1. Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий «Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи» составлена в соответствии с документацией:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
-
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
-
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
начального
общего
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) МАОУ
«СОШ №1»;
-
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
-
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.2);
-
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Целью логопедических занятий
является: формирование у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи (с
использованием стационарной электроакустической аппаратуры и (или) индивидуальных
слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов).
Задачи : развитие у слабослышащих и позднооглохших обучающихся речевого слуха,
слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны. Это способствует
развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации, что имеет важное
значение для достижения выпускниками школы планируемых результатов овладения
предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения
со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития,
адаптации и интеграции в обществе.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ОВЗ
Программа работы по ФРС в соответствии со Стандартом направлена на создание
системы комплексной помощи детям с нарушением слуха и детям с нарушениями устной и
письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего
образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы позволяет
учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и
дифференциации
образовательного
процесса,
осуществление
индивидуально
ориентированной коррекционной работы с учетом особенностей развития структуры дефекта
и индивидуальных возможностей детей.
2.Общая характеристика предмета коррекционно-развивающего курса
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что формирование
речевого
слуха
и
произносительной
стороны
речи
осуществляется
на
основе
дифференцированного подхода к обучению слабослышащих учащихся с учетом их
индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития
слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения
устной
речи на каждой
ступени обучения в школе.
Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие речевого слуха и
формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе в условиях
специального обучения. Навыки восприятия речи на слух улучшают устную речь в процессе
формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый
акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков на
основе развивающегося слухового восприятия.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной
стороны устной речи являются одной из важных организационных форм обучения
слабослышащих,
позднооглохших
и
кохлеарно
имплантированных
обучающихся,
позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и
воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития,
индивидуальных
особенностей
каждого
ученика,
его
интеллектуального
развития.
Специальная (коррекционная) работа, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет
важное значение для получения ими качественного образования, становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
В рабочей программе представлено тематическое планирование по развитию
слухового восприятия и формированию произношения, которые учитывают индивидуальные
слуховые возможности и речевое развитие каждого учащегося и предусматривает
индивидуальный подход на занятиях к каждому учащемуся.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями слуха направлена на:
- развитие интонированной устной речи, приближенной к норме;
- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха в целях создания
полисенсорной основы для формирования, развития и коррекции устной речи детей с
нарушениями слуха;
- преодоление возможных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения,
ценностно-личностных ориентировок; успешную подготовку к социализации в общество.
Развитие слухового восприятия и формирование произношения осуществляется на
всех этапах образовательного процесса, однако определяющее значение она имеет в
начальном звене. Тогда же достигаются наиболее высокие результаты.
Развитие речевого слуха и автоматизация навыков произношения продолжаются на
музыкально-ритмических занятиях и на других общеобразовательных предметах, а также в
ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Цель индивидуальных занятий – слухоречевое развитие обучающихся овладение
речью как средством общения и по- знания окружающего мира, создание условий для
активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Задачи: формирование и развитие речевого слуха; формирование произносительной
стороны устной речи; развитие речи и языковой способности как важнейшего условий
реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Структура индивидуального занятия:
I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.
II часть – Формирование речевого слуха.
I часть – Формирование произносительной стороны устной речи
Коррекционно–развивающие (специальные) задачи:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
- работа над плавным, длительным ротовым выдохом.
- формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых
отклонений от нормального тембра.
- постановка звуков на слухозрительной основе по подражанию, с использованием
всех сохранных анализаторов; коррекция звука;
- автоматизация произношения звука в начальной, конечной, интервокальной
позициях на материале слогов, слов, предложений, текста; дифференциация звуков.
- формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся,
соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и
слитности, основных правил орфоэпии.
