1
1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
−
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения математике;
−
−
−
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;
−
проявление любознательности, сообразительности
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
при
выполнении
−
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного
смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний
для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям;
−
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
−
умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
−
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;
−
умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
−
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
−
начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);
−
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
1.2 Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
−
−
−
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать свое
иллюстрацией на карточке, доске;
предположение
(версию)
на
основе
работы
с
2
−
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
−
−
−
−
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
выполнять самооценку своей работы на занятии;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
−
сопоставлять
заданным условием;
полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
−
−
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
−
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных
этапах обучения;
задачи;
−
принимать план действий для решения несложных учебных задач и
следовать ему;
−
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
−
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий,
используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
−
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
−
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя;
−
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
−
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры;
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей,
рисунков, схематических рисунков, схем);
−
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
3
−
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в
рамки и пр.);
−
проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать
существенные и несущественные признаки;
−
определять закономерность следования объектов и использовать ее для
выполнения задания;
−
выбирать основания для классификации объектов и проводить их
классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному
признаку;
−
−
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,
величине, геометрической фигуре;
−
находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
−
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному
условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней
текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
−
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
−
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
−
−
−
−
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст математического задания;
включаться в групповую работу;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения;
−
−
использовать критерии для обоснования своего суждения;
−
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его;
следовать им;
−
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
−
−
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
−
−
уважительно вести диалог с товарищами;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
4
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под
руководством учителя;
−
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;
−
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную
помощь.
1.3 Предметные результаты
Обучающийся научится:
−
−
−
−
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
−
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
−
применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
−
−
самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
обобщать, делать несложные выводы;
анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
решать нестандартные и логические задачи;
выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных математических явлениях;
давать определения тем или иным математическим понятиям;
выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;
сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры;
читать чертеж;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Фиксиматики»
Курс «Фиксиматики» входит во внеурочную деятельность по направлению
«Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение
задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что
5
способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети
учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер
изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу - это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться самому находить выход ответ. Курс «Фиксиматики» учитывает
возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию
подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой
целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним
ребенком «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к
передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на
листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий
важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к
другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно
использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по
классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ Тема
Кол- *ЭОР, ЦОР
Форма проведения
во
занятий
часов
1 Вычитание вида 903 –
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах,
574
решение примеров
2 Понятие скорости.
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ решение
Единицы скорости
практических задач
3 Связь между
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ решение
скоростью, временем
практических задач
и расстоянием
4 Задачи на встречное
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах,
движение
решение задач
5 Деление числа на
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах,
произведение.
решение примеров
Деление с остатком
на 10, на 100, на 1 000
6 Задачи на движение в
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах,
противоположных
решение задач
направлениях
7 Диаграммы
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ составление схем,
диаграмм
8 Задачи на
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа с алгоритмом
нахождение
неизвестных по двум
разностям
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Умножение на
трёхзначное число
Письменное деление
на двузначное число
с остатком
Деление на
двузначное число
(цифра частного
находится способом
проб)
Единица длины —
километр. Таблица
единиц длины
Единицы площади —
квадратный
километр,
квадратный
миллиметр. Таблица
единиц площади
Измерение площади
фигуры с помощью
палетки
Единицы массы —
центнер, тонна.
Таблица единиц
массы
Единицы времени.
Сутки. Задачи на
нахождение начала,
продолжительности и
конца события
Единицы времени —
секунда, век. Таблица
единиц времени
Повторение
пройденного по теме
«Величины»
Устные и
письменные приёмы
вычислений
Вычитание с
переходом через
несколько разрядов
вида 30 007 – 648
Решение уравнений
Нахождение
нескольких долей
целого. Задачи
разных видов
Сложение и
вычитание значений
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа, решение
примеров
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа, решение
примеров
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ индивидуальная
работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ индивидуальная
работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ практическая работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа, решение
задач
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ практическая работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ решение заданий
повышенной
трудности
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа
1
практическая работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ групповая работа,
решение примеров
1
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ решение заданий
повышенной
трудности
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ самостоятельная
работа
7
величин
24 Задачи на увеличение
(уменьшение) числа
на несколько единиц,
выраженных в
косвенной форме
25 Письменные приёмы
умножения
26 Умножение чисел,
оканчивающихся
нулями
27 Решение уравнений
вида: х ∙ 8 = 26 + 70, х
: 6 = 18 ∙ 5, 80 : х = 46
– 30
28 Деление
29 Деление
многозначного числа
на однозначное
30 Задачи на увеличение
(уменьшение) числа в
несколько раз,
выраженные в
косвенной форме
31 Деление
многозначного числа
на однозначное число
с записью в частном
нулей
32 Задачи на
пропорциональное
деление. Закрепление
изученного
материала
33 Решение текстовых
задач на
пропорциональное
деление
34 Повторение
пройденного
материала по теме
«Алгоритмы
письменного
умножения и
деления»
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/
1
1
1
1
работа в парах по
решению задач
работа в группах:
решение примеров
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах:
решение примеров
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа над
ситуациями,
требующих
математического
решения
https://resh.edu.ru/subject/12/4/
https://resh.edu.ru/subject/12/4/
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в парах по
решению задач
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ индивидуальная
работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ индивидуальная
работа
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ работа в группах
1
https://resh.edu.ru/subject/12/4/ коллективная работа
по составлению
отчёта о
проделанной работе
8