Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Искусство письма»
1 класс
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Искусство письма».
Курс направлен на формирование каллиграфического навыка письма у
первоклассников на основе принципов и методик, разработанных В.Д. Мазиной.
Содержание курса построено по принципу «от элемента к букве», включает работу в
специализированной
частой
разлиновке,
обеспечивающей
формирование
устойчивого наклона и одинаковой высоты букв. Ключевой особенностью
программы для первого года обучения является акцент на освоение и отработку
нижнего соединения букв как основы для выработки плавного, безотрывного и
ритмичного почерка.
Содержание разделов:
∂ Вводный модуль: знакомство с правилами каллиграфии: гигиена письма
(посадка, положение тетради, захват ручки/карандаша). Знакомство с разлиновкой.
∂ Модуль подготовки руки: развитие мелкой моторики и зрительно-моторной
координации через штриховку, проведение прямых и наклонных линий.
∂ Модуль базовых элементов: изучение и отработка ключевых элементов букв
по В.Д. Мазиной: прямые и наклонные линии, крючки (нижние и верхние), петли
(нижние и верхние), овалы и полуовалы.
∂ Модуль письма букв: графический анализ и написание строчных и заглавных
букв, сгруппированных по сходству элементов.
∂ Модуль соединений и ритма: отработка основных видов нижнего соединений
букв. Письмо слогов, слов и коротких предложений с соблюдением равномерного
наклона, высоты и промежутков.
∂ Модуль письма цифр: каллиграфическое написание цифр.
∂ Творческо-итоговый модуль: закрепление навыков через творческие задания
(открытки, грамоты), итоговая диагностика навыка.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Искусство письма»
2.1 Личностные результаты:
∂ Формирование положительной мотивации к аккуратному и красивому письму.
∂ Развитие таких качеств, как внимательность, усидчивость, аккуратность и
трудолюбие.
∂ Воспитание ответственного отношения к результатам своего труда.
2.2 Метапредметные результаты:
∂ Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать учебную задачу
(написать элемент/букву по образцу). Умение контролировать и оценивать свои
действия, вносить необходимые коррективы.
∂ Познавательные УУД: развитие пространственного восприятия и зрительномоторной координации. Умение проводить графический анализ буквы, выделяя в ней
знакомые элементы.
∂ Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, задавать
вопросы. Формирование навыка взаимоконтроля и взаимопомощи при парной
работе.
2.3 Предметные результаты:
∂ Обучающийся будет знать и применять на практике правила гигиены письма.
∂ Обучающийся будет уметь правильно писать все основные каллиграфические
элементы (крючки, петли, овалы).
∂ Обучающийся освоит технику написания строчных и заглавных букв и их
соединений с соблюдением наклона, высоты и пропорций.
∂ Обучающийся сможет аккуратно списывать и писать под диктовку слова и
короткие предложения.
Обучающийся будет правильно и четко писать цифры.
Тематическое планирование с указанием форм проведения занятий
№
Тема
Количество
*ЭОР, ЦОР
часов
1
Презентация
1
Вводное занятие. «Путешествие в страну
«Гигиена
Каллиграфию». Гигиена письма: как
письма»,
сидеть, держать карандаш/ручку,
видеоурок от В.Д.
располагать тетрадь.
Мазиной.
1
Плакат
2
Знакомство с частой косой линией,
«Мобильная
вспомогательной верхней, нижней и
доска» с частой
срединной пунктирной линией.
косой
Пальчиковая гимнастика «Разминка для
разлиновкой.
умных пальчиков». Рисование в воздухе.
Музыкальноритмическая
разминка.
3
Прямые линии. Наклонные и
вертикальные. «Строим заборчик».
1
4
Волны и зигзаги. Развитие гибкости руки.
«Морская прогулка».
1
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентация-
5
Нижние крючки. Элемент буквы «и», «ш»,
«п». «Крючочки-заборчики»
1
6
Верхние крючки. Элемент букв «р», «н»,
«к». «Крышечки».
1
7
Нижние петельки. Элемент букв «у», «д»,
«з». «Уточки на пруду».
1
8
Верхние петельки. Элемент букв «в», «б»,
«ф». «Флажки».
1
9
Овалы и полуовалы. Элемент букв «о»,
«а», «с». «Нарисуй ягодку».
1
10
Комбинирование элементов. Пишем
узоры. «Восточный орнамент».
1
11
Буквы из «прямых» линий: «и», «п», «т,
«г».
1
12
Буквы с «крючками»: «р», «н», «к».
Верхнее соединение.
1
тренажёр
"Графические
узоры".
Аудиозапись
«Шум моря» для
релаксации.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Графические
узоры".
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
13
Буквы с «петельками»: «у», «д», «з».
Нижнее соединение.
1
14
Буквы с «овалами»: «о», «а», «с». Круговое
движение руки.
1
15
Буквы «ш», «м», «л», «я». Широкие и
узкие элементы.
1
16
Сложные буквы: «в», «ч», «ъ», «ы».
1
17
Сложные буквы: «ц», «щ», «э».
1
18
Знакомство с принципом нижнего
соединения букв. Письмо слогов с
изученными буквами. «Цепочки слогов».
1
19
Отработка нижнего соединения. «Дорожка
из крючков».
1
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Плакат
«Мобильная
доска» с частой
косой
разлиновкой.
20
Письмо слов с нижним соединением:
«мир», «мама», «папа», «луна».
1
21
Заглавные буквы «А», «О», «И, «У», «Э».
Сравнение со строчными.
1
22
Заглавные буквы «М», «Л», «Д», «В», «Б».
1
23
Заглавные буквы «Г»,»Т, «Р», «Н», «К».
1
24
Заглавные буквы «П», «Ф», «З», «С», «Ч».
1
25
Числа 1,2,3,4,5. Соблюдение наклона и
высоты.
1
26
Числа 6,7,8,9,0. Закрепление образа
цифры.
1
27
Связное письмо.
Введения понятия ритма. Ритмичные
повторы. Рифмовки и короткие тексты.
1
28
Скорость и качество. Ритмичное письмо
под счёт.
1
Плакат
«Мобильная
доска» с частой
косой
разлиновкой.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Интерактивная
презентациятренажёр
"Пишем буквы" в
частой косой
разлиновке.
Плакат «Пишем
цифры
правильно».
Интерактивная
игра «Весёлый
счёт».
Аудиозапись с
простым
ритмичным
счётом. Карточки
с небольшими
текстами.
Аудиодиктант с
ритмичным
проговариванием
. Метроном
29
«Пишем открытку маме». Творческая
каллиграфия.
1
30
«Каллиграфический дуэт». Работа в парах,
взаимодиктант.
1
31
Интеллектуальная игра «Что? Где?Когда?»
о письме.
1
32
Создание «Азбуки красивого письма».
Каждый оформляет свою страницу.
1
28
Скорость и качество. Ритмичное письмо
под счёт.
1
33
Итоговый урок-выставка. «Портфолио
юного каллиграфа». Рефлексия.
1
(онлайн)
Примеры
открыток,
шаблоны,
украшения.
Карточки со
словами для
диктанта.
Презентация с
вопросами и
загадками.
Альбомные
листы,
карандаши,
краски.
Аудиодиктант с
ритмичным
проговариванием
. Метроном
(онлайн)
Фотографии
работ
обучающихся,
готовый альбом.