1. Пояснительная записка
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №1»;
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 № ДГ-2121/07).
Специальная индивидуальная образовательная программа развития обучающегося с
УО (вариант 2).
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому МАОУ «СОШ №1»;
Годовой календарный учебный график МАОУ «СОШ №1».
Сроки реализации программы: в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Целью логопедических занятий является формирование коммуникативных и
речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации,
расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для
ребенка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации детей.
Задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих
возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
2. Общая характеристика логопедических занятий
Рабочая программа логопедических занятий «Альтернативная коммуникация» для
обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью имеет
методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований
могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и
организацию работы по ней:
- принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в обществе;
- принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного
подхода;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные
анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом
«зоны ближайшего развития»;
- принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации,
единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода изменение
содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на
всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс
речевых и неречевых нарушений.
Сопровождение обучающихся осуществляется по этапам: подготовительный,
коррекционный, заключительный.
На подготовительном этапе проводится обследование учащихся, уточняется
речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных
возможностях организма, о сохранных функциях ребенка.
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для
формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные
способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая
среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд
упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных
представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования
общения и речи.
Направления работы коррекционного этапа:
1.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов
коммуникации:
развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест,
кивок и покачивание головой и т.д.);
выполнение действий по невербальной инструкции;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые
ситуативные вопросы;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативнозначимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и т.д.);
развитие мимики и жеста;
жестовое приветствие и прощание;
выполнение имитирующих движений;
2.
Развитие слухового восприятия:
- привлечение внимания к звучащему предмету;
- различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
- реагирование на громкость звучания;
- определение местонахождения и направления звука;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
3.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики:
- массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
- пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;
- активизация пассивных и активных движений рук;
4.
Развитие функции голоса и речевого дыхания:
развитие произвольного речевого вдоха;
различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной
струи и ротового выдоха;
упражнения на расслабления шейной мускулатуры;
выработка комбинированного типа дыхания;
формирование голосовых характеристик;
5.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи:
узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,
животные);
показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым
категориям различающихся по признакам;
автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да,
нет, хочу, могу, буду);
выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных
обозначений;
побуждать к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
активизация потребности в речевых высказываниях;
развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведенной коррекционной работы
осуществляется
диагностика
сформированных
навыков и коммуникативных
способностей. В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность,
ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить
задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с
неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного
общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование
игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется
желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
3. Описание места логопедических занятий в учебном плане
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной форме. Периодичность
занятий 1 раз в неделю. Продолжительность группового занятия 30 минут (Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»).
Общий объем учебного времени составляет – 34 часа в год.
4. Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Предметные результаты
Обучающиеся будет знать:
использование взгляда как средство коммуникации;
использование мимики как средство коммуникации;
использование жеста как средство коммуникации;
использование звука как средство коммуникации;
использование предмета как средство коммуникации;
использование
графических
изображений/символов
как
средство
коммуникации;
использование таблицы букв как средство коммуникации;
использование
карточек
с
напечатанными
словами
как
средство
коммуникации;
использование набора букв как средство коммуникации;
использование компьютера как средство коммуникации;
расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения
отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний;
появились попытки подражания речи окружающим;
обогатились речевые возможности детей в практике импрессивной речи для
решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту.
5. Содержание логопедических занятий
№ Содержательные линии
п/п
1
Диагностичекое обследование
2
3
4
6
Коррекционно-развивающие задачи
Совместная работа с учителем по выявлению уч-ся,
нуждающихся
в
логопедической
помощи.
Заполнение речевых карт, комплектование групп,
составление расписания логопедических занятий.
Развитие
аппарата
артикуляционного Вызывание
звуков,
добиваться
активизации
движений артикуляционного аппарата и развитие
элементарных произносительных навыков
Активизация
речевого Побудить ребенка реагировать на обращение к
подражания
нему;
научить ребенка слушать речь педагога, понимать
слова педагога, развивать моторику, слуховое
Формирование первых форм восприятие, внимание, память; учить выполнять
слов,
двухтрёхсловной простые поручения по словесной инструкции,
вызывать речевое подражание.
фразы.
Диагностическое
обследование
6. Тематическое планирование курса
«Альтернативная коммуникация»
№
Тема
1
Диагностическое
обследование
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
2
3
Установление
зрительного контакта с
взрослым.
