1. Пояснительная записка
логопедических занятий составлена
Рабочая программа
в соответствии с
документацией:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Учебный план МАОУ «СОШ №1» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Контингент детей с
ОВЗ, имеющих речевые особенности, неоднородный,
полиморфный. И основным речевым нарушением у детей является – фонетическое
недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Типичным для произношения являются
замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих;
звонких - глухих; Р-Л; твёрдых - мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных
дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения. Школьники
данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в
дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких
звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не
учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет
формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень
недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза
звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта,
проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая,
лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех
сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип
построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками,
выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его
компонентами.
Сроки реализации программы: объем часов в 2-4 классах – 102 часа (3 часа в
неделю).
Целью программы является создание системы коррекционно-логопедического
сопровождения освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их
2
особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
−
своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
−
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
−
повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс;
−
развитие мелкой моторики;
−
устранение дефектов звукопроизношения;
−
формирование фонематических процессов;
−
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной);
−
формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об
окружающей действительности;
−
обогащение и развитие словарного запаса детей,
−
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с задержкой психического развития.
2. Общая характеристика логопедических занятий
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с
образованием здоровых сверстников.
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в
основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к
применению их в учебной деятельности. Формирует у учащихся познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия. Подводит учащихся к осознанию цели и
ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи,
пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а
также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание
курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной
3
и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения
родного языка.
Программа определяет основную цель логопедических занятий, которая заключается
в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи.
Определяет направления коррекционно-развивающей логопедической работы:
−
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
−
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
−
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
−
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
−
коррекция нарушений чтения;
−
расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
3. Описание места логопедических занятий в учебном плане
Логопедические занятия проводятся в групповой форме. Периодичность
коррекционных занятий 3 раза в неделю, исходя от данных диагностики. Продолжительность
группового занятия 40 минут. Сроки логопедической работы определяются степенью
тяжести нарушения в сочетании с диагнозом.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения. Общий объем учебного времени составляет во 2-4 классах 102 часа в год.
4. Описание ценностных ориентиров логопедических занятий
В процессе развития речи у учащихся начальной школы формируется понимание
того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры
человека. На занятиях по коррекции всех компонентов речи ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативной задачи.
Изучение коррекционного курса в начальной школе должно обеспечивать появление
следующих ценностных ориентиров:
−
готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
−
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на
основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовнонравственной
установки «становиться лучше»;
4
−
формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и
зле, должном и недопустимом;
−
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам;
−
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
−
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
5
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3)
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4)
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5)
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;
7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10)
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11)
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1)
восприятие на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
2)
самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавию и ключевым
словам;
3)
осмысленное, правильное и выразительное чтение предложений;
4)
выполнение пересказа текста;
5)
деление текста на части и озаглавливание их;
6)
выполнение разбора слова по составу;
7)
выполнение звуко-буквенного анализа слов;
8)
списывание текста;
9)
написание слов и предложений под диктовку;
10)
нахождение и исправление орфографических ошибок;
11)
распознавание частей речи;
6
выполнение морфологических разборов слов;
определение предложений по цели высказывания;
определение простого и сложного предложения;
выполнение синтаксического разбора предложений;
составление предложений с однородными членами предложениями.
6. Содержание учебного предмета, логопедических занятий
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятия могут входить:
−
упражнения для развития артикуляционной моторики;
−
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
−
дыхательная гимнастика;
−
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
−
формирование фонематических процессов;
−
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
−
работа над предложением;
−
обогащение и активизация словарного запаса;
−
развитие связной речи.
Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР,
является обязательное систематическое и многократное повторение. Этот факт обусловлен
особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлен на отработку и воспроизведение
полученных представлений, способствует более прочному усвоению знаний.
Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений и развитию речевых и
коммуникативно – деятельностных умений и навыков проводиться на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровне, условно делится на 3 этапа.
