Речь и альтернативная коммуникация

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 4 класса разработана на основании следующих нормативно – правовых
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».

2.

Общая характеристика учебного предмета

В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система
формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств
невербальной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с
окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика,
предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,

пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки,
коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная

технология:

применение

ИКТ

способствует

достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве,

приобщенной

к

информационно-коммуникационным

возможностям

современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и обучающихся на
основе различных способов решения учебных задач посредством организации учебного
диалога.
4) Здоровьесберегающие технологии –

это комплекс мер по охране и укреплению

здоровья детей в образовательном учреждении.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
рассказ,

эвристическая

беседа,

демонстрация,

иллюстрация,

упражнения,

игра

(дидактическая, деловая, ролевая, имитационная).

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная
коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с ОВЗ. Количество учебных часов, на которое
рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным
учебным графиком – 34 часа, 1 час в неделю.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:
–

сообщения новых знаний;

–

закрепления полученных знаний и умений;

–

упражнение;

–

обобщение полученных знаний, умений и навыков;

–

проверки и оценки знаний, умений и навыков;

–

повторение полученных знаний;

–

комбинированный.

4.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения
развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У
детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и
всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим,
обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию

у

них

потребности

в

общении

на

обучение

использованию

альтернативных средств общения. Данная рабочая программа даёт возможность для
создания

оптимальных,

наиболее

благоприятных

условий

для

формирования

коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

5.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
1.

основы

персональной

идентичности,

осознание

своей

принадлежности

к

определенному полу, осознание себя как "Я";
2.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3.

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его

органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4.

формирование уважительного отношения к окружающим;

5.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;
6.

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,

покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
Восприятие внимания к себе:
–

умение принимать партнёра по коммуникации;

–

умение воспринимать обращения: тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

–

умение обращать внимание на другого человека и получать ответ на внимание;

–

умение согласиться на контакт и отказаться от контакта;

–

способность поддерживать контакт.
Накопление речевого опыта:

–

умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него;

–

внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом

(изменение поведения, поворот лица и т. д.);
–

умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);

–

установление контакта, умение привлекать внимание с помощью вокализаций;

–

умение имитировать звуки, которые произносит взрослый;

–

умение произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесённость.
Понимание речевых сигналов:

–

умение различать голос и прочие шумы, определять местонахождение источника

звука;
–

умение узнавать голоса знакомых людей;

–

умение распознавать, что поступает сообщение;

–

умение высказываться (вербально и невербально);

–

умение реагировать на имя, просьбу, запрет;

–

умение понимать похвалу и простые формы вежливости;

–

понимание простой словесной инструкции, выполнение действий по словесной

инструкции;
–

соотнесение предметов с их словесным обозначением, с графическим изображением.
Чтение:
Неречевые звуки:

–

уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти

источников);
–

уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

–

уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух

источников).
Речевые звуки:
–

уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит

комар);
–

уметь различать неречевые и речевые звуки.
Письмо:

–

знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при

письме, положение карандаша, альбома);
–

знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при

письме, положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
–

уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

–

уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.
Ориентировка на листе бумаги:

–

уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;

–

уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:

–

уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием,

дорисовыванием до какого-либо предмета;
–

уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:

–

уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);

–

уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:

–

уметь ориентироваться в рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало,

середина, конец);
–

уметь ориентироваться в рабочей строке.
Рисование вертикальных линий:

–

узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

–

уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной

точкам в альбоме, в строке;
–

узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

–

уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука

в руке»).

Рисование горизонтальных линий:
–

узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

–

уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной

точкам в альбоме, в строке;
–
–

узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью

(«рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
–
–

узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной

точкам в альбоме, в строке;
–
–

узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в

руку».
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
–
–

уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне

строки и в строке по образцу;
–

уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью

«рука в руку»;
–

уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне

строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку».
6.

Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел

«Коммуникация»

представляет

собой

установление

контакта

с

собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника, реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с
просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением). Выражение согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением.

