1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Сенсорное развитие» для обучающихся 4 класса составлена на основе:
− Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
− Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
− Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
− Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
− Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
УО (вариант 2).
− Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
− Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному
развитию детей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных
функций у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели
программы;
3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения
социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы
возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
Цели программы:
- развитие сенсорно- моторных процессов у обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями);
Задачи программы:
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое,
тактильно-двигательное восприятие;
- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать стойкость и переключаемость внимания.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей
моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное
коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию
положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое 1 раз в
неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных
дидактических игр, игр на релаксацию, занимательных упражнений со сменой различных
видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом.
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете,
форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции,
творческие способности;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации
движений учащихся с нарушением развития.
Методы:
1.
Диагностика
2.
Ролевое проигрывание
3.
Анализ ситуаций
4.
Дидактическая игра
5.
Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится
качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение
количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических)
изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему
«Сенсорное развитие» рассчитана на 68 часов 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
•
курсу
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усвоение норм и правил взаимодействия с преподавателем.
•
Формирование бережного отношения к учебным предметам и
принадлежностями.
•
Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
5.Личностные, предметные результаты освоениякоррекционного курса
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
психокоррекционного курса рассматриваться в качестве возможных (примерных),
соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным
потребностям обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения курса является развитие жизненной
компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными
возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по предмету: «Сенсорное
развитие»
происходит следующие достижения:
- формируется
эмоциональный контакт с ребенком, направленность на
сотрудничество;
- формируются положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками;
- формируется интерес и положительное отношение к играм и предметам с
сенсорным содержанием.
- вырабатывается умение фиксировать взгляд на одном предмете;
- выполняются по подражанию простейшие манипуляции действия с предметами;
- устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
•
Формирование минимального интереса к обучению;
•
Овладение элементарными сенсорными навыками как необходимой основой
для самообслуживания и коммуникации;
•
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;
•
Минимальное умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
•
Формирование интереса к обучению, предметному рукотворному миру;
•
Овладение сенсорными навыками как необходимой основой для
самообслуживания и коммуникации;
•
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
•
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
•
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом);
- уметь прослеживать взглядом за предметами;
- выполнять подражательные действия;
- прослеживать и соотносить звук с его источником;
- выполнять подражательные действия звуками.
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму) при выполнении
предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры;
- узнавать материалы на ощупь, по звуку.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
психокоррекционного курса
Предметом итоговой оценки освоения обучающегося является педагогическая
характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения
предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов
ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая
проводится в начале и в конце учебного года.
1.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере
соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных
занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
2.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной
мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных
ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
3.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под
отсутствием
динамики
понимается
невозможность
достижения
психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
6. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В
каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о
цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках;
- упражнения, развивающие зрительное, слуховое, кинестетическое
восприятие;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев
рук;
- игры малой подвижности на развитие общей моторики и координации
движений.
Структура программы коррекционных занятий по развитию сенсорных
процессов включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- Развитие и коррекцию кинестетического восприятия;
- Развитие и коррекцию слухового восприятия;
- Развитие и коррекцию зрительного восприятия и зрительной памяти.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Виды деятельности обучающихся
Установление контакта с ребенком.
Определение
ритуала
встречи
и
прощания
Развитие координации движений руки и
глаза (нанизывание бус, завязывание
узелков)
Конструирование из счётных палочек
1
Беседа,
ответы
на
вопросы,
выполнение
инструкции,
выполнение заданий по показу
Выполнение
практических
упражнений
1
Конструирование
4.
Конструирование
изображений
геометрических фигур
из
1
Конструирование
5.
Нахождение определенных фигур на
зашумленном фоне
1
Рассматривание наглядных пособий
выполнение
практических
1.
2.
3.
1
упражнений
6.
Составление из частей предметного
изображения (разрезные картинки)
1
Выполнение
упражнений
7.
Нахождение контура предмета
нескольких предложенных
1
Работа с наглядным материалом
8.
Дидактическая игра «Найди и покажи»
1
Выполнение
упражнений
9.
Основные цвета
синий, зелёный)
желтый,
1
10.
Игровые упражнения на закрепление
основных цветов
1
Выполнение
упражнений
на
различение цвета
Выполнение
упражнений
11.
Выбор по образцу и инструкции («дай
такой же») предметов одного цвета
1
Работа по образцу
12.
Группировка по цвету предметов двух
контрастных цветов
1
Выполнение
упражнений
13.
Выбор по образцу и
предмета нужного цвета
инструкции
1
Работа по образцу
12.
Игровые упражнения на соотношение
предметов по цвету
1
Выполнение
упражнений
13.
Формирование
маленький»
«большой-
1
Работа с
размера
14.
Раскладывание предметов в порядке
возрастания
1
Составление сериационных рядов
предметов и их изображений
15.
Раскладывание предметов в порядке
убывания
1
Составление сериационных рядов
предметов и их изображений
16.
Понятия «много-мало»
1
Выполнение
упражнений
практический
17.
Понятие «одинаково»
1
Выполнение
упражнений
практических
18.
Выбор
одинаковых
предметов
величине
1
Работа с предметами разног размера
19.
