Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
2-3 классы
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта,
предназначена для обучения учащихся 2, 3 классов.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных
способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных
умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.
Содержание курса внеурочной деятельности направлено на развитие интереса
детей к родному языку, формирование коммуникативных компетенций и обогащение
словарного запаса младших школьников. Оно включает разнообразные формы занятий,
игры, конкурсы, проекты и творческие задания, направленные на изучение русского языка
и культуры речи.
Основные направления программы включают:
Развитие речи и культура общения
- Игры и упражнения на улучшение устной и письменной речи.
- Изучение пословиц, поговорок, загадок и народных сказок.
- Чтение и обсуждение художественных произведений русской литературы.
Расширение лексического запаса
- Занятия по изучению синонимов, антонимов, омонимов.
- Составление рассказов и сочинений на заданные темы.
- Викторины и соревнования по знанию русских слов и выражений.
Формирование орфографической грамотности
- Занимательные диктанты и тесты.
- Работа над правилами правописания букв и звуков.
- Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Воспитание любви к родному слову
- Экскурсии в музеи и библиотеки.
- Участие в литературных фестивалях и конкурсах чтения.
- Создание проектов и презентаций на тему родного языка.
Таким образом, содержание курса внеурочной деятельности способствует развитию
языковой компетенции учащихся, формирует интерес к русскому языку и культуре, а
также готовит учеников к успешному освоению школьной программы.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
2.1 Личностные результаты:
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени
начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
2.2 Метапредметные результаты:
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания ,
письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции ; умение задавать вопросы.
2.3 Предметные результаты:
Формировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета.
Тематическое планирование 2 класс
№
№
1
Тема
Волшебная
страна
“Фонетика”.
Сказка
о
Звуках и Буквах. Можно ли
писать без букв?
Количество
часов
1
*ЭОР, ЦОР
Интерактивные
задания
Форма проведения
занятий
Анкетирование.
2
Распознавание твердых и
мягких согласных звуков в
словах.
1
Мультимедийные
презентации
3
Удивительные звуки. Игры
“Невидимки
звуки”,
“Читай наоборот”.
Звонкие
и
глухие
“двойняшки”. Сказка “Про
ошибку”.
Звонкие и глухие
“одиночки”. Почему они
так называются
Зачем нужны звуки речи?
Звуковая культура речи.
Звуки и буквы.
Грамматическое домино”.
1
Интерактивные
задания
1
Мультимедийные
презентации
Игра “Найди пару”.
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
Игра – сказка
“Пропавшие
имена”.
Викторина
“Интересные буквы
и звуки”
Игры Деда
Буквоеда.
1
Мультимедийные
Практическое
занятие
1
Мультимедийные
презентации
1
Интерактивная
презентациятренажёр
Обобщение
изученного
материала.
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность.
Практикум
«Конструктор букв».
«Собери букву из
элементов».
Практическое
занятие.
4
5
6
7
8
9
10
Шипящие согласные. Игра
“Волшебный
клубок
орфограмм (жи-ши, ча-ща,
чу-щу, чк -чн)”
Легкие
головоломки.
Технология
составление
головоломок.
Слог. Игра “Собери слово”.
Перенос слов. Правила
переноса.
11
Предложение – единица
языка и речи. Роль
предложения в общении.
1
Интерактивные
задания
12
«Грамматическое
домино”.
Форма
проведения: “Счастливый
случай”.
(Мягкие
согласные звуки и мягкий
знак).
Играем в загадки.
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивная
презентациятренажёр
13
14
Добрый “волшебник” –
Ударение.
Обсуждение
смыслоразличительной
функции ударения. Игры
“Помоги
Незнайке”,
Практическое
занятие
Игры “Расколдуй
слово”, “Да-нет
Тест на развитие
слухового внимания
Практикум,
дидактическая игра
«Найди
пару»
(буква-элемент).
Технология
составления загадок
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
“Удивительные
превращения”
Ударение над гласной
может сделать букву ясной
(безударные гласные в
корне
слова).
