ТНР 9 класс дефектолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционного курса составлена в соответствии с:
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
−
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
№287;
−
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
−
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
−
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МАОУ «СОШ №1»;
−
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
−
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ТНР;
−
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и
коррекцию психических процессов и моторной деятельности обучающихся с ОВЗ. Занятия
проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность группового занятия составляет
40 минут, индивидуального – 20 минут..
При организации коррекционной развивающей работы значительное внимание уделяется
психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности обучающихся,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа
с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального
подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического
развития этих обучающихся, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
В настоящее время возросло число обучающихся, которые в силу своих индивидуальных
психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную
программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную
возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые
программы, учебники, новые подходы в обучении. Обучающимся, имеющим особенности в
развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам.
Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного
развития личности каждого обучающегося, если учебный процесс и содержание образования
соответствует его индивидуальным возможностям.
Цель программы – коррекция познавательной сферы обучающихся, направленная
подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности обучающегося путем
создания:
•
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
•
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм
деятельности, среди которых обучающийся может отыскать наиболее близкие его способностям
и задаткам

•
ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности;
•
определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии
с индивидуальными возможностями каждого обучающегося;
•
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности обучающегося и
взрослого:
•
опора на личный опыт обучающегося;
•
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
•
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых
занятиях;
•
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и
обучающей);
•
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
•
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой
познавательной мотивации к учебной деятельности;
•
коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся (восприятия,
воображения, внимания, памяти, мышления);
•
расширение словарного запаса обучающихся при ознакомлении с миром вещей,
явлений, их свойствами и качествами;
•
развитие связной речи;
•
формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой
сферы;
•
формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие
пространственной ориентировки;
•
обучение приемам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
•
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на
всех этапах деятельности учащегося;
•
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать
совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности
обучающегося; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих обучающимся с
интересом и качественно усваивать программный материал.
Коррекционно – развивающая работа с обучающимися представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности обучающегося и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно-обоснованными принципами:
•
принцип соблюдения интересов обучающегося – педагог работает с максимальной
пользой и в интересах обучающегося;
•
принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с
разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса;
•
принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций
в процессе организации совместной деятельности;
•
принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех
задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося;
•
принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений
должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех
специалистов. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий
всех специалистов учреждения и родителей обучающихся. Совместная работа учителядефектолога и других педагогов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный

подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития
обучающихся.
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями обучающихся с ЗПР.
•
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
•
принцип доступности обучения предполагает построение обучения обучающихся
на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность
обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими и возрастными нормами.
•
принцип наглядности и занимательности обучения;
•
принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя
задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и
навыки, приобретенные детьми.
Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество
образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления
более тесных связей между специалистами образовательной организации. Коррекционная
работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания,
памяти, восприятия, мышления.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Психолого-педагогические особенности развития
детей с тяжелыми нарушениями речи.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное
отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании
обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без
специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична,
изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна
окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все
психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективноволевой и
регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают
сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР
низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной
деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети
отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Вариант 5 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого
развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с
нарушениями чтения и письма.
Речь - сложнейшая психическая функция человека. В формировании ее участвует
множество самых различных психофизиологических процессов, как в анализаторной сфере, так
и в сфере аналитико- синтетической деятельности, мотивационных процессов и т.д. Речевая
деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с
различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективноволевой
сферах.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной
деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе

является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу
мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. И в
процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение ребенком речью способствует
осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи в той или иной степени
отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка, отражаются на его
деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно
формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной
взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых,
контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей
действительности.
В подростковом возрасте активно развивается интеллект, обобщение, абстрактное
мышление, развитие речи. Речь становится особо значимой в межличностном общении, при
познании мира, в учебной деятельности. Подростковый возраст рассматривается как «пик
любознательности», активизация мышления, самосознания и рефлексии, нравственного и
речевого развития, развития потребностно- мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Подростки испытывают трудности в общении как объективного (нарушения речи), так и
субъективного (комплекс неполноценности) характера.
Ограниченность речевого общения негативно влияет на формирование личности ребенка,
способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности,
замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Отсутствие умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми может привести
детей и подростков к выпадению из компании сверстников, что затрудняет их социальное и
личностное развитие, способствует развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной
тревожности, внутреннего дискомфорта. Эти проблемы многократно усугубляются у детей и
подростков с ТНР, для большинства из которых характерны затруднения в общении со
взрослыми и сверстниками.
Имеющиеся у старшеклассников речевые нарушения носят скрытый характер и наиболее
отчетливо проявляются в письменных работах.
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или
больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование
у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию
мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.
Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и
подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словеснологического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются.
Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной
адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует
освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей
поведения. Коррекционно- развивающие занятия дают возможность проведения эффективной
диагностики интеллектуального и личностного развития детей.
Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в
основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что
игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими
тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся
продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового
тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для
использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для
соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса
имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся.
Задачи программы:

диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
•
формирование позитивной учебной мотивации;
•
развитие эмоционально-личностной сферы (в том числе снятие тревожности,
робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие
коммуникативных способностей).
•
реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии
(ПМПК);
•
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Основными принципами содержания программы являются:
•
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов,
которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
•
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
•
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
•
результатов освоения
основной
образовательной
программы
основного общего
образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования.
•
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
•
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
•
Принцип обходного пути - формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
•
Комплексности - преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого- педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель- логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный
педагог).
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются
формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося
нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие
существенного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно обучаться по учебным
предметам и получить цензовое образование. Вместе с тем для значительной части
обучающихся с ТНР типичны проблемы коммуникации, мотивационные дефициты,
эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся не прилагает необходимых усилий
на занятиях по развитию познавательной сферы, логопедических занятиях, и они не приносят
ожидаемой пользы. Рабочей задачей педагога-психолога является формирование
положительного отношения к внеучебным занятиям, что определило выбор форм и приемов
работы.
•

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Рабочая программа составляет значительную часть содержания программы
коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика ее
роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной

компетенции.
Рабочая программа полезна для освоения всех предметных областей, поскольку
недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а
также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения
препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Трудности освоения образовательной программы определяются недостатками со стороны
фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, слуховой
памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение имеют и
патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к
большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов
становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и
использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного
недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие
произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение,
удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на
улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего
используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию
самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на
психокоррекционных занятиях, будут перенесены на программный материал предметов
«русский язык» и «литература». Данный развивающий блок имеет большое значение для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками
пространственных представлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являются
необходимыми и способствующими усвоению математических знаний. Ошибки при решении
математических примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и
несформированностью действий контроля. Упражнения по совершенствованию произвольной
регуляции, психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания,
удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Трудности овладения знаниями по таким предметам как «Биология», «Химия»,
«География» обычно проявляются из-за недостаточного интереса к предметному и
социальному миру, малого объема знаний, низкой познавательной активности и трудности
самоорганизации. Благодаря психокоррекционным занятиям облегчается овладение этими
предметами.
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей
области комплексного сопровождения обучающихся с ТНР и реализуется во внеурочное время.
4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса.
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих ценностных
ориентиров:
−
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
−
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на
основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовнонравственной
установки «становиться лучше»;
−
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
−
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку
своим и чужим поступкам;
−
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;

−
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения образовательной программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ТНР. В зависимости
от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов
(личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
•
Положительное отношение к школе.
•
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи.
•
Способность к оценке своей учебной деятельности.
•
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
•
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
•
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
•
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
•
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
•
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
•
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
•
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей
и других людей.
•
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
•
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
•
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
•
Исследование реальных связей и зависимостей;
•
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
•
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
•
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
•
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
•
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
•
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
•
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в
•
ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные
ситуации.
Условия реализации программы

