ЗПР 7.1 3 класс дефектолог

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательной сферы и
формирование высших психических функций» » для обучающихся 3 класса составлена в
соответствии с документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Сроки реализации программы: учебный курс изучается с 1-4 класс, 2 часа в
неделю.
Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и
коррекцию психических процессов и моторной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность группового
занятия составляет 40-45 минут. Продолжительность индивидуального занятия 20-25
минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности
обучающихся, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –
развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного
и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих обучающихся, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные особенности обучающегося. В разных классах могут
быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень
их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы
обучающихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.

На
всех
занятиях
используются принципы наглядности,
доступности,
практической направленности. А также принципы коррекционной педагогике:
•
принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
•
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
•
принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные
технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;
•
деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности,
стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;
•
принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ)
предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные
психические процессы.
Структура психокоррекционных занятий:
Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона,
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока
подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые
подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и
трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в
начале и конце учебного года.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение заданий, диагностика.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
На занятиях по курсу «Развитие познавательной сферы и формирование
высших психических функций» происходит коррекция отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков,
расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование
движений. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу
от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей обучающихся с
задержкой психического развития.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности
человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не
происходит само собой. Обучающихся нужно учить выделять существенные признаки,
свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия,
воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных
представлений необходимо использовать наглядный материал; учить обучающихся
смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в
предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание обучающихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У
всех обучающихся с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех
видов запоминания. В первую очередь у обучающихся ограничен объем памяти и снижена
прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и
словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном
материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить обучающихся понимать,
что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова,
составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую,
но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у обучающихся умения создавать в голове различные
образы, т.е., визуализировать.
Для обучающихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного
характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные
признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение
логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать
такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и
дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики

выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и
жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
•
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
•
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения,
используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
•
Развитие у обучающихся основных (базовых) мыслительных
операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
•
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать
общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной или подгрупповой форме.
Периодичность коррекционных занятий 2раза в неделю, исходя от данных диагностики.
Продолжительность индивидуального занятия 20-25 минут, группового 40-45 минут.
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения в сочетании с
диагнозом.
Распределение часов по четвертям:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего
3 класс
17
17
17
17
68
4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих
ценностных ориентиров:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса.
Личностные результаты.
•
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному языку
как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности и сохранению
его чистоты, выразительности, емкости, восприятия языка как средства и условия
общения.
•
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших
школьников о языке, как целостной системе, представления о единстве языка и
окружающего мира.
•
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
•
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
•
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
•
Развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности.
•
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
•
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к работе на результат.
Метапредметные результаты.
•
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы ее осуществления.
•
Овладение способами выполнения заданий творческого
и поискового
характера.
•
Умения планировать и контролировать, оценивать учебные действия,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•
Использование различных способов поиска (в справочных источниках,
открытом информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствие с задачами и технологиями учебного
предмета.
•
Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным
понятиям.
•
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
•
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое
поведение и поведение окружающих.
•
Умение работать в материальной и информационной среде.
•
Овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
•
Приобретение начального опыта применения знаний для расширения и
решения учебно-познавательных задач.

