1. Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционных занятий «Ритмика» для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2) составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Годовой
календарный
учебный
график
МАОУ
«СОШ
№1».Преподавание ритмики в 1-4 классах с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления
коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами
музыкально-ритмической деятельности.
Цель
- обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
– формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к
активной реализации своих способностей посредством коррекции психических и
физических недостатков, развития творческой самостоятельности через освоения
двигательной деятельности.
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся
с
ЗПР
(нравственное,
эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
• обеспечение доступности получения начального общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
• овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах
(ритмическая гимнастика, танец, пластика);
• усвоение основ специальных знаний из области сценического движения
(пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
• овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, танцевальных упражнений;
• формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации,
четкости и точности движений;
• приобщение к музыке, восприятие, различие и понимание специфических средств
музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;
• усвоение несложных музыкальных форм, развитие чувства ритма, музыкального
слуха и памяти;
• развитие мышления, творческого воображения и памяти;
• эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и
приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной
степени определяют содержание обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы
обучающихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
• коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация
мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование
правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
• развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
• развитие мелкой моторики;
• развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
• развитие внимания;
• формирование положительной мотивации.
Основные направления работы:
•восприятие музыки (в исполнении педагога и в аудиозаписи): определение на слух
начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой,
негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание
на слух музыки двухдольного, трёхдольного, четырёхдольного метра (полька, марш,
вальс); плавной и отрывистой музыки;
•упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в
одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг,
сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в
парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперёд, назад), по кругу, в заданном направлении,
разными видами шага; повороты;
• ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц;
•упражнение с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба,
маракас, треугольник, тарелки и д.р.);
• игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными
заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более
и т.д.);
• танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев;
• декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное
сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии,
её темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто),
соответствующей манере исполнения (легко, более твёрдо и т.д.).
2. Общая характеристика психокоррекционных занятий «Ритмика»
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового
восприятия.
3. Описание места программы в учебном плане
Коррекционные групповые занятия проводятся по специально составленному
расписанию, 1 год обучения - 1 раз в неделю, 34 часа в год. Целевая аудитория –
обучающиеся с ЗПР 7.2.
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика»
В процессе освоения курса ритмики у обучающихся формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к двигательной деятельности. Активное освоение
данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать
физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и
нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и
элементарную самостоятельность.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой
сферы,
воспитанию
положительных
качеств
личности
(дружелюбия,
дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Выполняя
упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь
в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности,
учатся вежливо обращаться друг с другом.
5. Личностные и предметные результаты освоения курса
коррекционно-развивающей области «Ритмика».
Личностные универсальные учебные действия:
1) основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; сформированы ценности многонационального российского общества;
установлены гуманистические и демократические ценности; 2) сформирован целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; 3) уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) эстетические
потребности, ценности и чувства; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; 10) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования: 1) владение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов
•
•
решения проблем творческого и поискового характера; 13 3) умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) владение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) владение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и
путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 14 13) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества; 14) владение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15)
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
умение под музыку приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение
(стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не
сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
•
•
оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в
организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);
6. Содержание коррекционного курса
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ (в процессе урока)
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном
порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение
их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба
по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение
правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей,
скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба
с отображением длительности нот.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево,
в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые
движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и
с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево
(класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с
предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъёме,
отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой, выставление
ноги на носок вперёд в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку
осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрёстное поднимание и опускание рук
(правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой – в
сторону; правой руки – вперёд, левой – вверх. Выставление левой ноги вперёд, правой
руки – перед собой; правой ноги в сторону – левой руки - в сторону и т.д. изучение
позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать
движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись
вперёд, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым,
непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания
воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в
нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с
пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Ритмические комбинации
Отрабатываются разновидности шагов
1. Комбинация «Гуси»:
- шаги на месте;
- шаги с остановкой на каблук;
- шаги по точкам (I, III, V, VII);
- приставные шаги.
Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных
шагов исполняется «гармошка».
2. Комбинация «Слоник»:
- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;
- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;
- пружинка на месте, в стороны;
- пружинка назад;
- колено, локоть;
- прыжки.
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются
творческие способности обучающихся, их воображение и мышление.
3. Комбинация «Ладошки»
Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно
добавить притопы
ИМПРОВИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ПОД
МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки,
динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и
формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в
музыке (лёгкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; лёгкое,
игривое подпрыгивание – тяжёлым, комичным и т.д.).выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо
знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в
соответствии с определённым эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Комбинация «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.
НАРОДНЫЕ ПЛЯСКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег
лёгкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения
рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной
ногой и поочерёдно, выставление с ноги на пятку. Движения парами: бег, ходьба,
кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
7. Календарно-тематическое планирование.
2-4 класс.
№
п/п Тема
Вид деятельности
Количество
часов
1.
Теоретические сведения по ритмике. Развитие внимания, формирование 1
Охрана труда на уроках ритмики.
положительной мотивации.
2-5
Упражнения на
пространстве
6-8
Ритмико-гимнастические
упражнения.
ориентировку
в Развитие внимания, формирование 4
положительной мотивации.
Нормализация мышечного тонуса, 3
снятие неестественного напряжения
мышц,
Упражнения
с
детскими Развитие внимания, формирование 4
9-12 музыкальными инструментами.
положительной мотивации.
Игры под музыку.
Развитие
умения
согласовывать 4
движения частей тела во времени и
пространстве
Танцевальные упражнения.
Развитие подвижности суставов и 4
силы мышц всего тела
2123
Работа над ритмом
Развитие подвижности суставов и 3
силы мышц всего тела
2427
Общеразвивающие упражнения.
Развитие подвижности суставов и 4
силы мышц всего тела
1316
1720
2831
3234
Упражнения
движений.
на
координацию Координация движений.
Упражнения на расслабление мышц. Расслабление мышц
Итого: 34 часа
4
3
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- коврики для выполнения упражнений;
- реквизит.