Сопоставление звуковой и
буквенной записи слов,
отработка
действия
контроля.
Ударение над гласной
может
сделать
букву
ясной.
Сопоставление
звуковой и буквенной
записи слов,
Непроверяемые
безударные гласные.
Орфографический словарь
– твой помощник.
Добрый “волшебник” Ударение.
Мягкий знак. Обсуждение
вопроса:
значение
и
особенности
мягкого
знака.
Твердый
знак.
Обсуждение
вопроса:
значение и особенности
твердого знака.
Существительные – слова с
предметным значением.
Сказка “Приключение в
стране
“Имя
Существительное”.
Большие и маленькие.
Слова, которые пишутся с
заглавной буквы.
Звонкие
и
глухие
“двойняшки”. В стране
“Двойняшек”
(парные
согласные на конце слов)
Приключения в стране
“Имя существительное”.
Волшебный
клубок
орфограмм. Рассказ –
беседа
о
роли
орфографии.
Приключения в стране
“Имя прилагательное”.
1
Интерактивные
задания
Игры “Помоги
Незнайке”,
“Удивительные
превращения”
1
Интерактивные
задания
Практическое
занятие, работа в
парах
(взаимопроверка).
1
Интерактивные
задания
Практикум,
соревнование
«Самая красивая
строка».
1
Мультимедийные
презентации
Практическое
занятие. Игра
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
Работа по
алгоритму. Игра
«Слоговые
цепочки».
Практикум. Письмо
слов с
комментированием
.
1
Интерактивные
задания
Практическое
занятие.
1
Интерактивные
задания
Практикум,
творческое работа
“Лишнее слово”
1
Интерактивные
задания
Мультимедийные
презентации
Практическое
занятие.
Практикум
Интерактивные
задания
Работа со словарем
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дружба
имени
существительного
с
прилагательным
Дружба
имени
существительного
с
именем прилагательным.
Глаголы – слова,
обозначающие действие
предметов. Здравствуй,
Глагол!
Сколько слов Вы знаете?
Рассказ-беседа
о
словарном
богатстве
русского языка. Игра –
соревнование “Кто больше
знает слов на букву …”
Крылатые
слова
и
выражения,
происхождение слов. Как
нужно говорить.
Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так
же, как и у кустов, корень
есть у разных слов.
Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так
же, как и у кустов, корень
есть у разных слов.
Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так
же, как и у кустов, корень
есть у разных слов.
Крылатые
слова
и
выражения.
Секреты
родного языка.
1
Интерактивные
задания
Практическое
занятие.
1
Мультимедийные
презентации
1
Интерактивные
задания
1
Мультимедийные
презентации
Практикум, игра
«Пишем под
дирижёра».
Практическое
занятие,
упражнения на
время.
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность.
1
Интерактивные
задания
Игра, работа в
парах,
взаимоконтроль.
1
Мультимедийные
презентации
Игра-соревнование
по командам.
1
Мультимедийные
презентации
Коллективный
творческий проект.
1
Мультимедийные
презентации
Коллективный
творческий проект.
1
Фотографии
работ
обучающихся,
готовый альбом.
Выставка,
самопрезентация,
награждение.
Тематическое планирование 3 класс
№
1
Тема
Хорошо ли ты знаешь
грамматику?
Рассказ – беседа. Игры
–
соревнования:
Количество
часов
1
*ЭОР, ЦОР
Интерактивные
задания
Форма проведения
занятий
Игры
–
соревнования:
“Умеешь ли ты
красиво и грамотно
2
3
4
5
6
“Умеешь ли ты красиво
и грамотно писать?”,
“Умеешь
ли
ты
правильно и точно
говорить?”
(Составление рассказов
по картинке), “Сколько
слов ты знаешь?”
Сокровища
родного
языка.
Беседа о богатстве
русского языка. Игра
“Знаешь
ли
ты
пословицы?”
Чтение
текстов.
