1. Пояснительная записка
Данная программа коррекционного курса «Математические представления» для
обучающихся 4 класса разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и
умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
⎯
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления;
⎯
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность;
⎯
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
⎯
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
⎯
2. Общая характеристика коррекционного курса
Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие разделы
"Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине",
"Пространственные представления", "Временные представления".
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит
учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Вследствие недоразвития познавательных процессов у этой категории детей,
формирование математических представлений крайне затруднено и без целенаправленной
учебной
и
коррекционной
деятельности
невозможно.
В
процессе
изучения
геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных
предметов,
сравнивать
и
сопоставлять
геометрические
формы,
отвлекаясь
от
несущественных признаков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать
геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к
обобщениям. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности,
коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную
деятельность
школьников,
развивает
практическую
ориентацию
в
окружающем
пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет
значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания умственно
отсталых
детей.
Изучение
геометрического
материала
вооружает
учащихся
практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с
помощью различных измерительных и чертежных инструментов, что способствует
лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами
профессионального
труда,
адаптации
в
условиях
современного
производства.
Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике
не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в
индивидуальный учебный план
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
У детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью выявлены
многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них
затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и
отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Они не могут
организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом
формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и
узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного
приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными
знаниями, имеющимися у них.
Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной
деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно
именно на самом элементарном, сенсорном уровне.
Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального
обучения с самого обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с
глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу
школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей
должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны
для детей дошкольного возраста.
Содержание рабочей программы направлено на овладение учащимися знаниями,
умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных)
образовательных
учреждений,
что
соответствует
требованиям
адаптированной
образовательной программы основного общего образования.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в
соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 34 часа, 1
час в неделю.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:
–
сообщения новых знаний;
–
закрепления полученных знаний и умений;
–
упражнение;
–
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
–
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
–
повторение полученных знаний;
–
комбинированный.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Математические
представления»
4.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Познавательные ценности:
⎯
научится использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
⎯
овладеет основами, пространственного воображения и математической речи,
приобретут необходимые начальные вычислительные навыки;
⎯
научится применять математические знания и представления для решения учебных
задач в пределах программы, приобретут начальный опыт применения математических
знаний в повседневных ситуациях;
⎯
получит представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном
принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно действия сложения и
вычитания с числами в пределах программы; накопят некоторый опыт решения простых
текстовых задач;
⎯
познакомится с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать,
называть и изображать геометрические фигуры.
Ценность добра: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Коммуникативные ценности: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Ценность человечества: формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
5.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения
каждого
обучающегося
оценивается
с
учетом
особенностей
его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным
ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Планируемые результаты обучения
Коммуникативные учебные действия:
•
Учить обучающих вступать в контакт и работать в коллективе использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия.
•
Слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности.
•
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими
Регулятивные учебные действия:
✓ активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников
✓ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия:
Обучающийся:
⎯
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
⎯
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
⎯
фиксирует взгляд на движущей игрушке;
⎯
переключает взгляд с одного предмета на другой;
⎯
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
⎯
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
⎯
фиксирует взгляд на изображении;
⎯
фиксирует взгляд на экране монитора;
⎯
понимает жестовую инструкцию;
⎯
понимает инструкцию по инструкционным картам;
⎯
выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения);
⎯
использует по назначению учебные материалы (бумагу, карандаши, пластилин,
дидактические игры);
⎯
выполняет действие способом рука-в-руке;
⎯
подражает действиям, выполняем педагогом;
⎯
последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
⎯
выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
⎯
выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов;
⎯
делает простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.
Личностные учебные действия:
Обучающийся:
⎯
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-
4 мин;
⎯
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца;
⎯
ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу;
⎯
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
⎯
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Предметные результаты обучения:
Обучающийся:
⎯
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
⎯
определять положение предметов на плоскости;
⎯
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
⎯
усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о
смене дней: вчера, сегодня, завтра;
⎯
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
⎯
считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
⎯
решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и
дидактического материала;
⎯
выполнять арифметические действия;
⎯
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
⎯
иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 неделя = 7 дней;
⎯
уметь пользоваться чертежными инструментами.
6. Содержание коррекционного курса
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Числовой ряд»,
«Геометрические фигуры», «Сравнение предметов по размерам», «Положение предметов
в пространстве», «Временные представления».
