Рабочая программа ВД История родного края 5 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
1.1.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
1.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
1.3. Предметные результаты учебного курса внеурочной деятельности
Ученик на базовом уровне научится:
– использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности;
– применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на
практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях курса);
– уметь работать с текстами ЕГЭ по русскому языку;
– грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
–
владеть
предметными
компетенциями
(языковой,
лингвистической,
культуроведческой).
Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год, должен
способствовать подготовке учащихся 11 классов успешной сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и
навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова —
функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать,
эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том
числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой
коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в
том числе и правописными).
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
-пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать
указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и
таблицами по орфографии и пунктуации;
-анализировать высказывания и искать адекватные языковые средства для выражения
смысла средствами письма;
-работать с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и
этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о

происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический
анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных
моделей.
- Такой анализ развивать способность предвидеть орфографические затруднения,
вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому
соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Ученик на базовом уровне получит возможность узнать:
• о видах речевого взаимодействия;
• о моделировании речевого поведения в соответствии с задачами общения;
• о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• о классифицировании языковых фактов;
• орфографические, грамматические и речевые ошибки;
• виды языковых норм.
Результатом
изучения курса является успешное применение предметных компетенций на
практике (умелое использование литературы научного характера в тех случаях,
когда возникают трудности орфографического или пунктуационного плана,
уверенное применение полученных и отработанных знаний в решении ВПР по
истории, в нестандартной ситуации).
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного
края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования по направлению «Проектноисследовательская деятельность».
Актуальность программы обусловлена наличием познавательного интереса
младшего школьника, который определяется зоной его ближайшего окружения. Познание
себя начинается с семьи, ее родословной, а затем с истории «малой Родины». В основу
программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через
нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в
целом.
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края.
Задачи курса:
- формирование умения работать с разными источниками информации;
-развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
- воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития
региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной
организации. При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его
типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание
комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Форма организации – внеурочная деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание программы

Кол-во Основные изучаемые вопросы темы
( краткое содержание)
часов
2
Что
изучает
краеведение.
Источники
краеведческих знаний: карта как источник информации
и другие источники. Природа – наш второй дом.
Источники краеведческих знаний: карта как источник
информации и другие источники. Правила поведения в
группе и режим работы. Техника безопасности.

№

Тема

1

Введение.

2

Мой край на карте 6
Родины

Россия – наша Родина. Москва – столица
Российского государства. Символы государства (герб,
флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева.
Загадки, пословицы.

3

Я и моя семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии
моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают
их родители. Внимательные и заботливые отношения в
семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс –
«Старая фотография рассказала…» Моя родословная –
нарисовать родословное древо.

4

История
города

моего 10

5

История
школы

моей 10

ИТОГО

6

Понятие край, область, регион. Территория и
географическое положение Свердловской области.
Знакомство с картой Северного округа, границы,
история образования. Символика края. Город, в котором
живем. Понятие «город». Происхождение названия
города. Исторические корни нашего края. Легенды и
предания. Заслуженные люди малой родины.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы.
Правила поведения и обязанности школьника.
Достижения выпускников школы
34 часа

Программа направлена на формирование у обучающихся 5 классов понятия «малая
Родина», расширения представлений о понятиях «семья», «школа», «Родина», а также
ценностного отношения к этим понятиям.
Для реализации программы используются следующие методы работы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- продуктивный;
- частично-поисковый.
Используются следующие формы проведения занятий:
- посещение школьного музея;
- просмотр видеофильмов и презентаций;
- игры, викторины;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- практическая работа.
Результаты освоения программы

Личностные результаты :
- ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к
самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности ;
- формирование познавательного интереса к малой Родине.
Метапредметные результаты
-адекватно воспринимать окружающую действительность;- применять полученные знания
при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы.
Предметные результаты
- находить нужную информацию по истории родного края в различных информационных
источниках ( в библиотеке, в музее, в Интернет-ресурсах);
- наблюдать, сравнивать;
- делать сообщения о людях своего края, исторических памятниках и событиях.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экспонаты школьного музея.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела, темы
раздела
1
Краеведение – наука о родном крае
2
Природа – наш второй дом
Мой край на карте Родины
3
Россия – Родина моя. Символы государства
4
Герб и флаг России
5
Гимн России
6
Свердловская область – частица России.
Символика края
7
Символ России – береза
8
География Северного округа
Я и моя семья
9
Родной дом и семья
10
Профессия моих родителей
11
Труд и отдых в семье.
12
Моя родословная
13
Вклад моей семьи в развитие страны
14
Творческий конкурс «Старая фотография
рассказала…
История моего города
15
Понятие край, область, регион
16
Территория и географическое положение
Свердловской области
17
Символы Свердловской области
18
Знакомство с картой Северного округа
19
Северный округ: границы, история образования
20
Понятие «город».
21
Город, в котором живем.
22
Происхождение названия города.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Легенды и предания Нижней Туры.
Заслуженные люди малой родины.
История моей школы
Я – ученик.
Знакомство с историей родной школы
Знакомство с традициями родной школы
История школы на рубеже 19-20 веков
История школы в годы Великой Отечественной
войны
История нового здания школы
Достижения выпускников школы
Достижения выпускников школы. Золотые
медалисты.
Мой вклад в развитие и процветание школы.
Конкурс рисунков: «Любимая школа».

1
1

ИТОГО

34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».