1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 4 класса разработана на основании следующих нормативно – правовых
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
2.
Общая характеристика учебного предмета
В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система
формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств
невербальной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с
окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика,
предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки,
коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная
технология:
применение
ИКТ
способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве,
приобщенной
к
информационно-коммуникационным
возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и обучающихся на
основе различных способов решения учебных задач посредством организации учебного
диалога.
4) Здоровьесберегающие технологии –
это комплекс мер по охране и укреплению
здоровья детей в образовательном учреждении.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
рассказ,
эвристическая
беседа,
демонстрация,
иллюстрация,
упражнения,
игра
(дидактическая, деловая, ролевая, имитационная).
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная
коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с ОВЗ. Количество учебных часов, на которое
рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным
учебным графиком – 34 часа, 1 час в неделю.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:
–
сообщения новых знаний;
–
закрепления полученных знаний и умений;
–
упражнение;
–
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
–
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
–
повторение полученных знаний;
–
комбинированный.
4.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения
развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У
детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и
всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим,
обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию
у
них
потребности
в
общении
на
обучение
использованию
альтернативных средств общения. Данная рабочая программа даёт возможность для
создания
оптимальных,
наиболее
благоприятных
условий
для
формирования
коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
5.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности
к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2.
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3.
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4.
формирование уважительного отношения к окружающим;
5.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6.
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
Восприятие внимания к себе:
–
умение принимать партнёра по коммуникации;
–
умение воспринимать обращения: тактильные, зрительные, слуховые раздражители;
–
умение обращать внимание на другого человека и получать ответ на внимание;
–
умение согласиться на контакт и отказаться от контакта;
–
способность поддерживать контакт.
Накопление речевого опыта:
–
умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него;
–
внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом
(изменение поведения, поворот лица и т. д.);
–
умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);
–
установление контакта, умение привлекать внимание с помощью вокализаций;
–
умение имитировать звуки, которые произносит взрослый;
–
умение произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесённость.
Понимание речевых сигналов:
–
умение различать голос и прочие шумы, определять местонахождение источника
звука;
–
умение узнавать голоса знакомых людей;
–
умение распознавать, что поступает сообщение;
–
умение высказываться (вербально и невербально);
–
умение реагировать на имя, просьбу, запрет;
–
умение понимать похвалу и простые формы вежливости;
–
понимание простой словесной инструкции, выполнение действий по словесной
инструкции;
–
соотнесение предметов с их словесным обозначением, с графическим изображением.
Чтение:
Неречевые звуки:
–
уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти
источников);
–
уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
–
уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух
источников).
Речевые звуки:
–
уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит
комар);
–
уметь различать неречевые и речевые звуки.
Письмо:
–
знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при
письме, положение карандаша, альбома);
–
знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при
письме, положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
–
уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
–
уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.
Ориентировка на листе бумаги:
–
уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
–
уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
–
уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием,
дорисовыванием до какого-либо предмета;
–
уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
–
уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);
–
уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
–
уметь ориентироваться в рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало,
середина, конец);
–
уметь ориентироваться в рабочей строке.
Рисование вертикальных линий:
–
узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
–
уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной
точкам в альбоме, в строке;
–
узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
–
уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука
в руке»).
Рисование горизонтальных линий:
–
узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
–
уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной
точкам в альбоме, в строке;
–
–
узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью
(«рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
–
–
узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной
точкам в альбоме, в строке;
–
–
узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в
руку».
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
–
–
уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне
строки и в строке по образцу;
–
уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью
«рука в руку»;
–
уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне
строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку».
6.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел
«Коммуникация»
представляет
собой
установление
контакта
с
собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника, реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с
просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением). Выражение согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением.
Прощание
с
собеседником
звуком
(словом,
предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласие (несогласие),
удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание). Выражение жестом согласие
(несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания; приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие
согласие
(несогласие)
с
использованием
звучащего
предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи
направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения
слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий
устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я,
он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и
др.). Понимание простых предложений.
Экспрессивная
звукоподражаний,
речь.
