Окр. природный мир

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для
обучающихся 4 класса разработана на основании следующих нормативно – правовых
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
⎯

формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы;

⎯

формировать представления о временах года, характерные признаки времен года,

погодных изменениях;
⎯

формировать представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля,

огонь; лес, луг, река)

⎯

формировать элементарные представления о животном и растительном мире,

значение в жизни человека.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных
уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей,
демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Общая характеристика учебного предмета

2.

Важным аспектом обучения школьников с нарушением интеллекта является
расширение представлений об окружающем природном мире. Программа представлена
следующими

разделами:

«Растительный

мир»,

«Животный

мир»,

«Временные

представления», «Объекты неживой природы».
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир»
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных
изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь),
учится устанавливать общие закономерности природных явлений.
Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает
представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена
растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и
растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за
растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный
мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. Количество учебных часов, на которое рассчитана
рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным
графиком – 34 часа, 1 час в неделю.

Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:
⎯ сообщения новых знаний;
⎯ закрепления полученных знаний и умений;
⎯ упражнение;
⎯ обобщение полученных знаний, умений и навыков;
⎯ проверки и оценки знаний, умений и навыков;
⎯ повторение полученных знаний;
⎯ комбинированный.

4.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства,
сохранение и приумножение её богатства. Ценность жизни – признание человеческой
жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы
для подлинного экологического сознания. Ценность человека как разумного существа,
стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.

5.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
⎯

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

⎯

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его

органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
⎯

формирование уважительного отношения к окружающим;

⎯

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
⎯

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

⎯

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

⎯

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
⎯

умение выполнять обследовательские действия с природным материалом доступным

способом;
⎯

умения совершать доступные практические действия с природным материалом:

ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание,
переливание, перекладывание и др;
⎯

умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты,

узнавать природный объект;
⎯

умение выполнять обследовательские действия с природным материалом доступным

способом;
⎯

умения совершать доступные практические действия с природным материалом:

ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание,
переливание, перекладывание и др;
⎯

умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты,

узнавать природный объект.
⎯
6. Содержание учебного предмета
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Объекты природы», «Временные представления».
Раздел «Растительный мир» (10 ч.)
Узнавание (различение) деревьев (береза). Знание строения дерева (ствол, корень,
ветки, листья). Узнавание лиственных и хвойных деревьев. Узнавание (различение)
фруктов (апельсин, абрикос) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение)
овощей (огурец, капуста) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) ягод
(клубника, малина) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) грибов по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Узнавание или различение
садовых цветочнодекоративных растений (тюльпан, нарцисс). Узнавание (различение)
дикорастущих цветочнодекоративных растений (ландыш, подснежник); знание строения
цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Раздел «Животный мир» (8 ч.)
Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних
животных (свинья, корова). Объединение животных в группу «домашние животные».

Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) диких животных (волк, медведь). Знание питания диких
животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких
животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый медведь). Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах жаркого пояса (слон, жираф). Узнавание (различение)
зимующих птиц (голубь, воробей). Объединение зимующих птиц в группу «зимующие
птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (аист). Узнавание (различение)
водоплавающих птиц (гусь). Объединение перелетных птиц в группу «водоплавающие
птицы». Узнавание (различение) насекомых (муха, пчела). Знание способов передвижения
насекомых. Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Узнавание
(различение) речных рыб (щука). Узнавание (различение) морских обитателей (дельфин).
Раздел «Объекты природы» (5 ч.)
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле. Узнавание воды. Знание свойств
воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.
Раздел «Временные представления» (11 ч.)
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным
признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений,
происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в
жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений
в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снег, лед, радуга).
Соотнесение явлений природы с временем года.

7.
№

1

2

3

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов

Кол-во
Основные виды деятельности
часов
«Растительный мир» (10 ч.)
Деревья. Клен.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
рассматривание листьев дерева, выделение
основных частей дерева: ствол, ветви,
листья, корень.
Овощи. Картофель, морковь.
1
Рассматривание овоща –
картофель,
обследование, проба на вкус. Работа
раскрасками, разрезными картинками.
Фрукты. Яблоко, груша.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
рассматривание и обследование груши и

