2.2 4 класс дефектолог

1. Пояснительная записка
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(развитие речи)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области
учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ и реализуется на
протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Рабочая программа психокоррекционного курса составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)
МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (вариант 2.2);
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного содержания
образовательной программы, коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности и
психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов
мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и
компетенций.
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также предполагает
развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с ОВЗ
(слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2).
Задачи:
- формировать учебное поведение и структурные компоненты учебной деятельности
(ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом,
промежуточный и итоговый контроль);
- развивать сенсорную и сенсомоторную сферы;
- развивать зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и
ориентировки;
- развивать познавательные процессы на основе учебного материала;
- формировать приемы мыслительной деятельности, корректировать и развивать базовые
мыслительные операций;
-восполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной готовностью к
школьному обучению;
-формировать алгоритмы учебно-познавательных действий и корректировать учебные
навыки на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ОВЗ
(слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2);
-расширять разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей

действительности;
- обогащать словарный запас;
- формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы);
- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
-обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных процессов;
- формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.
В соответствии с АООП НОО ОВЗ Программа опирается на следующие
принципы:
- принципучета типологических и индивидуальных образовательныхпотребностей
обучающихся;
- принципкоррекционной направленности образовательного процесса;
- онтогенетический принцип;
- принципразвивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
ОВЗ;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
- Сенсорное и сенсомоторное развитие.
- Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
- Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных
действий.
- Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).
2. Общая характеристика коррекционного курса
обучающихся с ОВЗ (слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2)
Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особую логику построения
учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с ограниченными возможностями:
-специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного
нарушения развития;
-следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также использование разных типов
звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе
всего образовательно-коррекционного процесса;

-требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных
дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в программе, адресованной
нормально развивающимся сверстникам;
-необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной
деятельности, так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;
-необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных технологий),обеспечивающих реализацию
"обходных путей" обучения;
-необходима индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
-необходимо
максимальное
расширение
образовательного
пространства -выход за пределы образовательной организации;
-следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с
целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач,
специальную психолого-педагогическую поддержку семье обучающегося.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
•
планирование материала от простого к сложному,
•
дозирование помощи педагога,
•
постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе учащегося.
Упражнения и задания, предлагаемые обучающимся выстроены так, что четко
прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым
занятием задания усложняются. Увеличивается объем материала для запоминания,
наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего
обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи
реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4
до 6 направлений).
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя
из
данных
входной
диагностики,
учитывая
индивидуальные
психофизиологические особенности обучающихся формируются группы, численностью 3
– 4 человека.
Количество занятий:
4 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю);
Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия:
групповое – 40 минут, индивидуальное – 20 минут.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения
ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.
При поступлении обучающегося учитель-дефектолог проводит первичную
диагностику, используя материалы психолого-педагогической диагностики обучающихся.
Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учительдефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающегося по
результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии

нарушений.
4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса.
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих
ценностных ориентиров:
−
готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
−
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной
и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовнонравственной установки «становиться лучше»;
−
формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и
зле, должном и недопустимом;
−
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
−
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
−
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса.
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения курсахарактеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему
миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной
деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на
принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и
способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к
познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
формирование ценностного отношения к своей Родине - России, чувства любви и
гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; осознание себя гражданином
своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы,
семьи, города, страны), к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; формирование чувства гордости за свою родину; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений; формирование уважительного отношения к своему и другим народам;
применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и
расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с
нарушениями слуха;

духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; представление о нравственноэтических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления
заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил
и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах
разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах; способность давать элементарную нравственную оценку
собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников);
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие
факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных
играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении
результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
3)
эстетического воспитания:
проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных
знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности;
4)
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы;
пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными
средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном
телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной);
5)
трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной
деятельности и сотрудничества):
принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной
деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого
труда; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к организованности и
аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых
ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества
в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной
адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей
коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при
желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей
других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и
школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми,
интерес к различным профессиям; овладение социальнобытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и

2)

школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и
школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной
деятельности);
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
проявление элементарной экологической грамотности;
7)
ценности научного познания:
любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и
накоплению
общекультурного опыта;
формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла учения;
осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых
знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире
и человеке в нем; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и
накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную
деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего
мира человека.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление
способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания
различных
предметов,
курсов,
модулей
обучающиеся
овладевают
рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами,
которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых,
нестандартных учебных ситуациях.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
познавательные
универсальные учебные действия:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития
глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные
универсальные учебные действия:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в
знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых
и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и
оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития)
речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные
учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиском средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
•
составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности,
указанные в программе;
•
писать изложение текста (50—60 слов) после предварительной подготовки
под руководством учителя;
•
составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по
вопросам;
•
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;
•
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
•
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать

деформированный повествовательный текст из трех частей);
•
употреблять при записи текста красную строку;
•
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера и с элементами рассуждения по сюжетной картинке, серии картинок, личным
наблюдениям.
6.Содержание коррекционного курса.
В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (слабослышащих и
позднооглохших (вариант 2.2) АООП НОО направлена на коррекцию нарушений
развития, обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая
область,
включающая коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (развитие
речи)», который является частью программы коррекционной работы, обязателен для
изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей программы
коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога.
Обогащение словаря.
Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов.
Слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Слова. Выражающие моральноэтическую оценку, нравственные понятия. Слова с переносным значением, образные
выражения.
Слова, характеризующие предмет по материалу, веществу, по принадлежности
лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц, выражающие отношение к
происходящему.
Развитие связной речи.
Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными
определительными, изъяснительными, условия.
Понимание и употребление в речи сложных предложений с прямой речью,
сложных предложений с придаточными времени, места и определительным.
Составление устных и письменных рассказов (сочинений) по картинке или серии
картинок на темы, близкие обучающимся по их жизненному опыту, а также на основе
наблюдений за природой, экскурсий и т.п. с предварительной коллективной подготовкой.
Составление плана сюжетного рассказа (сочинения) в форме вопросов и в форме
повествовательных предложений (под руководством учителя).
Определение темы составляемого рассказа, его озаглавливание.
Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно
составленному плану.
Написание короткого письма о своих делах.
Текст. Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста.
Озаглавливание текста и его частей. Сочинения по картинке, серии картинок на темы,
близкие обучающимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за
природой, экскурсий и т.п. с предварительной коллективной подготовкой.
Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец).
Составление плана изложения (коллективное и самостоятельное), изложение текста
по плану.
Примерный перечень тем:
Прощание с тёплым летом.
Снова осень стоит у двора.
Наши добрые дела.
О чём рассказывают нам картины?
О профессиях.
Хочу все знать.

Белый снег пушистый...
Мои любимые сказки
Весна идёт.
Подарок маме.
Мы занимаемся спортом.
Наши развлечения.
Скоро летние каникулы
7. Тематическое планирование курса «Коррекционно-развивающие занятия
(развитие речи)»
4 класс
№

Тема

Кол -во
часо в
1

Характеристика видов учебной
деятельности обучающихся

1-2.

Дефектологическое
обследование

3.

Составление рассказа
«Снова в школу»

1

4.

Описание-сравнение
«Радуга»

1

5-7

Изложение
«Как хлеб попадает к нам
на стол»

3

8-9

Профессии

2

10-11

Составление
деформированного текста
на основе серии картинок
«Осень пришла»

2

12

Описание предмета
Огурец и помидор.

1

13-15

Сочинение по картине (про

3

Учиться работать по готовому плану и
рисункам.
Записывать предложения, соблюдая
графические правила. Оценивать
результаты своей работы.
Учиться работать по готовому плану и
рисункам.
Записывать предложения, соблюдая
графические правила. Оценивать
результаты своей работы.
Учиться работать по готовому плану и
рисункам.
Записывать предложения, соблюдая
графические правила. Оценивать
результаты своей работы.
Учиться работать по готовому плану и
рисункам.
Записывать предложения, соблюдая
графические правила. Оценивать
результаты своей работы.
Восстанавливать нарушенную
последовательность частей текста и
письменно подробно воспроизводить
содержание текста. Оценивать результаты
своей деятельности
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Восстанавливать
нарушенную последовательность частей
текста и письменно подробно
воспроизводить содержание текста.
Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план.
Письменно передавать содержание текста

осень)

16-18

Изложение «Мороз
выручил»

3

19-20

Составление рассказа по
картинкам.» Пичугин мост»

2

21

Составление рассказа «Как
я провел каникулы»

1

22-24

Изложение «Мой друг»

3

25-26

Сочинение по картине
«О зиме»

2

27

Написание письма по
плану.

