Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Е.В. Панкратьева»
Адаптированная
основная
образовательная
программа
основного
общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ НТГО
«СОШ №1» (далее - АООП ООО) разработана на основе ФАООП ООО, утвержденной
приказом Минпросвещения РФ №1025 от 24.11.2022 г. АООП ООО для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) представляет собой образовательную
программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи с учетом их особых образовательных потребностей, в том
числе обеспечивающая коррекцию нарушений развития, освоивших основные, в том
числе
адаптированные,
общеобразовательные
программы
начального
общего
образования, включая варианты 5.1 и 5.2 АООП НОО.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те
же сроки обучения.
Содержание и планируемые результаты АООП ООО соответствуют содержанию и
планируемым результатам ФАООП ООО. При реализации обязательной части АООП
ООО используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский
язык»,
«Литература»,
«История»,
«Обществознание»,
«География»
и
«Основы
безопасности жизнедеятельности».
АООП включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты
освоения обучающимися АООП ООО; систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП ООО.
Целями реализации АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1) являются: организация учебного процесса для обучающихся с ТНР с учетом
целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования,
отраженных в ФГОС ООО; создание условий для становления и формирования личности
обучающегося; организация деятельности педагогических работников образовательной
организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся
с ТНР. Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы общего образования дополняются и расширяются в связи с необходимостью
организации коррекционной работы и индивидуализации подходов на предметных уроках
по преодолению недостатков устной и письменной речи: расширение номенклатуры
речеязыковых средств и формирование умения их активного использования в процессе
учебной
деятельности
и
социальной
коммуникации;
совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; формирование и
развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а
также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию. развитие умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных
предметов; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к
результатам освоения программы основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных действий.
Содержание
организационного
раздела
каждого
варианта
АООП
ООО
представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный
график, календарный план воспитательной работы).
Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.