Фомичева
Анна
Сергеевна
Подписан: Фомичева Анна Сергеевна
DN: ИНН=662402392892, СНИЛС=12364697167,
E=mucboun-tura@mail.ru, C=RU, S=Свердловская
область, L=Нижняя Тура, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕТУРИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ
Е.В. ПАНКРАТЬЕВА""", G=Анна Сергеевна,
SN=Фомичева, CN=Фомичева Анна Сергеевна
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-05-26 15:14:36
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Оглавление
1. Общие положения.................................................................................................................................3
2. Категории участников итогового собеседования................................................................................3
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании...................................................3
4. Организация проведения итогового собеседования...........................................................................3
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования.................................................4
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в МБОУ «СОШ №1»....................................4
7. Проведение итогового собеседования.................................................................................................6
8. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового
собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов..........7
9. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования...............................................................9
10. Повторный допуск к проведению итогового собеседования.........................................................10
11. Проведение повторной проверки итогового собеседования..........................................................10
12. Срок действия итогового собеседования.........................................................................................11
Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку........12
Приложение 2. Инструкция для ответственного организатора...........................................................13
Приложение 3. Инструкция для организатора проведения итогового собеседования.......................15
Приложение 4. Инструкция для экзаменатора-собеседника................................................................15
Приложение 5. Инструкция для технического специалиста................................................................19
Приложение 6. Инструкция для эксперта..............................................................................................21
Приложение 7. Критерии оценивания итогового собеседования по русскому языку........................22
2
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и проведении итогового собеседования по русскому
языку (далее – Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Е.В. Панкратьева» (далее –
МБОУ «СОШ №1») определяет категории участников итогового собеседования по
русскому языку (далее – итоговое собеседование), сроки и продолжительность проведения
итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к
проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и
подготовки к проведению итогового собеседования, порядок проведения и проверки
итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок
действия результатов итогового собеседования.
2. Категории участников итогового собеседования
2.1. Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее –
ГИА) проводится для:
обучающихся 9 классов;
лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в
форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной
аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих
экстерном ГИА в МБОУ «СОШ №1» (далее – экстерны);
обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ),
обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам
основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на
дому.
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
3.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся (в том числе экстерны,
зачисленные в МБОУ «СОШ №1» для прохождения ГИА) подают заявление (Приложение
1) и согласие на обработку персональных данных в МБОУ «СОШ №1» заместителю
директора по учебно-воспитательной работе, ответственному за проведение
государственной итоговой аттестации, не позднее, чем за две недели до начала
проведения итогового собеседования.
3.2. Обучающиеся, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового
собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, экстерны– дети-инвалиды и инвалиды –
оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей
факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением
медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также
копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 8.5 пункта 8 настоящего
Положения.
3.3. Итоговое собеседование проводится в МБОУ «СОШ №1» .
4. Организация проведения итогового собеседования
4.1. Ответственный за проведения ГИА в МБОУ «СОШ №1» в целях проведения
итогового собеседования:
обеспечивает отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по
проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в
3
МБОУ «СОШ №1» (далее соответственно – комиссия по проведению, комиссия по
проверке), данные комиссии утверждаются приказом директора;
под подпись информирует специалистов, привлекаемых к проведению и проверке
итогового собеседования, о порядке проведения и проверке итогового собеседования;
под подпись информирует участников итогового собеседования и их родителей
(законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о
порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового
собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и
месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах
итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами;
в целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования
публикует на сайте МБОУ «СОШ №1» информацию о:
порядке проведения итогового собеседования не позднее, чем за два месяца до дня
проведения итогового собеседования;
сроках проведения итогового собеседования – не позднее, чем за месяц до
завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;
сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования –
не позднее, чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.
4.2. Ответственный за информационный обмен своевременно и полно вносит в
региональную информационную систему данные об участниках итогового собеседования
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
5.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.
5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого
участника итогового собеседования составляет в среднем15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового
собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового
собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на
подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования,
внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории,
инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению
заданий КИМ до начала процедуры и др.).