1

28-30

Изложение «Зима злится»

3

31-32

Составление рассказа по
серии картинок
«Кормушка»

2

- описания по самостоятельно
составленному плану. Оценивать
результаты своей деятельности.
Передавать содержание теста с опорой на
план и на картину.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Восстанавливать
нарушенную последовательность частей
текста и письменно подробно
воспроизводить содержание текста.
Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу
урока. Восстанавливать
последовательность событий и письменно
подробно воспроизводить содержание.
Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу
урока. Восстанавливать нарушенную
последовательность частей текста и
письменно
подробно воспроизводить содержание
текста. Оценивать результаты своей
Восстанавливать нарушенную
последовательность частей текста и
письменно воспроизводить содержание
текста. Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план.
Составлять письменный рассказ с опорой
на словарь и план.
Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план и на картину.
Анализировать образец письма.
Составлять план письма. Писать ответное
письмо по плану.
Составлять предложения, соблюдая
правильный порядок слов; употреблять в
речи предложения различных
синтаксических конструкций. Письменно
передавать содержание текста.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Работать с памяткой «Как
составлять
рассказ». Подробно излагать содержание
повествовательного

33-34

Составление рассказа на
заданную тему про птиц

2

35

Дополнение текста

1

36

Письменные ответы на
вопросы по тексту «Зима в
лесу»

1

37

Беседа по теме: «Вежливые
слова»

1

38-39

Написание
поздравительной
открытки.( С Днем
рождения)

2

40-41

Описание картины
«Конец зимы

2

42

Дополнение рассказа

1

43-45

Изложение «Весна идет»

3

46-47

Составление письменного
рассказа «Моя мама»

2

текста, соблюдать при письме нормы
построения текста (логичность,
последовательность, связность,
соответствие теме и др.).
Подробно излагать содержание
повествовательного текста, соблюдать
при письме нормы построения текста,
проверять написанное.
Работать в паре, группе, самостоятельно.
Устанавливать по вопросам связи между
словами.
Употреблять в связной речи
существительных множественного числа
родительного падежа. Грамотно на
письме обозначать предложения.
Устанавливать по вопросам связи между
словами.
Употреблять в связной
речисуществительные множественного
числа родительного падежа. Грамотно на
письме обозначать предложения.
Отвечать на вопросы. Знать объяснение
новых слов.
Высказывать своё суждение.
Уметь выражать свою мысль и правильно
оформлять ее на письме. Использовать
новые слова. Работать по плану.
Составлять рассказ-повествование по
плану и по картине, с опорой на словарь.
Передавать последовательность событий
по плану. Уметь выражать свою мысль и
правильно оформлять ее на письме.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Отвечать на вопросы по
тексту, подбирать картинки. Письменно
передавать содержание
повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Работать с памяткой «Как
подготовиться к изложению». Определять
алгоритм подготовительной работы к
написанию изложения, соблюдать при
письме нормы построения текста,
проверять написанное изложение.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Уметь выражать свою
мысль и правильно оформлять ее на
письме. Использовать новые слова.
Составлять план сочинения, проверять

48

Дополнение рассказа

1

49-51

Изложение «Весна идет»

3

52-54

Сочинение на заданную
тему: «Берегите птиц!»