II часть – Формирование речевого слуха
Коррекционно–развивающие (специальные) задачи
- развитие речевого слуха учащихся (с кохлеарным имплантом, индивидуальными
аппаратами и без аппаратов) на различном речевом материале (тексты разных жанров и
стилей,
материал
фронтальных
уроков,
фразы
разговорно-обиходного
характера,
словосочетания и отдельные слова).
- развитие фонематического слуха учащихся, воспитание «тонких» слуховых
дифференцировок.
- закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.
Продолжительность индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и
обучению произношению составляет 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.
Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется
практической
целесообразностью.
речедвигательного)
содействует
Взаимосвязь
более
двух
быстрому
анализаторов
усвоению
(слухового
получаемых
и
умений,
актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом
материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой
деятельности и с применением различных видов работ: изолированное произнесение звука;
повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в
слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений
из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы
на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с
подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным
словам и др.
На индивидуальных занятиях в слуховом кабинете основной речевой материал
предъявляется с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя. Развитие
речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале раз- личной степени
сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением
различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки;
работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение
предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов,
повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение
ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них
нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов
с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных
предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего
рассказа, воспринятого на слух и др.
В начале учебного года осуществляется обследование состояния звукопроизношения,
произносительной
стороны
речи,
состояния
слуха
с
помощью
речи.
Проводится
обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния. Для
этого используются сбалансированные списки слов, разработанные
Э.И. Леонгард, Л.В.
Неймана.
С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой
функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим
звукоусиления с помощью
стационарных устройств
и
уточняется режим работы
индивидуального слухового аппарата.
В конце первого полугодия проводится контрольная работа по развитию речевого
слуха. Контрольная работа включает в себя отработанные фразы обиходно-разговорного
характера, с общеобразовательных предметов и фразы из текстов.
В
конце учебного года проводится итоговый
контроль
произношения, на котором обследуется звукопроизношение и
по формированию
произносительная сторона
речи. Для проверки слухового восприятия проводится контрольное обследование, состоящее
из 20-25 фраз обиходно-разговорного характера, с общеобразовательных предметов, из
текстов. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу
по развитию слуха и формирование произношения. Обследуется восприятие фраз разными
сенсорными способами (на слух или слухозрительно, применяется ЗУА или ИСА). Фразы
предъявляются последовательно, каждая не более 2 раз. Ученик повторяет то, что воспринял
и отвечает на вопрос, выполняет поручение. Учитель записывает ответы ученика в протокол,
отмечая особенности воспроизведения речевого материала. В конце учитель анализирует
контрольную работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).
Проводится
аудиторская
проверка
внятности
речи
учащихся.
Все
данные
обследований вносятся в «Слухоречевую карту учащегося». В «Слухоречевой карте
учащегося» представляются обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии
ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений
произносительной и лексико-грамматической сторон речи.
Результаты коррекционно-развивающей работы по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи анализируются в отчетах учителей.
В конце учебного года обобщаются данные о достижении обучающимися
планируемых
результатов, данные отчетов доводятся до сведения родителей (законных
представителей).
3.Место в учебном плане
Коррекционно-развивающий
курс
по
Программе
коррекционной
работы
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» включён во
внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью реализации АООП НОО
(вариант 2.2); на его проведение предусмотрено в 4 классе по 3 часа в неделю на каждого
обучающегося.
Примерная продолжительность занятия - 20 минут.
В 4 классе - 102 часа (34 учебные недели 3 часа в неделю). На индивидуальных
занятиях
формирование
речевого
слуха
может
предшествовать
формированию
произносительной стороны речи, а также допустимо не выделять две части занятия
(формирование речевого слуха и произносительной стороны речи). Обе части занятия могут
быть объединены речевым материалом, подобранным в соответствие с избранной темой,
фонетическим принципом и др. особенностями.
4.Ценностные ориентиры
Особое внимание уделяется на индивидуальных занятиях работе над формированием
устной речи с использованием коммуникативной системы обучения; формируются основные
речевые компетенции (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством
использования речевого материала.