1 этап коррекционной работы на фонетическом уровне
На этом этапе основное внимание уделяется развитию слухового и зрительного
внимания, фонематического восприятия, слуховых дифференцировок. Наряду с этим в
процессе ритмических интонационных игр, действий с предметами, моделированием
содержания слова, обозначающего данный предмет, происходит уточнение и углубление
смысла слова, восприятие его фонетико – фонематического образа, звукового и звукобуквенного анализа, деление на слоги.
Вводится дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».
Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация,
громкость, темп, паузы, логические ударения, жест, мимика. Поэтому в качестве
подготовительной работы для знакомства со звуком речи на данном этапе проводится цикл
занятий по знакомству детей с языком как важнейшим средством общения, с правилами
речевого общения.
2 этап коррекционной работы на лексическом уровне
Продолжением работы является совершенствование дифференциации согласных
12)
13)
14)
15)
16)
7
звуков по глухости и звонкости, а также фонем имеющих акустико – артикуляуионное
сходство. Основным содержанием работы является обогащение словаря на материале слов из
разных частей речи (сущ., прил, глагол, наречие). Знакомство с отношениями между
родственными словами, отношениями паронимы, антонимы, многозначные слова; изменение
формы слова с помощью приставки, суффикса, окончания; дифференцирование слов
близких по акустическим признакам. Проводится обучение практическому овладению
составлением словосочетаний, построение предложений, его интонационное оформление.
3 этап коррекционной работы на синтаксическом уровне - развитие связной речи
Решение задач в большой степени направлено на формирование умений осознано
строить предложения, выделять модели предложений различных синтаксических
конструкций; составлять связный текст из отдельных предложений; определять особенности
текстов разных типов. Продолжается начатая на втором этапе работа по уточнению и
совершенствованию грамматического оформления речи, согласование существительных с
прилагательными и глаголами, дифференциация предлогов и приставок. Завершается работа
по дифференциации фонем имеющих акустико – артикуляционное сходство.
Особенности планирования коррекционной работы
Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано,
охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи
текущего этапа коррекционной работы. Работа по развитию речевых и неречевых процессов
протекает параллельно. Формирование фонематических процессов, развитие лексико –
грамматического строя речи, развитие связной речи идет одновременно с коррекцией
звукопроизношения.
На каждом этапе работы допустимо групповое занятие разбивать на подгрупповые и
индивидуальные занятия (например, при постановке или автоматизации звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением
лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в
структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и
письменной речи.
Задачи:
1.
Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя
речи.
2.
Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения
между буквами и звуками в слове.
3.
Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся
различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными
способами словообразования.
4.
Подготовить к усвоению морфологического состава слова.
5.
Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных
оттенков речи, конструкций предложения.
6.
Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых
средств, адекватных смысловой концепции.
Учащиеся должны знать:
−
слоговой анализ и синтез слова;
8
−
мягкость согласных;
−
морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
−
предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
−
производить звукобуквенный анализ слов;
−
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
−
пользоваться различными способами словообразования;
−
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
−
использовать в речи различные конструкции предложений.
−
строить
связное
высказывание,
устанавливать
логику
(связность,
последовательность);
−
точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного
высказывания.
Учащиеся должны знать:
−
изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных
членов предложения;
−
морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
−
активно пользоваться различными способами словообразования;
−
владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
−
владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями
предложений различных синтаксических конструкций;
−
устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко
формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
−
составлять план текста.
Направления работы
1.
Диагностическая работа включает:
−
своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
−
диагностику отклонений в речевом развитии, определение уровня
актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с задержкой психического
развития выявление его резервных возможностей;
−
определение оптимального педагогического маршрута;
−
планирование коррекционных мероприятий, разработка программы
коррекционной работы;
−
оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития
является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку
особенностей развития ребенка. В качестве источников диагностического инструментария
используется тестовая методика, предложенная Т.А. Фотековой. Проведенное обследование
позволяет составить индивидуальные речевые профили, содержащие показатели успешности
(в %) по всем разделам проведенной диагностики речевых функций.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года, с целью определения
сдвигов у детей в развитии речевых функций. Полученные результаты анализируются и
9
фиксируются в речевых профилях (в виде таблиц и диаграмм). У учащихся вторых классов в
конце учебного года проводятся письменные работы (диктант, списывание) с целью
выявления проявлений дисграфии и для определения уровня успешности проведенной
коррекционно – профилактической работы.
