ЗПР 7.1. 3 класс психолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1 «Коррекция и развитие пространственно-временных
представлений» составлена в соответствии с документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Одной из актуальных проблем современной системы образования является
проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления
неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации
воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание,
уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению
образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей
традиционной организации учебного процесса невозможно.
Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам
оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить
учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся
нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии
детского возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она
выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в
школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает
большие диагностические возможности.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой
детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному
росту. В силу своей многочисленности, а также вариабельности проявления и
индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от
педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной
компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные
трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными
умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим
объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на
последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих
трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она
является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении адаптированной основной образовательной программы на начальной ступени
обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы,
направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
Цель программы: создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, развитие индивидуальных особенностей
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и направленной на преодоление или
ослабление проблем в их психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
― выявление
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у
них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР (7.1) в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств
воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного
поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и
методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционноразвивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей
среде стимулируются познавательные интересы, закрепляются навыки, полученные на
коррекционно-развивающих занятиях.
Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех
уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного
труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в
школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные

нарушения - один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов,
встречающихся при задержке психического развития.
Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается
ребенком в силу его особенностей.
Данная программа предполагает формирование временных понятий и
представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Временные
представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления.
Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о
том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются
представления о последовательности основных жизненных событий и их
продолжительности. От умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником
режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение
определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ
№1» программа психологического сопровождения строится на обучении по группам, 1
раз в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 40 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с ЗПР (7.1). 1-4 класс.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Коррекционно-развивающий курс обеспечивает создание условий для системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования. Способствует
осуществлению индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с ЗПР с учетом психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся. Открывает возможность освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательной организации.
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих
ценностных ориентиров:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовнонравственной установки «становиться лучше»;
– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный

самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные:
1) основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; сформированы ценности многонационального российского общества;
установлены гуманистические и демократические ценности;
2) сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты: 1) владение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера; 13 3) умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) владение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) владение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и
путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества; 14) владение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15)
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
•
итогом развития становится целостная картина мира в восприятии
пространственных взаимоотношений между объектами и собой;
•
умение ориентироваться в собственном теле;
•
научится ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток;
•
улучшение коммуникативных навыков.
6. Содержание коррекционного курса
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития. (3 ч)
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и
точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет,
размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах
предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания (1 ч)
Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох").
Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания.
Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"
Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5
сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (1 ч)
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы
релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение
этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (3 ч)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности
движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие
согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и
броски, наклоны и повороты). Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной
координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (3 ч)
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по
трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие
координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из
пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с
массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов
(12 ч)
Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество.
Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по
стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие
сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся
в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. (2 ч)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение
расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Вышениже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол.
Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (2 ч)
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12
месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. (2 ч)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с
разными видами материалов.
5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир. (4 ч)
Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев.
Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное. (3 ч)

7. Тематическое планирование:

3 класс
№
п/п

Тема занятия
Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие
Развитие общей
осведомленности

1
2
3

4

Развитие общей
осведомленности

5

Развитие
пространственных
представлений

6

Развитие
пространственных
представлений

7

Развитие мелкой
моторики

8

Развитие мелкой
моторики

9

Развитие мышления

10

Развитие мышления

11

Развитие мышления

Содержание занятия
Диагностика познавательной сферы

Колво
часов
1

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

Развитие знаний об окружающем мире
(Упражнения «Отгадай загадки», «Когда это
бывает?», «Где это находится?», «Продолжи
пословицы»).
Развитие общей осведомленности
(«Упражнения: «Фразеологизмы», «Способы
применения предметов», «Природа и
человек», «Объясни, что это значит»)
Развитие пространственных представлений
(Упражнения: «Раскрась правильно»,
«Определи фигуру», «Что? Где?», «Куда
указывают стрелки?», «Выполни правильно»,
«Где этот домик?»).
Развитие пространственных представлений
посредством графических диктантов
(«Построй заборчики», графические
диктанты). Развитие пространственных
представлений посредством дидактических
игр (Упражнения: «Переверни рисунок»,
«Поставь значки», «Где спрятались
игрушки?»).
Развитие мелкой моторики (Упражнения:
«Обведи по трафарету», «Обведи по
шаблону», «Обведи по контуру», «Проведи
линии разной конфигурации», «Выполни
штриховку», графические диктанты).
Развитие мелкой моторики посредством
пальчиковых игр (Пальчиковые игры:
«Колечко, «Цепочка», «Кубики»,
«Вертушка»).
Развитие наглядно-образного мышления
(Упражнения: «Преврати в квадрат», «Раздели
квадрат», «Ленточки», «Собери картинку»,
Развитие словесно-логического мышления
(Упражнения: «Расположи цвета», «Подбери
общее понятие», «Логический квадрат»,
«Раздели на группы», «Объясни значение
слов», «Назови одним словом», «Анаграммы»,
«Аналогии»),
Развитие способности к классификации и
абстрагированию (Упражнения: «Проведи
аналогию». «Найди общее название».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Развитие мышления