Раздел «Числовой ряд» (10 ч.).
Узнавание цифр 1,2,3,4. Пересчитывание предметов в пределах 4-х с указанием и
проговариванием. Выполнение обобщающего жеста при назывании окончательного
результата. Выделение 1-4 пальцев на кисти. Обозначение количества 1(2,3,4) пальцами.
Выделение 1-4 предметов из множества, группировка множества предметов больше 4-х
без пересчета. Знакомство с цифрой 4. Соотнесение цифр 1-4 с соответствующим
количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Выкладывание
числового
ряда
в
пределах
4-
х
(по
образцу).
Определение
соседей
числа.
Конструирование цифр 1-4 из отдельных элементов. Обводка, рисование по трафарету, по
контуру, дорисовывание недостающих элементов цифр 1-4. Объединение предметов в
единое множество (найди/возьми/выбери такой же). Различение множеств («один»,
«много»,
«мало»,
«пусто»).
Выкладывание
количества
взаимно
однозначным
соответствием (столько же).
Раздел «Геометрические фигуры» (6 ч.).
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма» (крыша),
«параллелепипед» (брусок). Узнавание — (различение) геометрических — фигур: круг,
треугольник, — квадрат, прямоугольник. Обводка геометрической фигуры (круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник) по контуру. Рисование геометрической фигуры
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) по внутреннему трафарету. Понятия «точка»,
«линия». Конструирование на плоскости из геометрических фигур (геометрическая
мозаика, блоки Дьенеша и т.п.), счетных палочек. Выделение основных признаков
геометрических
тел
(цвет,
форма,
размер).
Выделение
основных
признаков
геометрических форм (цвет, форма, размер). Составление упорядоченного ряда в
заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Понятия «точка», «линия».
Раздел «Сравнение предметов по размерам» (7 ч.).
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на
глаз", наложения (длинный-короткий, узкий-широкий, низкий-высокий, толстый-тонкий).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по
длине, ширине, высоте, толщине. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию).
Раздел «Пространственные представления» ( 6 ч.).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (здесь), далеко
(там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, на, в. Перемещение в пространстве в
заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад. Ориентация на плоскости: вверху
(верх), внизу (низ), в середине (центре), верхний (нижний) край листа, верхняя (нижняя)
часть листа. Определение отношения порядка следования: первый, последний.
«Временные представления» (5 ч.)
Различение частей суток. Знание порядка следования частей суток. Знание
последовательности дней недели. Различение времен года. Нахождение на картинках
признаков соответствующего времени года Знание порядка следования сезонов в году.
7. Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование разделов
КолВиды деятельности
во
часов
«Числовой ряд» (10 ч.)
Ориентация на листе бумаги
1
Практическая работа с цифрами
счетным материалом.
Повторение. Состав числа 2,3, 4 из
1
Практические действия со счетным
двух слагаемых.
материалом, работа в тетрадях.
Написание цифр в пределах 3
1
Графические работы в тетрадях,
аппликационная работа "Цифра 3",
составление цифры 3 из разрезных
частей.
Число и цифра 4
1
Составление
цифры
4
и
геометрических фигур, шнурка, работа
в тетрадях, работа с наборным
полотном (двухполосные карточки).
Графические работы в тетрадях,
аппликационная работа "Цифра 4",
составление цифры 4 из разрезных
частей.
Определение места числа 4 в
1
Выкладывание числового ряда. Работа
числовом ряду. Счёт в пределах 4.
на
опорных
листах,
просмотр
презентации по теме урока, работа со
счетным материалом. Игра «Какой
цифры не стало?"
Сложение чисел в пределах 4 на
1
Практические действия со счетным
конкретном материале.
материалом, выполнение заданий на
опорных листах.
Вычитание чисел в пределах 4 на
1
Практические действия со счетным
конкретном материале.
материалом, выполнение заданий на
опорных листах.
Выделение
большего
или
1
Практические действия со счетным
меньшего числа в пределах 4
материалом, выполнение заданий на
опорных листах.
Соответствие числа, количества и
1
Практические действия со счетным
цифры в пределах 4
материалом, выполнение заданий на
опорных листах.
Написание цифр по опорным
1
Графические задания в тетрадях.
линиям в пределах 4
«Геометрические фигуры» (6 ч.)
Соотнесение формы предметов
1
Практические действия с предметами,
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
геометрической
фигурой
(квадрат).
Соотнесение формы предметов с
геометрической фигурой (круг).