У обучающихся развиваются способности формулировать свои высказывания;
предъявлять требования к качеству собственной речи и контролю за речью окружающих.
На индивидуальных занятиях прививается интерес к языку:
- соблюдение правил орфоэпии и словесного ударения;
- ритмико-интонационная сторона речи;
- правила лексико-грамматического оформления речевого высказывания.
Обучающиеся понимают важность общения как значимую составляющую жизни
общества, как один из основополагающих элементов культуры.
На индивидуальных занятиях обучающиеся получают начальное представление о
правилах речевого этикета; навыках общения.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
коррекционно-развивающего курса
Планируемые результаты
Личностными результатами обучающихся
являются формирование следующих
умений:
- Формирование коммуникативной компетентности освоения правил поведения;
- Формирование
умения вступать в устную коммуникацию в общественных
организациях (библиотека, поликлиника);
- Закрепление устойчивой мотивации к учебе.
- Закрепление желания вступать в устную коммуникацию для межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрос- лыми в различных видах деятельности;
- Закрепление положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе и
другим людям;
- Продолжать работу над формированием установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметными
результатами
являются
формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативные:
- Понимание и выполнение поручений, умение выразить просьбу, побуждения,
приглашение, собственное мнение;
- Умение выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника;
- Сообщение о деятельности по заданию учителя или по собственной инициативе,
объяснение причины поступков;
- Сообщение в устной форме сведений о себе и семье, о самочувствии, о собственных
интересах, о пожеланиях;
- Ответ на вопрос и обращение с вопросом;
- Владение диалоговой формой речи;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно оценивать собственное поведение.
Регулятивные:
- Определение цели деятельности на занятии с помощью учителя;
- Проговаривание действий на занятии;
-Умение работать по предложенному плану;
- Умение участвовать в диалоге;
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- Умение использовать в учебной деятельности речевой материал, отработанный на
индивидуальных занятиях;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные:
- Ориентирование в учебнике;
- Нахождение нужной информации в учебнике;
- При восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы;
- Выделение ударного слога в слове, анализировать сравнение по профилю наличие
голоса, положение языка, дифференцирование звуков по глухости и звонкости, твердостимягкости;
- Умение составлять устный отчёт о проделанной работе.
- При восприятии заданий: выполнять их, давать краткий речевой комментарий к
собственным действиям;
- При восприятии сообщений - повторять их;
-Строить речевое высказывание в устной форме.
Предметными
результатами
обучения
учащихся
являются
формирование
следующих умений.
Формирование речевого слуха
- Воспринимать на слух, с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них
речевой материал (слова, словосочетания, фразы, включающие отдельные незнакомые слова,
значение которых объясняется контекстом): обиходно- разговорного характера, связанный с
учебной деятельностью учащихся и с изучением общеобразовательных предметов;
Воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 4 м (1 ст. тугоухости), 2 м (2 ст. тугоухости),
0.3 – 0.4 м (3 ст. тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 8 – 9 м (1 ст.
тугоухости), 7 – 8 м (2 ст. тугоухости), 3.5 – 5 м (3 ст. тугоухости);
Воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (до 9 - 15
предложений) на более близком расстоянии.
Формирование произносительной стороны устной речи
Правильно воспроизводить дыхательные пауз при выделении синтагм в процессе
чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть.
Соблюдать логическое ударение в текстах, заучиваемых наизусть.
Соблюдать подвижность ударения при изменении формы слова (рука – руки).
Дифференцировать произношение в словах и фразах звуков речи:
а) гласных а – о, и – ы, а – э, э - и;
б) согласных:
- свистящих и шипящих: с – ш, з – ж:
- аффрикат: ч - ц
- звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш;
- твёрдых и мягких: ф – ф’, в –в‘, п – п’, с – с’, б-б’, з –з’, и др.