5.3. В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое
собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в
текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки,
предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую
среду марта и первый рабочий понедельник мая).
5.4. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем
учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных
настоящими Положением, в дополнительные сроки.
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в МБОУ «СОШ №1»
6.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе образовательной
деятельности в МБОУ «СОШ №1». Участники итогового собеседования могут принимать
участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательной деятельности
(находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после
проведения итогового собеседования). Участники итогового собеседования, ожидающие
4
свою очередь, не должны пересекаться с участниками, прошедшими процедуру итогового
собеседования. При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного
процесса в МБОУ «СОШ №1».
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для
проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового
собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
6.3.
Для проведения итогового собеседования выделяются:
учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники
проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитория проведения итогового
собеседования);
учебные кабинеты МБОУ «СОШ №1», в которых участники итогового
собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных
кабинетах параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования,
ожидающих своей очереди), а также учебные кабинеты для участников, прошедших
итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начало следующего
урока в данном учебном кабинете);
помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов
итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из
протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее
– Штаб).
6.4.
Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы
от остальных кабинетов, в которых осуществляется образовательная деятельность, для
обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее
место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано
техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов
участников итогового собеседования (например, компьютер, микрофон/диктофон).
6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером
с выходом в сеть «Интернет» для получения КИМ итогового собеседования, критериев
оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В
Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового
собеседования в специализированную форму.
6.6. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования директор
обеспечивает создание комиссии по проведению и комиссии по проверке итогового
собеседования.
В состав комиссии по проведению входят:
ответственный организатор, обеспечивающий подготовку и проведение итогового
собеседования (см. Приложение 2);
организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение
участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися МБОУ
«СОШ №1», не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если
итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в МБОУ «СОШ №1»)
(см. Приложение 3);
экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового
собеседования, проводят инструктаж участника собеседования по выполнению заданий, а
также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников
5
итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения
итогового собеседования для каждого участника. Экзаменатором-собеседником может
являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками,
грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы) (см. Приложение 4);
технический
специалист,
обеспечивающий
получение
КИМ
итогового
собеседования с федерального Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru), а также
обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях
проведения итогового собеседования, а также для внесения информации в
специализированную форму (см. Приложение 5).
В состав комиссии по проверке входят:
эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее –
эксперты) (см. Приложение 6). К проверке ответов участников итогового собеседования
привлекаются только учителя русского языка и литературы.
Количественный состав комиссии по проверке определяет МБОУ «СОШ №1» в
зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий
проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы,
работающих в МБОУ «СОШ №1» и участвующих в проверке ответов участников
итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового
собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, возможно
сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в
МБОУ «СОШ №1».
6.7. За три дня до проведения итогового собеседования в Штабе техническим
специалистом устанавливается программное обеспечение (далее – ПО) «Результаты
итогового собеседования». В ПО загружается XML-файл, полученный от РЦОИ, с
внесенными сведениями об участниках итогового собеседования.
6.8. За день до проведения итогового собеседования МБОУ «СОШ №1» получает
список участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового
собеседования в аудитории, протоколы экспертов по оцениванию ответов участников
итогового собеседования, специализированную форму. В МБОУ «СОШ №1» список
участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список
корректируется, критерии оценивания итогового собеседования для экспертов.
Ответственный организатор распределяет участников итогового собеседования по
аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников
итогового собеседования поле «Аудитория».
7. Проведение итогового собеседования
7.1. В день проведения итогового собеседования не позднее 08.00 по местному
времени технический специалист получает с Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru) и
тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический
специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной
схеме (см. Приложение 5).
7.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового
собеседования могут присутствовать:
аккредитованные общественные наблюдатели;
аккредитованные представители средств массовой информации;
6
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные
Рособрнадзором, и (или) должностные лица органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской
Федерации в сфере образования.
7.3. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники
итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете (на уроке) или в
учебном кабинете ожидания (если параллельно для участников итогового собеседования
не ведется образовательная деятельность).
