Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Е.В. Панкратьева»
СОГЛАСОВАНО
Зам. дир. по УВР
_____________Фомичева А.С.
26.08.2025
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
протокол №1 от 26.08.2025
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
8-9 класс
Составитель: Ведерникова Т.И.,
учитель русского языка и литературы
Нижнетуринский муниципальный округ
2025 год
1
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2
1.2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3.
Предметные результаты:
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного курса являются:
∂
умение работать со словарями;
∂
анализ языковых средств произведения;
∂
составление тезисов, конспекта;
∂
написание сочинения;
∂
создание собственного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии,
эпиграммы и т.п.;
∂
работать с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями;
∂
развитие навыков выразительного чтения.
∂ умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения
отношения автора к предмету изображения;
3
∂
∂
∂
∂
∂
∂
∂
∂
∂
∂
∂
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных
устных и письменных высказываниях;
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
развивать «чувство стиля»;
умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции,
соответствие стиля цели высказывания;
умение редактировать и совершенствовать текст;
умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и
способы передачи речи героя;
умение анализировать стихотворения;
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения;
понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной
литературы, мифологии, фольклора;
умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи,
образы, стиль произведений прошлого;
умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов
выражения идеи.
2.
Содержание курса внеурочной деятельности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания,
оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить
предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса,
логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса).
Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных
слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль
архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление
переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения,
метонимии.
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и
нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля
цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления
повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении.
Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в
монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный
герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и
мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как
способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица
«всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски
высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
4
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие
нового.
3. Объем и содержание дополнительной образовательной программы
Объем дополнительной образовательной программы
Курс обучения рассчитан на года 8-9 класс /68 недель/ 1 час в неделю.
Предметное содержание устной и письменной речи обучающихся разрабатывается
в соответствии с Результатами освоения курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Комплексное повторение
Анализ текста. Фонетика. Графика. Состав слова. Словообразование. Орфография.
Лексика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Звуки. Морфемы. Способы образования
слов. Части речи. Члены предложения.
Раздел 2. Текст как речевое произведение.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость текста, смысловая цельность,
связность). Тема, формулировка темы. Основная мысль текста. Ключевые слова текста.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Понимание текста - процесс
творческий. От анализа текста к изложению. Сочинение как вид текста.
Раздел 3. Строение текста.
Название текста. Зачин (первое предложение). Композиция текста. Микротема текста.
Абзац. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Взаимодействие сюжета и композиции.
Раздел 4.Стиль текста.
Стили речи, их основные признаки и особенности.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи.
Лексические
особенности
публицистического
стиля.
Средства
эмоциональной
выразительности в публицистическом стиле. Речевые средства воздействия на читателя в
публицистическом стиле. Синтаксические особенности публицистического стиля.
Художественный стиль речи. Основные жанры языка художественной литературы:
прозаические, поэтические и драматургические произведения. Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Языковые средства стилей.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи
Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Рассуждение в публицистическом стиле. Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Повествование
публицистическом стиле. Рассказ как текст повествовательного типа. Рассуждение с описанием. Разновидности описания: описание места, состояния природы. Характера человека и
его внешности. Использование и взаимодействие функционально-смысловых типов речи в
различных текстах.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Основные
синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный
анализ Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом текстеСредства выразительности в художественном и публицистическом тексте. Тропы.
Стилистические фигуры (фигуры речи). Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Раздел 8. Основные виды переработки текста
Редактирование текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект
Раздел
Темы, входящие
Основное содержание по темам.
программы
в данный
5
раздел.
Раздел 1.
Комплексное
повторение.
Тема 1. Комплексное повторение материала,
изученного
Комплексное повторение. Анализ текста.
Фонетика. Графика. Состав слова.
Словообразование.
Орфография. Лексика. Морфология.
Синтаксис. Пунктуация. Звуки. Морфе мы.