звуковых
Называние
комплексов.
(употребление)
Называние
отдельных
(употребление)
звуков,
простых
по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени.
Называние имѐн членов семьи. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт,
птицы
и
др.).
Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма
и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Изучение раздела «Чтение и письмо» подразумевает
Глобальное чтение
–
узнавание и различение образов графем (букв);
–
начальные навыки чтения и письма;
–
узнавание звука в слоге (слове);
–
соотнесение звука с буквой.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
–
графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов);
–
выполнение сенсомоторных упражнений: захват (пинцетный, щипковый и ладонный);
–
пересыпание сыпучих материалов; захват и перекладывание мелких предметов.
–
выполнение
графических
действий
пальцем
на
сыпучем
материале
разной
консистенции, пальчиковыми
– красками: рисование линий на разных поверхностях; свободное рисование линий;
–
проведение линий в заданном направлении; проведение линий заданной конфигурации
(прямая, волнистая, ломаная, замкнутый контур); соединение двух точек / предметов
линией (графические дорожки);
–
выполнение графических действий карандашом проведение линий разной длины
рисование элементарных фигур;
–
составление последовательностей на предметном материале слева направо;
–
обводка внутреннего/внешнего контура предмета.
7.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов
1
Установление контакта с
собеседником, приветствие.
2
Приветствие и прощание с
помощью слов, жестов.
3
Пиктограммы и жесты «да,
нет».
4
Выражение
благодарности
звуком
(словом,
предложением)
Прощание с собеседником
звуком
(словом,
предложением).
Выражение мимикой согласие
1
Задания на выполнение практические
(несогласие),
удовольствие
инструкций учителя, выражать жестом,
(неудовольствие),
звуком, словом согласия (несогласия),
приветствие (прощание).
удовлетворения (неудовлетворения)
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Основные признаки осени.
1
Рассматривание сюжетных картинок,
подбор
предметных
картинок
с
основными
признаками
осени.
Раскрашивание
контурных
изображений. Игра «Подарки осени».
Жестовые игры.
Слушание
литературных
1
Подбор иллюстраций, соответствующих
произведений
по
теме
тексту литературного произведения.
«Осень». Игра «Подарки
Работа с мнемотаблицей, подбор
осени», «Осенние загадки».
пиктограмм.
«Чтение» изображений на
1
Игровые упражнения, имитирующие
картинках
(природные
природные явления.
явления).
Действия с трафаретом и пластилином,
раскрашивание рисунка и лепка дождя.
Рассматривание осенних листьев.
Упражнение «Солнышко и дождик».
5
6
7
8
9
Кол-во
Основные виды деятельности
часов
«Коммуникация»
1
Совместно с учителем старается
проговаривать слова. Повторять за
учителем
слова,
обозначающие
приветствие: «привет», «здравствуйте»,
«доброе
утро»,
«добрый
день»,
«разрешите с вами познакомиться».
Участвовать в диалоге, соотнесение
картинок
с
помощью
стрелок.
Выполнение задания рука в руке.
1
Практические
упражнения
по
приветствию и прощанию, работа с
пиктограммами.
Урок-игра: «Покажи, кто?»
1
Игровое
упражнение
«Соберем
пирамидку». Игра «Да-нет» (выражение
согласия (несогласия) с использованием
пиктограммы)
1
Игра «Спасибо».
Урок-игра: «Покажи, кто?»
Игра: «Клубок» (указание взглядом на
объект при выражении своих желаний)
1
10
11
12
13
14
15
Понимание и использование
графического изображения
для обозначения овощей,
фруктов, ягод.
Слушание стихов о грибах.
1
Слушание
сказки
«Теремок».
Выделение
персонажей
сказки «Теремок».
Рассказывание
сказки
«Теремок» по сюжетным
картинкам.
Графические упражнения по
сказки «Теремок».
1
1
1
1
1
1
19
Время года – зима. Основные
признаки зимы.
Слушание
стихотворений
про зиму.
Рассказывание стихов по
сюжетным картинкам.
«Зимние виды спорта».
20
Части суток. «День, ночь».
1
21
Части суток. «Утро, вечер».