соотнесение формы предметов и
геометрической фигуры.
1
Практические действия с предметами,
соотнесение формы предметов и
геометрической фигуры. Штриховка.
Соотнесение формы предметов с
1
Практические действия с предметами,
геометрической
фигурой
соотнесение формы предметов и
(треугольник).
геометрической фигуры. Обводка.
Соотнесение формы предметов
1
Практические действия с предметами,
геометрической
фигурой
соотнесение формы предметов и
(прямоугольник).
геометрической фигуры
Рисование геометрических фигур
1
Графические задания в тетрадях и на
опорных
листах.
Построение
геометрической фигуры по точкам.
Сборка геометрической фигуры из
1
Игры с разрезными картинками,
2-х (3-х) частей.
работа в тетрадях. Графические
упражнения.
Построение
геометрической фигуры по точкам.
«Сравнение предметов по размерам» (7 ч.)
Преобразование
множеств
1
Практические действия с предметами,
(уменьшение, увеличение).
работа в тетрадях.
Понятия: длинный – короткий.
1
Выполнение заданий на опорных
листах, работа в тетрадях. Упражнение
"Проведи к домикам длинную и
короткую дорожку". Отражать понятия
длинный-короткий в жестах.
Группировка
разнородных
1
Группировка
бумажных
полосок,
предметов по длине.
ниток и лент по длине.
Понятия: узкий-широкий.
1
Практические действия с предметами,
работа в тетрадях.
Группировка
однородных
и
1
Практические действия с предметами,
разнородных
предметов
по
работа в тетрадях.
ширине.
Понятие толстый-тонкий.
1
Практические действия с предметами,
работа в тетрадях.
Различие по толщине однородных
1
Практические действия с предметами,
и разнородных предметов.
работа в тетрадях.
«Положение предметов в пространстве» (6 ч.)
24
Понятия: вверху, внизу.
1
25
Перемещение в пространстве –
вверх-вниз.
Перемещение в пространстве –
вперед, назад.
Ориентировка на плоскости: верх
низ, середина.
1
Определение месторасположения
1
26
27
28
1
1
Обведение и раскрашивание фигур на
листе бумаги, находящихся вверху
внизу, упражнение "Заштрихуй фигуру
вверху (внизу)". Показывать верх-низ с
помощью жестов.
Перемещение игрушек относительно
предметов мебели.
Вставать в определенном месте по
отношению к одноклассникам.
Выполнение заданий на плоскости
листа. Работа на опорных листах по
теме урока.
Практические действия с предметами,
предметов в ряду.
работа в тетрадях.
Определение
на
плоскости
1
Практические действия с предметами,
верхнего
(нижнего)
правого
работа в тетрадях.
(левого) угла.
«Временные представления» (5 ч.)
30 Соотнесение
деятельности
с
1
Работа с сюжетными и предметными
временным промежутком.
картинками, игры с разрезными
картинками, практическая работа с
раскрасками.
31 Части суток. «Утро. День, вечер,
1
Работа с картинками, выполнение
ночь»
графических заданий, работа с
разрезными картинками и кубиками,
изготовление коллажа "Части суток».
Дидактическая игра "Сутки", работа на
листах-заданиях,
просмотр
презентации по теме урока.
32 Дни недели.
1
Работа с картинками, просмотр
календаря, составление календаря
(расписания) на неделю.
33 Упражнение на различение частей
1
Работа с картинками, выполнение
суток, «Найди день недели»,
графических заданий. Подбор и
«Составь неделю».
группировка картинок с определенным
днем недели
34 Итоговое занятие
1
Повторение
и
закрепление
пройденного.
Всего часов
34
29
8. Цифровые и образовательные ресурсы
и ресурсы сети интернет.
1.
Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия,
вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты, пробные контрольные работы,
тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
2.
Образовательное видео http://univertv.ru/
3.
Портал «Российское образование - http://www.edu.ru содержит информацию о
Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие
образовательную деятельность.
4.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении
5.
http://www.9151394.ru/
6.
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
7.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/
9. Материально-техническое обеспечение
– Картины, наглядные пособия.
–
Предметы различной формы, величины, цвета.
–
Электронные презентации.
–
Дидактические игры по лексическим темам.
–
Пиктограммы с жестами и символами (картинками).
–
Карточки Г. Домана,
–
Карточки с сюжетными картинками.
–
Мозаика.
–
Пазлы.
–
Прописи.
–
Презентации (электронные пособия).