Пояснительная записка
Данная
программа поддерживает изучение основного курса математики и
способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ГВЭ,
составлена в соответствии с документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 года №287;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ
№1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Пояснительная записка
Итоговый письменный экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся
девятого класса.
Данная программа рассчитана на 34 часа занятий, которые проводятся с учащимися
9 класса с задержкой психического развития. Программа дает широкие возможности
повторения и обобщения курса алгебры и геометрии. По мере изучения курса учащиеся имеют
возможность
систематизировать
знания,
методы
решения
задач,
формируются
внутрипредметные и межпредметные связи.
Основные цели программы:
1. Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем
требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам,
выработанным на уроках математики, другими школьными предметами использующими
аппарат этой науки.
2. Подготовить учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по
математике через актуализацию знаний по основным темам курса.
3. Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении
курса математики
4. Диагностика проблемных зон
5. Эффективное выстраивание стратегии и тактики систематического повторения;
6. Помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса
задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения.
Занятия программы направлены на систематизацию знаний. Формы организации
учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения.
Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое
использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по математике, а
также объективно оценить уровень своих знаний.
Задачи программы для обучающихся с задержкой психического развития 9 класса:
➢ повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
➢ развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых
проблемных заданиях, проверки ответа на правдоподобие;
➢ сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
➢ вести планомерную подготовку к экзамену;
➢ закрепить знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении
образования.
Каждое занятие начинается с постановки задачи. Необходимый теоретический
материал предлагается обучающимся в форме вводной беседы учителя или опорного
конспекта, схемы, таблицы. После обязательного повторения теоретического материала
выполняются
практические задания для его отработки. Конечно, каждое занятие
строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Их темпа восприятия и
уровня осмысления материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные тестовые
контрольные замеры, которые обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую
всем участникам корректировать свою деятельность. Для учащихся усвоивших материал
проводится и индивидуальные тестирования, с соблюдением «правила спирали» от
простых типов заданий до более усложненных.
В ходе занятий уделяется большое внимание формированию у учащихся умений
работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из
различных источников. Так в современных КИМ имеется множество заданий, где
необходимые данные надо увидеть на представленном рисунке, чертеже.
Для обучающихся с задержкой психического развития только систематическое
повторение
может
способствовать более целостному осмыслению изученного
материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет
им встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
В системе проведения занятий уделяется
внимание и ознакомлению
обучающихся со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ.
Знания, умения, навыки
В ходе изучения учащиеся продолжают овладение разнообразными способами
деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов,
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и
творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и
самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на
математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на
основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов
практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения
прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки
результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным
опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и
систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Содержание курса.
Введение в курс.(1ч)
Тема 1. Вычисления и преобразования (3 ч)
Сравнение рациональных чисел. Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными
дробями. Нахождение части от целого и целого по его части Десятичные дроби. Все
действия с десятичными дробями
Тема 2. Решение текстовых задач (3 ч)
Отношения и пропорции. Решение задач на пропорции. Задачи на проценты.
Задачи на движение.
Тема 3. Алгебраические выражения и их преобразования (7 ч)
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства
арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого
умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы.
Нахождение значений
переменной.
Тема 4. Уравнения, неравенства и их системы (8 ч)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним,
дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем
уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных
приёмов при решении систем уравнений. Способы решения различных неравенств
(числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Системы неравенств.
Тема 5. Числовые последовательности. (2 ч)
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формула n-ого члена.
Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.
Тема 6. Функции и графики (3 ч)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно -пропорциональная,
квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков,
описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между
графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол.
Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 7. Геометрия (4 ч)
Вычисление длин. Вычисление углов. Выбор верных утверждений. Вычисление
площадей плоских фигур. Тригонометрия. Решение прикладных задач геометрии.
Тема 8. Статистка и теория вероятностей (2 ч)
Итоговое занятие (1ч)
Требования к уровню подготовки девятиклассников
В результате изучения программы ученик с задержкой психического развития
должен овладеть базовыми умениями и практическими навыками применения
математических знаний в повседневных ситуациях.
➢ Уметь выполнять вычисления и преобразования
➢ Уметь решать уравнения, неравенства и их системы
➢ Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений
➢ Уметь строить и читать графики функций
➢ Уметь решать уравнения, неравенства и их системы
➢ Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и
векторами
➢ Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать
логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные
заключения
➢ Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи,
связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями,
процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических
расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом
ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых
объектов
➢ Решать практические задачи, требующие систематического перебора
вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать
вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели
реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
3
Введение в курс. Особенности экзаменационной работы
ГВЭ-9 по математике
Сравнение рациональных чисел. Обыкновенные дроби.
Действия с обыкновенными дробями
Нахождение части от целого и целого по его части
4
Десятичные дроби. Все действия с десятичными дробями
1
5
Отношения и пропорции. Решение задач на пропорции
1
6
Задачи на проценты.
1
7
Текстовые задачи
1
1
2
1
1
1
17
Алгебраические выражения
Преобразования целых выражений (формулы)
Действия с алгебраическими выражениями
Квадратные корни
Выражение формул одной величины через другие
Разложение многочлена на множители
Степень с целым показателем
Линейные уравнения
Квадратные уравнения
Дробно-рациональные уравнения
18
Системы линейных уравнений
1
19
Неравенства. Свойства неравенств.
1
20
Линейные неравенства.
1
21
Квадратные неравенства.
1
22
Системы линейных неравенств.
1
23
Арифметическая прогрессия
1
24
Геометрическая прогрессия
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
Линейная функция
1
26
Квадратичная функция
1
27
Интерпретация графика реальной зависимости
1
28
Геометрия. Треугольник
1
29
Геометрия. Многоугольники
1
30
Геометрия. Окружность и круг
1
31
Геометрия. Векторы.
1
32
Статистика и теория вероятностей
1
33
Статистика и теория вероятностей
1
34
Итоговое занятие.
1
Информационное обеспечение курса:
1.ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике . Все задачи части 1/
И.В. Ященко,Л.О.Рослова и др.; под ред. А.Л. Семенова,И.В. Ященко-М.,
Издательство « Экзамен» , издательство МЦНМО, 2018
2. «Комплекс материалов для подготовки учащихся. ОГЭ. Математика 2018 г.»,
А.В.Семенов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров, И.Р.Высоцкий, Москва
«Интеллект – центр»
3. «ОГЭ. Математика. Типовые экзаменационные материалы: 36 вариантов» под
ред. И.В.Ященко, изд. «Национальное образование», 2018
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9
класс / Крайнева Л.Б., Татур А.О.-М.: «Интеллект - центр», 2005 г.
5. Тесты. Алгебра 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового)
тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования»
Список электронных ресурсов:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику
(представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки
профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные
документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер
информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение.
Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На
сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают
подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно
найти
учебно-тренировочные
материалы,
демонстрационные
версии,
банк
тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества
образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий
http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике