Рабочая программа ВД Занимательная грамматика 3 класс

Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования,
утвержденной приказом №196 от 01.09.2025

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
3 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности «Занимательная грамматика»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
,
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и
личной ответственности в процессе обучения математике;
,
начальные представления о математических способах познания
мира;
,
начальные представления о целостности окружающего мира;
,
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
,
проявление любознательности, сообразительности при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического
характера;
,
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и
личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на
интересе к занятиям;
,
освоение положительного и позитивного стиля общения со
сверстниками и взрослыми в школе и дома;
,
умение определять и высказывать под руководством педагога
самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
,
в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как
поступить;
,
умение
демонстрировать
самостоятельность
суждений,
независимость и нестандартность мышления;
,
понимание и принятие элементарных правил работы в группе:
проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
,
начальные представления об основах гражданской идентичности
(через систему определенных заданий и упражнений);
,
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости
бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
,
определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя;
,
проговаривать последовательность действий;
,
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией на карточке, доске;
,
выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
,
работать по предложенному учителем плану;
,
отличать верно выполненное задание от неверного;
,
выполнять самооценку своей работы на занятии;
,
совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей;
,
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
,
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
,
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем,
на разных этапах обучения;
,
понимать и применять предложенные учителем способы
решения учебной задачи;
,
принимать план действий для решения несложных учебных
задач и следовать ему;

2

,
выполнять под руководством учителя учебные действия в
практической и мыслительной форме;
,
осознавать результат учебных действий, описывать результаты
действий, используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
,
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
,
делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
,
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
,
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
,
осуществлять синтез как составление целого из частей;
,
иметь начальное представление о базовых межпредметных
понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
,
находить и читать информацию, представленную разными
способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
,
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по
заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными,
составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
,
находить и отбирать из разных источников информацию по
заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
,
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
,
слушать и понимать речь других;
,
читать и пересказывать текст математического задания;
,
включаться в групповую работу;
,
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения;
,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
,
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
3

,
совместно договариваться о правилах общения и поведения на
занятии и следовать им;
,
учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
,
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
,
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
,
уважительно вести диалог с товарищами;
,
принимать участие в работе в паре и в группе с
одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их
достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать
ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
,
понимать и принимать элементарные правила работы в группе:
проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.;
,
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимную помощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
,
высказываться в монологической форме;
,
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и
странах изучаемого языка;
,
вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого
этикета, расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая
своё мнение,
просьбу,
отвечать
на
предложение собеседника
согласием/отказом в пределах изученной тематики;
аудировании:
,
воспринимать на слух и понимать основное содержание
несложных аутентичных аудио- и видеотекстов; — воспринимать на слух и
выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие
несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:
,
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей
преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему,
основную мысль; выделять главные факты; устанавливать логическую
последовательность основных фактов текста);
4

,
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с
полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов
смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а
также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию,
выражать своё мнение;
письменной речи:
,
составлять письменные высказывания описательного характера в
соответствии с ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с
опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в
стране/странах изучаемого языка);
Языковая компетенция:
,
применение правил написания слов,
,
соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений — распознавание и употребление в речи основных значений
изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик- клише
речевого этикета);
,
употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций — знание основных различий систем
иностранного и русского/родного языков и использование их при решении
коммуникативных задач.
Социокультурная компетенция:
,
знание национально-культурных особенностей речевого и
неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
,
распознавание и употребление в устной и письменной речи
основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой
оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
,
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры
стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
,
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны
и стран изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция:
,
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и приёме информации за счёт
использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых
трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Содержание
программы внеурочной деятельности

5

2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Сказочное «царство» слов (1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах
произведений устного народного творчества показывается богатство
русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание
пословиц и поговорок.
Путешествие в страну слов (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова-братья».
Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета».
Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова».
Игра «Найди лишнее слово».
Чудесные превращения слов (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить
«сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра
«Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
В гостях у слов родственников (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор
родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных
признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном
саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений
слов-родственников.
«Добрые» слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа
со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы
здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста
древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в
русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.
Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».
Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова-антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов
в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
6

Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные
слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли
антонимов в русском языке.
Слова-омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И.
Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова
«Овсянка».
«Крылатые» слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор
«крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями
,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со
стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни
пера».
В «королевстве» ошибок (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П.
Реброва «Кто прав?».
В «стране» сочинителей (2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок
по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о
дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их
анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к
русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
«Трудные» слова (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.
Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над
текстами художественной литературы и произведений устного народного
творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный
диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод

7

понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим,
актер- терка ).
Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и
разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.
Откуда пришли наши имена (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое
имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы»,
«Какое слово задумано?». Шарады.
КВН по русскому языку (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

3. Тематическое планирование учебного курса внеурочной
деятельности «Секреты грамматики»
№
п/п
1
2

Сказочное царство слов

8
9

Путешествие в «страну» слов
Чудесные превращения слов
В гостях у слов-родственников
Занимательные игры со словами
«Добрые» слова
Экскурсия
в
прошлое.
Устаревшие слов
Новые слова в русском языке
Синонимы в русском языке

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Слова-антонимы
Слова-омонимы
Крылатые слова
В «королевстве» ошибок
В «стране» сочинителей
Искусство красноречия
Праздник творчества и игры
Трудные слова
Анаграммы и метаграммы
Шарады и логогрифы
Откуда пришли наши имена?
Занимательное слообразование
Работа с текстами

3
4
5
6
7

8

Тема занятия

Всего
часов
1
1

ЦОР/ЭОР
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Конструирование
смысла
текстов. Ассоциативная связь с
понятием
Словарный диктант
Правописание «жи-ши»
Правописание «ча-ща»
Правописание «чу-щу»
Правописание «чк,чн»»
«Карнавал» слов
Конкурс знатоков
Запутанные предложения
В гости к алфавиту
Кроссворд «словарных» слов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

34

Итоговое занятие

1

collection.edu.ru/

23

Итого:

9

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».