НОДА 6.1 4 класс психолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционных занятий (далее Программа) «Развитие
коммуникативных компетенций и активности в общении» обучающихся с нарушением
опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА 6.1.) разработана с учетом особенностей
образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов ребенка с
нарушениями ОДА. Реализуемая Программа строится на принципе личностноразвивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с ребенком.
Основана на документации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».Цель Программы:
Создание условий развития ребёнка с особыми образовательными потребностями,
открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития,
развития инициативы, активности и творческих способностей на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Специфика коррекционного курса реализуется через задачи Программы:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, а также
формировать ценности здорового образа жизни.
2. Обеспечивать равные возможности для полноценного развития ребёнка независимо
от ограниченных возможностей здоровья.
3. Поддерживать и развивать детскую инициативность и самостоятельность в игровой,
познавательной, исследовательской, коммуникативной, двигательной и творческой
деятельности.
4. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка.
5. Развивать эмоциональный мир ребёнка, коммуникативные умения, познавательные
и психические процессы, соответствующие данному возрасту.
2

6.
Осуществлять
психологическую
помощь
ребенку
с
нарушением
опорнодвигательного аппарата с учётом его индивидуальных потребностей.
7. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей
2. Общая характеристика коррекционного курса
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных
нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости
от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии
опорнодвигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г.
Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной;
Международная классификация болезней 10–го пересмотра). Уточнение роли различных
факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного
аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи
этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения
ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное
распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание
адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на
типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В
настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности
познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное
развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью.
Основные формы и приемы обучения: Интерактивная деятельность - деятельность
обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими
расширяет его ролевой репертуар, стимулирует развитие детей, как в сфере
взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение в группе расширяет
границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с
другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и
более эффективном усвоении получаемых знаний. Усложнение предъявляемых заданий от
совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих
самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать
подобное задание). Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной
программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет
осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного
урока
3. Описание места программы в учебном плане
3

В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ
№1» программа психологического сопровождения строится на обучении индивидуально, 1
раз в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 25 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с НОДА вариант 6.1.
4. Описание ценностных ориентиров содержания психокоррекционных
занятий
1)Формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого
народа; 2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к
окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; —
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества и стремления следовать им; — ориентации в нравственном содержании и
смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития
этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
3)формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой; 4)развитие умения
учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: -развитие
широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке); 5)развитие самостоятельности,
инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать; -развитие готовности к самостоятельным
поступкам и действиям, ответственности за их результаты; -формирование
целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей и жизненного оптимизма; -формирование умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества,
в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации,
уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных
ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания,
познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих
учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность
решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Учет
образовательных потребностей воспитанника с нарушением опорнодвигательного
аппарата (НОДА), особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются
спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического
развития, и определяют особую логику построения воспитательнообразовательного
процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Можно
4

выделить особые по своему характеру потребности: − обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого,
как
через
содержание
образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; − необходимо
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных); − индивидуализация обучения требуется в большей
степени, чем для нормально развивающегося ребенка; − обеспечение особой
пространственной и временной организации образовательной среды. Дети с нарушением
ОДА нуждаются в щадящем режиме, коррекционной и психологопедагогической помощи.
Возрастные особенности обучающегося, выявленные в результате психологической
диагностики: уровень школьной готовности – ниже среднего, ведущая потребность в
общении со сверстниками и взрослыми, представлении о своем сущностном «Я», ведущая
функция – наглядно-образное мышление, ведущая деятельность - игровая и учебная.
Отношения со взрослыми - ситуативно-деловое, ситуативно-личностное: взрослый источник информации, собеседник. Отношения со сверстниками - ситуативно-деловое:
углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтение в общении. Эмоциональное
состояние позитивное, стабильное, уравновешенное.
5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные универсальные учебные действия:
1) основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; сформированы ценности многонационального российского общества;
установлены гуманистические и демократические ценности; 2) сформирован целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; 3) уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) эстетические
потребности, ценности и чувства; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; 10) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования: 1) владение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера; 13 3) умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
5

