УО в.2 4 класс дефектолог

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Сенсорное развитие» для обучающихся 4 класса составлена на основе:
− Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
− Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
− Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
− Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
− Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
УО (вариант 2).
− Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
− Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному
развитию детей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных
функций у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели
программы;
3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей.
2. Общая характеристика коррекционного курса.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
Цели программы:
- развитие сенсорно- моторных процессов у обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями);
Задачи программы:
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое,
тактильно-двигательное восприятие;
- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать стойкость и переключаемость внимания.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное
коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию
положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое 1 раз в
неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных
дидактических игр, игр на релаксацию, занимательных упражнений со сменой различных
видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом.
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете,
форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции,
творческие способности;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации
движений учащихся с нарушением развития.
Методы:
1.
Диагностика
2.
Ролевое проигрывание

3.
Анализ ситуаций
4.
Дидактическая игра
5.
Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится
качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение
количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических)
изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему
«Сенсорное развитие» рассчитана на 68 часов 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
•

курсу

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усвоение норм и правил взаимодействия с преподавателем.

•

Формирование бережного отношения к учебным предметам и
принадлежностями.

•

Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
5.Личностные, предметные результаты освоениякоррекционного курса

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
психокоррекционного курса рассматриваться в качестве возможных (примерных),
соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным
потребностям обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения курса является развитие жизненной
компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными
возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по предмету: «Сенсорное
развитие»
происходит следующие достижения:
- формируется
эмоциональный контакт с ребенком, направленность на
сотрудничество;
- формируются положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками;
- формируется интерес и положительное отношение к играм и предметам с
сенсорным содержанием.
- вырабатывается умение фиксировать взгляд на одном предмете;
- выполняются по подражанию простейшие манипуляции действия с предметами;

- устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
•
Формирование минимального интереса к обучению;
•
Овладение элементарными сенсорными навыками как необходимой основой
для самообслуживания и коммуникации;
•
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;
•
Минимальное умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
•
Формирование интереса к обучению, предметному рукотворному миру;
•
Овладение сенсорными навыками как необходимой основой для
самообслуживания и коммуникации;
•
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
•
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
•
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом);
- уметь прослеживать взглядом за предметами;
- выполнять подражательные действия;
- прослеживать и соотносить звук с его источником;
- выполнять подражательные действия звуками.
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму) при выполнении
предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры;
- узнавать материалы на ощупь, по звуку.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
психокоррекционного курса
Предметом итоговой оценки освоения обучающегося является педагогическая
характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения
предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов
ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая
проводится в начале и в конце учебного года.
1.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере
соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных
занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
2.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной
мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных
ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
3.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под
отсутствием
динамики
понимается
невозможность
достижения
психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
6. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о
цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках;
- упражнения, развивающие зрительное, слуховое, кинестетическое
восприятие;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев
рук;
- игры малой подвижности на развитие общей моторики и координации
движений.
Структура программы коррекционных занятий по развитию сенсорных
процессов включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- Развитие и коррекцию кинестетического восприятия;
- Развитие и коррекцию слухового восприятия;
- Развитие и коррекцию зрительного восприятия и зрительной памяти.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№
п/п

Раздел, тема урока

Кол-во
часов

Виды деятельности обучающихся

Установление контакта с ребенком.
Определение
ритуала
встречи
и
прощания
Развитие координации движений руки и
глаза (нанизывание бус, завязывание
узелков)
Конструирование из счётных палочек

1

Беседа,
ответы
на
вопросы,
выполнение
инструкции,
выполнение заданий по показу
Выполнение
практических
упражнений

1

Конструирование

4.

Конструирование
изображений
геометрических фигур

из

1

Конструирование

5.

Нахождение определенных фигур на
зашумленном фоне

1

Рассматривание наглядных пособий
выполнение
практических

1.

2.

3.

1

упражнений
6.

Составление из частей предметного
изображения (разрезные картинки)

1

Выполнение
упражнений

7.

Нахождение контура предмета
нескольких предложенных

1

Работа с наглядным материалом

8.

Дидактическая игра «Найди и покажи»

1

Выполнение
упражнений

9.

Основные цвета
синий, зелёный)

желтый,

1

10.

Игровые упражнения на закрепление
основных цветов

1

Выполнение
упражнений
на
различение цвета
Выполнение
упражнений

11.

Выбор по образцу и инструкции («дай
такой же») предметов одного цвета

1

Работа по образцу

12.

Группировка по цвету предметов двух
контрастных цветов

1

Выполнение
упражнений

13.

Выбор по образцу и
предмета нужного цвета

инструкции

1

Работа по образцу

12.

Игровые упражнения на соотношение
предметов по цвету

1

Выполнение
упражнений

13.

Формирование
маленький»

«большой-

1

Работа с
размера

14.

Раскладывание предметов в порядке
возрастания

1

Составление сериационных рядов
предметов и их изображений

15.

Раскладывание предметов в порядке
убывания

1

Составление сериационных рядов
предметов и их изображений

16.

Понятия «много-мало»

1

Выполнение
упражнений

практический

17.

Понятие «одинаково»

1

Выполнение
упражнений

практических

18.

