1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.1) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1. составляют дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих
детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
Сроки реализации программы: 4 класс – 34 часов (1 часа в неделю).
Целью логопедических занятий является коррекция недостатков в речевом
развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального
общего образования, формирование личности обучающего, развитие познавательных
интересов, активности, самостоятельности для дальнейшей успешной социализации
обучающихся.
Задачи:
−
развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования
представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
развитие лексического запаса;
−
совершенствование грамматического строя речи;
−
формирование связной речи;
−
коррекция просодической стороны речи; развитие артикуляционной, ручной
и общей моторики;
−
формирование психологической базы речи и совершенствование
предпосылок к обучению;
−
развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
−
расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
2
−
коррекция чтения и письма;
−
воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
−
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
−
формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной
деятельности;
−
формирование навыков чтения и письма.
2. Общая характеристика логопедических занятий
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Отклонения в развитии у детей с такой патологией
отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В
зависимости от причины и
времени действия вредных факторов отмечаются виды
патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных
нарушений
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и
М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в
значительной степени также определяются различными нарушениями речи.
Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения
звукопроизносительной стороны речи. В некоторых случаях отдельные звуки вообще не
произносятся, в других произносятся искаженно, в-третьих, заменяются другими. Тяжесть
нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных
расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные
вдохи, речь теряет плавность и выразительность. Нередко нарушения звукопроизношения
сочетаются с трудностями различения звуков речи на слух. Другой особенностью устной
речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи.
Их словарный запас ограничен, особенно заметно недостаточное понимание значений
многих слов и понятий, встречающихся при прохождении программного материала. У
детей лимитировано понимание многозначности слов, различение смысловых оттенков
отдельных выражений в зависимости от контекста. Это приводит к тому, что в устной
речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а
иногда предпочитают общаться отдельными словами. Грамматические формы и категории
усваиваются крайне медленно, что во многом обусловлено нарушением слухового
восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной
деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании
слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко
отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений,
многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.).
В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков,
искажаемых при произношении. Встречаются дети, у которых грубые нарушения
звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, в
некоторых случаях даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать
затруднения в письме. Наибольшую сложность для учителей представляют дети, у
которых в письменной речи отмечаются ошибки, связанные с недостатком
дифференцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть
смещение и замены звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, мягких и
твердых: дочка-точка, мышка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть вызваны
3
как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением
слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением
выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и
зрительными образами.
Программа определяет основную цель логопедических занятий, которая
заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Направления коррекционно-развивающей логопедической работы:
−
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
−
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря,
его расширение и уточнение);
−
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
−
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
−
коррекция нарушений чтения и письма;
−
расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной форме. Периодичность
занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 минут (Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»). Общий объем учебного времени составляет в 4 классе – 34
часа в год.
4. Описание ценностных ориентиров логопедических занятий
В процессе развития речи у учащихся начальной школы формируется понимание
того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры
человека. На занятиях по коррекции всех компонентов речи ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета,
учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Проведение логопедических занятий в начальной школе должно обеспечивать
появление следующих ценностных ориентиров:
−
готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
−
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной
и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности
на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовнонравственной установки «становиться лучше»;
4
−
формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и
зле, должном и недопустимом;
−
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
−
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
−
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
5
2)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3)
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4)
использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5)
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и
объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10)
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11)
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметные результаты:
Обучающийся будет уметь:
1.
различать предложение, словосочетание, слово;
2.
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
3.
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
4.
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
5.
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
6.
осмысленно, правильно и выразительно читать слова, предложения, текст;
7.
выполнять пересказ текста;
8.
делить текст на части и озаглавливать их;
9.
списывать слова, предложения, текст;
10.
записывать слова и предложения под диктовку.
6
6.Содержание логопедических занятий
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятия могут входить:
−
упражнения для развития артикуляционной моторики;
−
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
−
дыхательная гимнастика;
−
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
−
формирование фонематических процессов;
−
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
−
работа над предложением;
−
обогащение и активизация словарного запаса;
−
развитие связной речи.
Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений и развитию речевых и
коммуникативно – деятельностных умений и навыков проводиться на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровне, условно делится на 3 этапа.
