ЗПР 5-7 класс психолог

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа психокоррекционного курса составлена в соответствии
с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 года №287;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ
№1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Программа коррекционной работы обеспечивает:
1.
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
2.
осуществление индивидуально помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико- педагогической комиссии);
3.
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении.
Обучающихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные
особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности
(умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом
обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм
поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям
трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас
знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью
словаря,
наличием
аграмматизмов,
отмечаются
трудности
понимания
логикограмматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен,
познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти
учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных
реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
2

Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей,
имеющих трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития.
Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении адаптированной основной образовательной программы на общей ступени
обучения (5-7 класс). В программе описываются направления, формы и методы работы,
направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
Цель программы: развитие коммуникативной и личностной сферы обучающихся
Задачи программы:
1. Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми
навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации
повседневного общения.
2. Развитие средств невербального общения.
3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
4. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки,
качества личности, эмоции и чувства).
5. Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды,
раздражения).
2.
Общая характеристика коррекционного курса
Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения ребенка
в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Во-первых, у
ребенка должна быть сформирована готовность к участию в новой форме общения со
взрослым, требующей высокой степени произвольности. На первый план выдвигается
усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей
приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его
права и интересы. В связи с этим, возникает необходимость в применении программ по
формированию у детей навыков общения. Работа по развитию навыков общения в рамках
данной программы направлена, прежде всего, на развития умения сотрудничать,
прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено
обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций.
Важным в коррекционноразвивающей работе с детьми является развитие
способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также
формирование чувства эмпатии. Общение является показателем особенностей самооценки
ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика. Поэтому эта программа
призвана не только помочь развитию коммуникативных навыков младших школьников с
ОВЗ, но она также поможет педагогу провести диагностику и профилактику
агрессивности детей. Занятия имеют также диагностическое значение, благодаря
которому можно вовремя скорректировать и провести профилактику как агрессии, так и
дезадаптивного поведения детей.
Программа содержит упражнения, которые требуют общения,
самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках программы у каждого ребёнка
есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным
участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому
показать свои сильные стороны. Важным элементом работы является выработка
3

индивидуальных эффективных моделей поведения ребёнка в значимых, в том числе
оценочных ситуациях. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы
детей, содержат полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные
дать простор воображению.
Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества обучающегося,
тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной
самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные
виды памяти и мышление.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. С
каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается
темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
3.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ
№1» программа психологического сопровождения строится на обучении по группам, 1
раза в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 40 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с ЗПР. Для обучающихся 5-7 классов.
4.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.
Коррекционно-развивающий курс обеспечивает создание условий для системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования. Способствует
осуществлению индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с ЗПР с учетом психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся. Открывает возможность освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательной организации. Изучение коррекционного
курса должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовнонравственной установки «становиться лучше»;
– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
4

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты освоения:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, 16 осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
17 понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
6

ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные). Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных
понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является
овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех
предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и
избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять
таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов
обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных
понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного
общего образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и
образовательных технологий. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы
универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать
существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать
7

собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения
проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель
деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в
том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из
предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной
и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт,
оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса, планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся
сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том
числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности)
выполнения
учебной
задачи;
анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей
8

деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии
с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые
результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать
решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять
причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД Умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по
определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную
информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать
на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на
него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять
и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет
9

и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный
или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий
задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и
информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему,
алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на
основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить
доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт
разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или
заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся
сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в
другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный текст; критически оценивать содержание
и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать
изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять
необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с
электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку
из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить
полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД Умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные
роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе
учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою
10

точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать
учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в
коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме
развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи,
регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные
средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя; 23 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и
развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи,
оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные
технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и
правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения.
- контролировать свои эмоции и поступки;
-разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие и его реализация.
11