Программа предназначена для обучающихся 9 классов с тяжелыми нарушениями речи.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой или индивидуальной форме на базе
ОУ. Курс программы рассчитан на 68 учебных часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время
занятия в соответствии с СанПином составляет 40 или 20 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК.
Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ТНР
можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим
направлением работы.
6.Содержание коррекционного курса.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей
развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно - методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2.
Этап планирования, организации, координации(организационно - исполнительская
деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс,
имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3.
Этап
диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной
среды(контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического
развития
Известно, что дети с ТНР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной
деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В
психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А.
Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются
поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки,
инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию,
подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебральноорганического происхождения, у
которых более выраженные нарушения умственного
развитияобусловленырезидуальноорганическойнедостаточностью центральной нервной системы.
Как правило, у детей с ТНР оказываются недостаточно сформированными школьнозначимые умения и навыки. Они испытывают трудности в усвоении и удержании инструкций к
заданиям, запоминании информации. В процессе работы отмечается быстрая истощаемость
произвольного внимания, трудности операций сравнения, обобщения, анализа и составления
умозаключений. Также дети неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Зачастую дети имеют
бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас, а также
способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

7. Тематическое планированиекурса
9 класс
№
1–2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Тема
Диагностическое обследование

Основные виды учебной деятельности
Индивидуальные задания по чтению,
письму, математике; работа с карточками и
предметными картинками; наблюдение за
устной речью; выполнение заданий по
образцу.
Звуки и буквы. Сложение и вычитание
Повторение алфавита с карточками;
трёхзначных чисел
выделение гласных и согласных в словах;
устный счёт с опорой на картинки;
решение примеров по схеме.
Имя существительное. Компоненты
Классификация картинок
сложения и вычитания
(одушевлённые/неодушевлённые);
составление простых предложений;
нахождение компонентов сложения и
вычитания по схеме.
Число имени существительного. Устные
Игры «один – много» с предметами;
вычисления
определение числа существительного с
опорой на картинки; устный счёт с
фишками; повторение словосочетаний.
Род имён существительных. Порядок
Сортировка слов-картинок по родам;
выполнения действий в выражении
упражнения с опорными схемами (порядок
действий); устные задания с поддержкой
учителя.
Падежи имён существительных.
Подбор картинок к падежным вопросам;
Единицы измерения
игры «ответь на вопрос»; измерение
предметов линейкой; устная работа с
опорными схемами.
Имя прилагательное. Единицы времени
Определение признаков предметов
(картинки «большой – маленький»);
упражнения с часами и календарём;
составление словосочетаний «предмет +
признак».
Род, число и падеж имён
Подбор прилагательных к картинкам;
прилагательных. Единицы стоимости
упражнения с деньгами (игрушечные
монеты, банкноты); сравнение «дороже –
дешевле»; составление предложений по
картинке.
Глагол. Периметр прямоугольника и
Определение действий по картинкам;
квадрата
подбор глаголов к действиям; работа с
геометрическими фигурами (обведение,
измерение сторон); решение задач по
образцу.
Изменение глаголов по числам.
Игры «один делает – много делают»;
Буквенные выражения
подбор картинок к глаголам;
проговаривание вместе с учителем; работа
с буквенными выражениями по схеме.
Глагол. Инфинитив. Уравнение
Определение начальной формы глагола по
картинкам; устные упражнения на подбор
глаголов; решение простых уравнений по
образцу.
Изменение глаголов по временам.
Игры «что делал – что делает – что будет
Уравнение
делать»; проговаривание форм глагола;
закрепление уравнений через карточки с

14

Местоимение. Сложение и вычитание
чисел до 100

15

Изменение местоимений по числам.
Конкретный смысл умножения

16

Предлог и союз. Конкретный смысл
деления

17

Состав слова. Компоненты умножения и
деления

18

Непроизносимые согласные. Табличное
умножение и деление на 2 и 3

19

Имя числительное. Решение задач на
увеличение/уменьшение в несколько раз

20

Предложение. Главные члены
предложения. Решение задач на кратное
сравнение

21

Предложение. Второстепенные члены.
Задачи на нахождение произведения

22

Предложение с однородными членами.
Деление на равные части

23

Постановка запятой в предложении с
однородными членами. Деление по
содержанию

24

Парные согласные на конце слова.
Составные задачи (2 действия)

