«Характеристика условий реализации программы»
Требования к условиям реализации образовательной программы начального общего
образования включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том
числе адаптированной, включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Общесистемные требования начального основного общего образования в МАОУ
НТГО «СОШ № 1» соответствует требованиям ФГОС НОО и направлена на:
достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования;
ƒ развитие
личности, ее способностей, удовлетворения образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через
организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую
подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
ƒ формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного
образования и ориентации в мире профессий;
ƒ формирование
социокультурных
и
духовно-нравственных
ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и
социально-профессиональных ориентаций;
ƒ индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной
работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
ƒ участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и педагогических работников в проектировании и развитии программы
основного общего образования и условий ее реализации, учитывающих особенности
развития и возможности обучающихся;
ƒ включение обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды
(населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской Федерации),
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров;
ƒ формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и
творческой деятельности;
ƒ формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
ƒ использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных
форм наставничества;
ƒ обновление содержания программы основного общего образования, методик и
технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся с учетом национальных и культурных особенностей субъекта Российской
Федерации;
ƒ эффективное использования профессионального и творческого потенциала
педагогических
и
руководящих
работников
Организации,
повышения
их
профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
ƒ эффективное управления Организацией с использованием ИКТ, современных
механизмов финансирования реализации программ основного общего образования.
ƒ При реализации настоящей образовательной программы основного общего
образования в рамках сетевого взаимодействия используются ресурсы иных организаций,
направленные на обеспечение качества условий образовательной деятельности 1.
При реализации программы основного общего образования каждому обучающемуся,
родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение
всего периода обучения обеспечивается доступ к информационным ресурсам
информационно-образовательной среды Организации, а именно:
∂ доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей,
∂ доступ к учебным изданиям и образовательным ресурсам, указанным в рабочих
программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей,
∂ доступ к информации о ходе образовательного процесса, результатах
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
∂ доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах и
критериях оценки результатов обучения.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна
обеспечивать:
∂ формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе
выполненных им работ и результатов выполнения работ;
∂ фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов
промежуточной аттестации и результатов освоения программы основного общего
образования;
∂ проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация
которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
∂ взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
посредством сети Интернет.
В случае реализации программы основного общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый
обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным
авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных
образовательных
ресурсов,
информационных
технологий,
соответствующих
технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных
программ начального общего образования в полном объеме независимо от их мест
нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории Организации,
так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).
Функционирование
электронной
информационно-образовательной
среды
обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Требования к материально-техническому обеспечению
Материально-технические условия школы соответствуют нормативным показателям.
Школа обеспечена материальными средствами в полном объеме. В образовательной
1
организации оборудованы 25 учебных кабинетов, в том числе специализированные
кабинеты: биологии, химии, физики, информатики, обслуживающего труда, технического
труда. Все учебные кабинеты обеспечены учебной мебелью, расстановка и маркировка
соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10. Учебные кабинеты имеют лаборантские, оснащены
необходимым лабораторным оборудованием, в кабинете химии установлен вытяжной
шкаф.
Для
реализации
предмета
«Технология» используются
мастерские
обслуживающего и технического труда. Кабинет оснащен необходимым оборудованием:
электронные швейно – вышивальные машины – 3 шт., оверлок, электроутюг,
отпариватель, манекен, швейные машины – 10 шт, электроплита, кухонный инвентарь,
имеются 3 раковины. В мастерских технического труда в наличии: станки (слесарные,
токарные) – 10 шт., лазерно – гравировальный станок. Спортзал, оснащенный
электронным табло и душевыми, оснащен необходимым спортивным оборудованием и
инвентарем по всем разделам рабочей программы учебного курса «Физическая культура».
Имеется тренажерный зал, с большим количеством тренажеров и оборудования, а также
лазерный тир, манекен для проведения тренировок по оказанию первой медицинской
помощи. На территории школы находится спортивный комплекс, включающий:
футбольное поле (вокруг поля беговые дорожки, для легкой атлетики), с тренажерами
«Варкаут» (8 шт.), прыжковая яма с полосой разбега, баскетбольная площадка. Имеется
актовый зал, оснащенный мультимедийным оборудованием и акустическим
оборудованием для проведения различных мероприятий. В школе оборудован кабинет
информатики на 13 рабочих мест учащихся и рабочее место учителя. В составе
информационно- методического центра имеется кабинет информационных технологий,
оснащенный 11 персональными переносными компьютерами (мобильный класс) и
интерактивным оборудованием. Имеется мобильный лингафонный кабинет для
преподавания иностранных языков, состоящий из 24 ноутбуков с наушниками и
микрофонами. Все учебные кабинеты оснащены персональными компьютерами,
принтерами, интерактивными досками. На всех компьютерах установлено лицензионное
программное обеспечение, имеются программные обучающие продукты свободного
распространения. 100 % педагогов школы прошли обучение по программам
компьютерной грамотности и активно используют информационные технологии в
образовательном процессе. Имеются базовые робототехнические наборы VEXIQв
количестве 8 комплектов, а также 4 3Dпринтера для реализации внеурочной деятельности
на уровне начального и основного общего образования. Услуги Интернет
предоставляются ООО «Орбита» в соответствии с договором «На оказание
телематических услуг связи». Скорость передачи информации составляет 100 Мб/с.