3

55-57

Сочинение с элементами
рассуждения

3

58-59

Составление рассказа по
картине
«Свидание»В.Е.Маяковский

2

60-62

Изложение «Птичий
остров»

3

63

Дополнение рассказа
Веснав лесу

1

64

Составление рассказа по
серии картинок На речке»

1

написанное.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Отвечать на вопросы по
тексту, подбирать картинки. Письменно
передавать содержание
повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Письменно передавать
содержание повествовательного текста по
плану. Соблюдать при письме нормы
построения текста, проверить написанное
изложение.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Уметь выражать свою
мысль и правильно оформлять ее на
письме. Использовать новые слова.
Составлять план сочинения. Работать с
памяткой «Как подготовиться к
сочинению».
Уметь выражать свою мысль и правильно
оформлять ее на письме. Работать по
плану. Использовать новые слова.
Проверять написанное.
Подробно излагать содержание
повествовательного
текста, соблюдать при письме нормы
построения текста (логичность,
последовательность, связность,
соответствие теме и
др.), проверять написанное.
Подробно излагать содержание
повествовательного
текста, соблюдать при письме нормы
построения текста (логичность,
последовательность, связность,
соответствие теме и
др.), проверять написанное изложение.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Уметь отвечать на вопросы
по тексту, подбирать картинки. Подробно
излагать содержание повествовательного
текста, соблюдать при письме нормы
построения текста, проверить написанное
изложение.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Работать с памяткой «Как
подготовиться к составлению рассказа.
Подробно излагать содержани е
повествовательного текста, соблюдать
при письме нормы построения текста.
Отвечать на вопросы. Составлять план

65-66

Составление рассказа на
заданную тему

2

67-68

Диагностическое
обследование

2

изложения. Знать объяснение новых слов.
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока. Восстанавливать
нарушенную последовательность частей
текста и письменно подробно
воспроизводить содержание текста.
Оценивать результаты своей
деятельности. Передавать содержание
теста с опорой на план.

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают
соблюдение:
✓
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к
освещению, к воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;
✓
санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в
соответствии с ростовозрастными и медицинским показаниями;
✓
условий пожарной и электробезопасности.
✓
возможность к беспрепятственному доступу к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения;
Учебно-методический комплекс
Специальным условиям для обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья является использование для обучающихся специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Письмо и развитие речи
Комплекты наглядных пособий:
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Правописание предлогов
2.Гласные звуки и буквы
3.Согласные звуки и буквы
4.Правописание согласных в корне
5.Правописание безударных гласных в корне
6.Члены предложения
7.Гласные после шипящих
8.Сочетания букв.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Части речи
2.Разделительный Ь
3.Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.Разбор слова по составу.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Ь после шипящих
2.Правописание непроизносимых согласных в корне
3.Род имён существительных

4.Род имён прилагательных
5.Число имён прилагательных
6.Правописание окончаний имён прилагательных
7.Правописание НЕ с глаголами
8.Части речи
9.Разделительный Ъ
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц (основные правила и понятия)
1.Части речи
2.Состав слова
3.Члены предложения
4.Образец фонетического разбора
5.Алфавит (азбука)
6.Приставки пиши слитно
7.Суффиксы
Издательство «Экзамен», 2004г.
Математика
Демонстрационное оборудование
1.
Числа от 1 до 20
2.
Числа от 1 до 100
3.
Вычитание чисел от 1 до100
4.
Таблица сложения
5.
Таблица умножения
6.
Латинский алфавит
7.
Время
8.
Меры величин
9.
Найди долю
10.
Лабиринт
11.
Решение задач.
12.
Задача
13.
Сравнение чисел
14.
Свойства арифметических действий. Сложение Вычитание.
15.
Свойства арифметических действий Умножение.
16.
Прямая Луч. Отрезок.
17.
Многоугольники
18.
Приемы устных вычислений
19.
Порядок действий в выражение без скобок
20.
Порядок действий в выражениях со скобками
21.
Умножение и деление
22.
Умножение и деление с единицей и нулем
23.
Деление с остатком
24.
Приемы внетабличного умножения
25.
Приемы внетабличного деления двузначного числа на однозначное
26.
Деление на двузначное число.
27.
Дроби. У козленка день
28.
Обыкновенные дроби
29.
Десятичные дроби
30.
Единицы длины, площади, объема
31.
Правильная посадка во время занятий
32.
Гимнастика для глаз
33.
Меры величин
34.
Компьютер и безопасность

Модель часов (демонстрационная)
Комплект таблиц демонстрационный «Математика» -32шт.
Метр демонстрационный.
Учебныепособия
Комплект цифр, букв и знаков.
Учебное пособие «Геометрические тела».
Учебное пособие «Дроби».
Таблица классов и разрядов
Магнитный набор цифр, букв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».