1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов:
1.1. Личностные результаты:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
1.3. Предметные результаты:
1)формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для
развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как
результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2)формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных
идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов
электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
3)приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований,
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4)понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных
причин техногенных и экологических катастроф;
5)осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6)овладение основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
7)развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
8)формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства
машин и механизмов.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1. Мы познаём мир, в котором живём (6ч).
Что изучает физика. Природа. Явления природы. Методы научного познания:
наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения.
Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы
знаем о строении Вселенной.
2. Пространство (10ч).
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают
изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего
измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
3. Время (3ч).
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
4. Движение (6ч).
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение.
Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.
Движение планет Солнечной системы.
5. Взаимодействия (9ч).
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы
в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное
изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение
невзаимодействующих тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема
Количество ЦОР/ЭОР
часов
1.
Что такое физика.
1
презентация
2.
Природа. Явления природы.
1
видео
3.
Методы научного познания: наблюдение, опыт.
оборудование
1
Моделирование.
4.
Физические величины и их измерения.
оборудование
1
Измерительные приборы.
5.
6.
Математическая запись больших и малых
величин.
Что мы знаем о строении Вселенной.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Пространство и его свойства.
Измерение размеров различных тел.
Углы помогают изучать пространство.
Измерение углов в астрономии и географии.
Измерение углов в астрономии и географии.
Как и для чего измеряется площадь разных
поверхностей.
Как и для чего измеряется площадь разных
поверхностей.
Как и для чего измеряют объём тел.
Как и для чего измеряют объём тел.
Решение задач.
Время.
Измерение интервалов времени.
Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Механическое движение. Траектория.
21.
Прямолинейное и криволинейное движение.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Путь. Скорость.
Равномерное и неравномерное движение.
Относительность движения.
Движение планет Солнечной системы.
Взаимодействие тел. Земное притяжение.
Упругая деформация. Трение.
Понятие силы. Силы в природе.
Сила тяготения, сила тяжести, сила трения,
сила упругости. Самостоятельная работа.
Векторное изображение силы. Сложение сил.
Равнодействующая сила.
Архимедова сила.
Движение невзаимодействующих тел.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия.
Преобразование энергии. Энергетические
ресурсы.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
30.
31.
32.
33.
34.
1
текст
1
видео
1
1
1
1
1
текст
оборудование
оборудование
оборудование
оборудование
презентация
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
оборудование
презентация
оборудование
карточки
видео
презентация
видео
Видео, текст
Видео,
оборудование
презентация
Наглядное пособие
видео
Наглядное пособие
видео
оборудование
презентация
презентация
презентация
оборудование
видео
презентация
видео