Выбор по образцу и инструкции («дай
такой
же»)
предметов
одной
геометрической формы
Группировка по форме предметов двух
контрастных форм
1
Выполнение
упражнений
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
21.
Выбор предметов одной формы из трех
контрастных форм
1
Работа с
размера
22.
Соотнесение формы фигуры
предметного изображения
ее
1
Выполнение
упражнений
23.
Игровые упражнения на соотношение
предметов по форме
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
24.
Комплекс игровых упражнений «Форма,
величина, цвет»
1
Выполнение
упражнений
практических
25.
Определение
формы
предмета
с
помощью
тактильного
анализатора
(«Чудесный мешочек»)
Дидактическая игра «Какой фигуры не
стало?»
1
Выполнение
упражнений
практических
1
Выполнение
упражнений
практических
20.
26.
(красный,
понятий
по
и
из
практических
практических
практических
узнавание
и
практических
практических
практических
предметами
разного
практических
предметами
разного
практических
27.
Составление целого из 4-5 деталей на
разрезном материале
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
28.
Дидактическая
лишний»
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
29.
Ориентировка на собственном теле
1
30.
Ориентировка на листе бумаги (центр,
верх, низ, правая, левая сторона)
1
Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Выполнение
практических
упражнений
31.
Составление
на
листе
бумаги
комбинаций
из
плоскостных
геометрических фигур
Ориентировка в пространстве: впереди,
сзади
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
1
Выполнение
упражнений
32.
33.
игра
«Четвертый
Игровые упражнения на восприятие
пространства
1
практических
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
Целенаправленность
выполнения
действий и движений по инструкции
педагога (бросание в цель)
Формирование
чувства
равновесия
(«дорожка следов»)
1
Выполнение
упражнений
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
36.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
1
Выполнение
упражнений
практических
37.
Штриховка в разных направлениях
1
Выполнение
упражнений
практических
38.
Рисование по трафарету
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
39.
Раскрашивание карандашами контурных
изображений
1
40.
Обводка по внутреннему трафарету,
штриховка
1
Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Выполнение
практических
упражнений
41.
Обводка по
штриховка
трафарету,
1
42.
Эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения
человека.
Игровые
упражнения
Комплекс упражнений на формирование
кинестетических ощущений: движение в
разных направлениях
Комплекс упражнений на формирование
кинестетических ощущений: движение и
позы головы по показу
Предметы с различной поверхностью.
Игры с лото
1
46.
Предметы разные
тёплый-холодный
34.
35.
внешнему
практических
Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
1
Выполнение
упражнений
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
1
Выполнение
упражнений
температуре
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
47.
Предметы разные по фактуре: гладкий
шероховатый
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
48.
Предметы разные по весу: тяжёлый
лёгкий
1
Слушание учителя, выполнение
инструкции, выполнение заданий по
показу, восприятие чувства тяжести
разных предметов
43.
44.
45.
по
практических
практических
49.
Определение на ощупь величины
предмета: большой-маленький
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
50.
Нахождение на ощупь предмета по
заданным признакам
1
Выполнение
упражнений
51.
Прослеживание
за
близко
расположенным
перемещающимся
источником звука
Локализация неподвижного удаленного
источника звука
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
53.
Нахождение одинаковых по звучанию
объектов
1
Выполнение
упражнений
54.
Соотнесение звука с его источником
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
55.
Выполнение действий по звуковому
сигналу
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
56.
Игровые упражнения
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
57.
Дидактические игры «Тихо и громко»,
«Ударь в бубен», «Повтори»
1
Выполнение
упражнений
58.
Вкусовые ощущения: кислый – сладкий.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
59.
Вкусовые ощущения: горький соленый.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
Выполнение
упражнений
60.
Развитие обоняния
неприятный запах
запах
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
61.
Комплекс
игровых
упражнений:
«Библиотека запахов», «Съедобное несъедобное»
1
62.
Предметы разные по консистенции:
жидкий, твердый, сыпучий
1
Слушание учителя, выполнение
инструкций.
Игра:
съедобноенесъедобное.
Определение
вкуса
различных
продуктов
(лимон,
сахар,
соль). Узнавание продукта по вкусу.
Выполнение
практических
упражнений
63.
Дидактическая игра «Твердый, жидкий»
1
Беседа, выполнение инструкции,
выполнение заданий по показу
64.
Дидактическая игра «Кафе»
1
65.
Дидактическая
мешочек»
Адекватная реакция на продукты,
различные по вкусовым качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый) и консистенции (жидкий,
твердый, вязкий, сыпучий). Игра:
съедобное-несъедобное.
Определение
вкуса
различных
продуктов
(лимон,
сахар,
соль). Узнавание продукта по вкусу.
Определение на ощупь, что лежит в
мешочке (крупа, фасоль, игрушки,
вата).
66 - 68
Обследование
52.
приятный
игра
«Волшебный
1
практический
практических
практических
практических
2
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
1.
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб.
игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).
2.
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. М., 2003.
3.
Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
4.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию
психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3
(9), 2005г
5.
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности
школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Учебно-практическое оборудование:
- погремушки
- мячики
- кукла
-зеркало
- дидактические игры
- плоскостные предметы