкости в чашку.
29 Сортировка изображений блюд
1
Рассматривание картинок по теме,
по группам - завтрак, обед, ужин.
просмотр презентации.
30 Вредная и полезная еды.
1
Рассматривание картинок по теме,
просмотр презентации. Дидактическая
игра "Съедобное - несъедобное".
«Семья» (4ч.)
31 Нахождение
картинок
с
1
Рассматривание картинок по теме,
изображением взрослых и детей.
просмотр презентации.
32 Составление
рассказа
по
1
Рассматривание картинок по теме,
картинкам
"Домашние
просмотр презентации, составление
обязанности членов семьи".
рассказа. "Труд мамы дома", "Труд
папы дома"
33 Профессиональная деятельность
1
Рассматривание картинок по теме,
мамы и папы.
просмотр презентации, составление
рассказа.
34 Составление рассказа с опорой
1
Соотнесение содержания рассказа с
на картинки "Семья".
картинкой. Работа с раскрасками.
Нахождение карточек с именами
членов семьи
Всего часов
34
22
Цифровые и образовательные ресурсы
8.
и ресурсы сети интернет.
1.
Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия,
вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты, пробные контрольные работы,
тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
2.
Образовательное видео http://univertv.ru/
3.
Портал «Российское образование - http://www.edu.ru содержит информацию о
Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие
образовательную деятельность.
4.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении
5.
http://www.9151394.ru/
6.
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
7.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/
9. Материально-техническое обеспечение
– Картины, наглядные пособия.
–
Предметы различной формы, величины, цвета.
–
Электронные презентации.
–
Дидактические игры по лексическим темам.
–
Пиктограммы с жестами и символами (картинками).
–
Карточки Г. Домана,
–
Карточки с сюжетными картинками.
–
Мозаика.
–
Пазлы.
–
Прописи.
–
Презентации (электронные пособия).