13

Развитие мышления

14

Развитие восприятия

15

Развитие восприятия

16

Развитие внимания

17

Развитие внимания

18

Развитие внимания

19

Развитие внимания

20

Развитие памяти

21

Развитие памяти

«Получи новое слово». «Составь анаграмму».
«Дорисуй по клеточкам». «Найди слова в
слове»)
Развитие мыслительных операций
(Упражнения: «Форма - цвет», «Найди
расположенное слово», «Целое - часть»,
«Подбери слово, противоположное по
смыслу», «Поезд»,
«Четвертый лишний», «Объедини
пословицы», «Отгадай слова»
Развитие аналитических способностей
(Упражнения: «Подбери пословицу», «Найди
причину и следствие», «Разгадай ребусы»,
«Назови четвертое слово», «Расположи
слова», «Поиск общего», «Найди
отличающиеся»
Развитие слухового восприятия (Упражнения:
«Найди ошибку в услышанном слове»,
«Послушай звуки»,«Шумящие коробочки»)
Развитие зрительного восприятия
(Упражнения: «Загадочные контуры», «Найди
одинаковые», «Составь фигуру»,
«Перепутанные животные»
Развитие концентрации внимания
(Упражнения: «Корректурные пробы», «Тест
Мюнстерберга», «Тест Пьерона-Рузера»,
«Выполни команду»,«Угадай, кто говорит»)
Развитие переключения внимания
(Упражнения:«Отыщи числа», «Расставь
слова», «Зашифруй слова», «Синхронный
счет»)
Развитие устойчивости внимания
(Упражнения: «Пишущая машинка», «Назови
по порядку», Стенографы», «Крестики,
точки»,«Перепутанные линии», «Называй и
считай», «Алфавит»)
Развитие распределения и объема внимания
(Упражнения: «Посчитай правильно»,
«Вычеркивай буквы и слушай», «Сколько
знаков?», «Делаем вместе», «Соблюдай
правило», «Кто точнее нарисует?», «Найди
слоги»)
Развитие слуховой памяти (Упражнения:
«Добавь слово», «Запомни слова», «Повтори
цифры», «Слова, начинающиеся с одной
буквы», «Повтори и добавь», «Снежный
ком»)
Развитие зрительной памяти (Упражнения:
«Запомни фигуры», «Письмо
инопланетянина»,«Какой цвет?», «Запомни
сочетания фигур»,«Нарисуй по памяти»,

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22

Развитие памяти

23

Развитие памяти

24

Развитие учебной
мотивации

25

Развитие учебной
мотивации

26

В мире эмоций

27

В мире эмоций

28

В мире эмоций

29

Я учусь владеть собой

30

Я учусь владеть собой

31

Я учусь владеть собой

«Найди образец»,«Подбери картинку»,
Развитие образной памяти (Упражнения:
«Запомни картинки», «Чего не хватает?»,
«Два колеса», «Нарисуй фигуры по памяти»)
Развитие словесно-логической памяти
(Упражнения: «Найди правило и запомни»,
«Объедини слова», «Объедини по смыслу и
запомни», «Подбери подходящее слово,
«Вспомни фразу, подходящую к картинке»)
Для чего я учусь? (Упражнения: «Я - ученик»,
«Зачем я хожу в школу?», «Мои успехи в
школе»). Мои цели и мотивы учения
(Упражнения: «Для чего нужно хорошо
учиться?», «Кем я хочу стать, когда вырасту»,
«Мои школьные достижения»)
Эмоциональное отношение к школе
(Упражнения: «В школе мне нравится...»,
«Что мне не нравиться в школе», «Мои
любимые и нелюбимые предметы»), Развитие
школьной мотивации (Упражнения: «Мой
класс», «Мои одноклассники», «Мои
учителя»)
Я и мои чувства (Упражнения: «Такие разные
чувства», «Мои эмоции», «Мне нравится...»,
«Нарисуй свое настроение»)
Негативные эмоции и способы их выражения
(Упражнения: «Отгадай эмоции», «Передай
эмоцию», «Негативные эмоции и их
проявления в различных условиях»,
«Побеждаем негативные эмоции силой
мысли»)
Адекватное выражение своих эмоций
(Упражнения: «Как я выражаю свои чувства»,
«Цвета моего настроения», «Нарисуй свой
страх», «Путевая карта моих эмоций»)
Способы эмоционального реагирования в
различных ситуациях (Упражнения:
«Ситуация - эмоция - реакция», «Мое
настроение в школе и дома», «Нарисуй свои
эмоции», «Цвета моего
настроения»)
Учимся снижать волнение и тревогу
(Упражнения: «Побеждаем волнение и
тревогу»,
«Проигрывание ролевых ситуаций»,
«Способы снижения тревоги», релаксация)
Способы снижения эмоционального
напряжения (Обучение упражнениям,
направленным на саморегуляцию своего
эмоционального состояния: дыхательные
упражнения, релаксационные упражнения,