•
Использование приобретенных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов.
•
Различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.
•
Выделять границы предложения. Писать с заглавной буквы фамилии,
имена людей, клички животных.
•
Списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста
•
Выделять слова, обозначающие- предметы, действия, признаки.
•
Составлять предложения из слов и 3-4 предложения на заданную тему.
•
Раздельно писать слова в предложении
•
Отбирать предметы - указанного цвета, формы, величины. Создавать
группу предметов.
•
Понимание родственных отношений в семье.
•
Названия времен года, их последовательность, название месяцев.
•
Отличительные признака противоположных временгода (весна-осень, зималето)
•
Называть диких животных, домашних животных, птиц и х детенышей.
•
Наизусть таблицу сложения и вычитания однозначных чисел,
•
Читать и записывать
простейшие выражения, выполнять письменное
сложение и вычитание в пределах100.
•
Решать простые арифметические задачи, несложные составные задачи в 2
действия.
•
Пользоваться знаками и обозначениями =, м, кг, км.
•
Узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические
фигуры.
6.Содержание коррекционного курса
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Общеразвивающие подвижные игры с элементами основных движений (ходьба,
бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание) на развитие моторных навыков,
выработку саморегуляции. Игровой практикум «Веселые забавы».
Обучение целенаправленному выполнению действий и движений по инструкции
педагога, произвольной регуляции движений самим ребенком: броски в цель, ходьба с
изменением направления, упражнения из 2 звеньев действий и движений: «присядь –
выпрямись», «поставь руки на пояс – сделай один шаг вперед».
Формирование координации разных частей тела. Упражнения на согласованность
действий и движений разных частей тела: повороты с движениями рук; ходьба по
«дорожке следов» и по скамейке; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча
двумя руками и одной рукой; ползание через «лабиринты», перепрыгивание через
предметы – «по кочкам» и т.д.
Развитие мелкой моторики пальцев руки. Определение ведущей руки. Упражнения:
«Разложим по кучкам» – сортировка мелких предметов; «Поможем бабушке» –
перебирание фасоли и гороха; «Художник» – рисование палочкой в воздухе; «Сложи
предметы» – складывание мелких предметов в узкий сосуд. Пальчиковая гимнастика.
Игры с мозаикой, конструктором. Рисование точек: направление, плотность, яркость.
Упражнения: «Рисуем точки», «Разноцветные точки».
Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук. Упражнения:
«Бусы для куклы» – нанизывание бусин (пуговиц) на проволоку (шнурок); «Шаловливый
котенок» – разматывание и сматывание ниток в моток»; «Дождь идет» – протягивание
тесьмы в отверстия; «Составь цепочку» – составление цепочек из канцелярских скрепок
разного цвета; «Барабанщик » – отстукивание каждым пальцем по очереди ритма по
столу; «Выглади платочек» – смятие и разглаживание листа бумаги; «Найди предметы» –

нахождение спрятанных мелких предметов в «сухом бассейне» (пластиковом ведерке);
«Посушим белье» – прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой
веревке. Рисование линий в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные,
наклонные. Упражнения: «Рисуем линии», «Столбы», «Косой дождик», «Лесенка».
Развитие динамической координации движений пальцев рук. Упражнения:
«Пальчики здороваются», «Пальцеход», «Соревнования по бегу», «Необычное животное»,
«Командир», «Посчитай-ка». Имитационная игра для кистей рук «Оркестр ». Рисование
линий, разных по толщине: тонкие, толстые и по длине: короткие – длинные.
Упражнения: «Рисуем линии», «Следы веселого карандаша». Работа с пластилином.
Развитие статической координации движений пальцев рук. Упражнения: «Гнездо»,
«Фонарики», «Буквы», «Замок», «Олень здоровается». Имитационные упражнения для
кистей рук: «Танцующие пальчики», «Поглаживание кошки» и т.д.
Рисование параллельных и ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые,
дугообразные.
Упражнения: «Рисуем линии», «Дым идет», «По волнам», «Скачет мячик».
Развитие сложно координированных графических движений руки. Обводка фигур
по пунктирным линиям, точкам. Упражнение «Обводка». Контурная аппликация из
пластилина и кусочков цветной бумаги.
Развитие сложно координированных графических движений руки. Штриховка
фигур, предметных силуэтов в определённом направлении. Упражнение «Штриховка».
Работа в технике «рваной» аппликации.
Развитие сложно координированных графических движений руки . Рисование по
опорным точкам и клеточкам. Упражнение «Рисуем фигуру по клеточкам». Прохождение
«дорожек» (безотрывное, плавное проведение линий различной конфигурации).
Упражнения: «Фигурные дорожки», «Горные дороги », «Пройди дорожку». Сгибание
бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Упражнения: «Сгибаем и вырезаем»,
«Стебельки для цветов».
Тактильно-двигательное восприятие.
Развитие тактильной чувствительности. Обучение специальным обследующим
движениям: поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др. Определение на
ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Дидактические игры и упражнения:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь: большие и маленькие предметы»,
«Догадайся, что за предмет », «Почтовый ящик», «Узнай фигуру», «Собери матрешку».
Лепка из пластилина: «Ощупай и слепи».
Тактильное опознание и различение предметов, их признаков, свойств, качеств.
Классификация предметов по заданному признаку. Определение фактуры материала при
прикосновении (гладкий – шершавый, твердый – мягкий). Дидактические игры и
упражнения: «Гладкий – шершавый», «Твердый – мягкий», «Угадай, из чего сделан
предмет», «Найди и покажи…гладкий – шершавый, твердый – мягкий» предмет», «Найди
пару», «Что это?». Рисование на крупе – «Забавные картинки».
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование правильных представлений от различных поз и движений тела,
верхних и нижних конечностей, головы в статическом положении и в движении на основе
пережитых кинестетических ощущений. Концентрация внимания ребенка на анализе
своих кинестетических ощущений: упражнения на: «смену положения туловища»
(вытягивание вверх туловища и рук, затем – полное расслабление и выполнение
полуприседания); «смену качества движения» (резкие движения в напряженной ходьбе
сменяются мягкими плавными движениями
•
мягкой ходьбе и др.); «движение в разных направлениях» (движение вперед
– назад, вправо – влево, по диагонали) и «использование при этом разных уровней
пространства» (верх, низ, середина).Выработка у ребенка умения сохранять позу:
упражнения: «присесть», «встать», «топнуть», «хлопнуть руками», «покачать головой»;

прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка. Игры: «Море
волнуется», «Каток», «Через речку по мостику».
Формирование способности произвольного управления движениями на трех
уровнях: зрительном, словесном, двигательном. Овладение выразительными движениями,
приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и
эмоционального раскрепощения.
Игры и упражнения: «Скульптура», «Съедобное – несъедобное», «Стоп – сигнал»,
«Назойливая муха», «Имитация», «Зоопарк».
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник. Дидактические игры и упражнения: «Волшебный
мел», «Назови фигуры», «Каждую фигуру на свое место», «Найди предмет указанной
формы», «Коврик», «Из каких фигур состоит машина?». Геометрические сказки (о
квадрате, прямоугольнике, круге, треугольнике).
Выделение признака формы, обозначение формы предмета словом. Классификация
предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим
конструктором: конструирование из геометрических форм. Дидактические игры и
упражнения: «Сборщик», «Волшебный замок», «Из каких фигур составлены рисунки?»,
«Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник», «Кто наблюдательнее?», «Фигурки –
человечки», «Кто где спит?», «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».
Развитие восприятия величины. Сравнение двух предметов контрастных величин
по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий – низкий, выше –
ниже, одинаковой высоты; длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой длины;
широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине; толстый – тонкий, толще – тоньше,
одинаковые по толщине). Действия с реальными предметами: сравнение предметов
мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический и т.д.);
сравнение деталей строительного набора, игрушек и т.д.; сравнение по росту двух
обучающихся, взрослого и ребенка. Действия с геометрическими фигурами: сравнение
плоскостных геометрических фигур. Дидактические игры и упражнения: «Сравни
предметы», «Окошки», «Выполни задание», «Подбери одежду нужного размера для
картонных кукол», «Закрой двери в домиках», «Построим башню».
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету.
Дидактические игры
•
упражнения: «Спрячь мышку», «Какого цвета не стало?», «Найди предметы
такого же цвета», «Помоги Незнайке собрать букеты». Действия с цветом, основанные на
зрительном сближении. Формирование у обучающихся представлений о цвете как
свойстве предметов. Дидактические игры и упражнения: «Разноцветные комнаты», лото
«Цвет», «Подбери чашки к блюдцам», «Какого цвета?», «Неразлучные цвета»,
«Спектральная мозаика», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты». Моделирование
геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина по образцу. Дидактические игры и
упражнения: «Построим домики для фигур», «Пластилиновые жгутики».
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 –
3 детали). Дидактические игры и упражнения: «Сложи фигуру», «Картины».
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали с
разрезами по диагонали). Складывание разрезных картинок: «Половинки», «Собери
картинку».
Игровой тренинг развития восприятия младших школьников: дидактические игры
и упражнения на: развитие восприятия формы предметов, соотнесение предметов по
величине: «Веселые фигуры», «Отгадай фигуру», «Дорисуй фигуры», «Сравни по длине,
ширине, высоте»; развитие цветовосприятия: «Разноцветные звездочки», «Цвета»;
составление целого из части: «Разрезные картинки».