Объяснение
значений
слов,
устойчивых сочетаний;
подбор слов, близких
по значению.
Незаменимый мягкий
знак.
Путешествие по стране
“Удвоенных согласных”.
Хорошо ли ты знаешь
алфавит?
Беседа о том, какое
практическое значение
имеет знание алфавита.
Упражнения
на
группировку слов (имен
собственных
и
нарицательных).
Волшебник “Ударение”.
писать?”
1
Мультимедийные
презентации
Беседа
1
Интерактивные
задания
Мультимедийные
презентации
Викторина
1
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
7
Из чего же, из чего же
состоят слова?
1
Интерактивные
задания
8
Часть слова, которая
изменяется,
окончанием
называется.
Как корень слова учил
окончания
уму
–
разуму.
В
стране
парных
звонких
и
глухих
согласных.
1
Мультимедийные
презентации
1
Мультимедийные
презентации
9
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Практическое
занятие, работа по
алгоритму
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
В
стране
парных
звонких
и
глухих
согласных.
В стране
одиноких
согласных.
Дружим с грамматикой.
(Безударные гласные,
проверяемые
ударением).
Дружим с грамматикой.
(Безударные гласные,
проверяемые
ударением).
Досадное
недоразумение.
(Непроверяемые
безударные гласные).
Иногда
согласные
играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые
согласные).
Новые друзья корней –
приставки.
Твердый
знак
не
отдыхает: приставку с
корнем
разделяет.
(Разделительный
твердый знак).
Слова – части речи.
Имя существительное –
часть страны Речь
Как у существительных
род появился.
Доброе
утро,
имя
прилагательное!
1
1
1
Интерактивная
презентациятренажёр
Интерактивные
задания
Интерактивные
задания
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Работа со словарем
Практическое
занятие, работа по
алгоритму
1
Интерактивные
задания
Практическое
занятие, работа по
алгоритму
1
Интерактивная
презентациятренажёр
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
1
Интерактивные
задания
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
1
Интерактивные
задания
1
Интерактивные
задания
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность
Игра “Найди пару”.
1
Мультимедийные
презентации
Интерактивные
задания
Интерактивные
задания
Интерактивные
задания
1
1
1
22
Имя прилагательное –
часть страны Речь.
1
Интерактивные
задания
23
Моя мама – имя
существительное.
(О
связи
имени
прилагательного
с
1
Интерактивные
задания
Игра “Найди пару”.
Викторина
Викторина
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность
24
именем
существительным).
Глагол – часть страны.
Речь.
1
Мультимедийные
презентации
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность
Творческая
мастерская,
проектная
деятельность
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
25
Глагол – часть страны.
Речь.
1
Интерактивные
задания
26
Глагол и его друзья.
1
Интерактивные
задания
27
Как мама Глаголиха
учила
глагольчиков.
(Неопределенная
форма гаголов).
Как мама Глаголиха
учила глагольчиков.
(Прошедшее,
настоящее,
будущее
времена глаголов).
Как мама Глаголиха
учила
глагольчиков.
(Времена глагола).
С глаголами раздельно
частицу НЕ пиши!
1
Мультимедийные
презентации
1
Интерактивные
задания
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
1
Мультимедийные
презентации
1
Интерактивные
задания
1
Мультимедийные
презентации
Мультимедийные
презентации
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Практикум. Письмо
слов
с
комментированием
Викторина
Коллективный
творческий проект.
1
Мультимедийные
презентации
Коллективный
творческий проект.
1
Фотографии работ
обучающихся,
готовый альбом.
Выставка,
самопрезентация,
награждение.
28
29
30
31
32
33
34
С глаголами раздельно
частицу НЕ пиши!
А все-таки она хорошая!
(О роли орфографии).
Рассказ-беседа о роли
орфографии.
Группировка
слов,
подбор
слов
на
определенные правила
(с
использованием
словарей).
Игра
“Лишнее слово”.
Итоговое занятие. Для
чего
надо
изучать
грамматику.
Беседа.
Игры.
1