2.2 4 класс психолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционных занятий «Музыкально-ритмические
занятия» для обучающихся для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант
2.2) 4 класс составлена в соответствии с:
- - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной

адаптированной

образовательной

программы

основного

общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
-

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных

постановлением

главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
-

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) МАОУ
«СОШ №1»;

-

Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;

-

Учебный план МАОУ

«СОШ №1» для слабослышащих и позднооглохших

обучающихся (вариант 2.2);
-

Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».

Музыкально-ритмические
занятия
являются
одним
из
специальных
(коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со
слабослышащими детьми.
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности,
готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Рабочая программа направлена на реализацию следующих задач:
-развитие умения слушать музыку;
-выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением и пением;
-развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и
речевой моторики, пространственной ориентировки;
-привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;

-овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах
(ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
-усвоение основ специальных знаний из области сценического движения
(пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
-овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
-формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства,
пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
-развитие мышления, творческого воображения и памяти;
-эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника;
-развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи;
Обучение по адаптированной программе ««Музыкально - ритмические занятия»» в
школе для детей с нарушениями слуха имеет коррекционно-развивающий характер и
направлено на преодоление отклонений в физическом, речевом развитии, познавательной
деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций
воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных
методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в
значительной степени определяют содержание обучения. Учитывая психофизические
особенности учащихся, поставлены следующие коррекционные задачи:
-коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация
мышечного тонуса, формирование правильной осанки, формирование и развитие
мышечной памяти;
-развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
-формирование слуховых и речедвигательных навыков;
-совершенствование произношения учащихся.
-развитие мелкой моторики;
-развитие внимания;
-формирование положительной мотивации
Основное содержание занятий включает обучение восприятию музыки, движениям
под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, декламации песен под
музыку, работу над выразительностью речи учащихся, автоматизацию их
произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики). Важное значение
придается развитию слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закреплению
навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при
реализации всех требований системы формирования устной речи у слабослышащих
школьников.
На занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку, правильно,
выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения,
декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их
слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле,
знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями,
музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются

границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с
нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Эстетическое развитие слабослышащих детей — одна из главных задач
музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для
слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений.
Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий
(оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидак- тические пособия, манера
общения учителя с учениками и детей между собой).
Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.
Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только
упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной
и эмоциональной передаче музыкального образа.
Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует
нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы,
используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке.
Использование
преимущественно
коллективных
форм
работы
способствует
совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними
свои интересы.
При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора
школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами
искусства; о деятельности композиторов и исполнителей;
о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными
театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного
расширения словарного запаса, пополнения его новой лексикой.
В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие
учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера.
Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» в ее эмоциональный мир.
Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его
умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных
по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при
инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир
героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное
прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях,
эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.
Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры,
позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей
достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушением слу- ховой функции.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию
воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы
деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе.
Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в
стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных
движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений,
импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных

инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например,
один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
В процессе занятий активизируются умственные способности слабослышащих
учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности
требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития
памяти.
Физическое развитие
слабослышащих детей — одна из важных задач,
решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся
формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Двигательная активность необходима для развития здорового организма:
усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечнососудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что
движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности.
Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и
танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие
двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на
музыкально-ритмических занятиях.
Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи
происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность
моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние
на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся
рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство,
содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.
Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для
полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкальноритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается
восприятие разнообразной акустической ин- формации — речи, неречевых звучаний,
музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью
индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь,
анализировать и сопоставлять услышанное.
Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения
учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и
ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также
нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями.
Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению
звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Работа над произношением
на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с
применением фонетической ритмики. В процессе работы над произносительной стороной
речи реализуются основные положения существующей системы обучения произношению
глухих и слабослышащих школьников. Обучение проходит в условиях целенаправленного
развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухозрительнокинестетической системы.
2. Общая характеристика психокоррекционных занятий «Ритмика»

