Рабочая программа ВД Практическая биология 9 класс

Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Практическая биология»
9 класс
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
биологии» выпускник научится:
- классифицировать растения, животных, грибы и простейших организмов;
-Объяснять особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших
организмов;
особенности строения бактериальной клетки; особенности строения тканей
растений и животных;
особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные
процессы
жизнедеятельности;
многообразие
и
распространение
основных
систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и
жизни человека.
Выпускник получит возможность научиться:
-Определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к
определенной систематической категории;
- Распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах,
живых объектах, рисунках и таблицах; органы и системы органов животных на рисунках,
таблицах;
-Описывать и объяснять результаты опытов;
-Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях,
справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
-Решать тесты различных типов.
-Работать с таблицами, графиками, текстом, рисунками.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты обучения
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты изучения курса биологии
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. умение систематизировать, сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности, анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии проводить причинный и
вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
Применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических
систем и биологических процессов;

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических
объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна
из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки
организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль
лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения.
Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство
Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание.
Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен
веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и
развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный
аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека.
Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое
значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа
и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление
алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания:
грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний,

вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы
оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами,
ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера –
глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние
на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение
заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам
деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
3. Тематическое планирование
№ п.п. Тема
Кол-во часовПр.р.
в программе
1.
Введение
1
1
2
3
4
5
6
Итого

Признаки живых организмов
Система, многообразие и эволюция живой природы
Человек и его здоровье
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Решение вариантов ОГЭ

4
7
16
4
2
34

2
6
2
11

Календарно – тематическое планирование

№
№
занятия темы
1.
1.

2.
2.

Тема

ЭОР

Введение (1 час)
1. Биология как наука. https://bioМетоды
биологии oge.sdamgia.ru/
Практическая
работа
№
1:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«Биология
как
наука»,
«Методы
биологии»,
«Признаки
живых
организмов»
Признаки живых организмов (4часа)
1. Клеточное строение http://ebio.ru/
организмов
как

материальнотехническое
оснащение

«ОГЭ
биологии»2023 год

Презентация
«Строение

по

3.

4.

5.

3.
6
7

клетки»
доказательство
их
родства,
единства
живой
природы.
Гены и хромосомы.
2. Вирусы
– http://ebio.ru/
Презентация
неклеточные формы
«Вирусы»
жизни.
Признаки
организмов.
Наследственность и
изменчивость
–
свойства организмов.
3. Одноклеточные
и http://ebio.ru/
Презентации,
многоклеточные
таблицы
организмы. Ткани,
органы,
системы
органов растений и
животных,
выявление
изменчивости
организмов.
http://ebio.ru/
4. Приемы
Комнатные
выращивания
и http://fipi.ru
растения
размножения
растений
и
домашних
животных, ухода за
ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
1. Царство Бактерии.
http://ebio.ru/
Презентация
и
схема по теме
http://fipi.ru
«Бактерии»
2. Царство Грибы
http://ebio.ru/
Видео «Грибы»
http://fipi.ru

8

3

Роль лишайников в http://ebio.ru/
природе,
жизни http://fipi.ru
человека
и
хозяйственной
деятельности.

9

4.

10

5.

Царство
Растения
Пр.р № 2: «Решение
тестовых заданий
по темам:
«Царства:
Бактерии,
Грибы,
Растения»
Царство Животные.
Роль животных в
природе,
жизни
человека
и
собственной
деятельности.
Практическая
работа
№
3:

Пособие «В схемах
и таблицах»

https://biooge.sdamgia.ru/

«ОГЭ
биологии»
год

по
-2023

http://ebio.ru/
https://biooge.sdamgia.ru/

«ОГЭ
биологии»
год

по
-2023

11

12

4.
13

14

15
16

17

«Решение тестовых
заданий по темам:
«Царство
Животные, Учение
об
эволюции
органического мира»
6. Учение об эволюции http://ebio.ru/
органического мира. http://fipi.ru
Ч.
Дарвин
–
основоположник
учения об эволюции.
Усложнение
растений
и
животных в процессе
эволюции
http://ebio.ru/
7. Биологическое
разнообразие
как
основа устойчивости
биосферы
и
результата
эволюции.
Человек и его здоровье (16 ч)
1. Сходство человека с http://ebio.ru/
животными
и http://fipi.ru
отличие от
них.
Общий план
строения и процессы
жизнедеятельности
человека.
https://bio2. Нейрогуморальная
регуляция процессов oge.sdamgia.ru/
жизнедеятельности
организма. Нервная
система.
Рефлекс.
Рефлекторная дуга.
Практическая
работа
№
4:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«ОГЭ по биологии» 2023год
«Общий
план
строения человека»,
«Нейрогуморальная
регуляция
организма»
3. Железы внутренней http://ebio.ru/
секреции. Гормоны.
4. Питание.
Система http://ebio.ru/
пищеварения. Роль
ферментов
в
пищеварении.
5. Дыхание.
Система https://bioдыхания.
oge.sdamgia.ru/
Практическая