2.
Коррекционно-развивающая работа включает:
−
выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития
методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;
−
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и
трудностей обучения;
−
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая работа определяет следующие принципы:
•
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических
(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития).
•
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
✓
началу коррекционной работы предшествует этап диагностического
обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,
сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого заключения –
построение коррекционной работы, исходя из ближайшего прогноза развития;
✓
постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и
деятельности, эмоциональных состояний ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы
с целью внесения необходимых корректив в работу.
•
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой
создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
•
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу
оптимизации в пределах психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Коррекционная работа создает оптимальные возможности для индивидуализации развития.
•
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке заданий
проблемного характера. Решение проблемных ситуаций, преодоление трудностей
способствует развитию учеников, раскрытию их способностей и возможностей. Каждое
задание переходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть
доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать мотивацию учащихся к
занятиям, повышает самооценку, дает радость от преодоления трудностей.
•
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации
обучения таким образом, чтобы способствовать
развитию у учащихся навыка переноса информации, следовательно механизма
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
10
•
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает
создание благоприятного эмоционального фона на занятиях, стимулирование у детей
положительных эмоций.
3.
Консультативная работа включает:
−
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех
участников образовательного процесса (школьный ПМПк);
−
разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с
задержкой психического развития, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного
процесса и сопровождения детей с ЗПР через различные формы просветительской
деятельности (родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные
стенды, печатные материалы, школьный сайт);
−
проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических
чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных
консультаций для педагогов и родителей.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
7. Тематическое планирование курса
«Коррекция навыков чтения и письма»
№
Тема
Основные виды учебной деятельности
Колобучающихся
во
часо
в
1
Диагностическое
Выявить
степень
сформированности
1
обследование
навыков письмаи чтения
2
Диагностическое
Выявить
степень
сформированности
1
обследование
навыков письмаи чтения
3
Обозначение
мягкости Различать на слух твердые и мягкие
1
согласных при помощи
согласные.
мягкого знака. Мягкий знак в Обозначать мягкость согласных мягким
конце слова.
знаком.
4
Мягкий знак в середине Анализировать пары слов с мягким знаком
1
и без, наблюдать различие в лексическом
слова
значении слов.
Соотносить количество звуков и букв в
слове.
5
Разделительный мягкий знак Характеризовать функции мягкого знака.
1
Анализировать
пары
слов
с
разделительным мягким знаком и без.
Наблюдать различие в лексическом
значении слов.
Соотносить количество звуков и букв в
слове.
11
6
Мягкий знак в словах
различной
структуры
и
позиционного расположения
7
Обозначение
согласных
с
гласных
мягкости
помощью
8
Обозначение
согласных
с
гласных
мягкости
помощью
9
Непарные
твердые
согласные звуки [ж], [ш],
[ц]
Непарные твердые согласные
звуки [ж], [ш], [ц]
10
11
Непарные мягкие согласные
звуки [ч], [щ], [й]
Соотнесение количества звуков и букв в
слове.
Уточнять
правила
правописания
разделительного мягкого знака
Различать твердые и мягкие согласные в
произношении и на слух. Упражняться в
обозначении
мягкости
согласных
посредством мягкого знака. Соотносить
звуковую и графическую схемы слов.
Употреблять
неопределенную
форму
глаголов,
суффиксальный
способ
словообразования на материале тем:
«Поле», «Лес».
Различать мягкие и твердые согласные и
правильно обозначать их на письме.
Устанавливать позиции в слове, в которых
буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука
Осуществлять
самоконтроль
при
определении функции букв Ё, Ю, Я,
находить слова, в которых эти буквы не
обозначают мягкость
Проводить анализ по заданным признакам.
Анализировать пары слов, наблюдать за
изменением лексического значения.
Объяснять функцию букв гласных звуков
как показателей мягкости предыдущего
согласного.
Применять правила написания слов с
непарными твердыми согласными [ж], [ш],
[ц], правила написания сочетаний жи-ши.