Соблюдать в речи следующие правила орфоэпии (по подражанию и надстрочному
знаку):
- сочетания сч, зч, жч произносится как щ (щипать);
- окончания –тся, -ться произносятся как ца;
- свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил).
- глухие согласные перед звонкими согласными озвончаются.
Соблюдать темп разговорной речи при произношении фраз.
Воспроизводить все виды интонации при ведении диалога.
6.Тематическое планирование
№
п/п
Наименование тем
1.
Обследование
произносительной
стороны речи.
Тема 1: « Первое
сентября».
2.
КолКал.
во ч. сроки
(на1ч.)
2ч
3ч
3.
Тема 2: «Школьная
жизнь».
7ч
4.
Тема 3: «Сезонные
изменения в природе.
Осень».
8ч
5.
Тема 4: «Речевой
материал, связанный
с уроками
математики»
Тема 5: «Сезонные
изменения в природе.
Зима.»
6ч
7.
Тема 6: «Мой дом».
10 ч
8.
Подготовка
к 2ч
контрольной работе
9.
Контрольная работа 1 ч
за 1-ое полугодие
10.
Обследование
произносительной
стороны речи.
6.
6ч
1ч
Харктеристика
деятельности
учащихся
Восприятие
речи окружающих на
слухозри-тельной
основе (с помощью
звуко-усиливающей
аппаратуры);
при
ответной реакции на
воспринятое отвечать
на вопросы (кратко и
полно),
выполнять
задания
и
давать
речевые
отчеты
(краткие и полные),
повторять сообще-ния,
грамотно оформлять
свои
высказывания,
говорить достато-чно
внятно и естественно.
Овладение
словесной речью в
общении.
Использование
словесной
речи для установления контакта со
взрослыми,
детьми.
Овладение
коммуникативными
умениями.
Воспроизведени
е речевого материала
достаточно внятно и
естественно
при
реализации
обучающимся
произносительных
возможностей.
Положительное
Формы
контроля
Оформление
профиля
произношения
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
на
слух и сл/зр
Протокол
контрольной
работы
Оформление
профиля
произношения.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема 6. «Зимние
каникулы».
Тема 8: « Мои
друзья».
6ч
6ч
Тема 9: «Февраль –
последний месяц
зимы».
8ч
Тема 10: «Весна. 8
Марта».
8ч
Тема 11: «Весна.
Каникулы».
Тема 12:
«Транспорт».
эмоциональное
отношение
к
словесной речи.
Потребность в
речи, в расширении
словарного
запаса
Мотивированность
речевых действий.
Формирование
навыков самоконтроля
произносительной
стороны речи.
7ч
12 ч
Тема 13: «Летние
каникулы».
6ч
Повторение
2ч
Контрольная работа 1ч
за 2-ое полугодие
Итого: 102 ч
7. Содержание учебного курса.
Тема 1: « Первое сентября» - 3 ч.
Вопросы и фразы.
1) 1 сентября – День Знаний.
2)1 сентября начинается новый учебный год.
3) Дети идут в школу.
4) Школа встречает своих учеников.
5) В школе чисто и красиво.
6) Летом ребята хорошо отдохнули.
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Различение
речевого
материала
слух и сл/зр
Протокол
контрольной
работы
на
на
на
на
на
на
на
7) Ребята будут хорошо учиться.
8) Как ты провёл летние каникулы?
9) Где ты отдыхал летом? (на море, в деревне, дома, в другом городе).
Тема 2: «Школьная жизнь» -7 ч.
Словарь: урок, перемена, первый (второй, третий, четвёртый, пятый, шестой) урок, далеко,
близко, время, выходной день.
Вопросы и фразы.
1) Какие сегодня (завтра) уроки?
2) Спроси, какие завтра будут уроки.
3) Сколько сегодня уроков?
4) Что интересного ты узнал на уроке чтения (развития речи)?
5) Ты живёшь далеко от школы?
6) Сколько времени ты тратишь на дорогу?