Реагирование на
собственное имя.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Культура общения:
приветствие, прощание
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Совершенствовать произвольную регуляцию
моторики рук с помощью статических и
динамических упражнений: «Сорока- сорока»,
«Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?»
и.др..
Игра «Знакомство». Называние имѐн
занятия.
Работа
с
1
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Динамическое
упражнение «Сорока- сорока»
Приветствие, прощание с собеседником
жестом, звуком (словом).
4
5
Умение просить о
помощи.
Выражение
благодарности.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Люди и имена
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Пальчиковая
гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»
Обращение с просьбой о помощи с помощью
жеста, звука (слова). Игра «Спасибо».
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Трубочка»
Игра-шнуровка «Божья коровка».
Рассматривание сюжетных картинок (девочка,
мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение
различать женские и мужские имена (с
использованием карточек-символов).
6
Звучащие
предметы
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Окошко»
Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик,
где ты был?» Игры на выполнение
практических инструкций учителя
привлечение внимания звучащим предметом;
выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом Игра на
развитие слухового внимания «На чем играю»
1
7
Я вижу, я слышу
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
с
1
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Трубочка»,
«Улыбочка»
Игровое упражнение с геометрическими
фигурами-вкладышами
4. Задания на выполнение практические
инструкций учителя, выражать жестом,
звуком, словом согласия (несогласия),
удовлетворения (неудовлетворения)
5. Игровые упражнения,
имитирующие природные явления:
«Солнышко и дождик» (жесты и мимика:
холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет
дождик – пальчик по столу)
8
Эмоции
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Заборчика»,
«Улыбочка»
Игра «Соберем бусы» Игра «Куб эмоций» с
использованием пиктограмм.
9
Я и мои помощники
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Дуем в
трубочку» Артикуляционное упражнение
«Окошко», «Улыбочка»
Игровое упражнение «Соберем пирамидку»
Игра «Да-нет» (выражение согласия
(несогласия) с использованием пиктограммы)
10
Пойми меня
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Дуем в
трубочку» Артикуляционное упражнение
«Окошко», «Улыбочка» Пальчиковая
гимнастика «Грибок» Игра: «Клубок»
(указание взглядом на объект при выражении
своих желаний)
11
Моя семья
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Мыльные
пузыри» Артикуляционное упражнение
«Улыбочка», «Покажем язычок»
Пальчиковая
гимнастика «Семья» Рассматривание
сюжетных картинок «Семья»
Различать по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя, тетя), показывать на картинках.
12
Представление о цвете
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Листопад»
Артикуляционное упражнение «Улыбочка »,
«Покажем язычок» Пальчиковая гимнастика
«Семья» Знакомство с цветом. Называние
цвета. Нахождение нужного цвета по заданию
учителя.
Дифференциация основных цветов путем
выделения заданного цвета (Подбор цветных
полосок по аналогии). Игры "Собери цветок",
"Цветик – семицветик»
13
Представление о форме
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Бабочка
летает»
Артикуляционное упражнение «Улыбочка»,
«Лопатка»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Знакомство с формой. Нахождение нужной
формы по заданию учителя.
Штриховка геометрических фигур
14
Различие предметов
цвету и форме
по Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Пушинка»
Артикуляционное упражнение «Лопатка»,
«Трубочка», «Заборчик».
Дифференциация основных цветов путем
выделения заданного цвета (Подбор цветных
карандашей и палочек). Различение предметов
по цвету и форме.
Выполнение заданий по образцу (в том числе
и штриховка).
15
16
Составление
композиций из 2-3
деталей разного цвета.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Звуки вокруг нас
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Подуй на
одуванчик» Артикуляционное упражнение
«Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка» Играшнуровка «Ленточки» Собирание
конструктора, мозаики по образцу. Называние
основных цветов.
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Снежинка»
Артикуляционное упражнение «Вкусное
варенье»
Определение различных звуков окружающей
действительность, их называние
(использование пиктограмм).
Соотнесение звуков с реальным объектом.
Рисование по точкам.
17
Животные
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Вертушка»
Артикуляционное упражнение «Бублик»
Пальчиковая гимнастика Рассматривание
картинок животных.
Называние животных. Называние частей тела
животных. Ответы на вопросы с помощью
картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие
животные (картинка- символ).
18
Как говорят животные.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания
«Вертушка»
Артикуляционное
упражнение «Бублик»
Игра-шнуровка
«Разноцветные
ленточки»
Рассматривание
изображений животных.
Ответы на вопросы, как говорят животные.