Развитие зрительного восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дидактические игры и упражнения:
«Построим дома», «Зашиваем ковер», «Найди такой же предмет», «Найди похожую»,
«Корректор», «Найди ошибку». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение
отличительных и общих признаков. Дидактические игры и упражнения: «Найди
одинаковые предметы», «У какой картинки нет пары?», «Найди различие и сходство»,
«Парные изображения», «Домино», Чем похожи и чем отличаются?». Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки,
картинки. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Что
появилось?», «Что потерялось?», «Какого предмета в ряду не хватает?». Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
7. Тематическое планирование курса
«Развитие познавательной сферы и формирование высших психических
функций»с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
3 класс
№
1

Количество
часов
1

Тема занятия

2

1

Диагностическое
обследование
Мир предметов и звуков

3

1

Знакомство во дворе

4

1

Цветик - семицветик

5

1

Дорога домой

6

1

Школа ориентирования

7

1

Теремок

8

1

В мире русского языка

Основные виды учебной
деятельности
Развитие умения точно и
правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений
Развитие речи,
коммуникативных навыков
Развитие умения по
распознаванию цвета предметов;
развитие произвольного
внимания, зрительных
ощущений
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие артикуляции. Развитие
пространственных
представлений (усвоение
понятий «следует за»,
«находится перед», «слева»,
«справа», «между», «сверху»,
«снизу»)
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие фонетикофонематического восприятия.
Развитие пространственных

9

1

Внимательный слушатель

10

1

Знакомство в гостях

11

1

Мир ощущений

12

1

Покупка школьных
принадлежностей

13

1

Ассорти

14

1

В магазине игрушек

16

1

Угадай-ка

17

1

Готовимся к празднику

18

1

Мозговой штурм

19

1

Готовимся к празднику

20

1

Найди одинаковое

21

1

Зимняя прогулка

представлений (определение
местоположения объекта в
строке и столбце)
Развитие умения выполнять
словесные поручения.
Формирование элементов
самоконтроля. Развитие
слуховых ощущений
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие объема внимания.
Развитие осязательных
ощущений
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие непосредственной
вербальной памяти. Развитие
пространственных
представлений (понимание
терминов «выше», «ниже»,
«левее», «правее», «на», «над»,
«под»)
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие слухового внимания.
Развитие непосредственной
вербальной памяти
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие памяти на
последовательность действий.
Развитие пространственных
представлений (направления
движений). Развитие
понятийного мышления
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие умения анализировать
и сравнивать образец. Развитие
произвольного внимания
Развитие речи,
коммуникативных навыков,

22

1

Цветная сказка

23

1

Зимняя прогулка

24

1

Геометрическое ассорти

25

1

Новогодние чудеса

26

1

В гостях у Смекалкина

27

1

Помощники

28

1

Что мы видим? Что мы
слышим?

29

1

Спокойной ночи!

30

1

Геометрическое ассорти

31

1

НЕ спеши языком, торопись
делом

32

1

В стране клоунов

обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие зрительных ощущений
и образного мышления. Развитие
зрительно-двигательной
координации. Развитие
зрительной произвольной памяти
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных
представлений (понимание
терминов «внутри», «ВНЕ»,
«НА»)
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора
Развитие умения
ориентироваться в пространстве
листа. Развитие умения
воспринимать словесные
указания и подчинять им свою
деятельность. Развитие
зрительных ощущений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие умения воспроизводить
образец. Развитие слуховых
ощущений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие умения сравнивать.
Формирование процессов
саморегуляции. Развитие
зрительного восприятия
(восприятия формы)
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие внимания в условиях
коллективной деятельности.
Развитие восприятия
(расчлененности). Развитие
умения копировать образец.

Играть играй, да дело знай

33

34

1

Считалкин

35

1

Не спеши языком, торопись
делом

36

1

В мире животных

37

1

Не спеши языком, торопись
делом

38

1

Думай и запоминай

Не спеши языком, торопись
делом

39

40

1

В мире Логики

41

1

Не спеши языком, торопись
делом

42

1

Радуга заморочек

43

1

Не спеши языком, торопись
делом

44

1

Кто точнее?