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

Я учусь владеть собой

33

Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие

34

визуализация,медитация).
Управление своими эмоциями (Упражнения:
«Отреагирование негативных эмоциональных
реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов и
т.п)», «Возьми эмоции под контроль»,
«Сначала подумай, потом действуй»,
«Трансформация эмоций»).
Диагностика познавательной сферы
Диагностика эмоционально-волевой сферы
сферы

1

1
1

4 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3

Тема занятия
Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие
Развитие общей
осведомленности

4

Развитие общей
осведомленности

5

Развитие
пространственных
представлений

6

Развитие
пространственных
представлений

7

Развитие мелкой
моторики

8

Развитие мелкой
моторики

Содержание занятия
Диагностика познавательной сферы

Колво
часов
1

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

Развитие общей осведомленности
(«Упражнения: «Пословицы», «Способы
применения предметов», «Природа и
человек», «Объясни, что это значит»).
Развитие знаний об окружающем мире
(Упражнения: «Отгадай загадки», «Когда это
бывает?», «Где это находится?», «Продолжи
фразы»). Развитие интеллектуальных
способностей (Упражнения: «Птицы, рыбы,
звери», «Кто есть кто?»)
Совершенствование пространственных
представлений (Упражнения: «Обезьянки»,
«Путаница», «Что где находится?»,
«Колокольчик»). Развитие пространственных
представлений посредством графических
диктантов («Построй заборчики»,
графические диктанты).
Развитие пространственных представлений
посредством дидактических игр (Упражнения:
«Переверни рисунок», «Цветной ксилофон»,
«Живые цепочки», «Поставь значки», «Где
спрятались игрушки?»).
Развитие мелкой моторики посредством
аппликации (Задания: «Аппликация из
природных материалов», «Создай картину из
мелких кусочков», «Аппликация из
салфеток»).
Развитие мелкой моторики посредством
пластилинографии (Задания: «Пластилиновая

1

1

1

1

1

1

Развитие восприятия

9

10

Развитие восприятия

11

Развитие памяти

12

Развитие памяти

13

Развитие внимания

14

Развитие внимания

15

Развитие мышления

16

Развитие мышления

17

Развитие мышления

картина», «Слепи животное»,
«Пластилиновый театр»).
Развитие слухового восприятия (Упражнения:
«Найди ошибку в услышанном слове»,
«Назови и проверь постукиванием «Шумящие
коробочки»).
Совершенствование восприятия
(Упражнения: «Цветные полоски», «Назови
фигуры»,«Перепутанные предметы», «Найди
контуры»).
Развитие слуховой памяти (Упражнения:
«Повтори цифры», «Слова, начинающиеся с
одной буквы», «Повтори и добавь», «У кого
ряд длиннее?», «Снежный ком», «Добавь
слово»).
Развитие словесно-логической памяти
(Упражнения: «Объедини слова», «Объедини
по смыслу и запомни», «Подбери подходящее
слово, «Вспомни фразу, подходящую к
картинке»).
Развитие распределения и объема внимания
(Упражнения: «Посчитай правильно»,
«Вычеркивай буквы и слушай», «Сколько
знаков?», «Делаем вместе», «Соблюдай
правило», «Кто точнее нарисует?», «Найди
слоги», «Цветные слова»). Развитие
устойчивости внимания (Упражнения:
«Крестики, точки», «Назови по порядку»,
«Перепутанные линии», «Пишущая
машинка», «Называй и считай», «Алфавит»).
Развитие переключения внимания
(Упражнения: «Расставь слова», «Зашифруй
цифры», «Зашифруй слова», «Синхронный
счет»). Развитие концентрации внимания
(Упражнения: «Выполни команду», «Угадай,
кто говорит»)
Развитие наглядно-образного мышления
(Упражнения: «Найди путь», «Полянки»,
«Раздели квадрат», «Ленточки», «Отгадай
загадки», «Собери картинку», «Что лишнее на
картинке?», «Чего не хватает на фото?»).
Развитие словесно-логического мышления
(Упражнения: «Назови одним словом»,
«Конкретизация понятий», «Вордбол»,
«Анаграммы», «Какое слово лишнее?»,
«Аналогии»).
Развитие мыслительных операций
(Упражнения:
«Что здесь изображено?», «Раздели на части»,
«Отгадай слова», «Какой? Какая? Какие?»,
«Раскрашивание фигур», «Заполни рисунок»,

