1. Планируемые результаты
деятельности «Билет в будущее»
1.1.
Личностные результаты
освоения
курса
внеурочной
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с
которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «Билет в будущее»;
готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание
доброжелательных
отношений
с
участниками
реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на
нравственного выбора;
моральные
ценности
и
нормы
в
ситуациях
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
осознание важности свободы и необходимости брать на себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В
сфере эстетического воспитания:
осознание
важности
художественной
культуры
как
средства
коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную
среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности,
которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью
профессионального
самоопределения,
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием
для
экономии
внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в
том
числе
осознание
потенциального
ущерба
природе,
который
сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере
понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение
соответствующих
социального
ведущей
опыта,
основных
деятельности
возраста,
социальных
норм
и
ролей,
правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить
профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
навык выявления и связывания образов, способность осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, в том числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации.
1.2. Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями:
выявлять дефицит информации о той или иной профессии,
необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для
решения возникшей проблемы;
использовать вопросы как инструмент для познания будущей
профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность
полученную в ходе работы с интернет-источниками;
информацию,
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту
или иную специальность в новых условиях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации, предназначенную для остальных участников программы
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу
выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий по программе
проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель
совместной деятельности, коллективно планировать
действия по
её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта
«Билет в будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.
В сфере
действиями:
овладения
выявлять
профессии;
проблемы,
ориентироваться
(индивидуальное,
в
принятие
универсальными
возникающие
различных
решения
в
учебными
в
ходе
регулятивными
выбора
будущей
подходах
принятия
решений
группе,
принятие
решений
группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения,
принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе
будущей профессии;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения
программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
1.3.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего
образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей,
затрагиваемых
в
ходе
профориентационной
деятельности
школьников.
Русский язык:
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе,
общения при помощи современных средств устной и письменной речи):
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение,
монолог-повествование;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации;
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной
групповой деятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной
литературой,
в
том
числе
информационно-справочными
системами в электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и
относительная законченность;
последовательность изложения
зависимости от цели текста, типа речи);
(развёртывание
содержания
в
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической
связи предложений в тексте, логичность. Литература:
овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи;
применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
овладение основными видами речевой деятельности в рамках
знакомства со спецификой современных профессий;
приобретение
соблюдать
правила
опыта
практической
информационной
деятельности
безопасности
в
в
жизни:
ситуациях
повседневной жизни и при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме. Информатика:
овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;
умение оперировать единицами измерения информационного объёма
и скорости передачи данных;
сформированность
мотивации
к
продолжению
изучения
информатики как профильного предмета. География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах
географических
объектов,
понимание
роли
географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
умение использовать географические знания для описания
существенных
признаков
разнообразных
явлений
и
процессов
в
повседневной жизни;
сформированность мотивации к продолжению изучения географии
как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
умение использовать знания о физических явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами
и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования;
расширенные
представления
о
сферах
профессиональной
деятельности, связанных с физикой и современными технологиями,
основанными
на
достижениях
физической
рассматривать физико-техническую область
науки,
позволяющие
знаний как сферу своей
будущей профессиональной деятельности;
сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности
семьи как базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области
макро- и микроэкономики);
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности
людей,
социальных
объектов,
явлений,
процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,
их существенные признаки, элементы и основные функции;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение
проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в
том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного
представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
Биология:
владение
навыками
работы
с
информацией
биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического
анализа информации и оценки её достоверности;
умение интегрировать биологические знания со знаниями других
учебных предметов;
интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей
профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии,
ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии,
искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
сформированность системы знаний о различных художественных
материалах
в
изобразительном
искусстве;
о
различных
способах
живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения;
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Понятие «рынок труда». Что такое Россия с точки зрения рынка труда?
Россия - страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Обзор
развития следующих направлений:
медицина и здоровье;
архитектура и строительство;
информационные технологии;
промышленность и добыча полезных ископаемых;
сельское хозяйство;
транспорт и логистика;
наука и образование;
безопасность;
креативные технологии;
сервис и торговля;
предпринимательство и финансы.
Мотивационные
истории
«успеха»
на
примере
интервью
с
представителями различных отраслей (сотрудник МЧС, инженер- технолог,
ученый
и
другие).
С
чего
начать
проектирование
собственного
профессионального пути.
Тематические профориентационные уроки в 8 классе
В 8 классе: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора
школьных предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как
русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история,
обществознание, физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и
тем с разнообразием современных профессий и необходимых компетенций
(формирование системного представления о мире профессий, например, как
знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут по-разному
воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к
школьным предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и
умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование
представлений
о
современных
компетенциях,
предъявляются к специалистам из различных отраслей.
Профориентационная диагностика и профпробы
которые
сегодня
Профориентационная
диагностика
обучающихся
позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую
индивидуальную
траекторию
участия
в
программе
профориентационной работы.
Профессиональные
пробы. Понятие
«профессиональная
проба».
