1.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
−
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения чтения;
−
−
−
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;
−
проявление любознательности, сообразительности
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
при
выполнении
−
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного
смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний
для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям;
−
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
−
умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
−
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;
−
умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
−
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
−
начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);
−
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
1.2 Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
−
−
−
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать свое
иллюстрацией на карточке, доске;
−
предположение
(версию)
на
основе
выполнять пробное учебное действие, фиксировать
затруднение в пробном действии;
работы
с
индивидуальное
2
−
−
−
−
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
выполнять самооценку своей работы на занятии;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
−
сопоставлять
заданным условием;
полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
−
−
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
−
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных
этапах обучения;
задачи;
−
принимать план действий для решения несложных учебных задач и
следовать ему;
−
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
−
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий,
используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
−
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
−
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя;
−
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
−
−
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,
величине, геометрической фигуре;
−
находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
−
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному
условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней
текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
−
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
3
−
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
−
−
−
−
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст математического задания;
включаться в групповую работу;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения;
−
−
использовать критерии для обоснования своего суждения;
−
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его;
следовать им;
−
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
−
−
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
−
−
уважительно вести диалог с товарищами;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под
руководством учителя;
−
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;
−
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную
помощь.
1.3 Предметные результаты
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
−
−
высказываться в монологической форме;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
−
вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета,
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;
аудировании:
−
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов; — воспринимать на слух и выборочно понимать с
опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические
аудио- и видеотексты, выделяя значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:
4
−
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
−
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
письменной речи:
−
составлять письменные высказывания описательного характера в
соответствии с ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на
образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого
языка);
Языковая компетенция:
−
−
применение правил написания слов,
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений —
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
−
употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций — знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков и использование их при решении коммуникативных задач.
Социокультурная компетенция:
−
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
−
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;
−
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
−
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция:
−
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной
догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов,
мимики. Содержание программы внеурочной деятельности
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Курс рассчитан
на 1 час в неделю (34 часа за год).
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному
чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На
занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной
5
сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти
используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков
увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата: чтение на выдохе 15
согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговоркам: во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными
движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки необходимы для отработки
чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания
радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами: «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов
- строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1
минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми
сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3
хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём. - Быстрое нахождение
ребенком слога, который прочитал учитель.
Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием
«Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в
зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у
которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения – одна из причин
медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели
рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1
до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по
порядку за 1 минуту.
Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений
является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это
умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для
сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать
его легче на наглядном материале.
Упражнение «Корректурная проба». Используются для развития зрительных
представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы
действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти. Читается 10 слов, которые дети должны
постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
Тема занятия
Вводное занятие
Чтение
простейших
слогов.
Всего
часов
1
1
ЦОР/ЭОР
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
6
21
22
23
24
25
Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту
Игры с буквами. Акросхемы
Удивительные невидимки звуки.
Игра «Подскажи словечко»
Занимательные игры со словами
Добрый
“волшебник”
–
Ударение. Попробуй изменить
ударение
Играем в прятки с буквами. Игра
«Да и нет»
Разгадываем ребусы. Загадки.
Шарады из слов
Игры с буквами и словами. Игра
« Первый звук потерялся»
Слова – друзья. Синонимы
Работа с текстами на время.
Отработка ускорения
Работа с текстами, используя
полную организацию внимания.
Понимание
и
запись
под
диктовку
Работа с разными текстами,
используя оперативную память
Работа с текстом. Осмысливание.
Работа с карандашом
Текст. Осмысливание. Опорные
слова
Текст. Использование «Таблицы
Шульте»
Слова – спорщики. Антонимы
Одинаково
звучащие
слова.
Амонимы
Когда один, когда много
Занимательные
кроссворды.
Ребусы
Решаем анаграммы
Работа с текстами
Конструирование смысла текстов
Ассоциативная связь с понятием
«Зашумленные» слова
26
27
«Зашумленные» предложения
«Зашумленный» текст
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
1
1
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
1
collection.edu.ru/
7
28
29
30
31
32
33
34
«Клиновидные таблицы»
«Лабиринт»
Шарады из слов
Метод «фоточтения»
«Диагональное» чтение
Найди слово
Итоговое занятие
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
34
8