Обобщающее понятие животные (картинкасимвол).
с
1
19
Слушание сказки
«Теремок».
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Пушинки»
Артикуляционное упражнение «Бублик»,
«Вкусное варенье» Прослушивание сказки
«Теремок» (настольный театр). Называние
героев сказки. Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием
графического изображения.
20
21
Понимание слов,
обозначающих признак
действия
Звук и буква А.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Понимание слов,
обозначающих действия
предмета
Нахождение буквы А, а.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Перышко»,
«Аромат цветка»
Артикуляционное упражнение «Чистим
зубки»
Игра-шнуровка «Завяжем шнурки»
Работа с пиктограммами «Настроение»
(веселое, грустное)
Рассматривание сюжетных картинок (хорошо
плохо) Выполнение
практических заданий по инструкции на
понимание слов, обозначающих признак
действия (громко, тихо, быстро, медленно).
Произношение звука А.Подбор карточек на
заданный звук.
Конструирование буквы из цветных палочек.
занятия.
Работа
с
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки
летят» Артикуляционное упражнение
«Качели» Пальчиковая гимнастика Работа с
сюжетными картинками. Называние
(употребление, показ) слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)..
Произношение звука А. Умение находить
букву А среди других букв. Письмо буквы А, а
по точкам и по образцу.
1
22
23
24
Понимание слов,
обозначающих предмет.
Птицы
Звук и буква О.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Слушание сказки
«Колобок».
Звук и буква У.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Понимание слов,
обозначающих
взаимосвязь слов в
предложении (за, под,
перед и др.).
Чтение Ау, Уа, ау, уа,
Оа, Ао, Уо, Оу.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в
лесу» Артикуляционное упражнение
«Лошадка», «Улыбочка», «Окошко»
Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»
Рассматривание картинок. Называние (показ)
птиц.
Обобщающее понятие «птицы» (картинкасимвол).
Игровое упражнение «Что сначала, что
потом»
Произношение звука О..Подбор карточек на
заданный звук.
Выкладывание буквы из цветных ленточек.
Умение находить букву О среди других букв.
Письмо буквы О, о по точкам и по образцу.
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Артикуляционное упражнение «Бублик»,
«Вкусное варенье», «Накажем непослушный
язычок» Прослушивание сказки «Колобок».
Подбор картинок по содержанию теста.
Называние героев сказки. Ответы на вопросы
по содержанию текста с использованием
графического изображения.
Произношение звука У .Подбор карточек на
заданный звук.
Конструирование буквы из цветных палочек.
Умение находить букву
У среди других букв. Письмо буквы У, у по
точкам и по образцу
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки
летят»
Артикуляционное упражнение «Качели»
Пальчиковая гимнастика
Определение основных пространственных
отношений на конкретных примерах
(упражнения на выполнение словесных
инструкций «Поставь куклу за домик, перед
домиком и т.д.) Письмо овалов и
полуовалов по точкам, по образцу
Называние звуков А, У, О. Выкладывание
слогов из разрезной азбуки. Чтение Ау, Уа, ау,
уа, Оа, Ао, Уо, Оу.
25
26
Понимание,
употребление слов,
обозначающих места
расположения
объектов/субъекто в (на,
около и др.)
Звук и буква И.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Игрушки
Звук и буква Ы.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Задуй
свечу» Артикуляционное упражнение
«Барабанщик» Рассматривание картинок,
употребление предлога на, около. («на столе»,
«на полке». Выполнение поручений (положи
мяч на… положи мяч около…). Штриховка
«Воздушные шары» (цвет, размер).
Упражнение «Сделаем бусы» (нанизывание
геометрических фигур по заданию)
Произношение звука И .Подбор карточек на
заданный звук.
Конструирование буквы из цветных палочек.
Письмо буквы И, и по точкам и по образцу.
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Перышко»
Артикуляционное упражнение «Грибок,
Чистим зубки»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Рассматривание предметных картинок.
Называние игрушек, их сравнение.
Обобщающее понятие «игрушки» (картинкасимвол).
Называние предметов (игрушек) и действий с
ними, характеристика предметов по цвету,
величине, форме.
Произношение звука Ы. Умение находить
букву Ы среди других букв.
Письмо буквы Ы по точкам и по образцу.
27
Понимание слов,
обозначающих предмет
посуды
Буква Е.
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания
«Чей шарик дальше улетит»
Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Игра «Что сначала, что потом?»
Рассматривание картинок. Называние (показ)
предметов посуды и действий с ними.
