УО в2 4 класс психолог

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
- Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося
с УО (вариант 2).
- Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
- Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
1. Общая характеристика коррекционного курса
Основное направление психокоррекционного курса «Предметно-практические
действия» - формирование элементарных специфических манипуляций, которые со
временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Использование различные многообразные виды деятельности (предметная
деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд
и т. д.) ведет к коррекции недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной
координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Рабочая программа состоит из 34 занятий. Первое и последнее занятия являются
диагностическими.
Форма
организации
занятий
носит
практико-ориентированный
характер: психологические игры, упражнения, учебное занятие, беседы.
2. Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ
№1» программа психологического сопровождения строится на обучении индивидуально, 1
раз в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 25 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с НОДА вариант 6.4.
3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ.
Они прививаются в доступной форме и включают: Ценность жизни, Ценность добра,
Ценность свободы, чести и достоинства, Ценность природы, Ценность красоты и
гармонии, Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность
гражданственности, Ценность патриотизма, Ценность человечества.

4. Личностные, предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира.
Предметные результаты:
Интерес к предметному рукотворному миру
Умение выполнять простые действия с предметами и материалами
Умение следовать алгоритму при выполнении предметных действий
6. Содержание коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным
ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий (БУД)

Коммуникативные учебные действия:
• Учить обучающих вступать в контакт и работать в коллективе использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия.
• Слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности.
• Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими
Регулятивные учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Личностные учебные действия
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 34 мин.
2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
5. Содержание коррекционного курса
Предметно-манипулятивные действия.
16 ч.
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
1 ч.
Действия с предметами. Элементарное конструирование
4 ч.
Действия с предметами. Работа с мозаикой
3 ч.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, 3 ч.
пластилин)
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой
4 ч.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью
1ч
Диагностика
2ч
Итого 34 ч.
Предметно-манипулятивные действия (16 часа).
Фиксирование взора на предметно-манипулятивных деяйствиях педагога.
Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении
времени наблюдения, начиная от 10- 15 сек. до 2-3 мин.
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание
появления его в двух определенных местах.
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «Делай
вместе»: движения рук, кистей («Утки», «Лапки», «Молоток»). В I классе не требуется
выполнения сложных упражнений для пальцев, требующих точности работы мелких
мышц («пальчики здороваются»).
Выполнение подражательных действий со сменой видов движения («Стучим прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук
за спину вслед за движением учителя).
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с платком»).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с
предметами:
- катание шариков в определенном направлении;
- бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;
- перекладывание предметов из одной коробки в другую;
- складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть
крышкой;
- открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек;
- заполнение отверстий втулками, грибками;
- закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных
гаек на толстом стержне с резьбой;
- нанизывание предметов с отверстиями на стержень;
- нанизывание шаров на шнур («бусы»).
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

- доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки
или другого предмета;
- сталкивание палкой предмета со стола;
- использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко;
пользование этими навыками в новой ситуации.Действия с предметами разного цвета, разной формы, величины.
Цвет. Выбор предметов одного цвета из 5-6 предметов двух контрастных цветов
(красные и синие, желтые и синие и т.д.) по образцу и инструкции («Дай такой»).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки,
стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов
(красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 5-8 предметов всех указанных
цветов (без названия цветов).
Три цвета: красный, синий, желтый - уметь выбрать по названию, давать предметы
названного цвета. Самостоятельно и правильно называть красный цвет, четко соотнося
только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 5-6 предметов
двух контрастных объемных форм без их названия: шар - параллелепипед («брусок»,
«кирпичик»); куб - конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор,
раздача по образцу).
Выбор предметов одной формы из 5-6 предметов двух контрастных плоскостных
форм: круг - квадрат, круг - треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик,
кубик, круг, квадрат.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 5-6 предметов двух
контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по
образцу и инструкции «Дай такой».
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую
коробку - больших предметов, в маленькую - маленьких; нанизывание колец одного
размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных - больших и
маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие
крышки к коробкам, баночкам, игрушки - к таре, мячи или шары –к отверстиям разного
диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой
предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой,
маленький
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками (1 час).
Собирание вкладных кубов (3 куба, разных по величине). Складывание трехместной
матрешки, осмысленное соотнесение ее частей (не переворачивая вниз головой и т.д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по
убывающей величине (пирамида из трех колец).
Действия с предметами. Элементарное конструирование (2 часа).
Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по
образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или
горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной
словесной инструкции сопряженно с учителем):
- башня из четырех кубов одинакового размера;
- дорожка из брусков одинакового размера;
- башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);
- башня из пяти кубов разного размера (по убывающей величине);
- ворота;
- гараж;
- дом;
- стол, стул;
- забор;
- мост.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из
массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по
словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). По окончании
работы постройки обыгрываются.
Действия с предметами. Работа с мозаикой (3 часа).
Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя
пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой,
плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной
мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный - синий - красный
- синий и т.д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в
ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенных треугольником и рядом
внизу один красный элемент);
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто,
пластилин) (3 часа).
Лепка
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному
положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в
процессе работы. При лепке учителем на глазах у детей узнавать предметы в лепке. • Дети
должны
получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):
- разминать глину;
- раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной
доске;
- раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
- вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- делить глину на части;
- сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
- соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения (баранки,
гриб со шляпкой, снеговик);
- лепить буквы: А, О, У.

Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях.
Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и
маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты.
Делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин).
Уметь при лепке использовать правильные представления о величине и форме.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Понимать и
употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:
забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших и
маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец;
пирамидки из колец;
геометрических фигур.
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой. (4 часа)
Практическое знакомство с бумагой и фольгой.
Упражнения с бумагой и фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание;
отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом
направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и
фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги.
Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора.
Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых
действий. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов
шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка
— стакан, обернутый фольгой.
Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания:
расположение листа на столе;
сгибание части листа;
совмещение сторон и углов листа;
проглаживание линии сгиба.
Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба),
выполнение с ними игровых действий.
Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.
Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).
Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью
педагога «книжечек».
Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад», «Овощи
рассыпались» и др.
Составление предметных изображений, состоящих из одной части. Узнавание,
нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание их на
контурное изображение, включение в несложные композиции.
Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный
колобок», «Пушистая елочка», «Мой кораблик», «Воздушный шарик» и др.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью. (1 час)
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание,
разглаживание,вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя.
Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом.
Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.
Разрывание тонких, непрочных ниток.
Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва.
Диагностика. (1 час)

6. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия
Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие
Представление о пальчиковых играх и упражнениях.
Развитие ручной умелости.
Различение предметов по форме, цвету, величине.
Упражнения с массажными шариками.
Дидактическая игра «Лото».
Дидактическая игра «Разложи в ряд».
Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по
образцу.
Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Складывание разрезных картинок из 2-4частей. Овощи.
Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец.

1

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух
цветов.
Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех
цветов.
Лепка «Вишня, слива»
Лепка «Морковь, огурец»
Лепка изученных букв по образцу.
Аппликация «Снеговик».
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости
(шнуровка)
Дидактическая игра «Что лишнее».
Складывание букв из счетных палочек.
Конструирование из геометрических фигур.
Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»
Аппликация «Ёлочка»
Наматывание ниток на игрушки.
Трафареты. Штриховка прямыми вертикальными штрихами
(сверху вниз).
Трафареты. Штриховка горизонтальными штрихами (слева
направо)
Выкладывание узора из семян по контуру.
Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.
Пальчиковые игры и упражнения.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Складывание фигур и узоров по образцу.
Выкладывание геометрических фигур разной величины.
Индивидуальное
диагностическое занятие
Индивидуальное
диагностическое занятие

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7. Материально-техническое обеспечение:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с
демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие
модули различных форм, корзины;
мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
оборудованная сенсорная комната;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
сенсорные панели;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания;
игрушки;
вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки,
шишки, засушенные листья);
пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
мозаики;
волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
лото ассоциации;
деревянные конструкторы;
шнуровка: обувь, животные, природа;
счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
обводка по точкам;
разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога,
игрушечные самолеты;
мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
мягкая основа для мозаики:

Освоение учебного предмета «Предметно практические
использование разнообразного дидактического материала:
•
•
•

•

действия» предполагает

предметов различной̆ формы, величины, цвета;
изображений предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;
оборудования, позволяющего
выполнять
упражнения
на
сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным
признакам;
игра - рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
•
•

специально подобранные предметы;
презентации к урокам, развивающие видео занятия;

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической
деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –
видео физминутки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».