7) Попроси Галю помочь (нарисовать, решить).
8) Какой вид спорта ты любишь?
9) Каким видом спорта ты занимаешься?
10) Как ты провёл выходной день?
Текст.
В восемь часов тридцать минут утра в нашей школе звенит звонок и начинается первый урок.
Ребята все готовы к уроку. На уроке ребята узнают много нового и интересного. Урок
продолжается 40 минут. После урока наступает перемена. На перемене можно отдохнуть,
поиграть.
Вопросы и задания по тексту.
1) Когда начинается первый урок?
2) Покажи на часах: 8 часов 30 минут.
3) Сколько времени продолжается урок?
4) Что ты делаешь на перемене?
Тема 3: «Сезонные изменения в природе. Осень» - 8ч.
Словарь: ранняя, золотая, поздняя осень; короче – длиннее; поспевают овощи и фрукты;
слабо, часто, урожай.
Вопросы и фразы.
-1) Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.
2) Когда бывает ранняя осень? (поздняя осень)
3) Осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее.
4) Осенью солнце греет слабо.
5) Осенью часто идёт дождь.
6) Осенью дует холодный ветер.
7) Тебе нравится осень?
8) Осенью в садах и огородах поспевают овощи и фрукты.
9) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице. (в комнате)
10) Какие листья на деревьях осенью? (летом)
Текст 1.
Наступила ранняя осень. Дни осенью стали короче, а ночи длиннее. Солнце греет слабее.
Иногда идёт дождь. Начинается листопад. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают
на землю. Птицы улетают в дальние тёплые страны. В садах и огородах созрели овощи и
фрукты. Колхозники убирают урожай.
Текст 2.
Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. На полях
убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.
Текст 3.
Осень. Сухие листья опадают. Ребята сгребают листья в кучи. Взрослые окапывают деревья.
Тема 4: «Речевой материал, связанный с уроками математики» - 6ч.
Словарь: сантиметр, час, секунда, окружность, сумма, разность, однозначное, двузначное,
трёхзначное число.
Вопросы, задания, фразы.
1) Отмерь полоску бумаги длинной 5 см, шириной 2 см.
2) Начерти окружность, (квадрат, прямоугольник, треугольник)
3) Найди сумму сторон квадрата.
4) Измерь расстояние между двумя точками.
5) Назови однозначное (двузначное, трёхзначное) число .
6) Найди сумму,( разность) чисел.
7) Какие ты знаешь меры длины ( времени)?
8) В минуте 60 секунд.
9) В часе 60 минут.
10) Сколько дней в году? ( в неделе, месяце)
11) Сейчас двадцать минут второго.
Тема 5: «Сезонные изменения в природе. Зима» - 6 ч.
Словарь: зима – зимний, снег – снежный, снежки, снеговик, Снегурочка,
снежинка, пушистый, лыжи, коньки, санки, мороз – морозный, играть в снежки, лепить
снеговика, кататься на лыжах,
кататься на коньках, кататься на санках.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Снег покрыл землю.
2) Пушистый снег покрыл землю.
3) Зимой часто бывают морозы и метели.
4) Зимой дни короткие, а ночи длинные.
5) Тебе нравится зима?
6) Как называются зимние месяцы?
7) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
8) Ты любишь кататься на лыжах?
9) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице?
( в классе?)
Текст.
Зима. Солнце светит мало. Дни короткие, а ночи длинные. Снег покрыл землю.
Часто бывают морозы и метели. Люди надели тёплую одежду. Дети весело играют в снежки,
катаются на санках, на лыжах, на коньках. Мальчики лепят снеговика.
Вопросы и задания.
1) Какое время года?
2) Зимой дни короткие, а ночи какие?
3) Как одеваются люди зимой?
4) Что делают дети зимой?
Тема 6: «Мой дом» -10 ч.
Словарь: дом, квартира, номер, адрес, этаж, первый (второй, третий, четвёртый, пятый)
этаж, газ, горячая вода.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Какой номер вашего дома?