Упражняться в написании слов с
непарными твердыми согласными [ж], [ш],
[ц].
Осуществлять анализ слов с непарными
твердыми согласными.
Применять правила написания слов с
непарными мягкими согласными [ч], [щ],
[й], правила написания сочетаний ча-ща,
чу-щу.
Упражняться в написании слов с
непарными мягкими согласными [ч], [щ],
[й].
Осуществлять анализ слов с непарными
мягкими согласными.
1
1
1
1
1
1
12
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Гласные после шипящих: Закреплять знания об акустических и
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
артикуляциионных признаках шипящих.
Применять правила написания гласных
после шипящих.
Согласовывать
существительные
с глаголами,
употреблять предлоги.
Оглушение
звонких Применять правила написания слов со
согласных в конце слова
звонким согласным в конце и в середине
слова.
Оглушение
звонких Упражняться в подборе проверочных слов.
Осуществлять анализ слов
согласных в середине слова
Предложение.
Главные Составлять предложения из набора слов.
члены предложения
Определять последовательность слов в
предложении.
правила
написания
Предложение.
Главные Применять
предложений.
члены предложения
Использовать
алгоритм
нахождения
Предложение.
Главные главных членов.
Находить и графически обозначать
члены предложения
грамматическую основу в предложении.
Знакомиться с однородными главными
членами предложения.
Интонационная
Составлять предложения из набора слов,
законченность предложения выбирать необходимые знаки препинания
в конце предложений.
Повествовательные
Различать различные виды интонации.
предложения
Применять правила обозначения границ
Восклицательные
предложения на письме
предложения
Вопросительные
предложения
Корень как главная часть Находить общую часть в группах слов.
слова.
Образование Уточнить
понятия
«корень»,
однокоренных слов
«однокоренные слова».
Наблюдать за словами с омонимичными
корнями.
Корень как главная часть Выделять единый корень в серии слов.
однокоренные
слова,
слова.
Образование Образовывать
относящиеся к различным частям речи.
однокоренных слов
Составлять словосочетания и предложения
с однокоренными словами.
Находить однокоренные слова в тексте.
Графически обозначать корень слова
Родственные слова
Подбирать однокоренные и родственные
слова.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
25
26
Дифференциация
однокоренных
родственных слов
Дифференциация
однокоренных
родственных слов
и
и
27
Безударные гласные в корне
слова
28
Правописание
безударной
гласной в корне слова
29
Составление словосочетаний
и предложений с
родственными словами
Составление словосочетаний
и предложений с
родственными словами
30
31
Омонимы. Использование их
в речи
32
Однокоренные слова и слова
с омонимичными
корнями
33
Синонимы
34
Подбор синонимов к словам
различных частей речи
35
Использование синонимов в
речи
Синонимы. Грамматическая
сочетаемость синонимов
36
Различать родственные слова и формы
одного и того же слова.
Устанавливать различие родственных слов
и слов с омонимичными корнями.
Упражняться в подборе родственных слов.
Составлять словосочетания и предложения
с однокоренными словами.
Группировать слова по значениям.
Определять значения слов.
Графически обозначать корень слова.
Упражняться в подборе родственных слов.
Использовать
правило
обозначения
безударных гласных в корне слова.
Подбирать проверочные слова.
Составлять словосочетания и предложения
с однокоренными словами.
Графически обозначать корень слова.
Подбирать однокоренные и родственные
слова.
Упражняться
в
составлении
словосочетаний
и
предложений
с
использованием
однокоренных
и
родственных слов.
Графически обозначать корень слова
Различать однокоренные слова и слова с
омонимичными корнями, определять их
отличительные признаки.
Наблюдать за словами, сходными по
звучанию.
Подбирать однокоренные слова, слова с
омонимичными корнями.
Определять лексическое значение слов.
Упражняться в составлении предложений.
Графически обозначать корень слова
Наблюдать за сходством в значении
синонимов.
Выбирать из ряда слов синонимы.
Самостоятельно подбирать синонимы к
словам.
Находить в тексте повторы слов и
заменять их синонимами.
Выбирать из пары синонимов слово,
подходящее к заданному предложению.