Развитие мышления
(абстрагирование признаков).
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие произвольного
внимания. Развитие слуховой
памяти. Развитие нагляднообразного мышления.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных
представлений. Развитие
произвольности средних
движений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие мышления
(установление закономерностей
на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие умения
ориентироваться в пространстве
листа. Развитие логической
памяти (установление
ассоциативных связей). Развитие
тонко координированных
движений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие наглядно-образного
мышления. Развитие
произвольного внимания
(устойчивости). Развитие
мышления (процессы синтеза).
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие мышления

45

1

Не спеши языком, торопись
делом

46

1

В мире букв, звуков и слов

47

1

Не спеши языком, торопись
делом

48

1

Слушай и делай

49

1

Не спеши языком, торопись
делом

50

1

Мозговой штурм

51

1

Не спеши языком, торопись
делом

52

1

В стране Точности

53

1

Не спеши языком, торопись
делом

54

1

Не спеши языком, торопись
делом

55

1

Поисковичок

(установление закономерностей
на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы
анализа). Развитие точности
произвольных движений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие зрительного
восприятия (выделение
буквенных форм). Развитие
мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие произвольного
внимания (распределения).
Развитие осязательных
ощущений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие зрительно-вербального
анализа и синтеза. Развитие
зрительной памяти.
Формирование элементов
самоконтроля.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие умения подчиняться
словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение
общих признаков в несвязном
материале). Развитие
двигательной сферы.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие мышления (обобщение
наглядного материала). Развитие
мышления (установление

56

1

Не спеши языком, торопись
делом

57

1

Не спеши языком, торопись
делом

58

1

Играть играй, да дело знай

59

1

Играть играй, да дело знай

60

1

Играть играй, да дело знай

61

1

Шифровщики

62

1

Внимательный сыщик

63

1

Посмотри и повтори

64

1

Мозговой штурм

65

1

Поисковичок

66

1

Запоминайка

67,68

2

Диагностическое
обследование

закономерностей). Развитие
осязательных ощущений.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие речи,
коммуникативных навыков,
обогащение словаря, расширение
кругозора.
Развитие опосредованной
памяти. Развитие нагляднообразного мышления. Развитие
слухового восприятия.
Развитие словесной памяти и
произвольного внимания.
Развитие пространственных
представлений.
Развитие умения воспроизводить
образец. Развитие мышления
(процессы синтеза). Развитие
двигательной сферы
(макродвижения).
Развитие мышления (процессы
анализа). Развитие нагляднообразного мышления. Развитие
осязательных ощущений.
Развитие мышления (обобщение
наглядного материала). Развитие
мышления (установление
закономерностей). Развитие
осязательных ощущений.
Развитие осязательных
ощущений. Развитие
опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие осязательных
ощущений. Развитие
опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие монологической
речи, развитие
мыслительных операций,
развитие воображения,

развитие зрительного
внимания и восприятия
8. Материально техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.
Диагностический комплект для начальной школы.
2.
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001
3.
Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия
развития, 2006
4.
Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
5.
Л.Ю. Субботина «Учимся, играя: развивающие игры для детей 5-10 лет»,
Екатеринбург: У – Фактория, 2005
6.
М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять:
развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для
начальных классов», М., Антал, 1995
7.
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания:
программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
8.
И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и
развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего
школьного возраста», М., Генезис, 2003
9.
Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного
мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
10.
Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей
ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
11.
В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991
Наглядно-дидактический материал:
1. Мозаика, пазлы.
1.
Кубики.
2.
Дидактическая игра «Сравни и подбери».
3.
Дидактическая игра «Форма и цвет».
4.
Трафареты, шаблоны.
5.
Штриховки.
6.
Материал для аппликации, рисования.
7.
Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и
словесно-логического мышления.
8.
Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического
мышления.
9.
Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и
элементов логического мышления.
10.
Цветные карандаши.
11.
Сюжетные картинки (простой сюжет).
12.
Бумага.
13.
Конструктор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».