Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
2 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
,
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения чтения;
,
,
,
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;
,
проявление любознательности, сообразительности при
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
выполнении
,
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного
смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний
для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям;
,
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
,
умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
,
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;
,
умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
,
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
,
начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);
,
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
1.2 Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
,
,
,
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать свое
иллюстрацией на карточке, доске;
,
предположение (версию)
выполнять пробное учебное
затруднение в пробном действии;
,
,
,
,
действие,
на основе работы
фиксировать
с
индивидуальное
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
выполнять самооценку своей работы на занятии;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
,
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
,
,
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных
этапах обучения;
,
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной
задачи;
,
принимать план действий для решения несложных учебных задач и
следовать ему;
,
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
,
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий,
используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
,
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
,
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
,
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя;
,
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
,
,
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,
величине, геометрической фигуре;
2
,
находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
,
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному
условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней
текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
,
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
,
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
,
,
,
,
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст математического задания;
включаться в групповую работу;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения;
,
,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
,
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его;
следовать им;
,
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
,
,
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
,
,
уважительно вести диалог с товарищами;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под
руководством учителя;
,
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;
,
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную
помощь.
1.3 Предметные результаты
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
,
,
высказываться в монологической форме;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
3
,
вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета,
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;
аудировании:
,
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов; — воспринимать на слух и выборочно понимать с
опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические
аудио- и видеотексты, выделяя значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:
,
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
,
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
письменной речи:
,
составлять письменные высказывания описательного характера в
соответствии с ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на
образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого
языка);
Языковая компетенция:
,
,
применение правил написания слов,
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений —
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
,
употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций — знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков и использование их при решении коммуникативных задач.
Социокультурная компетенция:
,
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
,
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;
,
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
,
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция:
,
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной
4
догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов,
мимики. Содержание программы внеурочной деятельности
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Курс рассчитан
на 1 час в неделю (34 часа за год).
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному
чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На
занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной
сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти
используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков
увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата: чтение на выдохе 15
согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговоркам: во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными
движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки необходимы для отработки
чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания
радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами: «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов
- строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1
минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми
сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3
хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём. - Быстрое нахождение
ребенком слога, который прочитал учитель.
Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием
«Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в
зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у
которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения – одна из причин
медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели
рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1
до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по
порядку за 1 минуту.
Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений
является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это
умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для
сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать
его легче на наглядном материале.
Упражнение «Корректурная проба». Используются для развития зрительных
представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы
действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти. Читается 10 слов, которые дети должны
постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.
5
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
6
Тема занятия
Вводное занятие
Чтение
простейших
слогов.
Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту
Игры с буквами. Акросхемы
Удивительные невидимки звуки.
Игра «Подскажи словечко»
Занимательные игры со словами
Добрый
“волшебник”
–
Ударение. Попробуй изменить
ударение
Играем в прятки с буквами. Игра
«Да и нет»
Разгадываем ребусы. Загадки.
Шарады из слов
Игры с буквами и словами. Игра
« Первый звук потерялся»
Слова – друзья. Синонимы
Работа с текстами на время.
Отработка ускорения
Работа с текстами, используя
полную организацию внимания.
Понимание
и
запись
под
диктовку
Работа с разными текстами,
используя оперативную память
Работа с текстом. Осмысливание.
Работа с карандашом
Текст. Осмысливание. Опорные
слова
Текст. Использование «Таблицы
Шульте»
Слова – спорщики. Антонимы
Одинаково
звучащие
слова.
Амонимы
Когда один, когда много
Занимательные
кроссворды.
Ребусы
Всего
часов
1
1
ЦОР/ЭОР
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
21
22
23
24
25
Решаем анаграммы
Работа с текстами
Конструирование смысла текстов
Ассоциативная связь с понятием
«Зашумленные» слова
1
1
1
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
26
27
28
29
30
31
32
33
34
«Зашумленные» предложения
«Зашумленный» текст
«Клиновидные таблицы»
«Лабиринт»
Шарады из слов
Метод «фоточтения»
«Диагональное» чтение
Найди слово
Итоговое занятие
1
collection.edu.ru/
1
1
1
1
1
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
Итого:
7
34