1.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
1.1 Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения чтения;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла
учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для
решения новых учебных задач и на интересе к занятиям;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;
• умение
демонстрировать
нестандартность мышления;
самостоятельность
суждений,
независимость
и
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников.
1.2 Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на
карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации ¬ обоснованно делать выводы, доказывать;
• извлекать и анализировать информацию из различных источников;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(на развороте, в оглавлении), в словаре;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи
с разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать
им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению
задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством
учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
1.3 Предметные результаты
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
• высказываться в монологической форме;
• вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета, расспрашивать
собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на
предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;
аудировании:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов; — воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на
языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, выделяя значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста;
письменной речи:
• составлять письменные высказывания описательного характера в соответствии с
ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на образец с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка);
Языковая компетенция:
• применение правил написания слов,
• соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
—
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
• употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций — знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков и использование их при решении коммуникативных задач.
Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция:
• умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств
при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки,
игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Содержание программы внеурочной деятельности
Предполагаемый результат:
• увеличение скорости чтения;
• освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания;
• активизация высших психических функций;
• расширение поля зрения;
• освоение алгоритма рационального чтения.
Программа включает три основных направления:
• Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
• Развитие зрительной и слуховой памяти.
• Улучшение разговорной речи.
2. Содержание программы внеурочной деятельности «Скорочтение»
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному
чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На
занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной
сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти
используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков
увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному;
2. Каждое занятие рассчитано на 40 мин;
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
5. Упражнение на развитие зрительной памяти.
6. Упражнение «Корректурная проба».
7. Упражнение на развитие слуховой памяти
8. Чтение с указкой
9. Работа со скороговорками.
10. Работа со слоговыми таблицами.
11. Чтение «марсианских» стихов.
12. Работа с «Таблицами Шульте».
13. Работа с текстом на время.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками.
«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными
движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и
левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для
отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами. Упражнение
выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает
этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).
Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот
же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний
слог.
«Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено
лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов,
поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность
артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам
«марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно.
Если о грустном, то прочитать следует грустно.
Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый
промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать
несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым
разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание
дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения.
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения,
увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы
Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в
произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных
способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только
конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном
материале.
Упражнение «Корректурная проба».
На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том,
чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)».
Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к
воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти
Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для
запоминания составляется рассказ.
3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
Тема
ЦОР/ЭОР
1
Вводное занятие. Мир общения.
collection.edu.ru/
2
Работа со скороговорками. Чтение слогов.
collection.edu.ru/
3-4
Мир общения. Слово в общении.
collection.edu.ru/
5-7
Упражнение на развитие подвижности
речевого аппарата.
Чтение слогов по таблице. Общение без слов.
Мимика и жесты.
Работа со слогами. Озорные красавицы
буквы. Игры-загадки.
Удивительные невидимки звуки. Игра
«Подскажи словечко»
Чтение
«марсианского»
стихотворения.
Весёлые странички.
Работа с «Таблицами Шульте». Поиск цифр и
букв. Подготовительный этап.
Работа с текстом на время. Практическое
задание.
Игры со словами. Практическое задание.
Игра «Кто больше»
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Составление рассказа на запоминание.
Упражнение вставь буквы. Весёлые буквы
гласные. Игры «Деда Буквоеда».
Составление рассказа на запоминание. Игры
с буквами. Акросхемы.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка
горизонтального движения глаз.
Упражнение «Корректурная проба».
collection.edu.ru/
8-10
1115
1617
18
1920
2122
23
2425
2627
2829
30
3132
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
33
Игры с буквами и словами. Игра « Первый collection.edu.ru/
звук потерялся» Занимательные кроссворды.
Ребусы