Прощание

с

собеседником

звуком

(словом,

предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласие (несогласие),
удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание). Выражение жестом согласие
(несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания; приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие

согласие

(несогласие)

с

использованием

звучащего

предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи
направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения
слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий
устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я,
он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и
др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная
звукоподражаний,

речь.

звуковых

Называние
комплексов.

(употребление)
Называние

отдельных

(употребление)

звуков,

простых

по

звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени.
Называние имѐн членов семьи. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные

принадлежности,

продукты,

транспорт,

птицы

и

др.).

Называние

(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма
и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Изучение раздела «Чтение и письмо» подразумевает
Глобальное чтение
–

узнавание и различение образов графем (букв);

–

начальные навыки чтения и письма;

–

узнавание звука в слоге (слове);

–

соотнесение звука с буквой.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму

–

графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка,

печатание букв (слов);
–

выполнение сенсомоторных упражнений: захват (пинцетный, щипковый и ладонный);

–

пересыпание сыпучих материалов; захват и перекладывание мелких предметов.

–

выполнение

графических

действий

пальцем

на

сыпучем

материале

разной

консистенции, пальчиковыми
– красками: рисование линий на разных поверхностях; свободное рисование линий;
–

проведение линий в заданном направлении; проведение линий заданной конфигурации

(прямая, волнистая, ломаная, замкнутый контур); соединение двух точек / предметов
линией (графические дорожки);
–

выполнение графических действий карандашом проведение линий разной длины

рисование элементарных фигур;
–

составление последовательностей на предметном материале слева направо;

–

обводка внутреннего/внешнего контура предмета.

7.

Календарно-тематическое планирование

№

Наименование разделов

1

Установление контакта с
собеседником, приветствие.

2

Приветствие и прощание с
помощью слов, жестов.

3

Пиктограммы и жесты «да,
нет».

4

Выражение
благодарности
звуком
(словом,
предложением)
Прощание с собеседником
звуком
(словом,
предложением).
Выражение мимикой согласие
1
Задания на выполнение практические
(несогласие),
удовольствие
инструкций учителя, выражать жестом,
(неудовольствие),
звуком, словом согласия (несогласия),
приветствие (прощание).
удовлетворения (неудовлетворения)
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Основные признаки осени.
1
Рассматривание сюжетных картинок,
подбор
предметных
картинок
с
основными
признаками
осени.
Раскрашивание
контурных
изображений. Игра «Подарки осени».
Жестовые игры.
Слушание
литературных
1
Подбор иллюстраций, соответствующих
произведений
по
теме
тексту литературного произведения.
«Осень». Игра «Подарки
Работа с мнемотаблицей, подбор
осени», «Осенние загадки».
пиктограмм.
«Чтение» изображений на
1
Игровые упражнения, имитирующие
картинках
(природные
природные явления.
явления).
Действия с трафаретом и пластилином,
раскрашивание рисунка и лепка дождя.
Рассматривание осенних листьев.
Упражнение «Солнышко и дождик».

5

6

7

8

9

Кол-во
Основные виды деятельности
часов
«Коммуникация»
1
Совместно с учителем старается
проговаривать слова. Повторять за
учителем
слова,
обозначающие
приветствие: «привет», «здравствуйте»,
«доброе
утро»,
«добрый
день»,
«разрешите с вами познакомиться».
Участвовать в диалоге, соотнесение
картинок
с
помощью
стрелок.
Выполнение задания рука в руке.
1
Практические
упражнения
по
приветствию и прощанию, работа с
пиктограммами.
Урок-игра: «Покажи, кто?»
1
Игровое
упражнение
«Соберем
пирамидку». Игра «Да-нет» (выражение
согласия (несогласия) с использованием
пиктограммы)
1
Игра «Спасибо».
Урок-игра: «Покажи, кто?»
Игра: «Клубок» (указание взглядом на
объект при выражении своих желаний)
1

10

11

12
13
14

15

Понимание и использование
графического изображения
для обозначения овощей,
фруктов, ягод.
Слушание стихов о грибах.

1

Слушание
сказки
«Теремок».
Выделение
персонажей
сказки «Теремок».
Рассказывание
сказки
«Теремок» по сюжетным
картинкам.
Графические упражнения по
сказки «Теремок».