Музыкально-ритмические
занятия
являются
одним
из
специальных
(коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со
слабослышащими детьми.
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности,
готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Рабочая программа направлена на реализацию следующих задач:
-развитие умения слушать музыку;
-выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением и пением;
-развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и
речевой моторики, пространственной ориентировки;
-привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
-овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах
(ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
-усвоение основ специальных знаний из области сценического движения
(пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
-овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
-формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства,
пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
-развитие мышления, творческого воображения и памяти;
-эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника;
-развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи;
Обучение по адаптированной программе ««Музыкально - ритмические занятия»» в
школе для детей с нарушениями слуха имеет коррекционно-развивающий характер и
направлено на преодоление отклонений в физическом, речевом развитии, познавательной
деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций
воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных
методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в
значительной степени определяют содержание обучения. Учитывая психофизические
особенности учащихся, поставлены следующие коррекционные задачи:
-коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация
мышечного тонуса, формирование правильной осанки, формирование и развитие
мышечной памяти;
-развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
-формирование слуховых и речедвигательных навыков;
-совершенствование произношения учащихся.
-развитие мелкой моторики;
-развитие внимания;
-формирование положительной мотивации
Основное содержание занятий включает обучение восприятию музыки, движениям
под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, декламации песен под

музыку, работу над выразительностью речи учащихся, автоматизацию их
произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики). Важное значение
придается развитию слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закреплению
навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при
реализации всех требований системы формирования устной речи у слабослышащих
школьников.
На занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку, правильно,
выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения,
декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их
слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле,
знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями,
музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются
границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с
нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Эстетическое развитие слабослышащих детей — одна из главных задач
музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для
слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений.
Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий
(оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидак- тические пособия, манера
общения учителя с учениками и детей между собой).
Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.
Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только
упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной
и эмоциональной передаче музыкального образа.
Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует
нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы,
используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке.
Использование
преимущественно
коллективных
форм
работы
способствует
совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними
свои интересы.
При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора
школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами
искусства; о деятельности композиторов и исполнителей;
о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными
театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного
расширения словарного запаса, пополнения его новой лексикой.
В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие
учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера.
Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» в ее эмоциональный мир.
Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его
умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных
по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при
инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир
героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное

прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях,
эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.
Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры,
позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей
достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушением слу- ховой функции.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию
воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы
деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе.
Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в
стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных
движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений,
импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных
инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например,
один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
В процессе занятий активизируются умственные способности слабослышащих
учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности
требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития
памяти.
Физическое развитие
слабослышащих детей — одна из важных задач,
решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся
формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Двигательная активность необходима для развития здорового организма:
усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечнососудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что
движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности.
Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и
танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие
двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на
музыкально-ритмических занятиях.
Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи
происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность
моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние
на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся
рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство,
содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.
Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для
полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкальноритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается
восприятие разнообразной акустической ин- формации — речи, неречевых звучаний,
музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью
индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь,
анализировать и сопоставлять услышанное.
Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения
учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и
ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также

нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями.
Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению
звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Работа над произношением
на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с
применением фонетической ритмики. В процессе работы над произносительной стороной
речи реализуются основные положения существующей системы обучения произношению
глухих и слабослышащих школьников. Обучение проходит в условиях целенаправленного
развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухозрительнокинестетической системы.
3. Описание места программы в учебном плане
Коррекционные групповые занятия проводятся по специально составленному
расписанию, 1 год обучения - 1 раз в неделю, 34 часа в год. Целевая аудитория –
слабослышащие и позднооглохшие обучающихся.
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика»
Музыкально - ритмические занятия, как и художественное образование в целом,
предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности,
позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры
и искусства.
Освоение ритмических движений с музыкальным сопровождением предполагает
формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и
умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом
обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся
в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкально - ритмических занятиях акцентируется на личностном
развитии,
нравственно-эстетическом
воспитании,
формировании
культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик на музыку и танцевальное движение. Уже на начальном этапе
обучения младшие школьники понимают, что музыка и движение открывают перед ними
возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного
становления, развивают способность сопереживать, встать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует
формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами
музыкально - ритмической деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование музыкально - ритмической учебной деятельности,
способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному
развитию растущего человека. Дисциплина ««Музыкально - ритмические занятия»» для
слабослышащих детей, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка
современную картину мира.
5. Личностные и предметные результаты освоения курса
«Музыкально-ритмические занятия».
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической

и

национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений
современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкально ритмической деятельности;
освоение способов решения проблем творческого, поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках ритмики, во внеурочной
и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с
задачами коммуникации;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально- творческой
деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству;
формирование
устойчивого
интереса
к
музыкально-творческой

деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучение движениям под музыку.
Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных
движений под музыкальное сопровождение учителя.
Овладение элементарными гимнастическими движениями (наклоны, повороты
головы, различные положения рук, круговые движения руками, плечами, полуприседания,
вставание на полупальцы и т.д.), простейшими построениями (в одну, две, три линии, в
колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе и т.д.), элементами танца и
пляски (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы, выставление ноги на
пятку и носок, положения и движения рук, принятые в русском танце, плавные движения
рук, шаг галопа, хороводный шаг, поскоки и т.д.).
Разучивание несложных плясок, хороводов, танцевальных упражнений. Изменение
заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену
музыкальной динамики (громкая, тихая, негромкая музыка), темп (быстрый, медленный,
умеренный), регистры в музыкальном звучании (высокий, средний, низкий).
Фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке двух-, трѐх- и
четырѐхдольного метра в умеренном темпе. Определение движением руки высотного
положения двух и более звуков внутри среднего регистра.
Восприятие музыки.
Различение на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного,
умеренного темпа, музыки дву-, трѐхдольного метра (полька, вальс), регистров в
музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем
регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного
звукорядов в среднем регистре.
Различение и опознавание на слух марша, танца и песни при выборе из трѐх пьес.
Различение и опознавание на слух маршей, танцев и песен различного характера
при выборе из двух пьес одного жанра.
Определение в музыкальных пьесах жанра (марш, танец, песня), характера
(весѐлый, грустный и т.п.), средств музыкальной выразительности
(динамических, темповых, метрических, высотных отношений).
Обучение декламации песен под музыку.
Понимание основных дирижѐрских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание,
логическое ударение). Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку
под руководством учителя доступным по силе голосом; реализуя произносительные
умения.
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных,
восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе, выделение
логического ударения во фразе.
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе
или песне.
Исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сильной и
каждой доли такта в музыке дву-, трѐх-, четырѐхдольного метра в умеренном темпе.
Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической
ритмики).
Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение
слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа… до 8-10 слогов,
для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса… до 4-6 слогов), слов, коротких
фраз, состоящих из 6-8 слогов.
Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по
силе (нормальный – громкий – тихий) и по высоте (нормальный – более высокий – более
низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр.
Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной
структуры речи: слитно и раздельно слогосочетания, синтагматическое членение фразы,
кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в
дву-, трѐхсложных словах, логического и синтагматического ударения во фразе; передача
в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.
Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их
сочетаний, усвоенных учащимися класса.
Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала
эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра (с помощью учителя и
самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, по подражанию учителю
использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации
(соответствующего выражения лица, позы, пластики); произнесение слов слитно, с
ударением (с помощью учителя, графическому знаку и самостоятельно), реализуя
возможности воспроизведения их звукового состава (точно или приближенно с
использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая орфоэпические
правила (с помощью учителя и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно,
деление фраз на синтагмы, выделение логического ударения во фразе (с помощью учителя
и самостоятельно), эмоциональное и выразительное инсценирование диалогов.
К концу обучения по программе ««Музыкально - ритмические занятия»» учащиеся
должны:
Уметь:
-выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные
гимнастические и танцевальные движения, соблюдать темп;
-исполнять разученные танцы;
-самостоятельно выполнять разученные комплексы упражнений по ритмической
гимнастике;
-определять на слух характер музыки, определяя темп и ритм.
-воспринимать на слух
речевой
материал,
связанный
с
содержанием музыкально-ритмических занятий;
-импровизировать на определенные музыкальные темы (например: летний день в
лесу, падают снежинки и т.д.)
Знать:
-основные понятия о танце (виды, особенности исполнения и т.д.)
-названия музыкальных инструментов;
-основные позиции ног и рук;
-правила поведения на сцене;
-основные музыкальные жанры.

Владеть:
-приемами игры на металлофоне и
ксилофоне
и
других
простейших
инструментах.
-основами сценической культуры;
6. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа
музыкально-ритмических занятий
включает
следующие
разделы:
1.
автоматизация произносительных навыков;
2.
обучение движениям под музыку;
3.
обучение восприятию музыки;
4.
декламация песен под музыку;
5.
игра на элементарных музыкальных инструментах.
Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной
деятельности, так и составной части других видов деятельности — музыкалъноритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных
музыкальных инструментах.
Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности
включает следующее:
формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение
различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы,
длительности, тембра) в различных их сочетаниях;
формирование слушательской деятельности: обучение внимательному
слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение
элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной
выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или
фрагментов из них.
Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности
осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации
песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.
Один из основных видов деятельности на музыкально-ритмических занятиях —
музыкально-ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично
выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные
и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и
современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных,
характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. В
процессе работы важное значение придается развитию у школьников импровизации
движений под музыку.
Декламация песен под музыку — одно из важных направлений коррекционной
работы на музыкально-ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и
выразительной декламации под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению
ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера
звуковедения (плавно, отрывисто).
Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки,
прибаутки.
Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию у
глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха,

