ЗПР 9 класс логопед

1. Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий, учебных предметов составляются в
соответствии с:
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;
-

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 года №287;
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об

утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
-

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
-

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего

образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ №1»;
-

Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №

495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
-

Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР;

-

Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».

Сроки реализации программы: Объем часов: 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с речевыми
нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации обучающихся с задержкой психического развития.
Задачи:
− своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными
речевым недоразвитием;
− определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и
письменной речи;

− определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
− осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием
с

учетом

особенностей

психического

и

физического

развития,

индивидуальных

возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
− оказание

консультативной

и

методической

помощи

родителям

(законным

представителям) детей с речевой патологией.
2. Общая характеристика логопедических занятий
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной
речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у
обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в
осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует
оптимизации

корригирующего

обучения

–

коммуникативная направленность

всего

комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной
логопедической

работы,

поэтому

в

учебном

плане

специального

коррекционного

образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ
принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей

и

особенностей

речевого

дефекта

обучающихся.

Эффективность

логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;

− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза.
В

программе

предусмотрены

следующие

виды

контроля:

логопедическое

обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся;
мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП
образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития.
Для этих целей проводятся:
− индивидуально организованное обследование,
− сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
− наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
− изучение работ ребенка (тетради).
В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики,
лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных
знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых
средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое
наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на
основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
3. Описание места логопедических занятий в учебном плане
В соответствии с данной программой коррекционные занятия проводятся 1 раз в
неделю. Программа индивидуальных занятий рассчитана на 34 часа в 9 классе в
соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на обучающегося
Продолжительность занятий составляет 30 минут.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционных
занятий
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

− понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
− осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
− достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
− владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
− адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
− способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
− овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
− умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
− умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

− умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать

нормы

построения

текста

(логичность,

последовательность,

связность,

соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
− владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
− соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
− способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
− осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
− выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений;
3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
6. Содержание коррекционного курса
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования.

Морфемика»

направлен

на

пополнение

словарного

запаса,

использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление
специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений,
расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на
уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на
развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков,
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам
обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей программы курса
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия». В то же время, модульный принцип
подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в
зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать
один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме.
Учитель-логопед может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на
потребности обучающихся с дтзорфографией.
Модуль

«Совершенствование

фонетико-фонематической

стороны

речи»

(фонетика, орфоэпия, графика)
Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные, ударные –
безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по улучшению дикции и
произношения, отработка правильного ударения в словах. Роль ударения. Проверяемые
безударные гласные в корне слова (способы подбора проверочных слов). Актуализация
опорных знаний по изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные,
йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие,
непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме сходных по
оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому принципу звуков. Отработка

приемов выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках изученного
по годам обучения).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков
словообразования. Морфемика»
Написание

слов

с

проговариванием,

исключая

специфические

ошибки

словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий:
части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Выделение морфем
на основе словообразовательного анализа слова. Образование новых слов с помощью
типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и
суффиксов.

Образование

словообразовательного

сложных

разбора

с

слов

целью

путем

сложения

определения

способа

основ.

Выполнение

образования

слова.

Практическое употребление форм слов разных частей речи. Соблюдение на письме
орфографических правил: правописание суффиксов приставок; правописание корней с
безударными

проверяемыми,

непроверяемыми,

чередующимися

гласными,

непроизносимыми согласными; (в рамках изученного по годам обучения); правописание
глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической
формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в
глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках
изученного по годам обучения).
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по
изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное,
глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие,
числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения).
Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков
изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму слов
изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого
и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи.
Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление. Понимание и
употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного материала). Сравнение и
различение тематических групп слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических

умений употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в
понимании лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение,
текст). Согласование слов и изменение предложно-падежных конструкций (с опорой на
образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения, определение типа связи,
главного и зависимого слова. Разбор предложения, определение вида по цели высказывания,
интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических
основ. Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на
образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков
препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании).
Развитие умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
соответствии с изученными в 7-9 классах пунктуационными правилами.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Работа с текстом (определение темы и основной мысли, понимание основного
содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего
пересказа). Изложение прослушанного текста, с использованием приемов сжатия (с
предварительным делением его на абзацы, выделением значимых микротем). Составление
связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности,
речевой связности и последовательности изложения). Составление письменного текста (с
использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических конструкций).
Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и убеждать,
используя различные языковые средства и приемы). Беседы и диалоги (инициация бесед,
устных монологических и диалогических высказываний, характеризующихся широким
спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных
синтаксических конструкций). Речевой практикум, направленный на извлечение нужной
информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала. Создание и
редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок. Изучение и закрепление в
устной речи и на письме правил речевого этикета. Выразительное чтение стихотворных и
прозаических текстов (с соблюдением

всех пройденных орфоэпических норм, с

соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста).
Структура занятия:
1. Приветствие (речевая разминка).

