ЗПР 7.2 4 класс психолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция и развитие
пространственно-временных представлений» для обучающихся 4 классов составлена в
соответствии:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Одной из актуальных проблем современной системы образования является
проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления
неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации
воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание,
уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению
образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей
традиционной организации учебного процесса невозможно.
Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам
оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить
учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся
нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии
детского возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она
выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в
школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает
большие диагностические возможности.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой
детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному
росту. В силу своей многочисленности, а также вариабельности проявления и
индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от
педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной
компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.
2

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные
трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными
умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим
объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на
последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих
трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она
является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении адаптированной основной образовательной программы на начальной ступени
обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы,
направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации
развития,
соответствующей
индивидуальным
особенностям
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями и направленной на преодоление или ослабление
проблем в их психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
― выявление
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у
них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР (7.2) в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств
воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного
поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и
методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционноразвивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей
среде стимулируются познавательные интересы, закрепляются навыки, полученные на
коррекционно-развивающих занятиях.
Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех
уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики,
ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос
3

ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
Пространственные нарушения - один из наиболее распространенных и ярко
выраженных дефектов, встречающихся при задержке психического развития.
Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается
ребенком в силу его особенностей.
Данная программа предполагает формирование временных понятий и
представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Временные
представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления.
Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на
рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще
сложнее формируются представления о последовательности основных жизненных
событий и их продолжительности. От умения ориентироваться во времени зависит
осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической
деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая
социальная адаптация.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ
№1» программа психологического сопровождения строится на обучении по группам, 1
раз в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 40 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с ЗПР (7.2). 4 класс.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Коррекционно-развивающий курс обеспечивает создание условий для системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования. Способствует
осуществлению индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с ЗПР с учетом психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся. Открывает возможность освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательной организации.
Изучение коррекционного курса должно обеспечивать появление следующих
ценностных ориентиров:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовнонравственной установки «становиться лучше»;
– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;

4

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные универсальные учебные действия:
1) основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; сформированы ценности многонационального российского общества;
установлены гуманистические и демократические ценности; 2) сформирован целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; 3) уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) эстетические
потребности, ценности и чувства; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; 10) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования: 1) владение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера; 13 3) умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
5

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) владение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) владение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и
путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 14 13) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества; 14) владение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15)
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
•
итогом развития становится целостная картина мира в восприятии
пространственных взаимоотношений между объектами и собой;
•
умение ориентироваться в собственном теле;
•
научится ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток;
•
улучшение коммуникативных навыков.
1. Содержание коррекционного курса
Коррекционный курс состоит из таких разделов, как «восприятие пространства» и
«восприятие времени».
Раздел
«Восприятие
пространства».
Затрудненности
пространственной
ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь
на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное
время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной
территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения - один из наиболее
6

распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при задержке
психического развития.
Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается
ребенком в силу его особенностей.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование временных понятий и
представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Временные
представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления.
Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о
том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются
представления о последовательности основных жизненных событий и их
продолжительности. От умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником
режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение
определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
4 класс

№
Тема
п/п

Основной вид учебной деятельности

Колво
часов

1

Выявление
сформированности Диагностика
познавательной деятельности

1

2

Выявление
сформированности Диагностика
пространственно-временных
представлений

1

3-4 Схема тела

Овладение пространством собственного тела

2

5

Части лица. Части туловища.

Овладение пространством собственного тела

1

6

Расположение
объектов
по Овладение пространством собственного тела
отношению к собственному телу:
предлоги «над», «под», «между».

1

7-8 Рефлексия.

Овладение пространством собственного тела

2

9

Восприятия
цвета,
размера, формы

величины, Представление о собственном теле и объектах, 1
расположенных по отношению к телу с точки зрение
«горизонтальной организации» и взаимоотношении
объектов пространства оп горизонтальной оси.

10

Работа над понятиями «ближе к…», Представление о собственном теле и объектах, 1
«дальше от…», «ближе, чем…», расположенных по отношению к телу с точки зрение
«дальше, чем…»
«горизонтальной организации» и взаимоотношении
объектов пространства оп горизонтальной оси.

11

Расположение
объектов
по Представление о собственном теле и объектах, 1
отношению к собственному телу» расположенных по отношению к телу с точки зрение
Предлоги «перед», «за».
«горизонтальной организации» и взаимоотношении
объектов пространства оп горизонтальной оси.

7

12- Рефлексия.
13

Представление о собственном теле и объектах, 2
расположенных по отношению к телу с точки зрение
«горизонтальной организации» и взаимоотношении
объектов пространства оп горизонтальной оси.

14

Работа
над
представлениями Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 1
«право, лево», ориентируясь на по
средством
пространственной ориентировки
в
собственное тело.
горизонтальной плоскости

15

Работа
над
представлениями Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 1
«право, лево», ориентация на листе. по
средством
пространственной ориентировки
в
горизонтальной плоскости

16

Отработка
понятий
«правее», Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 1
«левее» относительно собственного по
средством
пространственной ориентировки
в
тела.
горизонтальной плоскости

17

Работа
«Сзади»

18

Определение
сторонности Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 1
объектов, находящихся сзади
по
средством
пространственной ориентировки
в
горизонтальной плоскости

над

представлением Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 1
по
средством
пространственной ориентировки
в
горизонтальной плоскости

19- Рефлексия
20

Расположение объектов вокруг собственного тела ребенка 2
по
средством
пространственной ориентировки
в
горизонтальной плоскости

21- Работа
с
линейной Квазиопространственные представления
22 последовательностью предметного
ряда

2

23- Работа с числовым рядом
24

Квазиопространственные представления

2

25- Схема распорядок дня
26

Квазиопространственные представления

2

27

Круговая диаграмма дней недели, Квазиопространственные представления
расписание дел на неделю

1

28

Круговая диаграмма месяца года

1

Квазиопространственные представления

8

29

Анализ серии последовательных Квазиопространственные представления
сюжетных картинок

31- Ориентация
на
32 стрелочных часов

циферблате Квазиопространственные представления

33

Рефлексия. «Что я узнал за год?»

Квазиопространственные представления

34

Диагностика

Выявление
сформированности
временных представлений

Итого:

1

2

1

пространственно- 1

34

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Аппаратные средства
1.Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках и др.
2.Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и
созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или
желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование
бумаги и изображения большого формата.
3.Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного
назначения).
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления):
1.
Схематическое изображение лица человека.
2.
Несколько пар варежек.
3.
Большая кукла.
4.
Нарисованные отпечатки рук и ног.
5.
Настенное зеркало.
6.
Конструктор «Лего».
7.
Машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и
инерционная), темная повязка для глаз.
8.
Сюжетные картинки.
9.
Фланелеграф.
10.
Рисунок-схема комнаты.
11.
Бумага А-4.
12.
Карандаши.
13.
Бумага в клетку.
9

14.
Картинки, разрезанные на части.
15.
Иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
16.
Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста.
17.
Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с
цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
18.
Таблички с названиями дней недели.
19.
«Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся
диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима,
зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень. Сюжетные картинки, наклеенные
на фланель.
20.
Мяч.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».