7.4. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке
приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию
проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от
ответственного организатора, а после окончания итогового собеседования для данного
участника – в учебный кабинет (параллельно может вестись урок). Затем приглашается
новый участник итогового собеседования.
7.5.
Во время проведения итогового собеседования участникам итогового
собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и
видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения
и передачи информации.
7.6.
После завершения итогового собеседования участник прослушивает
аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без
сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового
собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
7.7. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или
другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может
покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор
составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным
причинам», а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму
«Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории».
8. Особенности организации и проведения итогового собеседования для
участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования –
детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в
итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники
итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию
справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях,
изложенных подпунктом 8.5 пункта 8 настоящих Рекомендаций.
8.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового
собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию
здоровья на дому, в МБОУ «СОШ №1», в том числе санаторно-курортных, в которых
проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия
для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового
собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности
психофизического развития.
8.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в
медицинской организации являются заключение медицинской организации и
рекомендации ПМПК.
7
8.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и
обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации
ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при
предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) в МБОУ «СОШ №1»
обеспечиваются следующие условия проведения итогового собеседования:
беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории
проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их
пребывание в указанных помещениях;
наличие специальных кресел и других приспособлений;
увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30
минут.
8.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и
обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций
ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при
предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) в
МБОУ «СОШ №1» обеспечиваются следующие специальные условия, учитывающие
состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую
техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место,
передвигаться, прочитать задание;
использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий
технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей
аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью
компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день
проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по
проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными
устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно
использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с
регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс
при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с
которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в
качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по
8
второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования
аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории
проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание
происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи
устного ответа участника.
8.6. В случае если особенности психофизического развития (например, участники
с тяжелыми нарушениями речи, задержка психического развития и иные (сахарный диабет
и т.д.) и др.) не позволяют участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам
итогового собеседования - детям-инвалидам и инвалидам выполнить все задания
итогового собеседования, а экспертам по проверке итогового собеседования провести
оценивание итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового
собеседования, ОИВ определяет минимальное количество баллов за выполнение всей
работы, необходимое для получения «зачета» для данной категории участников итогового
собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий
итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей
работы для данной категории участников итогового собеседования являются
соответствующие рекомендации ПМПК.
9. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
9.1 Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в
состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать
указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового
собеседования;
рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности «Русский язык и литература» с
квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
9.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено
по двум схемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне органов
исполнительной власти):
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования
осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально
разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет». При этом, при необходимости,
возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового
собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его
общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в
9
режиме реального времени заносит в протокол эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/ «незачет»;
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования
осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в
соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового
собеседования.
После завершения итогового собеседования каждого участника необходимо
обеспечить прослушивание своего ответа каждым участником, чтобы убедиться, что
аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса
участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или
техническим специалистом (по усмотрению МБОУ «СОШ №1»).
Зачёт выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов,
определенное критериями оценивания выполнения заданий контрольных измерительных
материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку,
представленными в приложении 7 настоящего Положения.
На категорию участников итогового собеседования, перечисленную в пункте 8.6.
Рекомендаций, данное положение не распространяется. ОИВ определяет минимальное
количествобаллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для
данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального
количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных
категорий участников итогового собеседования.
9.3. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке
итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных
дней с даты проведения итогового собеседования.
10. Повторный допуск к проведению итогового собеседования
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку
в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и
первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:
получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат
(«незачет»);
не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или
иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или
иные обстоятельства), подтвержденным документально.
11. Проведение повторной проверки итогового собеседования
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного
10
оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении
повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование
предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи
устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового
собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в
местах, определенных ОИВ.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового
собеседования указанной категории обучающихся определяет ОИВ.
12. Срок действия итогового собеседования
Итоговое собеседование как допуск к ГИА – бессрочно.
