1. Пояснительная записка.
Рабочая программа психокоррекционного курса « Развитие общей моторики и
пространственных представлений» с НОДА 6.1 составлена в соответствии с
документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.1) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 4 классе, 3 часа в
неделю (102 часа).
Данная программа – это курс психокоррекционных занятий, направленных на
развитие психических процессов и моторной деятельности обучающихся с НОДА.
Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительностью 20-25 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное
внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности
обучающихся, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –
развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного
и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих обучающихся, ликвидацию пробелов в знаниях.
Целью программы является формирование различных видов деятельности:
предметно-игровой,
продуктивных
видов
деятельности
(конструирование,
изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной
сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного взаимодействия. Развитие познавательных
способностей.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
На
всех
занятиях
используются принципы наглядности,
доступности,
практической направленности. А также принципы коррекционной педагогики:
•
принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
•
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные
технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;
•
деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности,
стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;
•
принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ)
предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные
психические процессы.
Структура психокоррекционных занятий:
Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона,
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока
подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые
подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и
трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в
начале и конце учебного года.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение заданий, диагностика.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
•
2. Общая характеристика коррекционного курса
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА.
Для грамотной организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с
НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное
распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание
адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на
типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. АООП
НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА): вариант
6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня
развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со
здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия,
позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с
ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы,
соответствующей его особым образовательным потребностям.
Особенности психического развития детей с НОДА связаны с поражением
двигательной сферы. В следствии этого могут быть отмечены:
- нарушения речи;
- часто отмечаются снижения слуха, что приводит к трудностям при обучении
письму и чтению;
- нарушена пространственная ориентация, в следствии этого проявляется
замедленное формирование понятий, определяющих положение предметов и частей
собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить
геометрические фигуры, складывать из частей целое;
- во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр
(асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее
правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или
альбома, читать с середины страницы;
- расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости,
сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной;
- особенности эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной
возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к
колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Начав
плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Эти проявления нередко сочетается
с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые
усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении;
- так же возможно проявление психического инфантилизма, который выражается в
наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности,
склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов;
- ограниченность общения, в следствии чего может быть бедное представление об
окружающем мире, трудности в социализации, адаптации. Паталогическое формирование
личности.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
•
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
•
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения,
используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
•
Развитие у обучающихся основных (базовых) мыслительных
операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
•
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать
общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме. Периодичность
коррекционных занятий 2раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия
20-25 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения в
сочетании с диагнозом.
4 класс – 102 часа
. 4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса
На коррекционных занятиях у обучающихся с НОДА формируются следующие
ценностные ориентиры:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности
и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса.
Личностные результаты.
•
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному языку
как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности и сохранению
его чистоты, выразительности, емкости, восприятия языка как средства и условия
общения.
•
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших
школьников о языке, как целостной системе, представления о единстве языка и
окружающего мира.
•
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
•
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
•
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
•
Развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности.
•
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
•
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к работе на результат.
Метапредметные результаты.
•
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы ее осуществления.
•
Овладение способами выполнения заданий творческого
и поискового
характера.
•
Умения планировать и контролировать, оценивать учебные действия,,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•
Использование различных способов поиска (в справочных источниках,
открытом информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствие с задачами и технологиями учебного
предмета.
•
Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным
понятиям.
•
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
•
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое
поведение и поведение окружающих.
•
Умение работать в материальной и информационной среде.
•
Овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
•
Приобретение начального опыта применения знаний для расширения и
решения учебно-познавательных задач.
•
Использование приобретенных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов.
•
Различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.
•
Выделять границы предложения . Писать с заглавной буквы фамилии,
имена людей, клички животных.
•
Списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста
•
Выделять слова, обозначающие- предметы, действия, признаки.
•
Составлять предложения из слов и 3-4 предложения на заданную тему.
•
Раздельно писать слова в предложении
•
Отбирать предметы - указанного цвета, формы, величины. Создавать
группу предметов.
•
Понимание родственных отношений в семье.
•
Названия времен года, их последовательность, название месяцев.
•
Отличительные признака противоположных
времен года(весна-осень,
зима-лето)
•
Называть диких животных, домашних животных, птиц и х детенышей.
•
Наизусть таблицу сложения и вычитания однозначных чисел,
•
Читать и записывать
простейшие выражения, выполнять письменное
сложение и вычитание в пределах100.
•
Решать простые арифметические задачи, несложные составные задачи в 2
действия.
•
Пользоваться знаками и обозначениями =, м, кг, км.
•
Узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические
фигуры.
6. Содержание коррекционного курса
Предлагаемые в 4 классе задания направлены на создание положительной
мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.
Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые
помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного
и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей им предлагаются в основном те задания,
выполнение которых предполагает использование практических действий.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в
большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной
практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля,
а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задачи:
1.
Помощь в адаптации к условиям школьной среды.
2.
Развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.
3.
Развитие познавательной и учебной мотивации.
4.
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
5.
Развитие пространственно-временных представлений.
