Рабочая программа ВД Топографическая грамотность 9 класс

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
« Топографическая грамотность»
1.1
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
1)
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
2)
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
3)
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
4)
способность к оценке своей деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
1)
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
2)
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
3)
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
4)
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности.
1.2
Метапредметные результаты
1)
умение отличать факты от домыслов;
2)
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
3)
умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
4)
умение перерабатывать полученную информацию: группировать числа,
числовые выражения, геометрические фигуры;
5)
навыки находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных рисунков, схем).
6)
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
7)
готовность планировать и контролировать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
8)
навыки умения пользоваться современными средствами массовой
информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
9)
владение логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
10)
освоение способы решения проблем поискового характера;
11)
определение наиболее эффективных способов решения поставленной
задачи;
12)
осознанно строить речевое высказывание;

2

13)
умение использовать различные способы анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
14)
Владение давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
15)
мотивация к работе на результат;
16)
умение конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества
или компромисса.
1.3
Предметные результаты
1)
использование начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных и пространственных отношений;
2)
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки
и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения
алгоритмов;
3)
приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4)
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии
с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5)
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1)
Задания повышенной сложности
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на
усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков
контроля и самоконтроля, а также познавательной активности обучающихся.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их
корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных
способов поиска и выполнения того или иного задания.
2)
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность,
мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство
задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,
оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у
обучающихся.
3)
Логически-поисковые задания
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность
перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на
репродукцию и запоминание - к истинно творческим, обучающиеся учатся производить
анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные
3

умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении
умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления
школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
4)
Поиск закономерностей
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области
русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование
заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные,
нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно,
поскольку при выполнении таких заданий обучающиеся, который не усвоил какой-то
учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус
успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач
опирается на поисковую активность и сообразительность.
5)
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
• выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
• вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
• выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
• деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
• складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
6)
Тренировка внимания
Выполнение заданий способствует формированию таких жизненно важных умений,
как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь,
а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые
задачи. Материал, включенный в занятия, ставит своей целью совершенствование
различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания обучающихся.
7)
Тренировка слуховой памяти
Большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в
процессе выполнения которых не только формируются лингвистические знания, умения и
навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных
качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение,
наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают познавательный
интерес к родному языку.
8)
Тренировка зрительной памяти
У обучающихся, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного
и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и

4

наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п

Тема занятия

Всего часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

История вокруг нас
Встреча с краеведением
Моя школа
Моя семья
История города
Встреча с краеведческой книгой
История родного края
Наш край в древности
Средневековая история края
Советские годы
Наш край в годы войны
Чем гордится наш город
Природа и география края
Климат и природа края
Реки, моря, озёра нашего края
Административно-территориальное
устройство
Свердловская область
Город Нижняя Тура
Культура края
Литература
Живопись
Музыка и театр
Музеи
Памятники
Исторический проект
Теоретические основы исторического
исследования
Практическое исследование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
2

ЦОР/ЭОР

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://lesson.edu.ru/catalog
https://lesson.edu.ru/catalog
https://lesson.edu.ru/catalog


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».