Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Русская словесность»
9 класс
1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в
художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения
средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ.
Употребление в произведении этихсредств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макаронический» стиль.
Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра
слов.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность
высказывания на объект и субъект.
Предмет .изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных
впечатлений в явление искусстваслова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.
Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств
художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести
петровского времени. Система жанров
иособенности языка произведения классицизма. Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в
творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях
сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический
стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи.
Полифония.
Авторская
индивидуальность.
Проявление
художественной
одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя
как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие
творчества писателя.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВА
СЛОВА
КАК
ЕДИНСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
словесного художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской
эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла»
слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в
произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как
средство выражения художественного содержания. Герой произведения словесности как
средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в
эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к
«вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение
художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для
его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в
произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства —
помочь совершенствованию мира и человека.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Русская словесность»
Личностными результатами выпускников основной школыявляются:
1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2.осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3.достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4.формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5.совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6.использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7.формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1.владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
∂ адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
∂ владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
∂ адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
∂ способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
∂ овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
∂ умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
∂ способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
∂ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
∂ умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
∂ способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, со-
ответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
∂ владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
∂ соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
∂ способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
∂ способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
∂ умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации
2.применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3.коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2.понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3.освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи;
4.овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6.понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7.осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8.овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественнуюкартину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Тематическое планирование учебного курса.
№
1
№ п/п Тема занятия
1.1
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (11ЧАСОВ)
Значение и многообразие средств
художественной изобразительности
языка.
Всего
часов
ЦОР / ЭОР
1
«К уроку литературы»
1
Источник: https://rosuchebn
ik.ru/material/eor-politerature/?
utm_source=ya.ru&utm_me
dium=referral&utm_campaig
n=ya.ru&utm_referrer=ya.ru
«К уроку литературы»
2
1.2
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль
писателя
3
1.3
4
1.4
Сравнение и параллелизм, развернутое 1
сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение.
1
5
1.5
Аллегория и символ.
1
6
1.6
Гипербола
1
7
1.7
Фантастика.
Парадокс и алогизм, их роль в
произведении. Гротеск.
1
ФЭБ
Бурлеск как жанр и как
изобразительное средство языка.
Этимологизация и внутренняя форма
слова.
Ассоциативность сюжетов, образов,
тем.
Квипрокво как изобразительное
1
Источник: https://rosuchebn
ik.ru/material/eor-politerature/?
utm_source=ya.ru&utm_me
dium=referral&utm_campaig
n=ya.ru&utm_referrer=ya.ru
ФЭБ
1
ФЭБ
1
ФЭБ
1
ФЭБ
8
1.8
9
1.9
10
1.10
11
1.11
http://literatura5.narod.ru
/antiteza.html
http://literatura5.narod.ru
/antiteza.html
http://literatura5.narod.ru
/antiteza.html
http://literatura5.narod.ru
/antiteza.html
средство языка и как способ
построения сюжета.
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И
ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО. (4часа)
Прямое и поэтическое значение
словесного выражения.
Предмет изображения, тема и идея
произведения.
12
2.1
13
2.2
14
2.3
15
2.4
16
3.1
17
3.2
18
3.3
19
3.4
20
3.5
Изображение действительности и
поэтическое слово в произведениях
сентиментализма и романтизма.
21
3.6
22
3.7
23
4.1
Изображение действительности в
1
искусстве реализма.
1
Стиль писателя как единство всех
элементов художественной формы
произведений.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
СЛОВА КАК ЕДИНСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО
СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ.
(5часов)
1
Эстетическое освоение
действительности в искусстве
слова.Эстетический идеал.
Способы выражения точки зрения
автора в эпическом и лирическом
произведениях.
Художественная правда.
Правдоподобное и условное
изображение.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА(7часов)
Принципы изображения
действительности и поэтическое
слово.
Изображение действительности и
поэтическое слово в древнерусской
литературе.
Старославянский, древнерусский и
церковнославянский языки.
Своеобразие средств художественной
изобразительности.
Изображение действительности и
поэтическое слово в литературе XVIII
в.
1
1
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
1
http://schoolcollection.edu.ru/
1
http://schoolcollection.edu.ru/
1
https://znanio.ru/media/li
st?page=2
1
https://znanio.ru/media/li
st?page=2
1
https://znanio.ru/media/li
st?page=2
1
https://znanio.ru/media/li
st?page=2
1
https://znanio.ru/media/iz
obrazhenie_zhizni_i_slov
o_v_iskusstve_sentiment
alizma-303139?
ysclid=ln1p53rp8a59291
2399
https://znanio.ru/media
https://znanio.ru/media
https://znanio.ru/media/p
rezentatsiya-na-temuesteticheskoe-
24
25
4.2
4.3
Художественный образ.
Художественная действительность:
объективное и субъективное начала в
ней.
1
1
slovoobrazovanie-vhudozhestvennoj-rechi-2833534
https://znanio.ru/media/
https://resh.edu.ru
26
4.4
Художественное время и
художественное пространство
(хронотоп) как один из видов
художественного образа.
1
https://znanio.ru/media/
27
4.5
1
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7026/conspect/2
46289/
https://resh.edu.ru
28
5.1
Герой произведения словесности как
средство выражения художественного
содержания.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. (7часов)
Значение перевода произведения
словесности на другой язык.
1
https://resh.edu.ru
29
5.2
Развитие словесности. Традиции и
новаторство, использование традиций
в произведениях словесности.
1
https://resh.edu.ru
30
5.3
1
https://znanio.ru/media/
31
5.4
1
https://znanio.ru/media/
32
5.5
1
https://znanio.ru/media/
33
5.6
1
https://znanio.ru/media/
34
5.7
Пародия как средство литературной
борьбы.
Обращение к «вечным» образам и
мотивам, новая жизнь типических
героев, созданных в прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии общества
и в жизни личности.
Нравственные проблемы в
произведениях словесности
Главное назначение
искусства — помочь
совершенствованию мира и человека.
1
https://znanio.ru/media/