Находить
синонимы
в
тексте
и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
37
Антонимы
38
Использование антонимов в
речи
39
Подбор антонимов к словам
различных частей речи
40
Сложные слова
41
Сложные слова
42
Составление словосочетаний
и предложений со
сложными словами
Составление словосочетаний
и предложений со
сложными словами
Приставка. Ее роль в
изменении значения слова
43
44
45
Приставка. Ее роль в
изменении значения слова
46
Префиксальный
образования слов
47
Многозначные приставки
способ
формулировать их общее значение.
Наблюдать за словами, имеющими
противоположное значение.
Находить антонимы в текстах.
Подбирать антонимы к предложенным
словам.
Выбирать из ряда слов антонимы.
Подбирать антонимы к разным значениям
многозначного слова.
Использовать антонимы в речи
Наблюдать
за
способами
словообразования сложных слов.
Выделять соединительную гласную о (е) в
середине слова.
Определять
лексическое
значение
сложных слов.
Составлять словосочетания и предложения
со сложными словами
Графически обозначать корень слова.
Упражняться
в
составлении
словосочетаний
и
предложений
с
использованием сложных слов.
Применять способы образования сложных
слов и объяснять их лексическое значение.
Графически обозначать корень слова
Знакомиться с приставкой как частью
слова.
Выделять и отмечать приставки в
предложенных рядах слов.
Различать слова с приставками и слова,
корень которых начинаются со сходных
звукосочетаний.
Графически обозначать приставки.
Объяснять смыслоразличительную роль
приставки.
Применять
правила
правописания
приставок.
Объяснять значение приставок.
Подбирать
родственные
слова
с
различными приставками.
Анализировать значение слов.
Графически обозначать приставки и корни.
Образовывать слова с помощью приставок.
Подбирать слова, противоположные по
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
48
Суффикс
49
Суффиксальный
образования слов
50
Окончание
51
Состав слова
52
Слова
с
согласными.
удвоенными
53
Слова
с
согласными.
удвоенными
54
Слова
с
способ
непроизносимой
значению.
Применять
правила
правописания
приставок.
Составлять словосочетания и предложения
с новыми словами
Знакомиться с суффиксом как частью
слова.
Наблюдать за образованием новых слов и
выделять суффиксы, с помощь которых
они образованы (суффиксы профессий,
уменьшительно-ласкательные суффиксы,
суффиксы увеличения, прилагательных и
глаголов).
Находить суффиксы в словах и графически
их выделять.
Объяснять значение слов, образованных с
помощью разных суффиксов.
Находить и исправлять ошибки в разборе
слова.
Знакомиться с изменяемой частью слова –
окончанием.
Графически обозначать окончания.
Изменять слова по числам, родам,
падежам.
Находить слова в соответствии с данной
морфемной схемой.
Наблюдать за словами, образованными
приставочно-суффиксальным
способом,
определять способ образования слов.
Конструировать слова в соответствии с
заданной моделью.
Уточнять значение слов.
Восстанавливать
деформированные
слова.
Наблюдать
за
произношением
и
написанием слов с удвоенной согласной на
стыке приставки и корня,
корня
и
суффикса, в корне слова.
Анализировать (по морфемам) слова
по
теме «Окружающий
мир»
с
удвоенными согласными.
Образовывать
прилагательные
от
существительных с помощью суффиксов.
Образовывать
однокоренные
слова
1
1
1
1
1
1
1
16
согласной.
55
Слова с непроизносимой
согласной.
56
Проверочная работа по теме
«Состав слова»
57
Предлоги
58
Предлоги
59
Правописание
и
дифференциация предлогов
и приставок
60
Правописание
и
дифференциация предлогов
и приставок
61
Соотнесение предлогов
глагольных приставок
62
Не с глаголами
63
Многозначные слова
64
Использование
многозначных слов в речи
65
Прямое
и
переносное
значение многозначных слов
Прямое
и
переносное
значение многозначных слов
66
и
различных частей речи.
Подбирать
родственные
слова
для проверки
написания слов
с
непроизносимой
согласной. Составлять рассказ по серии
сюжетных картин по темам: «Охрана
здоровья», «Улица».
Правильно
выполнять
задания
по
изученным темам.
Контролировать
правильность
и
аккуратность собственных записей.
Различать предлоги по значению.
Находить и фиксировать предлоги в
предложении.
Использовать
правила
написания
предлогов со словами.
Правильно употреблять предлоги на
письме.
Составлять словосочетания и предложения
с использованием предлогов.
Применять правила написания предлогов
со словами, приставок.
Различать предлоги и приставки.
Наблюдать за сходными по произношению
предлогами и приставками.
Правописание
и
дифференциация
предлогов и приставок
Соотнесение предлогов и глагольных
приставок
Различать слова с приставками и слова с
предлогами, которые начинаются со
сходных звукосочетаний (доплыть до
берега).
Практически
применять
правила
написания не с глаголами.
Знакомиться с многозначными словами.
Составлять
предложения
с
использованием многозначных слов.
Опознавать слова в переносном значении.
Обобщать и систематизировать знания о
многозначных словах.
Подбирать антонимы и синонимы к
многозначным словам.
Объяснять
значение
выражений
с
многозначными словами с переносным
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
67
68
69
70
71
72
73
74
значением.
Составление
Наблюдать
за
предложениями
с
сложносочиненных
несколькими грамматическими основами.
предложений
Знакомиться с понятиями «сложное
предложение»,
«сложносочиненное
предложение».
Находить в тексте сложносочиненные
предложения.
Составление
Упражняться
в
самостоятельном
сложносочиненных
составлении сложносочиненных
предложений
предложений из двух простых с
использованием союзов И, А, НО.
Графически обозначать грамматические
основы предложений.
Выделять простые предложения в составе
сложносочиненного предложения.
Составление
Знакомиться
с
понятием
сложноподчиненных
«сложноподчиненное предложение».
предложений
Находить в тексте сложные предложения с
союзами ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ.
Задавать вопросы от главной части
сложноподчиненного
предложения
к
зависимой.
Находить, анализировать, исправлять
Составление
смысловые, лексические, логические и
сложноподчиненных
грамматические ошибки в предложении.
предложений
Выявлять причинно-следственные связи в
сложноподчиненных
предложениях.
Конструировать
сложноподчиненные
предложения
Текст. Выделение признаков Выделять признаки текста, определять
связного текста.
тему текста.
Тема текста
Устанавливать связь предложений в
тексте.
Основная мысль текста
Называть признаки текста.
Понимать содержание текстов.
Определять темы текста, основную мысль.
Подбирать заголовки к текстам.
Деление сплошного текста Выделять предложения из текста.
на отдельные предложения
Обозначать границы предложения.
Оформлять
предложения,
используя
Деление сплошного текста правила.
Понимать содержание текстов.
на отдельные предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
18
75
76
Составление связного текста
из данных предложений
Составление связного текста
из данных предложений
77
Редактирование текста
78
Редактирование текста
79
Составление связного текста
из
деформированных
предложений
80
Составление связного текста
из
деформированных
предложений
Составление связного текста
из
предложений
с
пропущенными предлогами
Составление связного текста
из
предложений
с
пропущенными предлогами
81
82
83
Составление связного текста
по вопросам
84
Составление рассказа
данному началу
85
Составление рассказа по его
концу
86
Выборочное выписывание из
по
Определять темы текста, основную мысль.
Подбирать заголовки к текстам
Располагать предложения в правильной
последовательности
для
получения
связного рассказа.
Определять темы текста, основную мысль,
озаглавливать текст.
Оформлять
предложения,
используя
правила.
Находить лишние предложения, слова, не
соответствующие теме.
Находить
логические
ошибки
в
предложениях.
Редактировать простые предложения с
повторяющимися словами.
Конструировать
сложноподчиненные
предложений
Устанавливать связь слов в предложении.
Составлять предложения, располагая слова
в правильной логической
последовательности.
Составлять
связный
текст
из
деформированных предложений.
Дополнять предложения подходящими по
смыслу
словами,
предлогами
для
получения связного рассказа.
Грамматически правильно оформлять
предложения.
Устанавливать
связность
и
последовательность предложений в тексте.
