Фомичева
Анна
Сергеевна
Подписан: Фомичева Анна Сергеевна
DN: ИНН=662402392892, СНИЛС=12364697167,
E=mucboun-tura@mail.ru, C=RU, S=Свердловская
область, L=Нижняя Тура, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№1 ИМЕНИ Е.В. ПАНКРАТЬЕВА""", G=Анна Сергеевна,
SN=Фомичева, CN=Фомичева Анна Сергеевна
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-05-26 14:27:52
Foxit Reader Версия: 9.7.2
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №1 имени Е.В.Панкратьева» (далее - МБОУ «СОШ №1») (далее –
Положение)разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденныхпостановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, с
изменениями, внесенными постановлением Главного санитарного врача
Российской Федерации от 29 июня 2011 г. №85; порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
общего, и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2013 №1015); методических рекомендаций по созданию специальных
образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями
здоровья,разработанные специалистами ГБОУ НСО ОЦДК (инф. письмо
Минобрнауки НСО №6032-03/25 от 18.12.2014г).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ №1»определяет
порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений.
1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с
ОВЗ.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без созданияспециальных условий (п.16
ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Адаптированная образовательная программа - образовательная
программа,адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их писхофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, создание
условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образовании:
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №1» с целью максимальной
коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и
умений учебной деятельности;
освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС (соответствующих заключению ПМПК);
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми
образовательными потребностями, включение законных представителей в
образовательную деятельность и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми
образовательными потребностями;
формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения кпроблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного образования
2.1.
Образование
обучающихся
с
ОВЗ
осуществляет
образовательнаяорганизация,реализующая общеобразовательные программы.
2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №1» осуществляется в
общем порядке,установленном Российской Федерацией для приема граждан в
образовательную организацию.
2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть
организовано вформе совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих
таких ограничений, в одномклассе (класс инклюзивного образования) школы,
реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует
успешному
освоению
образовательных
программ
всемиобучающимися.Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не
может превышать 3 человек.
2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от
степенивыраженности недостатков физического и (или) психического развития,
сложности структурынарушения, образовательных потребностей, уровня
готовности ребенка к включению в средунормально развивающихся сверстников
и определяется психолого-медико-педагогическойкомиссией.
2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программеопределяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося.При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегосяформы получения общего
образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п.3раздела 2
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам
начального, общего, исреднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки
РФ от 30 августа 2013 № 1015).
2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в МБОУ
«СОШ №1» являются:
создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные,информационные, психолого-педагогические ресурсы);
повышение квалификации педагогических работников;
создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации
психолого-педагогического
сопровождения
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья.
2.7. Решение о создании в МБОУ «СОШ №1» классов инклюзивного образования
принимаетсяУчредителем.
2.8. Критерии организации инклюзивного образования.
В качестве критериев организации инклюзивного образования следует
рассматривать:
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичногодефекта уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению
образования без созданияспециальных условий;
готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказаниясоответствующей поддержки со стороны родителей (законных
представителей)инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей
(законных представителей)и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии);
соответствие образовательной среды МБОУ «СОШ №1» потребностям
инклюзированного ребенка:созданы необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образованиялицами с ОВЗ, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания раннейкоррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболееподходящих
для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальнойтепени способствующие получению образования определенного
уровня и определеннойнаправленности, а также социальному развитию этих лиц
(ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
2.9. В МБОУ «СОШ №1» инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития
ребенка может бытьорганизовано:
по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднегообщего образования:
адаптированным
образовательным
программам
в
соответствии
с
рекомендациямиПМПК;
по индивидуальной образовательной программе.
2.10. Специфика МБОУ «СОШ №1» по обучению детей с ОВЗ, а также вид
реализуемых образовательных программ определяется самостоятельно в
соответствии с рекомендациями ПМПК.
2.11. При реализации общеобразовательных программ используются
различныеобразовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии.
2.12. Содержание образовательной деятельности в инклюзивных классах
определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными
Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом,
годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми МБОУ «СОШ №1» самостоятельно, а также индивидуальным
учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями.
2.13. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью
организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный
учебный план.
2.14. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного
плана, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка
– инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей)
ребенка с особыми образовательными потребностями.
2.15. Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными
потребностями является приложением к договору, заключаемому между
администрацией общеобразовательной организацией и родителями (законными
представителями) ребенка.
2.16. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми
образовательными потребностями в него включаются:
организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий,
дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
организация
обучения
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностейобучающихся с особыми образовательными потребностями по
учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам
общеобразовательных школ;
организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и
предметной направленности;
организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных
коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, и другими
специалистами;
целесообразность нахождения обучающихся с особыми образовательными
потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность
самоподготовки обучающихся.
2.17. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на
каждую четверть. ПМПК школы вправе в любое время вносить в индивидуальный
учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных
представителей), членов районнойПМПК.
2.18. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с
расписаниемучебных занятий, которое определяется МБОУ «СОШ №1».
2.19. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим
программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель,
согласовывая его с администрацией МБОУ «СОШ №1».
2.20. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения
осуществляется в соответствии с образовательной программой, а также с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
3. Организация индивидуального обучения на дому (внеурочная инклюзия)
3.1. Индивидуальное обучение на дому по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
организуется для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детейинвалидов, инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать МБОУ
«СОШ №1».
3.2. Основанием для организации обучения на дому являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей
(законных представителей).
3.3.
