Рабочая программа ВД Скорочтение 2 класс

Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
2 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

,

начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения чтения;

,
,
,

начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;

понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;

,

проявление любознательности, сообразительности при
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

выполнении

,

проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного
смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний
для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям;

,

освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;

,

умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);

,

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;

,

умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;

,

понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;

,

начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);

,

приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
1.2 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:

,
,
,

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;

высказывать свое
иллюстрацией на карточке, доске;

,

предположение (версию)

выполнять пробное учебное
затруднение в пробном действии;

,
,
,
,

действие,

на основе работы

фиксировать

с

индивидуальное

работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
выполнять самооценку своей работы на занятии;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;

,

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;

,
,

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных
этапах обучения;

,

понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной

задачи;

,

принимать план действий для решения несложных учебных задач и

следовать ему;

,

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;

,

осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий,
используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:

,

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;

,

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;

,

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя;

,

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

,
,

осуществлять синтез как составление целого из частей;

иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,
величине, геометрической фигуре;

2

,

находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);

,

выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному
условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней
текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

,

находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:

,

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

,
,
,
,

слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст математического задания;
включаться в групповую работу;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные

мнения;

,
,

использовать критерии для обоснования своего суждения;

,

совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его;
следовать им;

,

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика);

,
,

задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

,
,

уважительно вести диалог с товарищами;

воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под
руководством учителя;

,

понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;

,

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную

помощь.
1.3 Предметные результаты
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:

,
,

высказываться в монологической форме;

сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
3

,

вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета,
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;
аудировании:

,

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов; — воспринимать на слух и выборочно понимать с
опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические
аудио- и видеотексты, выделяя значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:

,

читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

,

читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
письменной речи:

,

составлять письменные высказывания описательного характера в
соответствии с ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на
образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого
языка);
Языковая компетенция:

,
,

применение правил написания слов,

соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений —
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);

,

употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций — знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков и использование их при решении коммуникативных задач.
Социокультурная компетенция:

,

знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка;

,

распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;

,

представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);

,

представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция:

,

умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной
4

догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов,
мимики. Содержание программы внеурочной деятельности
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Курс рассчитан
на 1 час в неделю (34 часа за год).
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному
чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На
занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной
сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти
используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков
увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата: чтение на выдохе 15
согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговоркам: во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными
движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки необходимы для отработки
чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания
радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами: «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов
- строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1
минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми
сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3
хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём. - Быстрое нахождение
ребенком слога, который прочитал учитель.
Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием
«Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в
зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у
которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения – одна из причин
медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели
рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1
до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по
порядку за 1 минуту.
Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений
является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это
умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для
сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать
его легче на наглядном материале.
Упражнение «Корректурная проба». Используются для развития зрительных
представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы
действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти. Читается 10 слов, которые дети должны
постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.
5

3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20

6

Тема занятия
Вводное занятие
Чтение
простейших
слогов.
Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту
Игры с буквами. Акросхемы
Удивительные невидимки звуки.
Игра «Подскажи словечко»
Занимательные игры со словами
Добрый
“волшебник”
–
Ударение. Попробуй изменить
ударение
Играем в прятки с буквами. Игра
«Да и нет»
Разгадываем ребусы. Загадки.
Шарады из слов
Игры с буквами и словами. Игра
« Первый звук потерялся»
Слова – друзья. Синонимы
Работа с текстами на время.
Отработка ускорения
Работа с текстами, используя
полную организацию внимания.
Понимание
и
запись
под
диктовку
Работа с разными текстами,
используя оперативную память
Работа с текстом. Осмысливание.
Работа с карандашом
Текст. Осмысливание. Опорные
слова
Текст. Использование «Таблицы
Шульте»
Слова – спорщики. Антонимы
Одинаково
звучащие
слова.
Амонимы
Когда один, когда много
Занимательные
кроссворды.
Ребусы

Всего
часов
1
1

ЦОР/ЭОР
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

21
22
23
24
25

Решаем анаграммы
Работа с текстами
Конструирование смысла текстов
Ассоциативная связь с понятием
«Зашумленные» слова

1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Зашумленные» предложения
«Зашумленный» текст
«Клиновидные таблицы»
«Лабиринт»
Шарады из слов
Метод «фоточтения»
«Диагональное» чтение
Найди слово
Итоговое занятие

1

collection.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

Итого:

7

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».