1 этап коррекционной работы на фонетическом уровне
На этом этапе основное внимание уделяется развитию слухового и зрительного
внимания, фонематического восприятия, слуховых дифференцировок. Наряду с этим в
процессе ритмических интонационных игр, действий с предметами, моделированием
содержания слова, обозначающего данный предмет, происходит уточнение и углубление
смысла слова, восприятие его фонетико – фонематического образа, звукового и звукобуквенного анализа, деление на слоги.
Вводится дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».
Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация,
громкость, темп, паузы, логические ударения, жест, мимика. Поэтому в качестве
подготовительной работы для знакомства со звуком речи на данном этапе проводится
цикл занятий по знакомству детей с языком как важнейшим средством общения, с
правилами речевого общения.
2 этап коррекционной работы на лексическом уровне
Продолжением работы является совершенствование дифференциации согласных
звуков по глухости и звонкости, а также фонем имеющих акустико – артикуляуионное
сходство. Основным содержанием работы является обогащение словаря на материале слов
из разных частей речи (сущ., прил, глагол, наречие). Знакомство с отношениями между
родственными словами, отношениями паронимы, антонимы, многозначные слова;
изменение формы слова с помощью
приставки, суффикса, окончания;
дифференцирование слов близких по акустическим признакам. Проводится обучение
практическому овладению составлением словосочетаний, построение предложений, его
интонационное оформление.
3 этап коррекционной работы на синтаксическом уровне - развитие связной речи
Решение задач в большой степени направлено на формирование умений осознано
7
строить предложения, выделять модели предложений различных синтаксических
конструкций; составлять связный текст из отдельных предложений; определять
особенности текстов разных типов. Продолжается начатая на втором этапе работа по
уточнению и совершенствованию грамматического оформления речи, согласование
существительных с прилагательными и глаголами, дифференциация предлогов и
приставок. Завершается работа по дифференциации фонем имеющих акустико –
артикуляционное сходство.
Особенности планирования коррекционной работы
Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано,
охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи
текущего этапа коррекционной работы. Работа по развитию речевых и неречевых
процессов протекает параллельно. Формирование фонематических процессов, развитие
лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи идет одновременно с
коррекцией звукопроизношения.
На каждом этапе работы допустимо групповое занятие разбивать на подгрупповые
и индивидуальные занятия (например, при постановке или автоматизации звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением
лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в
структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Цель: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями
устной и письменной речи.
Задачи:
1.
Дать понятие о слове и предложении.
2.
Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением
соответствия между звуками и буквами.
3.
Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о
слогообразующей роли гласных букв.
4.
Формировать умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на
них;
5.
Формировать умения правильного переноса слов;
6.
Формировать синхронности речевого дыхания, голосообразования и
артикуляции.
7. Тематическое планирование курса «Формирование навыков чтения и письма»
№
Тема
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
1
Диагностическое
обследование
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
2
Устная и письменная речь
3
Слово. Словосочетание
4
Предложение. Текст
5
Состав слова: корень
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
Колво
часов
1
1
1
1
1
8
6
Однокоренные слова
7
Ударные и безударные
гласные
Состав слова: окончание
8
10 Состав слова: приставка
11 Правописание приставок
12 Образование слов с помощью
приставок
13 Дифференциация приставок и
предлогов
14 Состав слова: суффикс
15 Образование слов с помощью
суффиксов
16 Уменьшительноласкательные суффиксы
17 Имя существительное
18 Склонение имен
существительных
19 Имя прилагательное
20 Склонение имен
прилагательных
21 Глагол
22 Изменение глаголов по
временам
23 Неопределенная форма
глагола
24 Синонимы
25 Антонимы
26 Омонимы
27 Омографы
28 Диктант
29 Текст- рассуждение
30 Текст- повествование
31 Текст-описание
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
32 Составление текста с опорой
на основе сюжетных
картинок
33 Самостоятельная работа
34 Диагностическое
обследование
Итого
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
1
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
Индивидуальная форма занятия. Работа с
раздаточным материалом
1
1
34 часа
8. Материально-техническое обеспечение
1.
Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой
природы, музыкальными записями, аудиокниги.
2.
Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки
состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний,
слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.
3.
Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации,
учебные фильмы).
4.
Комплект таблиц «Русский язык» включает:
−
Синонимы.
−
Анонимы.
−
Паронимы.
−
Омонимы.
−
Сюжетные картинки для составления текста.
−
Части речи.
−
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
−
Части речи.
−
Состав слова.
−
Члены предложения.
−
Образец фонетического разбора.
−
Алфавит (азбука).
10