25

Безударные гласные в корне. Составные
задачи на приведение к единице

26

Падежи имён существительных.
Составные задачи на нахождение
разности
Три склонения имён существительных.
Задачи на разностное сравнение

27

числами.
Работа с карточками местоимений (я, ты,
он, она); упражнения «замени слово
местоимением»; счёт и примеры в
пределах 100 по схеме.
Игры «один – много» с местоимениями;
устные упражнения; практические задания
с предметами (умножение как
«повторяющееся сложение»).
Игры «найди предлог в предложении»;
устные упражнения на соединение слов
союзами; практические задания с
предметами (делим яблоки, кубики).
Разбор слов по составу с карточками
(корень, приставка, суффикс); упражнения
на нахождение частей слова; практические
задания «разделим предметы на группы».
Подбор слов с опорными картинками;
упражнения на проверку слов (игра
«лишнее слово»); устные упражнения на
табличное умножение и деление с
фишками.
Определение числительных в тексте;
устные упражнения «сколько?»; решение
задач на увеличение/уменьшение с
предметами (яблоки, палочки).
Составление простых предложений по
картинке; выделение подлежащего и
сказуемого с помощью схем; практические
задачи на сравнение.
Расширение предложений с помощью
вопросов; подбор слов к картинкам;
решение примеров на нахождение
произведения по схеме.
Подбор и перечисление однородных
членов (яблоки, игрушки); устные
упражнения на перечисление;
практические задания с делением на
равные части.
Упражнения с короткими предложениями;
устная работа с паузами (дыхательная
гимнастика); деление предметов по
признаку (цвет, форма).
Проверка слов с опорными картинками;
устные упражнения «подбери проверочное
слово»; решение составных задач с опорой
на схемы.
Подбор слов с безударной гласной;
упражнения на проговаривание;
практические задачи по схемам;
зрительная опора (картинки + буквы).
Игры «ответь на падежный вопрос»;
работа с карточками; устные задачи по
схеме (найди уменьшаемое, вычитаемое).
Сортировка слов-картинок по склонениям;
устные упражнения «подбери вопрос»;
задачи по схеме на разностное сравнение.

28

Падежные окончания имён
существительных. Составные задачи на
кратное сравнение

29

Имя прилагательное (род, число, падеж).
Составные задачи на нахождение суммы
произведений
Падежные окончания прилагательных.
Составные задачи на деление суммы на
число

30

31

Местоимение. Решение задач

32

Изменение местоимений по числам.
Решение задач

33

Изменение местоимений 3 лица по
родам. Периметр фигуры

34

Изменение личных местоимений по
падежам. Площадь фигуры

35

Наречие. Величины

36

Предлог и союз. Сложение и вычитание
чисел от 1 до 1000

37

Имя числительное. Письменное
умножение двузначного числа на
однозначное

38

Изменение глаголов по временам.
Письменное деление двузначного числа
на однозначное
Изменение глаголов по лицам.
Умножение трёхзначного числа на
однозначное

