Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Е.В. Панкратьева»
Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Нижнетуринского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа №1 имени Е.В. Панкратьева» разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства просвещения РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и утверждена приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 №1026.
Содержание АООП УО (вариант 2) МАОУ НТГО «СОШ №1» соответствует
ФАОП УО, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования уровня начального общего, основного общего и среднего общего
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
АООП
адаптируется
с
учетом
особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и индивидуально. Обязательной является организация специальных
условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей обучающихся.
Цели реализации программы: образования обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития по варианту АООП УО (вариант 2): развитие
личности,
формирование
нравственным
и
общей
социокультурным
культуры,
соответствующей
ценностям,
формирование
общепринятым
необходимых
для
самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
Программа учитывает психолого-педагогические особенности и образовательные
потребности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
что способствует созданию комфортных условий организации образовательного процесса
без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося.
Программа учитывает Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения. АООП УО (вариант 2) содержит дифференцированные
требования
к
структуре,
результатам
освоения
и
условиям
ее
реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение
образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других
нарушений
развития,
места
проживания
обучающегося,
вида
образовательной
организации.
Структура Программы соответствует требованиям ФГОС УО и включает целевой,
содержательный и организационный разделы. Целевой раздел отражает основные цели,
принципы и механизмы реализации Программы. В разделе приведены планируемые
результаты
освоения
обучающимися
Программы
(личностные,
метапредметные,
предметные), а также раскрыта система их оценки. Содержательный раздел включает:
рабочие
программы
деятельности),
учебных
программу
предметов,
формирования
учебных
курсов
универсальных
(в
т.ч.
учебных
внеурочной
действий
у
обучающихся, рабочую программу воспитания. Для преподавания учебных предметов
«Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Окружающий природный мир»,
«Математические представления», «Изобразительная деятельность», «Профильный труд»,
«Музыка и движение», «Адаптивна физическая культура», «Окружающий социальный
мир», «Домоводство», непосредственно применяются федеральные рабочие программы.
Организационный раздел содержит учебный план, план внеурочной деятельности,
календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, разработанные
на основе соответствующих федеральных планов, описание системы условий реализации
АООП УО (вариант 2). Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих
инвалидность, дополнительно реализуется индивидуальная программа реабилитации или
абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Срок реализации АООП УО (вариант 2) – 9 – 13 лет.