- договориться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
-умение с достаточной полнотой и точностью (по возможности) выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6.
Содержание коррекционного курса
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития
обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
Развитие коммуникативно-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В
ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В
связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и
негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной
самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция
коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование
полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе
психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с внешним миром,
который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый,
труднодоступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживаний,
чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и
других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и
принят другими людьми». Содержание программы соответствует поставленным целям и
задачам.
Программа предпологает изучение таких тем: как самопознание, эмоции и
общение. При изучении самопознания ребятам дается возможность исследовать себя,
узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих
12

занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная
атмосфера.
При изучении темы эмоции ребят учатся понимать и контролировать свое
эмоциональное состояние.
При изучении темы общения затрагиваются понятие дружбы, тема
взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить –
ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом.
Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие
сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме
отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу
заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения,
произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать
установку на веру в себя и в свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной
компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает
тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности.
Формы работы
При реализации программы используются следующие формы и методы работы:
беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия,
проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы,
когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочныхе
упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
5-7 класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных
и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
№ Тема занятия

Кол-во Вид деятельности
часов
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
1 Чувства бывают разные.
1
способствовать рефлексии эмоциональных
состояний, адекватному самовыражению
2 Стыдно ли бояться?
1
способствовать рефлексии эмоциональных
состояний, адекватному самовыражению
3 Мои чувства.
1
способствовать рефлексии эмоциональных
состояний, адекватному самовыражению
4 Чувства вокруг
1
способствовать рефлексии эмоциональных
состояний, адекватному самовыражению
13

5

Имею ли я право сердиться и 1
обижаться?

способствовать рефлексии эмоциональных
состояний, адекватному самовыражению

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
6 Зачем
человеку
нужна 1
помочь детям обрести уверенность в себе
уверенность в себе?
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
7 Источники уверенности в 1
помочь детям обрести уверенность в себе
себе.
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
8 Какого человека мы называем 1
помочь детям обрести уверенность в себе
неуверенным в себе?
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
10 Я становлюсь увереннее.
1
помочь детям обрести уверенность в себе
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
11 Уверенность и самоуважение. 1
помочь детям обрести уверенность в себе
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
12 Уверенность и уважение к 1
помочь детям обрести уверенность в себе
другим.
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
13 Уверенность
в
себе
и 1
помочь детям обрести уверенность в себе
милосердие.
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
14 Уверенность
в
себе
и 1
помочь детям обрести уверенность в себе
непокорность.
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
15 Уверенность в себе.
1
помочь детям обрести уверенность в себе
и понять, что вера в себя необходима для
развития человека
Эмоциональная сфера человека
16 Эмоциональный интеллект

1

17 Закон «прорыва плотины»

1

18 Закон скрытности

1

19 Закон обратного эффекта

1

способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию

20 Передача
чувств
«по 1
наследству».
21 Взаимосвязь разума и эмоций. 1
14

у
у
у
у
у
у

22 Эмоциональный интеллект

подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта
способствовать
формированию
подростков эмоционального интеллекта

1

23 Психические состояния и их 1
свойства.
24 Напряжение
1
25 Приемы внешней регуляции 1
состояния
26 Приемы саморегуляции
1
27 Настроение.

1

28 Настроение и активность 1
человека.
29 Возрастной аспект состояний: 1
состояния подростков.
30 Стресс.
1
31 Стресс и стрессоустойчивость

1

Мотивационная сфера личности
32 Мотив и его функции.

1

33 «Борьба мотивов»

1

у
у
у
у
у
у
у
у
у
у

способствовать осознанию подростками
своей мотивационной сферы
способствовать осознанию подростками
своей мотивационной сферы
способствовать осознанию подростками
своей мотивационной сферы

34 Привычки, интересы, мечты. 1
Итоговое занятие
Итого: 34 часа

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение: классная доска, компьютер, колонки.
Программы компьютерной обработки:
«Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков»,
«Диагностика умственного развития школьника», «Развитие и коррекция мышления
младших подростков», «Диагностика и развитие социальной ответственности
подростков»,
«Диагностика умственного развития абитуриентов и школьников», «Развитие и коррекция
мышления подростков»,
«Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая версия»
Литература:
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или
Учимся жить в современном мире. – М.
2. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС
15

3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы. Москва:
Ось-89. – 128 с.
4. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
5. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ: Издательство
«Речь».-336с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС
7. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева.
– 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.
8. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе.
Методическое руководство. Санкт – Петербург.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».