4

5

6

7

8

9
10

11
12
13

14

15

16

17

яблока, проба на вкус.
Подбор иллюстраций, соответствующих
тексту
литературного
произведения.
Слушание стихов про овощи и фрукты.
Игра "Разложи по корзинкам".
Хвойные деревья. Ель.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
выделение основных частей дерева: ствол,
ветви, хвоя, корень
Игра «Найди, собери и наряди
1
Нахождение картинок с изображением
ёлочку».
ели. Игровые действия с разрезными
картинками, аппликационные работы
Цветы. Одуванчик, ромашка.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
рассматривание строения травянистого
растения. Выделение основных частей:
стебель, листья, цветок, корень. Игра
"Собери букет".
Овощи: огурец, огурец.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
рассматривание и обследование капусты и
огурца, проба на вкус.
Строения гриба (ножка,
1
Рассматривание
муляжей
грибов,
шляпка).
выделение основных частей.
Повторение пройденного
1
Выполнение
игровых
заданий
по
материала.
изученным темам.
«Животный мир» (8 ч.)
Домашние птицы. Курица,
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
петух.
слушание голосов птиц.
Слушание произведений про
1
Подбор иллюстраций, соответствующих
домашних птиц.
тексту литературного произведения.
Зимующие птицы: снегирь.
1
Работа
с
картинками,
нахождение
определенных картинок с изображением
окраса птицы, место обитания, питания.
Составление аппликационной работы
«Снегирь»
Домашнее
животное:
кот,
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
собака.
слушание звуков животных, просмотр
компьютерной презентации, просмотр
видео. Игра «Угадай животного» (кот,
собака).
Дикие животные: заяц, лиса.
1
Просмотр картинок, работа с раскрасками,
слушание звуков животных, просмотр
компьютерной презентации, просмотр
видео. Игра «Угадай животного» (заяц,
лиса). Игра "Что за зверь?".
Насекомые. Бабочка.
1
Просмотр
развивающего
видео,
рассматривание картинок с изображением
разных бабочек. Составление коллажа
«Разноцветные бабочки»
Насекомые: муха, пчела.
1
Рассматривание
внешнего
вида
насекомых. Рассматривание картинок,
подбор карточек со словами, складывание
разрезных картинок. Прослушивание
звуков насекомых.
Соотнесение изображений с
муляжами овощей, фруктов.

1

18 Повторение
материала.

пройденного

Выполнение
игровых
заданий
по
изученным темам
«Объекты природы» (5 ч.)
19 Объекты природы. Солнце.
1
Рассматривание изображений солнца,
просмотр развивающего видел, работа с
раскрасками.
20 Объекты природы. Луна.
1
Рассматривание картинок с изображением
полной
луны,
составление
аппликационной работы «Луна»
21 Вода
1
Просмотр
развивающего
видео,
рассматривание
изображений,
определение месторасположения земли и
22
1
воды,
раскрашивание
готовых
Земля
изображений.
23 Повторение
пройденного
1
Выполнение
игровых
заданий
по
материала.
изученным темам
«Временные представления» (11 ч.)
24 Время года - осень.
1
Рассматривание картинок по теме урока
25 Приметы
осени.
Погода
1
Рассматривание картинок по теме урока.
осенью.
Явление природы – дождь.
26 Время года - зима.
1
Рассматривание картинок по теме урока.
27 Приметы зимы. Погода зимой.
1
Подбор картинок с признаками зимы,
работа с раскрасками. Игра "Найди
картинки" (время года зима). Явление
природы - снег
28 Время года - весна.
1
Рассматривание картинок по теме урока.
29 Приметы весны.
1
Рассматривание и подбор картинок по
теме урока. Явление природы по теме.
30 Погода весной.
1
Игра "Найди картинки" (время года
весна).
31 Время года - лето.
1
Рассматривание картинок по теме урока.
32 Приметы лета.
1
Рассматривание и подбор картинок по
теме урока. Явление природы по теме.
33 Погода летом.
1
Игра "Найди картинки" (время года
лето).
34 Итоговое занятие "Времена
1
Нахождение изображений признаков
года".
времен года. Соотнесение примет погоды
с временем года.
Всего часов
34
8.

1

Цифровые и образовательные ресурсы
и ресурсы сети интернет.

1.

Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия,

вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты, пробные контрольные работы,
тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
2.

Образовательное видео http://univertv.ru/

3.

Портал «Российское образование - http://www.edu.ru содержит информацию о

Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие
образовательную деятельность.
4.

Информационные и коммуникационные технологии в обучении

5.

http://www.9151394.ru/

6.

Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

7.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://schoolcollection.edu.ru/

9.

Материально-техническое обеспечение

– Картины, наглядные пособия.
–

Предметы различной формы, величины, цвета.

–

Электронные презентации.

–

Дидактические игры по лексическим темам.

–

Пиктограммы с жестами и символами (картинками).

–

Карточки Г. Домана,

–

Карточки с сюжетными картинками.

–

Мозаика.

–

Пазлы.

–

Прописи.

–

Презентации (электронные пособия).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».