Презентация

Презентация

Презентация

«ОГЭ
биологии»
год

по
-2023

Видео «Гормоны»
Электронные
плакаты
«ОГЭ
биологии»
год

по
-2023

18

19

20

21

22

23

24

работа
№
5:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«Система
пищеварения,
дыхание»
6. Внутренняя
среда
организма:
кровь,
лимфа,
тканевая
жидкость.
Группы
крови. Иммунитет.
7. Транспорт веществ.
Кровеносная
и
лимфатическая
системы.
8. Обмен веществ и
превращение
энергии в организме
человека. Витамины.
Практическая
работа
№
6:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«Внутренняя среда
организма»,
«Транспорт
веществ» и «Обмен
веществ»
9 Выделение
продуктов
жизнедеятельности.
Система выделения.
10 Покровы тела и их
функции.

http://ebio.ru/

Видео
«Внутренняя среда
организма»

http://fipi.ru

Электронные
плакаты

https://biooge.sdamgia.ru/

«ОГЭ
биологии»
год

http://ebio.ru/
http://fipi.ru

Презентация

http://ebio.ru/
http://fipi.ru

Презентация

11 Размножение
и https://bioразвитие организма oge.sdamgia.ru/
человека.
Наследование
признаков
у
человека.
Наследственные
болезни, их причины
и предупреждение.
Практическая работ
№
7:
«Решение
тестовых заданий
по темам
«Система
выделения»,
«Покровы
тела»,
«Размножение
и
развитие человека»
12 Опора и движение. http://ebio.ru/

«ОГЭ
биологии»
год

Электронные

по
-2023

по
-2023

25

13

26

14

27

15

28

16

Опорнодвигательный
аппарат.
Органы чувств, их
роль
в
жизни
человека.
Практическая
работа
№
8:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«Опорнодвигательный
аппарат», «Органы
чувств»
Психология
и
поведение человека.
Высшая
нервная
деятельность
Условные
и
безусловные
рефлексы,
их
биологическое
значение.
Познавательная
деятельность мозга.
Сон, его значение
Соблюдение
санитарногигиенических норм
и правил здорового
образа
жизни.
Переливание крови.
Профилактические
прививки. Уход за
кожей,
волосами,
ногтями. Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание
Приемы
оказания
первой доврачебной
помощи:
при
отравлении
некачественными
продуктами,
ядовитыми грибами
и
растениями,
угарным
газом;
спасении
утопающего;
кровотечениях;
травмах
опорнодвигательного
аппарата;
ожогах;
обморожениях;

плакаты
https://biooge.sdamgia.ru/

«ОГЭ
биологии»
год

http://ebio.ru/
http://fipi.ru

Презентация «Сон
и его значение»

http://ebio.ru/

Презентация

https://biooge.sdamgia.ru/

«ОГЭ
биологии»
год
Презентация

по
-2023

по
-2023

5.
29

30

31

32.

повреждении зрения.
Практическая
работа
№
9:
«Решение тестовых
заданий по темам:
«Психология
и
поведение человека»,
«Гигиена. Здоровый
образ
жизни»,
«Приемы оказания
первой помощи»
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
http://ebio.ru/
1. Влияние
Презентация
экологических
http://fipi.ru
факторов
на
организмы.
Приспособления
организмов
к
различным
экологическим
факторам.
Популяция.
http://ebio.ru/
2. Взаимодействия
Презентация
разных
видов http://fipi.ru
«Взаимоотношения
(конкуренция,
живых
хищничество,
организмов»
симбиоз,
паразитизм).
Сезонные изменения
в живой природе.
Экосистемная
организация живой
природы.
3. Пищевые связи в http://ebio.ru/
Презентация,
экосистеме.
Цепи http://fipi.ru
таблицы
питания.
Особенности
агроэкосистем.
4. Биосфера
– https://bio«ОГЭ
по
глобальная
биологии»
-2023
oge.sdamgia.ru/
экосистема.
Роль
год
человека в биосфере.
Экологические
проблемы,
их
влияние
на
собственную жизнь и
жизнь других людей.
Последствия
деятельности
человека
в
экосистемах,
влияние собственных
поступков на живые
организмы
и
экосистемы.

Практическая
работа
№
10:
«Решение тестовых
заданий по теме:
«Взаимосвязи
организмов
и
окружающей среды»
Решение вариантов ОГЭ (2 часа)

6
33

1.

34

2.

Характеристика
структуры
и
содержания
экзаменационной
работы.
Распределение
заданий
экзаменационной
работы
по
содержанию,
Распределение
заданий
экзаменационной
работы по уровню
сложности

https://biooge.sdamgia.ru/

КИМы

https://biooge.sdamgia.ru/

КИМы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».