2) Какой номер вашей квартиры?
3) Скажи свой адрес.
4) У вас в квартире есть газ, горячая вода?
5) На каком этаже ты живёшь?
6) Сколько этажей в вашем доме?
7) Сколько комнат в вашей квартире?
Текст.
Вова написал другу письмо.
« Дорогой Олег! Я рад, что ты будешь жить в новой квартире. Поздравляю тебя с новосельем.
Напиши, какая новая квартира, на каком этаже, сколько комнат.
Олег прочитал письмо и написал ответ.
« Дорогой Вова! Спасибо за поздравление. Да, мы купили новую квартиру. Квартира на
третьем этаже. Она большая, светлая. В квартире две комнаты, есть газ, горячая вода.
Приезжай посмотреть новую квартиру.
Задания.
- Составь предложение со словами: буду, новой, жить, в, я, квартире.
- Составь предложение со словосочетанием: новая квартира
- Послушай, повтори, что ответил Олег.
- Прочитай письмо, которое написал Олег.
- Прочитай письмо, которое написал Вова.
- Сколько предложений в письме Олега?
- Сколько предложений в письме Вовы?
- Составь предложение со словосочетаниями:
на втором этаже,
три комнаты.
Тема 7: «Зимние каникулы» - 6 ч.
Словарь: начало - начались, конец - закончились, продолжались, на ёлке было много
игрушек, вечером ёлка светилась разноцветными огнями, Дед Мороз, Снегурочка.
Вопросы.
1) Какое сейчас время года?
2) Какие были каникулы?
3) Когда начались каникулы?
4) Когда закончились каникулы?
5) Сколько дней продолжались зимние каникулы?
6) Чем ты занималась во время зимних каникул?
7) Ты ходила на ёлку в центр?
8) Тебе понравилась ёлка?
9) Возле ёлки были Дед Мороз и Снегурочка?
10) Ты видела возле ёлки лошадку?
11) Ты каталась на лошадке?
12) У тебя есть коньки?
13) Ты ходила на каток?
14) Ты каталась на коньках?
15) Тебе понравились зимние каникулы?
Тема 8: «Мои друзья» - 6 ч.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) У тебя есть подруга (друг)?
2) С кем из ребят вашего класса ты дружишь?
3) Кто твой друг (твоя подруга)?
4) Когда тебе исполнится 11 лет? (Осенью, зимой, весной, летом).
5) Тебе уже исполнилось 11 лет?
Текст.
Мою подругу зовут Таня.
У Тани вчера был день рождения.
Тане вчера исполнилось 11 лет.
Таня пригласила в гости всех ребят из класса.
Ребята поздравили Таню, подарили цветы, конфеты, книги, игрушки.
Таня угощала ребят чаем, конфетами, тортом, фруктами.
Потом ребята играли, танцевали.
Всем было очень весело.
Вопросы.
- Как зовут подругу?
- Сколько Тане исполнилось лет?
- Кого Таня пригласила в гости?
- Что ребята подарили Тане?
- Чем Таня угощала ребят?
- Что делали ребята потом?
Тема 9: «Февраль – последний месяц зимы» - 8 ч.
Словарь: зима, снег, пушистый снег, кататься на коньках, кататься с горки,
кататься на санках, снеговик, лепить снеговика, играть в снежки.
Фразы.
1) Какое сегодня число?
2) Какой скоро будет праздник?
3) День Защитника Отечества.
4) Какой сейчас месяц?
5) Февраль – последний месяц зимы.
6) Сколько в феврале дней?
7) Скоро придёт весна.
8) Тебе нравится зима?
9) У тебя есть коньки?
10) Ты любишь кататься на коньках?
Текст.
Зима. Пушистый снег покрыл землю. Ребята вышли на улицу кататься на коньках. Девочки
катаются с горки на санках. Мальчики лепят снеговика. Потом ребята будут играть в снежки.
