1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Освоение программы «Секреты финансовой грамотности» направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
1.1 Личностные результаты
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
1.2 Метапредметные результаты
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих
1.3 Предметные результаты
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их
решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
2 класс (34 часа)
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс (34 часа)
1. Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека
является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают
элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты,
государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы,
существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в
долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет-план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности : познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4
класс (34 часа)
1.
Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли,
полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой
деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании
богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству
или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы,
библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
1. Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по- разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в
будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень
образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают,
производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет
сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности
(книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар
или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы
— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые
создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного
производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод —
места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование раздела,
темы
Вводное занятие
Товар. Деньги. Виды денег.
Ликвидность
Покупка
Монеты. Бумажные деньги
Виды денег: наличные, безналичные
Виды денег: наличные, безналичные
Деньги - средство обмена, а не благо
Виды денег. Выгода обмена
Виды денег. Выгода обмена
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс
Номинал. Банкнота. Купюра
Номинал. Банкнота. Купюра
Фальшивые деньги. Как их отличить
Металлические и бумажные деньги
Почему изготовление фальшивых денег
является преступлением
Почему изготовление фальшивых денег
является преступлением
Какие деньги были раньше в России
«Меховые деньги»
Старинные деньги. Куны. Денга
Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль
Гривенник. Полтинник
Ассигнация
Происхождения денег
Современные деньги России и других
стран
Банки. Деньги. Виды денег
Банки. Деньги. Виды денег
Доллары. Евро
Виды денег: наличные, безналичные,
электронные
Виды денег: наличные, безналичные,
электронные
Пластиковые карты
Деньги - средство обмена, а не благо
Безналичный расчет
Современные российские деньги
Итоговое занятие
Итого:
Количество
часов
1
1
ЦОР/ЭОР
https://www.yaklass.ruZp
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ruZp
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
1
https://www.yaklass.ru/p
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
1
https://www.yaklass.ru/p
1
1
1
1
1
34 часа
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p