11
Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом
собеседовании по русскому языку
Директору МБОУ «СОШ №1»
__________________________
Заявление
на
участие
в
собеседовании по русскому языку
итоговом
Я,
фамилия
имя
отчество(при наличии)
Дата
ч ч . мм.
рождения
удостоверяющего
г г
Наименование
документа,
личность
_______________________________________________________________________
Серия
Номер
прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом собеседовании по русскому языку.
Прошу создать условия для прохождения итогового собеседования по русскому языку,
учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития,
подтверждаемые:
копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы
Указать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности
психофизического развития
Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30
минут
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение, учитывающие
состояние здоровья, особенности психофизического развития)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
C Порядком проведения итогового собеседования ознакомлен (ознакомлена).
Подпись заявителя ______________/______________________(Ф.И.О.)
«____» _____________ 20___ г.
Контактный телефон
Регистрационный номер
12
Приложение 2. Инструкция для ответственного организатора
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования:
определить необходимое количество аудиторий проведения итогового
собеседования;
обеспечить ознакомление экспертов с критериями оценивания, полученными от
технического специалиста;
получить от технического специалиста:
списки участников итогового собеседования (далее – списки участников), при
необходимости скорректировать списки и распределить участников итогового
собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования (по количеству аудиторий проведения итогового
собеседования);
протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования
(на каждого участника итогового собеседования);
специализированную форму;
заполнить в списках участников поле «Аудитория».
В день проведения итогового собеседования:
получить от технического специалиста КИМ итогового собеседования и формы для
проведения итогового собеседования;
выдать:
экзаменатору-собеседнику:
для участников итогового собеседования (текст для чтения, карточки с темами
беседы на выбор и планами беседы) – по 2 экземпляра каждого материала на аудиторию
проведения итогового собеседования (возможно тиражирование большего количества);
для экзаменатора-собеседника (Инструкцию по выполнению заданий КИМ,
карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы) – по два экземпляра на
аудиторию проведения итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования, в которой фиксируется время начала и окончания ответа
каждого участника итогового собеседования;
материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с
тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
Эксперту:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования (на
каждого участника);
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
Организатору(ам)проведения итогового собеседования:
список участников итогового собеседования.
Во время проведения итогового собеседования:
1. Проставить в случае неявки участника в списках участников в поле «Аудитория»
рядом с номером аудитории букву «Н» на основании информации, полученной от
организаторов проведения итогового собеседования. Допускается проставление отметки о
13
неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового
собеседования по поручению ответственного организатора.
2.
Координировать работу лиц, привлекаемых к проведению итогового
собеседования.
3.
Принять по завершении итогового собеседования от экзаменаторовсобеседников:
материалы, использованные для проведения итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования.
По завершении проведения итогового собеседования:
1.
Принять по завершении итогового собеседования от технического
специалиста флеш-носители с аудиозаписями ответов участников итогового
собеседования из каждой аудитории проведения итогового собеседования.
2.
Организовать проверку ответов участников итогового собеседования
экспертами в случае выбора ОИВ варианта оценивания ответов участников итогового
собеседования после проведения итогового собеседования.
3.
Осуществить передачу в РЦОИ на флеш-носителях, либо по защищенной
сети передачи данных аудио-файлов с записями ответов участников итогового
собеседования.
4.
Осуществить передачу в РЦОИ на бумажных носителях, либо по
защищенной сети передачи данных списков участников, ведомостей учета проведения
итогового собеседования в аудиториях, протоколов экспертов по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
14
Приложение 3. Инструкция для организатора проведения итогового собеседования
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора списки участников, распределенных в
аудитории проведения итогового собеседования;
приглашать в произвольном порядке участников итогового собеседования,
находящихся в учебном кабинете (параллельно в классе может проводиться урок), из
полученного списка, сопровождать участников в аудитории проведения итогового
собеседования согласно полученному списку участников и по окончании итогового
собеседования – в учебный кабинет;
информировать ответственного организатора об отсутствии участника итогового
собеседования в МБОУ «СОШ №1»;
ставить в списке участников отметку «Н» в поле напротив фамилии отсутствующего
участника итогового собеседования (по поручению ответственного организатора);
обеспечивать соблюдение порядка иными обучающимися, не принимающими
участия в итоговом собеседовании в случае если итоговое собеседование проводится во
время учебного процесса);
по завершении проведения итогового собеседования передать список участников
ответственному организатору.