Способы образования слов. Части речи. Члены
предложения
Раздел 2.
Текст как
речевое
произведение
Тема 1. Текст как
речевое произведение. Понимание
текста .
Текст, признаки тек ста, строение и виды его
преобразования. Структура и языковые
особенности текста. Понимание текста - процесс
творческий.
Тема 2.От анализа
текста к изложению.
Изложение текста, план работы над
изложением. Изложение подробное,
выборочное, сжатое. От анализа текста к
изложению.
Сочинение как вид текста. Тема сочинения,
стиль, план. Способы раскрытия темы и
основной
мысли. Язык сочи нения.
Тема 3.Сочинение
как вид текста.
Раздел 3.
Строение
текста.
Раздел 4.
Стиль
текста.
6
Тема 1. Строение
текста.
Текст как произведение речи (высказывание),
воспроизведенное на письме или в печати.
Строе ние текста.
Тема 2.
Смысловая и
композици- онная
стройность
текста.
Текст. Строение текста. Смысловая и
Композиционная стройность текста.
Тема 3.
Взаимодействие
сюжета и
композиции.
Смысловая и компо зиционная стройность
текста. Взаимодействие сюжета и композиции.
Тема 1. Стили ре
чи, их основные
признаки и
особенности.
Функциональная стилистика. Стиль
как содержательная форма. Стили речи, их
основные признаки и особенности.
Тема 2. Виды
тропов и
стилистичес ких
фигур.
Виды тропов: гипербола , литота, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет и др.
Раздел 5.
Функциональносмысловые
типы речи.
Раздел 6.
Языковая
компетен
ция
Тема 1.
Функциональносмысловые
типы речи:
описание,
повествование,
рассуждение.
Тема 2.
Использование и
взаимодейст вие
функциона льносмысловых
типов речи в
различных
текстах.
Тема 1.
Языковая
компетенция
Раздел 7.
Средствавыр
ази
тельности в
художествен
ном и
публицистическом
тексте.
Тема 1. Средства
выразительности
в
художественном
и публицистическом тексте.
Раздел 8.
Основные
виды переработки
текста.
Тема
1.
Основные виды
переработки
текста.
Тема 2.Простой
и сложный план
текста.
Цитатный план.
7
Функциональносмысловые типы
речи: описание,
повествование, рассуждение, их
композиционные
особенности и
языковые
средства.
Использо вание и
взаимодействие
функциональносмысловых типов
речи в различных
текстах.
Основные
синтаксические
единицы. Основные
принципы русской
пунктуации.
Пунктуационный
анализ
Средства выразительности в
художественном и
публици стичес ком
тексте.
Основные виды пе
реработки текста.
Сокраще ние
текста:
составление плана,
тезисов,
Основные виды
пе- реработки
текста. Простой и
сложный план
текста. Цитат- ный
план.
Повторяют особенности
функциональносмысловых типов речи;
лексические,
морфологические и
синтаксические средства
связи
Анализируют тексты
разных стилей, определяют
в них тип
речи; совершенствуют
навыки написания текстов
различной стилистической
направленно- сти.
Качества хорошей речи:
чистота,
выразительность,
уместность,
точность,
богатство.
Отрабатывают навыки
анализа художественного и
публицистического
произведения. Исследуют
языковые особенности
жанра изучаемого
произведения; выявляют в
нем языковые формулы.
передающие основной
замысел автора.
Знакомятся с основными
видами
переработки
текста.Учатся сокращать
предложенные
тексты
путем составления плана
и тезисов.
Закрепляют знания по теме
через составление простого
и сложного плана.
Получают представление о
цитатном плане.
Составляют цитатный план
публицистической статьи. Афиширование работ
че- рез электронную
презентацию.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№
тем
ы
8
Количес
тв
часов
Наименование тем
1.
Особенности
ОГЭ по
русскому
языку:
содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия
цели,
2.
Особенности
ОГЭ по
русскому
языку:
содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия
цели,
3.