1
22
Время
года
–
весна.
Основные признаки весны.
Подбор картинок к словам по
теме «Весна».
Слушание
литературных
произведений
по
теме
«Весна».
Весенние забавы
1
16
17
18
23
24
1
1
1
1
1
1
Работа с картинками, пиктограммами.
Работа с раскрасками.
Обводка и раскрашивание изображений
с помощью трафаретов.
Работа с сюжетными картинками,
воспроизведение
последовательности
сюжета стихотворений.
Обводка и раскрашивание изображений
с помощью трафаретов. Лепка грибов
методом размазывания.
Работа с картинками, пиктограммами.
Работа с раскрасками.
Слушание
литературного
текста,
показывать необходимые картинки,
раскрашивание
картинок
с
изображением
персонажей
сказки.
Работа с пиктограммами и картинками
по сказке. Просмотр мультфильма «Под
грибом».
Работа
с
сюжетными
картинками,
воспроизведение
последовательности сюжета сказки.
Поиск
определенной
картинки,
соотнесение с фигурками.
Просмотр компьютерного слайд- шоу,
рассматривание картинок, иллюстраций,
фотографий с зимними пейзажами.
Рассматривание сюжетных картинок,
подбор
предметных
картинок
к
предложению по теме «Зима» с
основными
признаками
зимы.
Подбирать картинки по описанию.
Выявление характерных признаков
частей суток. Сопоставление признаков
частей суток, занятий человека с опорой
на сюжетные картинки, пиктограммы,
слова, жесты
Практическая работа с сюжетными
картинками,
подбор
картинок
к
предложению с основными признаками
зимы. Просмотр компьютерного слайдшоу.
Графические
упражнения
«Сосульки и ручейки». Составление
рассказа по теме «Весна» при помощи
пиктограмм.
«Чтение и письмо»
25 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «А».
26 Буква
«А».
Штриховка.
Обведение
по
опорным
1
1
Формирование зрительных эталонов
буквы «А», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;
точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
27 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «А».
Печатание.
1
28 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «У».
29 Буква
«У».
Штриховка.
Обведение
по
опорным
точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
30 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «У».
Печатание.
31 Узнавание (различение) и
соотнесение звука с буквой
образов графем. Буква «О».
32 Буква
«О».
Штриховка.
Обведение
по
опорным
точкам. Раскрашивание и
лепка внутри контура.
33 Узнавание
(различение)
образов графем. Буква «О».
Печатание.
1
34 Итоговое
повторение
пройденного материала.
Всего часов
1
1
1
конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
А.
Умение
находить букву А среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы А из
графического ряда. Письмо буквы А по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Формирование зрительных эталонов
буквы «У», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;
конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
У.
Умение
находить букву У среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы У из
графического ряда. Письмо буквы У по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Формирование зрительных эталонов
буквы «О», выделение из ряда
правильно написанной буквы с опорой
на образец; складывание букв из
палочек,
полосок
по
образцу;
конструирование возможных букв из
предложенных
элементов.
Произношение
звука
О.
Умение
находить букву О среди других букв.
Размазывание
пластилина
внутри
контура. Вычеркивание буквы О из
графического ряда. Письмо буквы О по
трафарету, по точкам и по образцу на
опорных листах, по принципу рука в
руке.
Выполнение игровых заданий по
изученным темам.
34
8. Цифровые и образовательные ресурсы
и ресурсы сети интернет.
1.
Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия,
вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты, пробные контрольные работы,
тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
2.
Образовательное видео http://univertv.ru/
3.
Портал «Российское образование - http://www.edu.ru содержит информацию о
Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие
образовательную деятельность.
4.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении
5.
http://www.9151394.ru/
6.
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
7.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/
9. Материально-техническое обеспечение
– Картины, наглядные пособия.
–
Предметы различной формы, величины, цвета.
–
Электронные презентации.
–
Дидактические игры по лексическим темам.
–
Пиктограммы с жестами и символами (картинками).
–
Карточки Г. Домана,
–
Карточки с сюжетными картинками.
–
Мозаика.
–
Пазлы.
–
Прописи.
–
Презентации (электронные пособия).