15
Приложение 4. Инструкция для экзаменатора-собеседника
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с:
демоверсиями
материалов
для
проведения
итогового
собеседования,
размещенными на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ», включая критерии оценивания
итогового собеседования, полученные от ответственного организатора образовательной
организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным ОИВ;
настоящим Положением..
В день проведения итогового собеседования получить от ответственного
организатора следующие материалы:
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, в которой
фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового
собеседования;
КИМ итогового собеседования: Инструкцию по выполнению заданий КИМ, тексты
для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
Вместе с экспертом ознакомиться с КИМ итогового собеседования (тексты для
чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме),
полученными в день проведения итогового собеседования.
В аудитории проведения итогового собеседования осуществить проверку
документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, провести
инструктаж участника, ознакомив его с Инструкцией по выполнению заданий КИМ,
фиксировать время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового
собеседования.
Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения итогового собеседования вносит
данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового
собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ итогового
собеседования, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого
участника итогового собеседования, проводит собеседование, следит за соблюдением
временного регламента проведения итогового собеседования.
Экзаменатор-собеседник создает доброжелательную рабочую атмосферу.
Экзаменатор-собеседник при проведении итогового собеседования организует
деятельность участника итогового собеседования:
выдает КИМ итогового собеседования;
фиксирует время выполнения каждого задания КИМ итогового собеседования,
следит за соблюдением времени, отведенного на: подготовку ответа, ответ участника
итогового собеседования, общее время, отведенное на проведение итогового
собеседования для каждого участника (время может быть скорректировано с учетом
индивидуальных особенностей участников итогового собеседования);
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произнес под аудиозапись
свою фамилию, имя, отчество, номер варианта прежде, чем приступить к ответу (в
продолжительность проведения итогового собеседования не включается);
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произносил номер задания
перед ответом на каждое из заданий.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового
собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки
16
«старт»/»запись», «пауза», «стоп» звукозаписывающего устройства) рекомендуется
возложить на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению
образовательной организации, если кадровый потенциал МБОУ «СОШ №1» позволяет
включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов). Параллельно
рекомендуется ведение потоковой аудиозаписи ответов участников.
Выполняет роль собеседника:
задает вопросы (на основе карточки экзаменатора-собеседника или иные вопросы в
контексте ответа участника итогового собеседования);
переспрашивает, уточняет ответы участника, чтобы избежать односложных ответов;
не допускает использование участником итогового собеседования черновиков.
по окончании итогового собеседования принимает от эксперта протоколы эксперта
пооцениванию ответов участников итогового собеседования (в случае если оценивание
ведется во время ответа участника итогового собеседования (схема первая);
после завершения итогового собеседования передает ответственному организатору в
Штабе:
КИМ итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
заполненную ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
Ниже представлен временной регламент выполнения заданий итогового собеседования каждым
участником.
№
1
Действия экзаменатора-собеседника
Действия обучающихся
Приветствие участника собеседования.
Знакомство. Короткий рассказ о
содержании итогового собеседования
Выполнение заданий итогового собеседования
Приблизительное время
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2
Предложить участнику собеседования
ознакомитьсяс текстом для чтения
вслух.
Обратить внимание на то, что участник
собеседования будет работать с этим
текстом, выполняя задания 1 и 2
3
За несколько секунд напомнить о Подготовка к чтению
готовности к чтению
вслух.
Чтение текста про себя
4
Слушание текста.
Чтение текста вслух
Эмоциональная реакция на чтение
участника собеседования
5
Переключение
участника Подготовка к пересказу с
собеседования на другой вид работы.
привлечением
дополнительной
информации
6
Забрать у участника собеседования Пересказ
текста
с
исходный текст. Слушание пересказа.
привлечением
Эмоциональная реакция на пересказ дополнительной
Время
1 мин.