Определять тему, основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Составлять связный текст путем ответа на
вопросы.
Записывать связный рассказ.
Анализировать составленные тексты.
Определять тему, основную мысль текста.
Дополнять рассказ предложениями.
Устанавливать
последовательность
передачи событий.
Определять тему, основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Выписывать из текста слова, предложения,
отрывки по заданию логопеда.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
87
текста по заданию
Тип
текста.
Текстповествование. Характерные
признаки
текстаповествования
88
Схема
построения
повествовательного текста
89
Текст-описание.
Характерные
признаки
текста-описания
Схема
построения
описательного текста
90
91
Текст-рассуждение.
Характерные признаки
текста-рассуждения
92
Схема
рассуждения
93
Деление сплошного текста
на абзацы.
Составление связного текста
из данных абзацев
94
Деление сплошного текста
на абзацы.
Составление связного текста
из данных абзацев
Составление рассказа по
материалам наблюдений
95
96
Изложение
построения
Знакомиться с характеристиками текстаповествования.
Определять последовательность частей.
Делить текст на части.
Определять тему и главную мысль текста
и его частей.
Составлять план связного высказывания.
Составлять повествовательный текст с
опорой на план
Знакомиться с характеристиками текстаописания.
Определять последовательность частей.
Составлять план текста.
Определять тему и главную мысль текста
и его частей.
Составлять описательный текст.
Знакомиться с характеристиками текстарассуждения.
Определять последовательность частей.
Составлять план текста.
Конструировать
сложноподчиненные
предложения.
Осуществлять
смысловой
анализ
составляющих частей предложения.
Анализировать текст.
Делить текст на части, определять главную
мысль каждой части текста, озаглавливать
ее.
Составлять план.
Располагать
абзацы
в
правильной
последовательности
для
получения
связного рассказа.
Определять тему и основную мысль
текста, озаглавливать текст.
Грамматически правильно оформлять
предложения.
Редактировать,
анализировать
составленный текст.
Обсуждать тему рассказа, основную мысль
сочинения.
Письменно
излагать
содержание
прочитанного .
Применять ранее изученные правила.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
97
Изложение
98
Сочинение
99
100
Зрительный диктант
Слуховой диктант
101
Диагностическое
обследование
102
Диагностическое
обследование
Итого
Грамматически правильно оформлять
предложения, правильно согласовывая
слова.
Контролировать
правильность
и
аккуратность собственных записей.
Грамматически правильно оформлять
предложения.
1
Записывать
под
диктовку
слова,
предложения,
текст.
Осуществлять
безошибочное списывание с образца.
Контролировать
правильность
и
аккуратность собственных записей
Проверка навыков письма и чтения.
Выявить степень сформированности.
1
1
1
1
1
102 часа
8. Материально-техническое обеспечение
Специальным условиям для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья является использование для обучающихся специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов.
Комплект таблиц «Русский язык» включает:
1.
Правописание предлогов.
2.
Гласные звуки и буквы.
3.
Согласные звуки и буквы.
4.
Правописание согласных в корне.
5.
Правописание безударных гласных в корне.
6.
Члены предложения.
7.
Гласные после шипящих.
8.
Сочетания букв.
9.
Ь после шипящих.
10.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
11.
Род имён существительных.
12.
Род имён прилагательных.
13.
Число имён прилагательных.
14.
Правописание окончаний имён прилагательных.
15.
Правописание НЕ с глаголами.
16.
Части речи.
17.
Разделительный Ъ.
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц «Русский язык» включает:
21
1.
Части речи.
2.
Разделительный Ь.
3.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
4.
Разбор слова по составу.
5.
Части речи.
6.
Состав слова.
7.
Члены предложения.
8.
Образец фонетического разбора.
Алфавит (азбука)
Издательство «Экзамен», 2004г.
Комплект таблиц (основные правила и понятия)
1.Части речи
2.Состав слова
3.Члены предложения
4.Образец фонетического разбора
5.Алфавит (азбука)
6.Приставки пиши слитно
7.Суффиксы
8.
Правильная посадка во время занятий
9.
Гимнастика для глаз
10.
Компьютер и безопасность.
22