1

1

1
1

1

1

19

Время года – зима. Основные
признаки зимы.
Слушание
стихотворений
про зиму.
Рассказывание стихов по
сюжетным картинкам.
«Зимние виды спорта».

20

Части суток. «День, ночь».

1

21

Части суток. «Утро, вечер».

1

22

Время
года
–
весна.
Основные признаки весны.
Подбор картинок к словам по
теме «Весна».
Слушание
литературных
произведений
по
теме
«Весна».
Весенние забавы

1

16
17
18

23

24

1
1
1

1
1

1

Работа с картинками, пиктограммами.
Работа с раскрасками.
Обводка и раскрашивание изображений
с помощью трафаретов.
Работа с сюжетными картинками,
воспроизведение
последовательности
сюжета стихотворений.
Обводка и раскрашивание изображений
с помощью трафаретов. Лепка грибов
методом размазывания.
Работа с картинками, пиктограммами.
Работа с раскрасками.
Слушание
литературного
текста,
показывать необходимые картинки,
раскрашивание
картинок
с
изображением
персонажей
сказки.
Работа с пиктограммами и картинками
по сказке. Просмотр мультфильма «Под
грибом».
Работа
с
сюжетными
картинками,
воспроизведение
последовательности сюжета сказки.
Поиск
определенной
картинки,
соотнесение с фигурками.
Просмотр компьютерного слайд- шоу,
рассматривание картинок, иллюстраций,
фотографий с зимними пейзажами.
Рассматривание сюжетных картинок,
подбор
предметных
картинок
к
предложению по теме «Зима» с
основными
признаками
зимы.
Подбирать картинки по описанию.
Выявление характерных признаков
частей суток. Сопоставление признаков
частей суток, занятий человека с опорой
на сюжетные картинки, пиктограммы,
слова, жесты
Практическая работа с сюжетными
картинками,
подбор
картинок
к
предложению с основными признаками
зимы. Просмотр компьютерного слайдшоу.
Графические
упражнения
«Сосульки и ручейки». Составление
рассказа по теме «Весна» при помощи
пиктограмм.

«Чтение и письмо»
25 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «А».
26 Буква
«А».
Штриховка.
Обведение
по
опорным

1

1

Формирование зрительных эталонов
буквы «А», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;

точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
27 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «А».
Печатание.

1

28 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «У».
29 Буква
«У».
Штриховка.
Обведение
по
опорным
точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
30 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «У».
Печатание.

31 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «О».
32 Буква
«О».
Штриховка.
Обведение
по
опорным
точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
33 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «О».
Печатание.

1

34 Итоговое
повторение
пройденного материала.
Всего часов

1

1

1

конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
А.
Умение
находить букву А среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы А из
графического ряда. Письмо буквы А по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Формирование зрительных эталонов
буквы «У», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;
конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
У.
Умение
находить букву У среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы У из
графического ряда. Письмо буквы У по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Формирование зрительных эталонов
буквы «О», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;
конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
О.
Умение
находить букву О среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы О из
графического ряда. Письмо буквы О по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Выполнение игровых заданий по
изученным темам.

34

8. Цифровые и образовательные ресурсы
и ресурсы сети интернет.
1.

Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия,

вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты, пробные контрольные работы,

тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
2.

Образовательное видео http://univertv.ru/

3.

Портал «Российское образование - http://www.edu.ru содержит информацию о

Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие
образовательную деятельность.
4.

Информационные и коммуникационные технологии в обучении

5.

http://www.9151394.ru/

6.

Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

7.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://schoolcollection.edu.ru/
9. Материально-техническое обеспечение
– Картины, наглядные пособия.
–

Предметы различной формы, величины, цвета.

–

Электронные презентации.

–

Дидактические игры по лексическим темам.

–

Пиктограммы с жестами и символами (картинками).

–

Карточки Г. Домана,

–

Карточки с сюжетными картинками.

–

Мозаика.

–

Пазлы.

–

Прописи.

–

Презентации (электронные пособия).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».