Весело ребятам зимой.
Вопросы к тексту.
- Какое время года?
- Прочитай о снеге.
- Кто вышел на улицу кататься на коньках?
- Что делают девочки?
- Что делают мальчики?
- Что ребята будут делать потом?
- Весело ребятам зимой?
Задания:
- Напиши: Ребята вышли на улицу кататься на коньках.
- Нарисуй: Девочки катаются с горки на санках.
- Перескажи текст.
Тема 10: « Весна. 8 Марта» -8 ч.
Словарь:
весна-весенний,
таять-растаять,
листья-листочки,
мало-много,
снег начинает таять, снег растаял, снега совсем мало, снега нет, строить гнёзда; добрая,
заботливая, ласковая, нежная строгая, праздник, стихотворение.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Какое время года наступило?
2) Тебе нравится весна?
3) Какой праздник будет в конце этой недели?
4) Кого поздравляют в этот день?
5) Что ты хочешь пожелать маме в День 8 Марта?
6) Какая твоя мама?
7) Моя мама добрая, заботливая, ласковая, нежная, бывает строгая.
8) Ты знаешь стихотворение о маме?
Текст.
Наступила весна. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. В марте снег начинает
таять, а в апреле снега становится совсем мало. Из тёплых стран прилетают птицы. На
деревьях появляются листочки. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают
сухие ветки, листья.
Задания:
- Напиши: На деревьях появляются листочки.
- Нарисуй: Ребята окапывают деревья.
- Когда начинает таять снег?
Тема 11: «Весна. Каникулы» - 7 ч.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Какое время года наступило?
2) Тебе нравится весна?
3) Весной дни становятся длиннее, а ночи короче.
4) В марте снег начинает таять.
5) В апреле снега совсем мало.
6) Почему весной растения хорошо растут?
7) Весной из тёплых стран прилетают птицы,
8) Весной птицы строят гнёзда.
9) Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы.
10) Весной сжигают сухие ветки, сухие листья.
11) Весной на деревьях появляются листочки.
12) Назови весенние месяцы.
13) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице.
14) Когда начинаются весенние каникулы?
15) Через сколько дней начнутся каникулы?
16) Что ты будешь делать в весенние каникулы?
Тема 12: «Транспорт»-12 ч.
Словарь: транспорт, светофор, переходить улицу, автобус, трамвай, троллейбус,
ехать
автобусом, ехать трамваем.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Улицу можно переходить на зелёный свет светофора.
2) Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.
3) Твой дом далеко от школы?
4) Где ты живёшь?
5) Каким транспортом ты едешь в школу?
6) Я еду в школу автобусом.
7) Я иду в школу пешком.
8) Сколько времени ты тратишь на дорогу?
Текст№1
Пошли ребята гулять. Дошли до угла. На углу – светофор. На светофоре горит красный свет.
Нельзя переходить улицу. Остановились ребята, ждут. Красный свет погас, зажёгся жёлтый
свет. Ребята опять ждут. Нельзя переходить улицу.
Зажёгся зелёный свет. Можно переходить улицу. Ребята спокойно перешли улицу.
Вопросы и задания.
- Куда пошли ребята?
- Что они увидели?
- Нарисуй светофор.
- Что означает красный свет светофора?
- Что означает жёлтый свет светофора?
- Что означает зелёный свет светофора?
Текст №2.
Коля живёт далеко от школы. Сначала он едет автобусом, а потом трамваем.
А Валя живёт близко от школы. Она ходит в школу пешком.
Вопросы.
- Как добирается Коля до школы?
- Как добирается до школы Валя?
- Как ты добираешься до школы?
Тема 13: «Летние каникулы» -6 ч
Фразы разговорно-обиходного характера.
- Июнь, июль, август – летние месяцы.
- Назови летние, (зимние, весенние, осенние) месяцы.
- Когда начинаются летние каникулы?
- Через … начнутся летние каникулы.