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) владение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) владение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и
путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 14 13) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества; 14) владение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15)
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения.
- контролировать свои эмоции и поступки;
-разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие и его реализация.
- договориться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
-умение с достаточной полнотой и точностью (по возможности) выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6. Содержание психокоррекционных занятий
6

Содержание программы психокоррекционных занятий определяется возрастными
психологическими особенностями детей. Построение Программы ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и
основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
Система работы по социально-личностному развитию направлена на выявление
уровня знаний учащихся о понятии дружбы, формирование положительного отношения
ребенка к сверстникам, развитие представлений о настоящей и мнимой дружбе,
расширение знаний о дружбе, друзьях, взаимовыручке, формирование умения
анализировать поступки людей, исследование самооценки, её влияние на личность и
деятельность, формирование представлений о понятии «самооценка», формирование
стремления к самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию, развитие
объективного отношения к оценке себя и своих личностных качеств, развитие навыков
общения и самоанализ, формирование положительной мотивации школьника, обогащение
положительного эмоционального опыта, расширить навыки культуры поведения и
общения, умение налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями, формирование
навыков ведения и управления беседой, развитие стремления к реализации своих
коммуникативных способностей.
Коррекционные занятия сопровождаются следующими упражнениями:
Упражнение «Кодекс дружбы», Упражнение «Ромашка дружбы», упражнение
«Путаница», Мультфильм «Зимний мультик о том, что дружба не заканчивается»,
упражнение «Гирлянда дружбы», мультфильм «Зачем нужны друзья», Упражнение
«шифр», мультфильм «В первый раз в первый класс», упражнение «Символы»,
упражнение «Что важно для дружбы», упражнение «Кто? Какой?», упражнение «Мои
сильные стороны», упражнение «волшебные зеркала», упражнение «Подари бабочку»,
упражнение «Ты хороший потому что…»,
упражнение «Мудрецы», Телепередача
«Шишкин лес», «Разговор по телефону», упражнение «Вежливые дела», упражнение «Чем
мы похожи», упражнение «Круг», упражнение «Похвали себя и других», упражнение
«Человек хочет общаться».
6. Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема

Кол-во часов
по разделу

Основной вид учебной деятельности

1-2

Диагностика.

2

Диагностика

2-3

«Дружба-чудесное
слово»

2

Учимся сотрудничать

4-6

«Что такое настоящая
дружба?»
«Настоящий друг»

3

Учимся сотрудничать

3

«Дружный класс»

2

Учимся
различать
эмоции,
дефференцировать свое поведение
Учимся сотрудничать

2

Учимся различать эмоции

7-9
1011
12-

«Люблю

себя

–

7

учимся

15
1618

принимаю других»
«Я и другие»

1920

«Мы разные,
вместе»

2123

3

Учимся дифференцировать свое поведение

2

Учимся сравнивать

«Азбука вежливости»

3

Учимся дифференцировать свое поведение

2425

«Я не такой, как все»

2

Учимся дифференцировать эмоции людей

2627

Как стать интересным
собеседником

2

Учимся договариваться

2829

Внешний вид! В чем его
секрет?

2

Учимся познанию себя

30

Я чувствую

1

Дифференцирование эмоций

31

Я расту

1

Учимся познавать себя

32

Я доверяю

1

Дифференцирование эмоций

33

Я говорю

1

Учимся сотрудничать и договариваться.

34

Диагностика.

1

Диагностика

но

мы

Итого: 34 часа
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной

деятельности
Для занятий по предлагаемой программе используются:
1.Стулья, столы
2.Массажные мячи и коврики
3.Релаксационные коврики
Техническое оснащение занятий:
1. Ноутбук.
2. Магнитная доска.
3. Экран.
Дидактический материал:
1.Фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными
состояниями
2.Схемы-эмоции.
3.Карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей
4.Карточки с изображениями сказочных героев
5.Диагностический инструментарий для изучения результатов обучения
6.Видеозаписи мультфильмов
7.Аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».