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

Развитие мышления

19

Развитие мышления

20

Познай себя

21

В мире эмоций

22

Мои переживания и
желания
Такие разные эмоции

23

24

Как я выражаю свои
чувства

25

Цвета моего настроения

26

Я среди людей

27

Я и мои одноклассники

28

Мы все разные

29

Я учусь владеть собой

30

Развиваем самоконтроль

31

В гармонии с самим

«Найди подходящий треугольник», «Дорисуй
рисунок», «Найди футболистов в одинаковой
форме», «Цирк», «Найди одинаковые»).
Развитие аналитических способностей
(Упражнения: «Найди фигуры», «Поиск
общего», «Заселение дома», «Выбери
главное», «Найди девятый», «Найди
отличающиеся»,
«Одинаковое и разное», «Посмотри вокруг»).
Развитие ассоциативного мышления
(Упражнения: «Найди общее название»,
«Найди пропущенные числа», «Какой фигуры
не хватает?», «Вставь недостающее слово»,
«Восстанови рисунок по коду»).
Разминка. «Кто я?». «Какой я?». «Я – ученик».
«Зачем я хожу в школу?». Рефлексия.
Разминка. «Мои чувства и эмоции». «Я и мой
класс». «Мои успехи в школе». Рефлексия.
Разминка. «Мои переживания и желания».
«Мои увлечения». «Чего я хочу?». Рефлексия.
Разминка. «Мои чувства». «Мне нравится…».
«Такие разные чувства». «Отгадай эмоции».
Рефлексия.
Разминка. «Как я выражаю свои чувства». «О
чем говорят мимика и жесты». «Радость и как
ее доставить другому человеку». «Нарисуй
эмоции». Рефлексия.
Разминка. «Такие разные чувства». «Цвета
моего настроения». «Радость и как ее
доставить другому человеку». «Изобрази
эмоции». Рефлексия.
Разминка. «Что такое дружба». «Мои друзья».
«Правила дружбы». «Портрет моего друга».
Рефлексия.
Разминка. «Ребята из моего класса». «Что
такое ссора и как она возникает?». «Как
можно помириться». «Правила общения».
«Спасибо, что помог». Рефлексия.
Разминка. «Язык жестов». «Мы все такие
разные». «Вспомним хорошие поступки».
«Неоконченные предложения». Рефлексия.
Разминка. «Мои сильные эмоции и как ими
управлять». Обучение навыкам социальноприемлемого поведения. Медитативные
техники. Рефлексия.
Разминка. «Как вести себя с детьми и
взрослыми». «Нарисуй свои эмоции».
Обучение способам внутреннего
самоконтроля.
Медитативные техники. Рефлексия.
Разминка. «Мое поведение в школе, дома и на

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

собой

32

Барьеры в общении и
пути их преодоления

33

Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие

34

улице». Формирование адекватных
способов эмоционального реагирования.
Медитативные техники. Рефлексия.
Разминка. «Значение общения в жизни
человека». «Барьеры в общении и как их
преодолеть». Рефлексия.
Диагностика познавательной сферы

1

Диагностика эмоционально-волевой сферы
сферы

1

1

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Аппаратные средства
1.Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках и др.
2.Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и
созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или
желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование
бумаги и изображения большого формата.
3.Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного
назначения).
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления):
1.
Схематическое изображение лица человека.
2.
Несколько пар варежек.
3.
Большая кукла.
4.
Нарисованные отпечатки рук и ног.
5.
Настенное зеркало.
6.
Конструктор «Лего».
7.
Машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и
инерционная), темная повязка для глаз.
8.
Сюжетные картинки.
9.
Фланелеграф.
10.
Рисунок-схема комнаты.
11.
Бумага А-4.
12.
Карандаши.
13.
Бумага в клетку.
14.
Картинки, разрезанные на части.
15.
Иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
16.
Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста.
17.
Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с
цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
18.
Таблички с названиями дней недели.

19.
«Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся
диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима,
зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень. Сюжетные картинки, наклеенные
на фланель.
20.
Мяч.

Список литературы
1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
2. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
4. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
5. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:
"ФЕНИКС", 2007.
6. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". - КЛИО, 1997.
7. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
8. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..."
авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
9. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
10. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х
томах. - М.: Новая школа, 1994.
11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
12. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению
каллиграфии". Ульяновск, 1996.
13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия
развития", 2006.
14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.
Семенович, 2007 г.
17. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития",
2001.
18. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших
школьников". - М.: 1995.
19. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
20. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для
родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
21. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
22. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
23. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
24. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игркоррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».