Выбор
одинаковых
предметов

величине

1

Работа с предметами разног размера

19.

Выбор по образцу и инструкции («дай
такой
же»)
предметов
одной
геометрической формы
Группировка по форме предметов двух
контрастных форм

1

Выполнение
упражнений

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

21.

Выбор предметов одной формы из трех
контрастных форм

1

Работа с
размера

22.

Соотнесение формы фигуры
предметного изображения

ее

1

Выполнение
упражнений

23.

Игровые упражнения на соотношение
предметов по форме

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

24.

Комплекс игровых упражнений «Форма,
величина, цвет»

1

Выполнение
упражнений

практических

25.

Определение
формы
предмета
с
помощью
тактильного
анализатора
(«Чудесный мешочек»)
Дидактическая игра «Какой фигуры не
стало?»

1

Выполнение
упражнений

практических

1

Выполнение
упражнений

практических

20.

26.

(красный,

понятий

по

и

из

практических

практических
практических
узнавание
и
практических

практических

практических
предметами

разного

практических

предметами

разного

практических

27.

Составление целого из 4-5 деталей на
разрезном материале

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

28.

Дидактическая
лишний»

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

29.

Ориентировка на собственном теле

1

30.

Ориентировка на листе бумаги (центр,
верх, низ, правая, левая сторона)

1

Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Выполнение
практических
упражнений

31.

Составление
на
листе
бумаги
комбинаций
из
плоскостных
геометрических фигур
Ориентировка в пространстве: впереди,
сзади

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

1

Выполнение
упражнений

32.
33.

игра

«Четвертый

Игровые упражнения на восприятие
пространства

1

практических

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

Целенаправленность
выполнения
действий и движений по инструкции
педагога (бросание в цель)
Формирование
чувства
равновесия
(«дорожка следов»)

1

Выполнение
упражнений

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

36.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

1

Выполнение
упражнений

практических

37.

Штриховка в разных направлениях

1

Выполнение
упражнений

практических

38.

Рисование по трафарету

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

39.

Раскрашивание карандашами контурных
изображений

1

40.

Обводка по внутреннему трафарету,
штриховка

1

Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Выполнение
практических
упражнений

41.

Обводка по
штриховка

трафарету,

1

42.

Эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения
человека.
Игровые
упражнения
Комплекс упражнений на формирование
кинестетических ощущений: движение в
разных направлениях
Комплекс упражнений на формирование
кинестетических ощущений: движение и
позы головы по показу
Предметы с различной поверхностью.
Игры с лото

1

46.

Предметы разные
тёплый-холодный

34.

35.

внешнему

практических

Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

1

Выполнение
упражнений

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

1

Выполнение
упражнений

температуре

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

47.

Предметы разные по фактуре: гладкий
шероховатый

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

48.

Предметы разные по весу: тяжёлый
лёгкий

1

Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу, восприятие чувства тяжести
разных предметов

43.

44.

45.

по

практических

практических

49.

Определение на ощупь величины
предмета: большой-маленький

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

50.

Нахождение на ощупь предмета по
заданным признакам

1

Выполнение
упражнений

51.

Прослеживание
за
близко
расположенным
перемещающимся
источником звука
Локализация неподвижного удаленного
источника звука

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

53.

Нахождение одинаковых по звучанию
объектов

1

Выполнение
упражнений

54.

Соотнесение звука с его источником

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

55.

Выполнение действий по звуковому
сигналу

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

56.

Игровые упражнения

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

57.

Дидактические игры «Тихо и громко»,
«Ударь в бубен», «Повтори»

1

Выполнение
упражнений

58.

Вкусовые ощущения: кислый – сладкий.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

59.

Вкусовые ощущения: горький соленый.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

Выполнение
упражнений

60.

Развитие обоняния
неприятный запах

запах

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

61.

Комплекс
игровых
упражнений:
«Библиотека запахов», «Съедобное несъедобное»

1

62.

Предметы разные по консистенции:
жидкий, твердый, сыпучий

1

Слушание учителя, выполнение
инструкций.
Игра:
съедобноенесъедобное.
Определение
вкуса
различных
продуктов
(лимон,
сахар,
соль). Узнавание продукта по вкусу.
Выполнение
практических
упражнений

63.

Дидактическая игра «Твердый, жидкий»

1

Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу

64.

Дидактическая игра «Кафе»

1

65.

Дидактическая
мешочек»

Адекватная реакция на продукты,
различные по вкусовым качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый) и консистенции (жидкий,
твердый, вязкий, сыпучий). Игра:
съедобное-несъедобное.
Определение
вкуса
различных
продуктов
(лимон,
сахар,
соль). Узнавание продукта по вкусу.
Определение на ощупь, что лежит в
мешочке (крупа, фасоль, игрушки,
вата).

66 - 68

Обследование

52.

приятный

игра

«Волшебный

1

практический

практических

практических

практических

2

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
1.
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб.
игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).
2.
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и

коррекционной работы психолога. М., 2003.
3.
Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
4.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию
психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3
(9), 2005г
5.
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности
школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Учебно-практическое оборудование:
- погремушки
- мячики
- кукла
-зеркало
- дидактические игры
- плоскостные предметы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».