- Куда ты поедешь отдыхать?
- Где ты отдыхал в прошлом году?
- Что ты думаешь делать летом?
- Что тебе хочется делать в летние каникулы?
- В каком классе ты будешь учиться на следующий год?
Текст.
Летом Ваня поедет в деревню. Маша и Коля будут отдыхать летом на даче. А Соня с мамой
поедут на юг. Саша во время летних каникул будет жить у бабушки в деревне. Остальные
ребята поедут в лагерь.
Вопросы по тексту.
- Куда поедет Ваня?
- Кто будет отдыхать летом у бабушки в деревне?
- Куда поедут Соня с мамой?
- Где будут отдыхать летом Маша и Коля ( остальные ребята)?
- Как ты будешь отдыхать?
- Прочитай рассказ.
- Выбери картинки о природе летом ( весной, зимой, осенью).
Контрольно-измерительный материал. 4 класс.
Задание. Послушай, выполни задания.
1. Первый урок школе начинаются в восемь часов тридцать минут утра?
2. Какие сегодня уроки?
3. Сколько сегодня уроков?
4. Ты живёшь далеко от школы?
5. Когда бывает ранняя осень?
6. Тебе нравится осень?
7. Осенью в садах и огородах поспевают овощи и фрукты.
8. Найди сумму сторон квадрата.
9. Начерти окружность.
10. Сколько дней в месяцах года?
11. Сколько дней в году?
12. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
13. Покажи. Снег покрыл землю.
14. Как называются осенние месяцы?
15. Каким транспортом ты едешь домой.
16. В минуте 60 секунд.
17. Назови многозначное число.
18. Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха в комнате?
19. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.
20. Весной в саду много работы.
21. Я иду пешком.
22. Какие ты знаешь меры времени?
23. Сколько времени ты тратишь на дорогу в школу?
24. Зимой часто бывают морозы.
25. Я люблю кататься на лыжах, а ты?
26. Отмерь полоску бумаги длиной 14 сантиметров.
27. В каком классе ты будешь учиться на следующий год?
28. Сегодня солнечный день.
29. Где ты живёшь?
30. Найди сумму сторон квадрата.
Текст №1: «Золотая осень».
Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. На полях
убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.
Текст №2: «Весна»
Наступила весна. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. В марте снег начинает
таять, а в апреле снега становится совсем мало. Из тёплых стран прилетают птицы. На
деревьях появляются листочки. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают
сухие ветки, листья.
8. Список литературы.
1. АООП НОО для глухих обучающихся (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15).
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед.
2.
учеб. заведений. / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
3.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в
обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная
психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
4.
Инновационные
подходы
к
обучению
и
воспитанию
детей
с
нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных работ. Рос. гос. пед.ун-т им. А.И.
Герцена. - СПб.: Образование, 1997.
5.
Сурдопедагогика. Под ред.Речицкой Е. Г., «ВЛАДОС», 2004
6. Рау Ф.Ф.,
Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.-
М.:Просвещение,1981.
Интернет-ресурсное обеспечение учебно-методического комплекса
1.Электронная
библиотека
портала
«Аудитория»:
Российское
образование
–
2020
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru
Представлена
научно-методическая
литература,
энциклопедические
литература,
словари
по
монографии,
учебно-методическая
педагогическим
специальностям
«олигофренопедагогика», «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика».
2.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http: // www. osobyirebenok. ru
Представлены:
Министерства
нормативно-законодательные
образования
Российской
акты,
Федерации
в
официальные
части
документы
образования
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по
актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //
www.
pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&page=3
Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебнометодическая литература.
4.Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования
Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая
литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
5. Библиотека Института психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования
Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая
литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
6.Речевой
центр
Логопед-плюс
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.logopedplus.org/articles/
Представлены
учебно-методическая
литература,
дидактический
специальности «логопедия» в части обучения детей с нарушениями слуха.
материал
по