15-16 мин.
до 2-х мин.
до 2-х мин.
до 2-х мин.
до 3-х мин.
17
№
7
8
9
Действия экзаменатора-собеседника
Действия обучающихся
Время
участника собеседования.
информации
Забрать у участника собеседования
материалы,
необходимые
для
выполнения задания 1 и 2. Объяснить,
что задания 3 и 4 связаны тематически
и не имеют отношения к тексту, с
которым
работал
участник
собеседования при выполнении заданий
1 и 2. Предложить участнику
собеседования выбрать вариант темы
беседы и выдать ему соответствующую
карточку.
МОНОЛОГ
Предложить участнику собеседования
ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку
отводится
1 минута, а высказывание не должно
занимать более трех минут
Подготовка к ответу
1 мин.
Слушать устный ответ.
Ответ по теме выбранного до 3-х мин.
Эмоциональная реакция на ответ
варианта
ДИАЛОГ
10 Задать
вопросы
для
диалога. Вступает в диалог
Экзаменатор-собеседник может задать
вопросы,
отличающиеся
от
предложенных в КИМ итогового
собеседования
11 Эмоционально поддержать участника
собеседования
до 3-х мин.
Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору в Штабе:
запечатанные КИМ итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
18
Приложение 5. Инструкция для технического специалиста
При подготовке к проведению итогового собеседования:
осуществить сбор сведений об участниках итогового собеседования (ФИО
участников, необходимость создания особых условий для участников итогового
собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и
инвалидов);
подготовить в Штабе рабочее место, оборудованное компьютером с доступом в
сеть Интернет и принтером для получения и тиражирования материалов для проведения
итогового собеседования. Организовать рабочее место для внесения результатов
итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из
протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
Не позднее чем за день:
подготовить необходимое количество рабочих мест в аудиториях проведения
итогового собеседования, оборудованных средствами для записи ответов участников
итогового собеседования, либо необходимое количество диктофонов;
проверить готовность оборудования для записи ответов участников итогового
собеседования (произвести тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна
содержать посторонних шумов и помех, голоса участников итогового собеседования и
экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в
часто используемых аудиоформатах (*.wav, *.mp3, *.mp4 и т.д.);
проверить готовность рабочего места в Штабе для получения материалов итогового
собеседования (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, наличие
достаточного количества бумаги).
подготовить рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в
специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по
оцениванию ответов участников итогового собеседования.
получить с официального сайта ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) и тиражировать в
необходимом количестве критерии оценивания итогового собеседования для экспертов.
В день проведения итогового собеседования:
обеспечить получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернетресурса http://topic9.rustest.ru и передать их ответственному организатору;
в случае отсутствия доступа в МБОУ «СОШ №1» в день проведения итогового
собеседования к федеральному Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового
собеседования, незамедлительно обратиться в РЦОИ для получения материалов
посредством электронной почты (далее – резервная схема).
Осуществить печать протоколов эксперта по оцениванию ответов участников
итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в
аудитории, списков участников итогового собеседования (далее вместе – формы для
проведения итогового собеседования);
Передать ответственному организатору формы для проведения итогового
собеседования;
Обеспечить ведение аудиозаписи бесед участников с экзаменатором-собеседником
(технический специалист включает одну общую аудиозапись на весь день проведения
19
итогового собеседования в аудитории. При необходимости параллельно может
осуществляться запись ответов каждого участника итогового собеседования).
По завершении проведения итогового собеседования:
завершить ведение потоковой аудиозаписи ответов участников, сохранить
аудиозаписи в каждой аудитории проведения, скопировать аудиозаписи на съемный
электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору.
Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер
аудитории проведения итогового собеседования, код образовательной организации;
в случае проверки экспертами работ после завершения итогового собеседования
сохранить аудиозаписи на флеш-носители и передать ответственному организатору для
дальнейшего распределения аудиофайлов между экспертами по проверке итогового
собеседования для прослушивания и оценивания. Рекомендуется при выборе второго
варианта проверки вести отдельные аудиозаписи для каждого участника;
используя ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории и
протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в
Штабе занести в специализированную форму при помощи ПО «Результаты итогового
собеседования» следующую информацию для каждого внесенного ранее участника:
код ОО;
код МСУ;
номер аудитории;
номер варианта;
баллы, согласно критериям оценивания;
общий балл;
отметку «зачет» / «незачет»;
ФИО эксперта.
