Рабочая программа ВД Трудные вопросы орфографии и пунктуации 11 кл

1

2

1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
1.1.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

3

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),

4

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
1.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

5

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
1.3. Предметные результаты учебного курса внеурочной деятельности
Выпускник на базовом уровне научится:
• Готовности к речевому взаимодействию,
• моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
• расширению сведениий о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
•
не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и
осуществлять речевой самоконтроль,
• оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, находить
орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
• применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике,
создавая устные и письменные высказывания и соблюдая виды языковых норм.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
• о видах речевого взаимодействия;
• о моделировании речевого поведения в соответствии с задачами общения;
• о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• о классифицировании языковых фактов;
• орфографические, грамматические и речевые ошибки;
• виды языковых норм.

6

2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» воплощает идею внедрения
в практику российской школы деятельностного подхода к организации обучения.
Главным условием реализации данной идеи является уже заявленное в образовательной
программе основной школы принципиально новое осмысление результатов
образовательной деятельности: освоение учебного предметного материала должно быть
соотнесено с личностными и метапредметными результатами. Планируемые предметные
результаты, определенные программой по литературе, предполагают формирование
читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и
углубления знаний о языке.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и
способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и
необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом
возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание
характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также
специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи .
Задачи внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
-работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для
выражения смысла средствами письма;
-работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим,
который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении
слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
-орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемнословообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того
словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других
слов этой группы.
ОРФОГРАФИЯ
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы
имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания
морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных
корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.

7

Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –
дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица.
Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением
уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чат-,
-ист-, -оньк-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени
прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и
др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание
суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять –
посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после
шипящих
ицв
корне,
суффиксе
и
окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность ,͡ остный и т.п).
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

8

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование
орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения
правописания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-истого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализ слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование
и
написание
сложных
слов
(имена
существительные,
прилагательные, наречия).
Смысловые
и
грамматические
отличия
сложных
прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий
– много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуациирасчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской
пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный,
Структура предложений и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пуктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения; 2)знаки
препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного
предложения; 4)знаки препинания при чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного,
восклицательного знаков в конце предложений. Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложений по цели высказывания.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

9

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые
повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами
при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста)
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания при письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.
Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Речевые
формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное
выделение
междометий,
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (НЕТ УЖ, что Ж)
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и
смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире,
запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложений.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из
трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы
оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым настроем. Поиски оптимального
пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.

10

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Основные формы и методы работы:
• лекция учителя с использованием интерактивных средств обучения;
• проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
• составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
• работа с различными источниками информации для создания проектов (Например, проект
«Портрет текста»);
• работа с тренажёрами в парах и индивидуально; • практические работы в парах и группах;
• индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ, выводы);
• самостоятельный отбор материала для составления собственных КИМов (работа в группе);
• оn-line тестирование;
• работа с бланками и пакетами КИМов;
Представленные формы и методы работы подчинены комплексной задаче – созданию условий
для развития речи, созданию условий для формирования практической грамотности – и
составляют единую методическую систему. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа в
год (1 час в неделю), составлен для учеников 11 класса и призван помочь учащимся повторить и
обобщить материал, изученный ранее, систематизировать его, углубить имеющиеся знания,
отработать навыки создания собственного письменного высказывания. Чтобы успешно
выполнить тестовую часть ЕГЭ, обучающимся необходимо хорошо владеть русским языком,
его словарём и грамматическим строем; владеть нормами правописания, орфографической
зоркостью, навыками информационной обработки микротекста. Программа предполагает
развитие языковой и лингвистической компетенций и направлена на совершенствование
умения школьников делать элементарный лингвистический анализ языковых явлений
(например, различать контекстные значения многозначных слов, паронимов; редактировать
предложения с лексическими ошибками; 4 устанавливать соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены; определять
изученные языковые особенности текста; выделять в тексте предложения, соответствующие
конкретной синтаксической модели и т.д.). На каждом занятии курса предполагается
кропотливая работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков
обучающихся.
№

Тема

1

Введение.

2

Орфография

3

Пунктуация

Кол-во Основные изучаемые вопросы темы
часов
( краткое содержание)
1
Русское правописание. Орфография и
пунктуация как разделы русского
правописания.
15
Роль орфографии в письменном общении
людей, её возможности для более точной
передачи смысла речи.
18
Принципы русской пунктуации:
грамматический, смысловой, интонационный.

ИТОГО

34 часа

11

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
№ Тема
Кол-во
ЦОР
часов
1 Русское правописание. Орфография и
1
пунктуация как разделы русского
правописания.
2

Некоторые сведения из истории русской
орфографии.

1

3

Роль орфографии в письменном общении
людей, её возможности для более точной
передачи смысла речи.

1

http://etymolog.ruslang.ru /

4

Принцип единообразного написания
морфем – ведущий принцип русского
правописания (морфематический).

1

http://slovesnikural.narod.ru

5

Правила, нарушающие «единообразие
написания корня», понятие о
фонетическом принципе написания.

1

6

Роль морфемно-словообразовательного
анализа слова при выборе правильного
написания суффиксов.

1

7

Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых
находится орфограмма.

1

8

Взаимосвязь значения, морфемного
строения и написания слова.

1

9

Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов .

1

10 Приём поморфемной записи слов и его
практическая значимость.

1

11 Орфограммы, связанные с различением на
письме служебного слова и морфемы.

1

12 Грамматико-орфографические отличия
приставки и предлога.

1

13 Роль смыслового и грамматического
анализа при выборе строчной или
прописной буквы.

1

14 Правописание иноязычных
словообразовательных элементов

1

15 Этимологическая справка как приём
объяснения написания морфем.

1

http://philology.ru/default.h

www.uchportal.ru /

12

16 Практическая работа. Использование
орографических, морфемных и
словообразовательных словарей для
объяснения правописания слов.

1

17 Некоторые сведения из истории русской
пунктуации

1

18 Основное назначение пунктуациирасчленять письменную речь для
облегчения её понимания.

1

19 Принципы русской пунктуации:
грамматический, смысловой,
интонационный.

1

20 Основные функции пунктуационных
знаков. Разделительные, выделительные
знаки препинания, знаки завершения.

1

21 Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложений по цели
высказывания.

1

22 Знаки препинания в начале предложения:
многоточие, кавычки, тире в диалоге.

1

23 Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с
обособленными членами.

1

24 Выделение голосом при произношении и
знаками препинания при письме
уточняющих, поясняющих и
присоединительных членов предложения.

1

25 Употребление знаков препинания между
частями сложного предложений.

1

26 Семантико-интонационный анализ как
основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.

1

27 Грамматико-интонационный анализ
предложений, состоящих из трёх и более
частей, и выбор знаков препинания внутри
сложной синтаксической конструкции.

1

28 Знаки препинания при сочетании союзов.

1

29 Знаки препинания в связном тексте.
Поиски оптимального пунктуационного
варианта с учётом контекста.

1

30 Знаки препинания в связном тексте.
Поиски оптимального пунктуационного

1

http://www.ruscorpora.ru

www.pedved.ucoz.ru/

www.uroki.net/docrus.htm /

http://slovesnikural.narod.ru

http://www.ruscorpora.ru

13

варианта с учётом контекста.
31 Авторские знаки.

1

32 Абзац как пунктуационный знак,
передающий структурно-смысловое
членение текста.

1

33 Сочинение-рассуждение «Зачем нужны
правила орфографии и пунктуации?»

1

34 Сочинение-рассуждение «Зачем нужны
правила орфографии и пунктуации?

1

ИТОГО:

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».