Обобщающее понятие «посуда» (картинкасимвол).
Произношение звуков [йэ]. Подбор карточек
на заданный звук.
Конструирование буквы из цветных палочек.
Письмо буквы Е, е по точкам и по образцу.
с
1
28
29
30
Понимание слов,
обозначающих предмет
мебели
Буква Ё, ѐ
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Понимание слов,
обозначающих предмет
одежда
Звук и буква Э, э
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Понимание слов,
обозначающих предмет
обувь
Буква Ю, ю
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в
лесу» Артикуляционное упражнение
«Лошадка» Развитие пассивного словаря в
работе с картинками, серией картин:
упражнение «Покажи предмет, который
назову», «Найди картинку на которой девочка
поливает цветы» и т.д. Рассматривание
картинок. Называние (показ) предметов
мебели и действий с ними. Обобщающее
понятие «мебель» (картинка-символ).
Произношение звуков [йо]. Подбор карточек
на заданный
звук. Умение находить букву Ё, ѐ среди
других букв.
Письмо буквы Ё, ѐ точкам и по образцу.
занятия.
Работа
с
1
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в
лесу» Артикуляционное упражнение
«Лошадка» Пальчиковая
гимнастика Рассматривание картинок.
Называние (показ) предметов одежды и
действий с ними. Обобщающее понятие
«одежда» (картинка-символ).
Произношение звука Э. Подбор карточек на
заданный звук. Умение находить букву Э, э
среди других букв. Письмо буквы Э, э точкам
и по образцу.
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Вдохвыдох»
Артикуляционное упражнение
«Лошадка», «Улыбочка», «Окошко»
Рассматривание картинок. Называние (показ)
предметов обуви. Выполнение инструкций по
заданию педагога : «Покажи, какую обувь
обуем зимой, летом, для занятий
физкультурой». Обобщающее понятие
«обувь»
Произношение звуков [йу]. Подбор карточек
на заданный
звук. Умение находить букву Ю, ю среди
других букв.
Письмо буквы Ю, ю точкам и по образцу.
31
32
33
Понимание слов,
обозначающих предмет
бытовые приборы
Буква Я, я
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Понятия высоко, далеко
Чтение и
написание
гласных слогов
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
Чтение и написание
гласных слогов
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания «Горячий
чай» Артикуляционное упражнение
«Лошадка», «Улыбочка», «Окошко»
Пальчиковая
гимнастика
4. Рассматривание картинок. Называние
(показ) бытовых приборов. Обобщающее
понятие «бытовые приборы» (картинкасимвол).
Игровое упражнение «Назначение бытового
прибора» ( показ по словесной инструкции
«Где хранятся продукты», «Чем гладят белье»
и т.д.)
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки»
Артикуляционное упражнение «Чистим
зубки», «Вкусное варенье»
Игра-шнуровка «Божья коровка»
Произношение звука Я. Подбор карточек на
заданный звук. Умение находить букву Я, я
среди других букв. Письмо буквы Я, я точкам
и по образцу.
занятия.
Работа
с
1
Упражнение на развитие дыхания
«Снежинки»
Артикуляционное упражнение «Трубочка»,
«Бублик». «Окошко»
Рассматривание картинок. Выполнение
поручений (покажи что находится высоко,
какой предмет дальше)
Штриховка «Зарисуй облако, которое высоко;
зарисуй дом, который находится далеко).
Выкладывание слогов из разрезной азбуки по
заданию.
Чтение гласных слогов. Написание гласных
слогов по образцу.
занятия.
Работа
Упражнение на развитие дыхания «Дышим
правильно» Игровое задание «Что это»
(понимание слов- обобщений с
использованием графических изображений).
Выкладывание слогов
из разрезной азбуки по заданию.
Чтение гласных слогов. Написание гласных
слогов по образцу.
с
1
34
Диагностическое
обследование
Итого
Индивидуальная форма
раздаточным материалом
занятия.
Работа
с
1
34 часа
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Учебно-методическая:
1.
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
2.
Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя.
– М.: Просвещение, 1983.
3.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.
Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
4.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.
Просвещение, 2008.
Наглядно-дидактический материал:
•
Аудиокассеты с записями различных звуков.
•
Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на
шнур.
•
Разрезные и парные картинки.
•
Дидактическая игра «Бусы».
•
Дидактическая игра «Форма и цвет».
•
Трафареты, шаблоны.
•
Штриховки.
•
Рамки-вкладыши.