восприятия характера музыки. Школьники учатся исполнять в ансамбле ритмический
аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных
инструментах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах,
маракасах, треугольниках).
Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях —
совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель
постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации
своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную
работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок,
а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию
произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся,
учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков
восприятия и воспроизведения устной речи каждого ученика.
На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по
развитию у учеников речевого дыхания.
При широком использовании музыки и движений ведется работа по развитию у
учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте.
Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над
хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей.
На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую
структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением
сокращенной системы фонем.
Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются
умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или
приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и
орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой
включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном
выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности,
мелодическую структуру.
Важное значение придается развитию у учащихся ритмико- интонационной
структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных
интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного;
модуляции голоса по силе (нор- мальный, более громкий, более тихий) и высоте
(нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса —
ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового
диапазона); сло- весное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе,
мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный).
В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей
применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение
различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи,
моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры
фраз.
Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной
основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у

учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют
повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию
в ее структуры.
Форма организации образовательного процесса:
Фронтальное занятнее.
Технологии, используемые в обучении: обучение восприятию музыки, обучение
музыкально – ритмическим движениям, обучение декламации песен под музыку,
обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; развитие
восприятия и воспроизведения устной речи (автоматизация произносительных умений с
использованием фонетической ритмики и музыки).
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Наглядный метод
3.Практический метод
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
Текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных
заданий, коллективных занятиях.
7. Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
№
п/п Тема

Вид деятельности

Количество
часов

1.

Теоретические сведения по ритмике. Развитие внимания, формирование 1
Охрана труда на уроках ритмики.
положительной мотивации.

2-5

Упражнения на
пространстве

6-8

Ритмико-гимнастические
упражнения.

ориентировку

в Развитие внимания, формирование 4
положительной мотивации.

Нормализация мышечного тонуса, 3
снятие неестественного напряжения
мышц,

Упражнения
с
детскими Развитие внимания, формирование 4
9-12 музыкальными инструментами.
положительной мотивации.

Игры под музыку.
1316

Развитие
умения
согласовывать 4
движения частей тела во времени и
пространстве

Танцевальные упражнения.

Развитие подвижности суставов и 4
силы мышц всего тела

2123

Работа над ритмом

Развитие подвижности суставов и 3
силы мышц всего тела

2427

Общеразвивающие упражнения.

Развитие подвижности суставов и 4
силы мышц всего тела

1720

2831
3234

Упражнения
движений.

на

координацию Координация движений.

Упражнения на расслабление мышц. Расслабление мышц

4

3

Итого: 34 часа

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- коврики для выполнения упражнений;
- реквизит.
Список литературы:
1.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.
2.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н., Учебно-методический комплекс Фонетическая
ритмика: Пособие для учителя. —М.: Гуманит. изд. центр
3.
«ВЛАДОС», 1996.
4.
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008).
5.
Т.А.Затямина, Л.В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое
пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
6.
Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников.
Методическое пособие. Москва «Аспект Пресс»2001.
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
8.
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.:
ВЛАДОС, 2008)
9.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Москва «Владос» 1997

10.
Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы».
10.Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
11.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, психотехнические упражнения,
коррекционные программы. Москва 1993г.
12.
Тугова Н.А. Музыкально-ритмические занятия в школе для слабослышащих детей.
Москва, «Просвещение» 1992
13.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М.,
14.
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. –М., 1995
15.
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008) Учебно-методический комплекс.
16.
Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с
глухими
учащимися
младших классов. –М., 1997
17.
Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в
подготовительной школедля глухих детей. –М., 1991
18.
Е.З.Яхнина. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими
нарушения слуха. Москва, «Владос», 2003.
19.
Е.З.Яхнина. Программы образовательных учреждений (для слабослышащих детей).
М.:Просвещение, 1997. Е.З.Яхнина. Методика музыкально – ритмических занятий с
детьми, имеющими нарушения слуха. Москва, «Владос», 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».