39

40

Спряжение глаголов. Деление
трёхзначного числа на однозначное

41

Безударная гласная в корне слова. Задачи
на движение

42

Парные согласные в слабой позиции.
Сложение и вычитание многозначных
чисел

Упражнения на подбор правильного
окончания (игра «соедини слово и
окончание»); устная работа с вопросами;
задачи по схемам на сравнение.
Подбор прилагательных к картинкам;
упражнения «составь словосочетание»;
задачи по схеме с числами и картинками.
Упражнения «подбери окончание» с
опорными карточками; устные
упражнения; задачи по схеме с числами и
предметами.
Игры «замени слово местоимением»;
подбор местоимений к картинкам; устные
задачи по схемам с опорой на предметный
материал.
Упражнения на изменение местоимений по
числам (он – они, она – они); работа с
карточками; практические задачи по
схемам.
Составление предложений с
местоимениями он/она/оно; устные
упражнения; практическая работа с
геометрическими фигурами (определи
периметр).
Игры «ответь на падежный вопрос» с
местоимениями; устные упражнения;
практическая работа с фигурами (найди
площадь с опорой на схему).
Игры «что делает?»; подбор наречий к
картинкам; упражнения на определение
величин (длина, масса) с опорой на
реальные предметы.
Упражнения на нахождение предлогов и
союзов в тексте; устные упражнения
«соедини слова»; практическая работа с
числами и наглядностью.
Определение числительных в тексте;
устные упражнения «сколько?»;
письменное умножение с опорой на схемы
и таблицы.
Упражнения «поставь глагол в другое
время»; работа с карточками; письменное
деление с опорой на схемы.
Упражнения на изменение глаголов по
лицам («я пишу – ты пишешь – он
пишет»); устная работа; практическое
умножение по схеме.
Игры «выбери правильное окончание»;
упражнения на спряжение глаголов;
деление чисел с опорой на схему.
Подбор слов с безударной гласной; устные
упражнения «подбери проверочное слово»;
задачи на движение с наглядными картами
и схемами.
Проверка слов с парными согласными;
устные упражнения с опорой на картинки;
арифметические задания с пошаговыми

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

подсказками.
Упражнения «найди лишнюю букву»;
подбор слов; письменные задания на
сложение и вычитание с подсказками.
Правописание слов с удвоенными
Подбор слов с удвоенными согласными;
согласными. Умножение многозначных
зрительные упражнения «подчеркни
чисел
буквы»; задачи на умножение с опорой на
таблицы.
Повторение пройденных правил.
Игры «верно – неверно»; упражнения на
Деление многозначных чисел
закрепление орфограмм; практическое
деление многозначных чисел с
подсказками и схемами.
Буквы О и А в корнях –ЛАГ и –ЛОЖ.
Подбор слов с ЛАГ/ЛОЖ; упражнения
Письменное умножение на двузначное
«подбери проверочное слово»; решение
число
примеров на умножение по шагам с
таблицей.
Буквы О и А в корнях –РАСТ и –РОС. Упражнения «найди правильный корень»;
Письменное деление на двузначное
составление предложений со словами;
число
письменное деление с опорой на алгоритм.
Буквы Ё и О после шипящих в корне.
Игры «подчеркни нужную букву»;
Письменное умножение на трёхзначное упражнения на правописание; письменное
число
умножение с разбором по действиям.
Буквы Ы и И после Ц. Письменное
Подбор слов; упражнения «правильно –
деление на трёхзначное число
неправильно»; письменное деление с
наглядными схемами.
Правописание гласных в приставках.
Упражнения «подчеркни приставку»;
Примеры на 4 действия
подбор слов по картинкам;
арифметические примеры на сложение,
вычитание, умножение и деление.
Правописание приставок. Сравнение
Игры «добавь приставку»; упражнения на
числа и выражения
закрепление; сравнение выражений с
опорой на схемы.
Буквы З и С на конце приставок.
Подбор слов с приставками З/С; устные
Восстановите последовательность
упражнения; задания «вставь
пропущенную цифру» для закрепления
последовательности.
Правописание гласных в падежных
Упражнения «поставь падежный вопрос»;
окончаниях имен существительных.
составление предложений; арифметика:
Приёмы умножения
решение примеров с приёмами умножения.
Правописание гласных в падежных
Игры «подчеркни окончание»; упражнения
окончаниях существительных на –ИЯ, –
на подбор слов; примеры на свойства
ИЙ, –ИЕ. Примеры на свойства
умножения с устным пояснением.
умножения
Правописание О–Е после шипящих и Ц в
Подбор слов с нужным окончанием;
окончаниях существительных
упражнения с карточками; устное
закрепление через игры.
Имена собственные
Игры «найди имя собственное» в тексте;
упражнения «заглавная буква»; работа с
личными именами и географическими
названиями.
Правописание гласных в окончаниях
Подбор слов; устные упражнения
имен прилагательных. Округление чисел «подчеркни окончание»; арифметические
упражнения на округление чисел.
Краткие прилагательные. Умножение на
Составление предложений с
10, 100, 1000, 10000
прилагательными; устные упражнения;
практическое умножение с опорой на
Непроизносимые согласные. Сложение и
вычитание многозначных чисел