2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
3. Работа по теме занятия:
-повторение предыдущего материала;
-подготовка к восприятию нового материала;
-изучение нового материала;
-закрепление изученного материала.
4. Итог занятия.
Способы определения результативности: тестирование, диагностика в начале,
середине и конце учебного года.
7. Тематическое планирование коррекционного курса
«Коррекция нарушений письменной речи» обучающегося 9 класса
№

Тема

Основные

виды

учебной Количество

деятельности обучающихся
1.

2.

часов

Обследование.

Способность создавать письменный 2
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Обследование.Письменнаяработа,
Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
включающаявсебя
построения
диктант
и
письменные
ответы на вопросы.

3.

Проверяемые,

Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
непроверяемые
и
построения
чередующиеся гласные в
корне.

4.

5.

6.

7.

Правописание приставок в Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
изученных частях речи.
построения
Правописание суффиксов в Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
изученных частях речи.
построения
Слитное
и
раздельное Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
написание НЕ со словами.
построения
Написание Н и ННв разных Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
частях речи.
построения

1

1

1

1

8.

9.

Правописание

сложных Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
прилагательных.
построения
Склонение
Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
существительных,
построения
безударные
окончания
существительных.

10.

11.

Спряжения

личные Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
окончания глаголов.
построения
Выделение в предложениях Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
и
небольших
текстах
построения
синонимов,
антонимов,

и

омонимов,

фразеологизмов. Тропы.
12.

Замена

словосочетаний, Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
построенных на одном типе
построения
связи на синонимичные им
словосочетания с другим
типом связи.

14.

предлогов, Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
союз, частиц.
построения
Выразительное чтение и Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
пересказ
текста
с
построения
привлечением цитирования.

15.

Составление

13.

16.

17.

18.

19.

20.

Правописание

рассказа

по Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
сюжетной картинке.
построения
Обследование.
Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Диалог на выбранную тему. Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Анализ содержания текста.
Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Лексическое значение слов, Способность создавать письменный
текст,
соблюдая
нормы
его
типы лексических значений.
построения
Виды
подлежащего
и Способность создавать письменный

1

1

1

1

1

1

сказуемого.
21.

22.

23.

текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Простое предложение.
Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Сложное предложение с Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
разными
видами
связи
построения
между частями.
Аудирование (определение Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
основной темы, выделение
построения
микротем текста и подбор к
нимключевых слов).

24.

25.

Составление плана текста Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
(запись микротем).
построения
Пересказ (разных по типу Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
текстов объемом не менее
построения
140 слов с использованием
приемов

сжатия,

разделением

текста

с
на

абзацы и передачей всех его
значимыхмикротем).
26.

27.

28.

29.

Запись

текста

и Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
редактирование.
построения
Типы текста.
Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
Сочинение – рассуждение, Способность создавать письменный 1
текст,
соблюдая
нормы
его
его структура. Аргумент,
построения
тезис.
Обследование
Всего

Способность создавать письменный 2
текст,
соблюдая
нормы
его
построения
34

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности

Специальным условиям для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья является использование для обучающихся специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов.
Письмо и развитие речи
Комплекты наглядных пособий:
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Правописание предлогов
2.Гласные звуки и буквы
3.Согласные звуки и буквы
4.Правописание согласных в корне
5.Правописание безударных гласных в корне
6.Члены предложения
7.Гласные после шипящих
8.Сочетания букв.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Части речи
2.Разделительный Ь
3.Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.Разбор слова по составу.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык»
1.Ь после шипящих
2.Правописание непроизносимых согласных в корне
3.Род имён существительных
4.Род имён прилагательных
5.Число имён прилагательных
6.Правописание окончаний имён прилагательных
7.Правописание НЕ с глаголами
8.Части речи
9.Разделительный Ъ
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц (основные правила и понятия)
1.Части речи

2.Состав слова
3.Члены предложения
4.Образец фонетического разбора
5.Алфавит (азбука)
6.Приставки пиши слитно
7.Суффиксы
Издательство «Экзамен», 2004г.
8. Правильная посадка во время занятий
9. Гимнастика для глаз
10.Компьютер и безопасность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».