Знакомство
с критериями
оценки выполнения
Заполнение бланков экзаменационной работы
заданий.
1
1
1
4.
Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.
Заполнение бланков экзаменационной работы
1
5.
Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.
Заполнение бланков экзаменационной работы
1
6.
Сжатое
изложение.
членение
Что
такое
микротема.
Абзацное
1
7.
Сжатое
изложение.
членение
Что
такое
микротема.
Абзацное
1
8.
Сжатое
изложение.
членение
Что
такое
микротема.
Абзацное
1
9.
10.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия.
Приемы сжатия. Отработка приема обобщение, упрощение,
исключение
1
1
11.
Приемы сжатия. Отработка приема обобщение, упрощение,
исключение
1
12.
Приемы сжатия. Отработка приема упрощение
1
13.
Приемы сжатия. Отработка приема исключение
1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Написание сжатого изложения. Черновик №1
Написание сжатого изложения Черновик №2
Написание сжатого изложения Работа со словарем
Написание сжатого изложения Работа с чистовиком
Виды сочинений.
Виды сочинений. Критерии оценки.
Виды сочинений. Критерии оценки.
1
1
1
1
1
1
1
Виды сочинений. Критерии оценки.
Виды сочинений. Структура сочинения 1
Виды сочинений. Структура сочинения 2
Виды сочинений. Структура сочинения 3
Учимся формулировать тезис
Учимся формулировать тезис
Учимся
аргументировать.
1
1
1
1
1
1
1
28.
Учимся
аргументировать.
из исходного текста
Приемы
ввода
примеров
1
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Учимся
аргументировать.
из исходного текста
Приемы
ввода
примеров
1
Учимся
аргументировать.
Приемы
ввода примеров
из исходного текста, из жизненного опыта
1
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки з адания.
Структура сочинения на лингвистическую тему
1
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки з адания.
Структура сочинения на лингвистическую тему
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки з адания.
Структура сочинения на лингвистическую тему
1
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО: 34 часа
1.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
9 класс
Сочинение
на
лингвистическую
тему.
Учимся
формулировать тезис сочинения и аргументировать его
2.
Сочинение
на
лингвистическую
тему.
формулировать тезис сочинения и аргументировать его
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сочинение на лингвистическую тему. Учимся писать вывод сочинения
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
Практикум. Работа над ошибками
Практикум. Работа над ошибками
Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему. Критерии
оценивания. Структура сочинения на морально – эстетическую тему
9.
Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему. Критерии
оценивания. Структура сочинения на морально – эстетическую тему
10.
Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему. Учимся
формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Учимся аргументировать
11.
Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему. Учимся
формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Учимся аргументировать
12.
Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему. Учимся
формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Учимся аргументировать
13.
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения на морально
– эстетическую тему
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
14.
15.
9
Учимся
16.
Практикум. Работа над ошибками
17.
Практикум. Работа над ошибками
18.
Сочинение
– рассуждение.
сочинения. Тезис и аргументы
Критерии
оценивания
и структура
19.
Сочинение
– рассуждение.
сочинения. Тезис и аргументы
Критерии
оценивания
и структура
20.
Сочинение – рассуждение. Учимся писать вывод. Пробуем написать сочинение
– рассуждение
21.
Сочинение – рассуждение. Учимся писать вывод. Пробуем написать сочинение
– рассуждение
22.
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
23.
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем
24.
25.
Практикум. Работа над ошибками
26.
Пониманиесмысла текста.Анализ средств выразительности. Тропы.
27.
Пониманиесмысла текста.Анализ средств выразительности. Тропы.
28.
29.
Пониманиесмысла текста.Анализ средств выразительности. Фигуры речи.
Анализ содержания текста. Типы речи: повествование,
описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Итоговое занятие. Анализ ошибок.
ИТОГО: 34 часа
30.
31.
32.
33.
34.
10
Практикум. Работа над ошибками