Количество строк в специализированной форме должно быть равно количеству
участников, сдававших итоговое собеседование в МБОУ «СОШ №1».
Сохранить специализированную форму для внесения информации из протоколов
экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в специальном
XML формате и передать в РЦОИ.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового
собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки
«старт»/»запись», «пауза», «стоп» звукозаписывающего устройства) рекомендуется
возложить на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению
образовательной организации, если кадровый потенциал МБОУ «СОШ №1» позволяет
включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов). Параллельно
рекомендуется ведение потоковой аудиозаписи ответов участников.
20
Приложение 6. Инструкция для эксперта
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с:
демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, размещенными
на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ», включая критерии оценивания итогового
собеседования, полученные от ответственного организатора;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным ОИВ;
настоящим Положением.
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора следующие материалы:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
Ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования,
полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового
собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования).
Во время проведения итогового собеседования:
оценивать ответы участников итогового собеседования непосредственно в
аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового
собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая
аудиозапись (определяется ОИВ);
вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/ «незачет»;
ФИО, подпись и дату проверки.
По окончании проведения итогового собеседования пересчитывает протоколы
эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковывает их в
конверт и в запечатанном виде передает экзаменатору-собеседнику.
Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и экзаменаторасобеседника!
Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его
рабочее место рекомендуется определить в той части учебного кабинета, в которой
участник итогового собеседования зрительно не сможет наблюдать (и,
соответственно, отвлекаться) на процесс оценивания итогового собеседования.
21
Приложение 7. Критерии оценивания итогового собеседования по русскому языку
Задание 1.Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух
ИЧ
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
ТЧ
Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
Максимальное количество баллов
Баллы
1
0
1
0
2
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
№
П1
П2
П3
Критерии оценивания пересказа текста с включением
приведённого высказывания
Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены
Упущена или добавлена одна или более микротем
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
Допущены фактические ошибки (одна и более)
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа
уместно, логично
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа
неуместно и/или нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время
пересказа
П4
Способы цитирования
Ошибок нет
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)
Максимальное количество баллов
Баллы
1
0
1
0
1
0
1
0
4
22
Таблица 3
№
Критерии оценивания правильности речи за выполнение Баллы
заданий 1 и 2 (Р1)*
Г
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
0
О
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
1
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая
слово в тексте с поставленным ударением)
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
0
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
1
или
допущено не более трёх речевых ошибок
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
0
Иск.
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одно и более)
0
Максимальное количество баллов
4
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по
критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не
более двух баллов.
Максимальное
и 2) – 10.
количество
баллов
за
работу
с
текстом
(задания
1
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
№
М1
М2
Критерии
оценивания
монологического
высказывания (М)
Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют
Испытуемый
предпринял
попытку
справиться
коммуникативной задачей,
но
допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
Условия речевой ситуации не учтены
Баллы
1
с 0
1
0
23
М3
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, 1
речевой связностью и последовательностью изложения:
логические
ошибки
отсутствуют,
последовательность
изложения не нарушена
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. 0
Присутствуют логические ошибки (одна или более)
Максимальное количество баллов
3
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Таблица 5
№
Д1
Д2
Критерии оценивания диалога (Д)
Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
Условия речевой ситуации не учтены
Максимальное количество баллов
Баллы
1
0
1
0
2
Таблица 6
№
Г
О
Р
Критерии оценивания правильности речи за выполнение Баллы
заданий 3 и 4 (Р2)*
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
1
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
1
или
допущено не более трёх речевых ошибок
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
0
Таблица 7
РО
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, 1
используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или 0
используются однотипные синтаксические конструкции
24
Максимальное количество баллов
4
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по
критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2)
ставится не более двух баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение
всей работы оннабрал 10 или более баллов.
25