В
соответствии
с
представленными
родителями
(законными
представителями) документами, директором МБОУ «СОШ №1» издается приказ,
в котором утверждается перевод обучающегося на индивидуальное обучение на
дому на период, указанный в медицинской справке.
3.4. По окончании срока действия медицинского заключения администрация
МБОУ «СОШ №1» обязана совместно с родителями (законными
представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.
3.5. Организация образовательной деятельности при индивидуальном обучении
на дому регламентируется:
индивидуальным учебным планом;
индивидуальным расписанием занятий;
годовым календарным учебным графиком.
3.6. Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям
федерального государственного образовательного стандарта и включать все
предметы учебного плана МБОУ «СОШ №1».
3.6.1. Индивидуальный учебный план для обучения на дому по медицинским
показаниям утверждается приказом директора МБОУ «СОШ №1» и согласуется с
родителями (законными представителями).
3.6.2. Право распределения часов учебного плана по учебным предметам
предоставляется МБОУ «СОШ №1» с учётом индивидуальных психофизических
особенностей, интересов обучающегося, его заболевания, программы обучения,
согласия родителей (законных представителей).
3.7. Фамилия обучающегося на дому по индивидуальному учебному плану,
данные об его успеваемости за четверть (полугодие), а также о переводе из класса
в класс вносятся в классный журнал соответствующего класса МБОУ «СОШ
№1».
3.8. Контроль своевременного проведения индивидуальных занятий на дому
осуществляет классный руководитель, а за выполнением образовательных
программ - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3.9. Обязательная документация приорганизации индивидуального обучения на
дому (внеурочной инклюзии):
справка врачебной комиссии о рекомендациях организации индивидуального
обучения на дому;
копия документа, подтверждающего инвалидность обучающегося (при наличии
инвалидности);
заявление родителя (законного представителя) обучающегося;
приказ директора МБОУ «СОШ №1» об организации индивидуального
обучения на дому;
учебный план для обучающегося индивидуально на дому;
журнал индивидуального обучения на дому;
классный журнал;
рабочие программы по предметам в соответствии с Учебным планом.
4. Образование детей по адаптированным программам (полная инклюзия) и
по индивидуальным адаптированным программам (частичная инклюзия)
4.1. При полной инклюзии в класс для совместного обучения с обучающимися, не
имеющих ограничений в здоровье, зачисляются не более 3 обучающихся с ОВЗ.
4.2. Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №1» осуществляется на общих
основаниях.
4.3. Наполняемость класса, в котором обучаются дети с ОВЗ должна составлять
вместе с ними не более 25 человек.
4.4. При организации инклюзивного обучения МБОУ «СОШ №1»обязана
создавать материально – технические, методические, финансовые, психолого –
педагогические условия для предоставления возможности обучающимся с ОВЗ
достигать планируемых результатов ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО,
которые определены основной общеобразовательной программой уровня
образования.
5. Права и обязанности участников образовательных отношений при
получении общего образования обучающимися с ОВЗ
5.1.Права и обязанности обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных
представителей), педагогических работников МБОУ «СОШ №1», реализуются в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», Уставом, локальными актами МБОУ «СОШ №1».
5.2. Обучающиеся с ОВЗ имеют равные права с остальными обучающимися
МБОУ «СОШ №1».
6. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ
6.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объемаучебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождаетсятекущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся. Формы,периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточнойаттестации обучающихся определяется
организацией самостоятельно (п.19 раздела 2 Порядкаорганизации и
осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным
программам – образовательным программам начального, общего, исреднего
общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 №1015).
6.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного
общего исреднего общего образования завершается государственной итоговой
аттестацией, котораяявляется обязательной.
6.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический
совет МБОУ «СОШ №1».
6.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы,
государственная (итоговая) аттестация проводится в форме Основного
государственного экзамена илив форме Единого государственного экзамена.
Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации
и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены,
указываются им в заявлении (обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не проходят государственную итоговую
аттестацию в формах ОГЭ, ЕГЭ).
6.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья.
6.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и
успешнопрошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и
среднего общегообразования, получают аттестат об основном общем или среднем
общем
образовании,подтверждающий
получение
общего
образования
соответствующего уровня (п. 20 раздела 2Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам –
образовательным программам начального, общего, исреднего общего
образования (утв. Приказом МинобрнаукиРФ от 30 августа 2013 №1015).
7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в
формеинклюзивного образования
7.1.Диагностико-коррекционное
и
психолого-медикопедагогическоесопровождениеобучающихся детей с ОВЗ в школе сопровождается
ПМПК.
7.2. Специалисты ПМПК:
осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
проводят
предварительную
работу
с
обучающимися,
родителями
(законнымипредставителями), педагогическими работниками МБОУ «СОШ №1»,
направленную на подготовку в МБОУ «СОШ №1» инклюзивного образования;
разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
организуют систематическое сопровождение образовательной деятельности в
условияхинклюзии;
осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии;
согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
7.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях МБОУ «СОШ №1»
осуществляют педагог-психолог, логопед, классный руководитель, учителя.
7.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся,формирования навыков образовательной деятельность, освоение
образовательных программ,показатели функционального состояния их здоровья
фиксируются в документации ПМПК.
8. Кадровое обеспечение образовательной деятельности в классах
инклюзивного обучения
8.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты (педагогпсихолог, социальный педагог, логопед, учителяи др.).
8.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих в
классах инклюзивного обучения, осуществляет директор МБОУ «СОШ №1»,
непосредственное
руководство
–заместитель
директора
по
учебновоспитательной работе.