59

60

61
62
63
64
65

66

67–68

таблицы.
Игры «можно – нельзя»; упражнения «с
НЕ или без НЕ»; составление
предложений.
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Подбор слов; устные упражнения «где
Деление на 10, 100, 1000, 10000
нужен мягкий знак»; арифметика: деление
с опорой на схемы.
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Игры «проверь себя»; упражнения
«поставь вопрос»; работа с карточками.
Буквы Е и И в корнях с чередованием
Подбор слов; упражнения «верно –
неверно»; составление предложений.
Суффиксы глаголов прошедшего
Игры «подбери суффикс»; устные
времени
упражнения; работа с карточками.
Личные окончания глаголов
Упражнения «поставь глагол по лицам»;
устные игры; работа с карточками.
Главные и второстепенные члены
Игры «кто? что делает? какой?»;
предложения
упражнения на схему предложения;
подбор главных и второстепенных членов.
Однородные члены предложения
Упражнения «найди однородные члены»;
устная работа; составление предложений с
однородными членами.
Итоговое обследование
Проверка уровня развития речи, чтения и
письма; закрепление навыков устных и
письменных упражнений; диагностика
усвоенного материала.
НЕ с глаголами

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают
соблюдение:
✓
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к
освещению, к воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;
✓
санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в соответствии с
ростовозрастными и медицинским показаниями;
✓
условий пожарной и электробезопасности.
✓
возможность к беспрепятственному доступу к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения;
Учебно-методический комплекс
Специальным условиям для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья является использование для обучающихся специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов.
Письмо и развитие речи
Комплекты наглядных пособий:
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Правописание предлогов
2.Гласные звуки и буквы
3.Согласные звуки и буквы
4.Правописание согласных в корне
5.Правописание безударных гласных в корне
6.Члены предложения
7.Гласные после шипящих
8.Сочетания букв.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Части речи
2.Разделительный Ь
3.Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.Разбор слова по составу.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Ь после шипящих
2.Правописание непроизносимых согласных в корне
3.Род имён существительных
4.Род имён прилагательных
5.Число имён прилагательных
6.Правописание окончаний имён прилагательных
7.Правописание НЕ с глаголами
8.Части речи
9.Разделительный Ъ
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц (основные правила и понятия)
1.Части речи
2.Состав слова
3.Члены предложения
4.Образец фонетического разбора
5.Алфавит (азбука)
6.Приставки пиши слитно

7.Суффиксы
Издательство «Экзамен», 2004г.
Математика
Демонстрационное оборудование
1.
Числа от 1 до 20
2.
Числа от 1 до 100
3.
Вычитание чисел от 1 до100
4.
Таблица сложения
5.
Таблица умножения
6.
Латинский алфавит
7.
Время
8.
Меры величин
9.
Найди долю
10.
Лабиринт
11.
Решение задач.
12.
Задача
13.
Сравнение чисел
14.
Свойства арифметических действий. Сложение Вычитание.
15.
Свойства арифметических действий Умножение.
16.
Прямая Луч. Отрезок.
17.
Многоугольники
18.
Приемы устных вычислений
19.
Порядок действий в выражение без скобок
20.
Порядок действий в выражениях со скобками
21.
Умножение и деление
22.
Умножение и деление с единицей и нулем
23.
Деление с остатком
24.
Приемы внетабличного умножения
25.
Приемы внетабличного деления двузначного числа на однозначное
26.
Деление на двузначное число.
27.
Дроби. У козленка день
28.
Обыкновенные дроби
29.
Десятичные дроби
30.
Единицы длины, площади, объема
31.
Правильная посадка во время занятий
32.
Гимнастика для глаз
33.
Меры величин
34.
Компьютер и безопасность
Модель часов (демонстрационная)
Комплект таблиц демонстрационный «Математика» -32шт.
Метр демонстрационный.
Учебныепособия
Комплект цифр, букв и знаков.
Учебное пособие «Геометрические тела».
Учебное пособие «Дроби».
Таблица классов и разрядов
Магнитный набор цифр, букв, знаков демонстрационный

6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».