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Разнообразие
видов,
форматов
профессиональных проб. Содержание профессиональных проб. Расширение
границ
понимания
профессиональных
функций
и
приобретение
обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.
Проведение профессиональных проб в проекте возможно в следующих
форматах: очном, онлайн, проба на платформе проекта (проводится в
образовательной организации).
При очном формате организуется выездная площадка в организациях
профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей
профессиональной
подготовки
и
т.п.
Очный
формат
подразумевает
непосредственное постоянное присутствие наставника площадки в месте
проведения мероприятия.
Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие
наставника, который взаимодействует с участниками: инструктирует,
демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс
выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает
результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по
итогам пробы.
Консультации
по
результатам
диагностики.
Сопровождение
обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце
курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий):
разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и
обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и
мероприятий.
Постановка
образовательных
и
карьерных
целей
(стратегических и тактических). Формирование планов образовательных
шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации
целей).
3. Тематическое планирование
№
Тема
Количес
тво
часов
ЦОР/ЭОР
1.
Вводный
профориентационный урок
1
https://урок.рф/library/prof
orientatcionnij_urok_dlya_
89_klassov_bilet_v_b_061
157.html
2.
Профориентационная
диагностика №1 и разбор
результатов
1
https://урок.рф/library/prof
orientatcionnaya_diagnosti
ka_1_moj_profil_i_142616
.html
3.
Региональная ярмарка «Я
выбираю будущее»
1
https://kb.bvbinfo.ru/lesson
s/Wyl5eGjvwR4180P2
4.
Мультимедийная выставка
«Лаборатория будущего»
(онлайн-формат)
1
https://yandex.ru/video/pre
view/16788648280480053
81
5.
Профессиональная проба №1
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»)
Конкурс видеороликов по
итогам участия в проекте
«Билет в будущее».
1
https://kb.bvbinfo.ru/lesson
s/mdAbXagBnMZ1EKLJ
1
https://bvbinfo.ru/
6.
Конкурс видеороликов по
итогам участия в проекте
«Билет в будущее».
8. Профессиональная проба №2
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
9. Профориентационная
диагностика №3 и разбор
результатов
10. Профессиональная проба №3
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
11. Профориентационная
диагностика №4 и разбор
результатов
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://nsportal.ru/shkola/p
sikhologiya/library/2019/1
2/10/materialyproforientatsionnoydiagnostiki
12. Подготовка и участие в
Олимпиаде по
профориентации.
13. Подготовка и участие в
Олимпиаде по
профориентации.
14. Мультимедийная выставка
«Лаборатория будущего»
(онлайн-формат)
1
https://domznaniya.ru/tests/
17382/
1
https://domznaniya.ru/tests/
17382/
1
https://yandex.ru/video/pre
view/15353467361325112
123
15. Профессиональная проба №4
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
16. Профессиональная проба №5.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
17. Профессиональная проба №6.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
18. Подготовка и участие в
региональном конкурсе
плакатов «Я в рабочие пойду!»
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://infourok.ru/scenariy
-zaschiti-plakata-nakonkurse-ya-v-rabochiepoydu-professiya-shvei-
7.
2707688.html
19. Подготовка и участие в
региональном конкурсе
плакатов «Я в рабочие пойду!»
1
https://infourok.ru/scenariy
-zaschiti-plakata-nakonkurse-ya-v-rabochiepoydu-professiya-shvei2707688.html
20. Мультимедийная выставка
«Лаборатория будущего»
(онлайн-формат)
21. Профессиональная проба №7.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
22. Профессиональная проба №8.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
23. Профессиональная проба №9.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
24. Профессиональная проба №10.
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
25. Профориентационный
видеопроект «Один день в
профессии».
26. Региональный экономический
форум «Мой старт в бизнес».
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://www.youtube.com/
watch?v=IbHVw5n5vvc
1
https://р38.навигатор.дети
/program/22162programma-put-k-professii
27. Региональный экономический
форум «Мой старт в бизнес».
1
https://р38.навигатор.дети
/program/22162programma-put-k-professii
28. Профессиональная проба №11
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
29. Профессиональная проба №12
(проба на платформе проекта
«Билет в будущее»).
30. Профориентационный
видеопроект «Один день в
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://bvbinfo.ru/
1
https://yandex.ru/video/pre
view/17826439197649951
профессии».
751
31. Профориентационный
видеопроект «Один день в
профессии».
1
https://yandex.ru/video/pre
view/13509029679449929
210
32. Профориентационный
марафон проекта «Билет в
будущее». Региональный
фестиваль профессий ТопРегион»
1
https://sh-gadzhibekovakaspijskr82.gosweb.gosuslugi.ru/ro
ditelyam-iuchenikam/proforientatsion
nyy-minimum-proektoriyabilet-v-buduschee/
33. Профориентационный
марафон проекта «Билет в
будущее». Региональный
фестиваль профессий ТопРегион»
1
https://sh-gadzhibekovakaspijskr82.gosweb.gosuslugi.ru/ro
ditelyam-iuchenikam/proforientatsion
nyy-minimum-proektoriyabilet-v-buduschee/
34. Итоговое занятие за курс 8
класса
1
https://bvbinfo.ru/