Рабочая программа ВД Развивающая математика 2 класс

1

1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности «Развивающая математика»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
−
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и
личной ответственности в процессе обучения математике;
−
начальные представления о математических способах познания
мира;
−
начальные представления о целостности окружающего мира;
−
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
−
проявление
любознательности,
сообразительности
при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического
характера;
−
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и
личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на
интересе к занятиям;
−
освоение положительного и позитивного стиля общения со
сверстниками и взрослыми в школе и дома;
−
умение определять и высказывать под руководством педагога
самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
−
в
предложенных
педагогом
ситуациях
общения
и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как
поступить;
−
умение
демонстрировать
самостоятельность
суждений,
независимость и нестандартность мышления;
−
понимание и принятие элементарных правил работы в группе:
проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
2

−
начальные представления об основах гражданской идентичности
(через систему определенных заданий и упражнений);
−
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости
бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
1.2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
−
определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя;
−
проговаривать последовательность действий;
−
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией на карточке, доске;
−
выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
−
работать по предложенному учителем плану;
−
отличать верно выполненное задание от неверного;
−
выполнять самооценку своей работы на занятии;
−
совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей;
−
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
−
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
−
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем,
на разных этапах обучения;
−
понимать и применять предложенные учителем способы
решения учебной задачи;
−
принимать план действий для решения несложных учебных
задач и следовать ему;
−
выполнять под руководством учителя учебные действия в
практической и мыслительной форме;
−
осознавать результат учебных действий, описывать результаты
действий, используя математическую терминологию.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
3

−
делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
−
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
−
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
−
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических
рисунков, схем);
−
понимать и строить простые модели (в форме схематических
рисунков) математических понятий и использовать их при решении
текстовых задач;
−
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые
в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
−
проводить сравнение объектов с целью выделения их различий,
замечать существенные и несущественные признаки;
−
определять закономерность следования объектов и использовать
ее для выполнения задания;
−
выбирать основания для классификации объектов и проводить
их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или
установленному признаку;
−
осуществлять синтез как составление целого из частей;
−
иметь начальное представление о базовых межпредметных
понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
−
находить и читать информацию, представленную разными
способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
−
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по
заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными,
составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
4

−
находить и отбирать из разных источников информацию по
заданной теме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
−
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
−
слушать и понимать речь других;
−
читать и пересказывать текст математического задания;
−
включаться в групповую работу;
−
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения;
−
использовать критерии для обоснования своего суждения;
−
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
−
совместно договариваться о правилах общения и поведения на
занятии и следовать им;
−
учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
−
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
−
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
−
уважительно вести диалог с товарищами;
−
принимать участие в работе в паре и в группе с
одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их
достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать
ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
−
понимать и принимать элементарные правила работы в группе:
проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.;
−
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимную помощь.
1.3. Предметные результаты
Обучающийся научится:
−
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
−
выделять существенные признаки предметов;
−
сравнивать между собой предметы, явления;
5

−
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
−
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы;
−
применять изученные способы учебной работы и приемы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
−
самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
−
анализировать правила математической игры, действовать в
соответствии с заданными правилами;
−
обобщать, делать несложные выводы;
−
решать нестандартные и логические задачи;
−
выбирать рациональный способ решения комбинированных
задач;
−
классифицировать явления, предметы;
−
определять последовательность событий;
−
судить о противоположных математических явлениях;
−
давать определения тем или иным математическим понятиям;
−
выявлять функциональные отношения между математическими
понятиями;
−
сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные
тела;
−
строить геометрические фигуры;
−
читать чертеж;
−
выявлять закономерности и проводить аналогии.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Развивающая математика»
Математика – это интересно (3 часа)
Математика – царица наук. Вводное занятие. Знакомство с основными
разделами программы. Инструктаж по правилам безопасности во время
занятий кружка. Интересные факты из истории математики. Отгадывание
ребусов. Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел.
Путешествие в страну Геометрию. Что такое геометрия? Знакомство с
Весёлой
Точкой. Графический диктант.
Занимательные
задачи.
Геометрические фигуры. Геометрические фигуры. Их виды. Животные из
геометрических фигур.
Весёлая нумерация (3 часа)
6

Нумерация чисел. Упражнения на проверку знания нумерации ( в
пределах 100). Однозначные и двузначные числа. Игра «Задумай число».
Волшебная линейка. Задачи – расчёты. Кривая линия. Решение задач –
расчётов. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки
пересечения кривых линий. Игра «Весёлый счёт». Лабиринт. Игра «Весёлый
счёт» (в пределах 30). Что такое лабиринт? Легенда о Минотавре. Игра
«Лабиринт».
Отгадай – ка (2 часа)
Задачи в стихах. Направление движения. Взаимное расположение
предметов в пространстве. Устные вычисления. Понятия «влево», «вправо»,
«вниз», «вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по
заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры.
Закономерности в узорах. Игра «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».
Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Буквенные
выражения. Игра «Набери число». Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Упражнение «Собери башню».Игра «Какой фигуры не
хватает?».
Геометрические фигуры ( 6 часов )
Танграм – древняя китайская головоломка. Танграм – древняя китайская
головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма.
Упражнение «Найди периметр». Игра «Продолжи ряд». Отрезок. Имя
отрезка. Сказка про отрезок. Измерение отрезков, черчение отрезков
заданной длины. Решение задач, выражений. Задачи в стихах. Загадки.
Сравнение отрезков. Единицы длины. Решение задач в стихах. Загадки.
Ребусы. Измерение отрезков, их сравнение. Игра «Начерти такой узор».
Задача – смекалка. Луч. Сравнение отрезка, луча и прямой линии. Задача –
смекалка. Занимательные рамки. Луч. Сравнение отрезка, луча и прямой
линии. Объёмные геометрические тела. Объёмные геометрические тела.
Шар, цилиндр, конус, пирамида, куб. Их свойства.
Углы (2 часа)
Угол. Угол. Вершина угла. Его стороны. Игра«Каких фигур не хватает?»
Решение задач и выражений. Игра «Цепочка». Виды углов. Прямой угол.
Острый угол. Тупой угол. Игра «Продолжи ряд». Составление задач по
краткой записи. Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол
и прямая линия. Числовые выражения. Игра «Найди лишнее выражение».