Развитие памяти, внимания, мышления является важной базовой составляющей
психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные
навыки, как, письмо, чтение и счет. Психокоррекционный курс включает разделы, каждый
из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии обще учебных навыков
по
предметам
и
соответствуют
элементам
программного
материала.
1.
Протокол
обследования.
2. Развитие графических навыков. Данный модуль направлен на развитие учебных
навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование
пространственных представлений и графических умений. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо цифр, примеров.
3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством изучения программного
материала по математике.
4. Развитие речемыслительной деятельности. Курс включает изучение простых
понятий.
Общие и частные понятия. Времена года, посуда (столовая, чайная, кухонная),
столовые приборы, мебель, бытовые приборы, овощи, фрукты, ягоды (садовые, лесные),
грибы (съедобные, ядовитые), деревья (хвойные, лиственные), цветы (лесные, луговые,
садовые), кустарники, животные (дикие, домашние, хищные, травоядные, всеядные),
обувь, головные уборы, одежда, птицы (дикие, домашние, зимующие, перелетные)
насекомые, игрушки, продукты питания (мучные, мясные, молочные), транспорт
(воздушный, наземный, подземный, водный, железнодорожный, пассажирский),
профессии, геометрические фигуры.
Часть и целое. Кастрюля-крышка, шкаф-дверца, телевизор-экран, обувь-подошва,
цветок-лепесток, часы-стрелка, тетрадь-страница, квадрат-сторона, рыба-плавник,
кустарник-ветка, дом-крыша, птица-крыло.
Причинно-следственные связи. Дождь-лужа, весна-таяние снега, морозобразование льда, осень-листопад, ветер-волны, подарок-радость, пожар-дым, загарсолнце, победа-награда.
Отношения последовательности между понятиями (временные). Времена года,
части суток, дни недели, месяцы.
Функциональные отношения между понятиями. Например: Холодное, вкусное
(мороженное); спелый, сочный (арбуз); красивый, ядовитый (мухомор).
Многозначные слова. Многозначные слова (имена существительные): ежик,
шишка, ласточка, шляпка, бабочка, колокольчик, ручка, хвост, крыло, ключ.
Многозначные слова (глаголы): идет, заводит, хлопает, ведет, катает, лежит, лезет, клюет,
болеют, стучит, бьет.
Слова - синонимы, слова-антонимы. Большой-маленький, длинный-короткий,
высокий-низкий, пустой-полный, мягкий-твердый, чистый –грязный, мальчик-девочка,
огонь-вода, зима-лето, друг-враг, вверх-вниз.
7. Тематическое планирование курса «Развитие общей моторики и
пространственных представлений» с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся.
4 класс
№
занятия
Цель занятия
Основные виды деятельности
1,2
Обсуждение планов на будущее.
Постановка целей и задач на учебный год.
- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения на
снятие психоэмоционального напряжения,
(психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка», «нос, пол, потолок»,
3,4
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций
5,6
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций
7,8
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
9,10
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
11,12
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
13,14
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
15,16
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
17,18
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
19,20
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
«запрещенное движение», «бывает не
бывает»
- Рисование.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да
– нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Животные растения», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Решение ребусов. Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
21,22
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
23,24
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
25,26
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
27,28
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
29,30
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
31,32
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
33,34
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
35,36
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
37,38
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим
и покажем, что услышали», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
39,40
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
41,42
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
43,44
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
45,46
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
47,48
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
49,50
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
51,52
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
53,54
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
55,56
Развитие логического мышления.
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перечисли предметы на
букву..»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Скульптор»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим
и покажем, что услышали», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Я знаю пять ...»,
«Муха»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Психогимнастика.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
57,58
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
59,60
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
61,62
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
63,64
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
65,66
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
67,68
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
69,70
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
71,72
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справ»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из
чего»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»)
- Решение ребусов.
73,74
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
75,76
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
77,78
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
79,80
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
81,82
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
83,84
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
85,86
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
87,88
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
89,90
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
91,92
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
93,94
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
95,96
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
97,98
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
99
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
100.
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
101,102
Подведение итогов.
Выявление уровня развития внимания, памяти,
воображения, мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да-нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет,
если...»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Закончи слово»,
«Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее
8. Материально техническое обеспечение.
1.
Диагностический комплект для начальной школы.
2.
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001
3.
Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия
развития, 2006
4.
Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
5.
Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет»,
Екатеринбург: У – Фактория, 2005
6.
М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять:
развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для
начальных классов», М., Антал, 1995
7.
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания:
программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
8.
И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и
развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего
школьного возраста», М., Генезис, 2003
9.
Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного
мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
10.
Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей
ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
11.
В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991
Наглядно-дидактический материал:
1. Мозаика, пазлы.
1.
Кубики.
2.
Дидактическая игра «Сравни и подбери».
3.
Дидактическая игра «Форма и цвет».
4.
Трафареты, шаблоны.
5.
Штриховки.
6.
Материал для аппликации, рисования.
7.
Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и
словесно-логического мышления.
8.
Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического
мышления.
9.
Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и
элементов логического мышления.
10.
Цветные карандаши.
11.
Сюжетные картинки (простой сюжет).
12.
Бумага.
13.
Конструктор.