7

В городе треугольников ( 2 часа)
Треугольник. Что такое треугольник? Свойства треугольника. Имя
треугольника. Головоломка. Приёмы устного сложения и вычитания.
Треугольник. Распознавание треугольников среди других геометрических
фигур. Условия его построения. Аппликация из треугольников. Решение
задач и выражений. Треугольник. Виды треугольников: прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный. Периметр треугольника. Игра «Найди
лишнее». Буквенные выражения.
В городе четырёхугольников (5 часов)
Четырёхугольник. Отгадывание ребусов. Что такое четырёхугольник?
Виды четырёхугольников. Отгадывание ребусов. Решение задач и уравнений.
Игра «Продолжи ряд». Прямоугольник. Занимательные задачи в стихах. Что
такое прямоугольник? Периметр прямоугольника. Занимательные задачи в
стихах. Трапеция. Задачи – смекалки. Составление ребусов. Что такое
трапеция? Аппликация из четырёхугольников. Задачи – смекалки. Ребусы.
Квадрат. Задача – шутка. Загадки. Что такое квадрат? Периметр квадрата.
Игра «Изготовь квадрат». Оригами. Игра «Магические квадраты».
Конструирование из деталей танграма. Что такое ромб? Построение фигур из
деталей танграма. Игра «Продолжи ряд». Письменное сложение и вычитание.
Жители города Многоугольников (1 час)
Многоугольники. Какими бывают многоугольники? Игра «Назови
фигуру». Аппликация.
Таблица умножения (10 часов)
Логические упражнения на сравнение фигур. Разучивание таблицы
умножения. Игра «Весёлый счёт». Таблица умножения на пальцах. Игра
«Запомни таблицу». Упражнение «Начерти и дополни до квадрата».
Разучивание таблицы умножения. Игра «Найди лишнее выражение».
Занимательные рамки. Упражнение «Сколько прямоугольниов?» Связь
умножения и деления. Круговые примеры. Игра «Набери число». Умножение
и деление с числом 10. Геометрическая игра «Сколько всего фигур?».
Особые случаи умножения и деления. Игра «Исправь ошибку». Упражнение
«Реши и раскрась картинку». Игра «Каких фигур больше?» Игра «Телефон»
Задачи, связанные с величинами (3 часа)
Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.
Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». «Город кругов».
Круг. Окружность.

8

3.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

1

Математика – царица наук. Вводное
занятие. Из истории чисел и цифр
Путешествие в страну Геометрию
Геометрические фигуры
Нумерация чисел
Задачи – расчёты. Кривая линия.
Пересекающиеся линии
Игра «Весёлый счёт». Лабиринты
Задачи
в
стихах.
Направление
движения. Взаимное расположение
предметов в пространстве
Упражнения в анализе геометрической
фигуры. Загадки
Танграм
Отрезок
Задачи в стихах. Загадки. Сравнение
отрезков. Единицы длины
Задача – смекалка. Луч. Сравнение
отрезка, луча и прямой линии
Объёмные
геометрические
тела.
Практическая работа. Моделирование
из
пластилина
объёмных
геометрических тел
Угол. Вершина угла. Его стороны

1

collection.edu.ru/

1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

Прямой угол. Острый угол. Тупой
угол.
Развернутый
угол.
Имя
развернутого угла. Развернутый угол и
прямая линия
Треугольник. Условия его построения
Виды треугольников

1

collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

Четырёхугольник.
Отгадывание
ребусов
Прямоугольник. Занимательные задачи
в стихах
Трапеция.
Задачи
–
смекалки.
Составление ребусов
Квадрат. Задача – шутка. Загадки
Ромб. Конструирование из деталей
танграма
Многоугольники
Логические упражнения на сравнение
фигур

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24

ЦОР/ЭОР

9

25

Разучивание таблицы умножения

1

collection.edu.ru/

26
27
28
29

1
1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

1

collection.edu.ru/

31

Связь умножения и деления
Особые случаи умножения и деления
Игра «Телефон»
Задача на вычисление времени. Задача
– шутка. Задача – смекалка
Загадки на меры времени. Игра
«Волшебный циферблат»
«Город кругов»

1

collection.edu.ru/

32
33
34

Круг
Окружность
Итоговое занятие

1
1
1

collection.edu.ru/
collection.edu.ru/
collection.edu.ru/

30

Итого:

34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».