Школа
имеет
собственный
сайт
в
сети
Internet–
https://maou-ntgo1.uralschool.ru/sveden/common с электронным адресом 173101@mail.ru, который
обновляется не реже двух раз в месяц. На школьном сайте размещаются: публичный отчет
об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения, учебный план,
Устав, сведения об организации учебной и воспитательной деятельности, актуальная
информация для родителей и учащихся. Школа оказывает электронные образовательные
услуги: электронный журнал и электронный дневник и поддерживает связь с социумом
через электронный почтовый адрес (173101@mail.ru). Библиотека МАОУ НТГО «СОШ
№1» входит в состав информационно-методического центра школы. Библиотечный фонд
составляет: общий – 19 663 экз., учебники – 10 200 экз., художественная и методическая
литература – 9 463 экз. Библиотечный фонд систематически обновляется и пополняется
учебной, справочной и методической литературой. Процент обновления за год составляет
10%. В библиотеке имеется читальная зона на 10 мест, имеется 5 оборудованных
персональных компьютеров для работы учащихся и педагогов с электронными
источниками, книгохранилище. Рабочее место библиотекаря компьютеризировано,
подключено к сети Интернет. Библиотекарем создается электронный каталог. Учебнометодической базой библиотеки пользуются все участники образовательного процесса.
Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами
по всем дисциплинам, учебно-методическим комплектом для педагогов и учащихся,
дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. В библиотеке имеются рабочие
места для посетителей.
Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования.
В школе достаточно оборудованных классных кабинетов для проведения досуговой
и дополнительной деятельности учащихся. Организация охраны, питания и медицинского
обслуживания. Объект находится под охраной частного охранного предприятия
«Фантон». Имеется кнопка тревожного вызова. Здание оборудовано автоматической
пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными речевыми оповещателями. В школе в
доступных местах имеется информация об экстренном вызове (пожарной охраны,
полиции, ОВД при ОВО, скорой помощи). Школа имеет 6 эвакуационных выходов. В
МАОУ НТГО «СОШ №1» созданы условия для оказания медицинской помощи и
сохранения здоровья учащихся. Медицинский блок школы состоит из медицинского и
процедурного кабинетов, оборудованных в соответствии с требованиями. В медицинском
и процедурном кабинетах имеются препараты для оказания неотложной медицинской
помощи учащимся, а также необходимое оборудование для проведения вакцинации. В
специализированных учебных кабинетах школы имеются аптечки первой помощи,
оснащенные в соответствии с требованиями охраны труда. Прививочные сертификаты
имеются у всех обучающихся, вакцинация сотрудников и детей осуществляется в
соответствии с графиком. Охрана здоровья обучающихся и работников школы
осуществляется в соответствии со ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2021). В школе созданы необходимые условия для безопасной жизнедеятельности
обучающихся и педагогов, соответствующие требованиям санитарного законодательства,
охраны труда и пожарной безопасности. Здание школы обеспечено средствами
пожаротушения в полном объеме, оснащено автоматической пожарной сигнализацией с
голосовым оповещением, кнопкой тревожной сигнализации. Условия осуществления
образовательного процесса соответствуют санитарным требованиям, требованиям охраны
труда и пожарной безопасности. В школе имеется необходимая документация,
регулирующая деятельность по охране труда образовательного процесса: приказы,
положения, акты, инструкции, журналы регистрации инструктажей, программа
производственного контроля и т.д. Ежегодно заполняются листки здоровья в классных
журналах, оформляются информационные стенды и уголки безопасности, в том числе
классные. Имеются комплексный план безопасности, планы эвакуации, информационные
стенды, акты-разрешения на проведение занятий в учебных кабинетах и спортивных
залах, инструкции по охране труда. Имеются ежегодные акты проверки готовности школы
к новому учебному году. Школа имеет столовую на 120 посадочных мест. Организацию
питания обеспечивает ИП Килина Елена Юрьевна. Охват горячим питанием составляет
85%. Для организации питания предусмотрены 4 перемены продолжительностью 20
минут. В целях укрепления здоровья обучающихся в школьном питании предусмотрены
витаминизированный стол и фиточай. Как в обществе в целом, так и в школе
неблагоприятное положение складывается со здоровьем учащихся. Количество здоровых
детей из года в год уменьшается. Это связано с тенденциями ухудшения социальной и
экологической обстановки, с устаревшей технологией обучения, которая ведет к
утомлению школьников на уроке, перегрузкам и увеличению объема домашних заданий; с
недостатком двигательной активности и физических упражнений во время длительного
пребывания учащихся в школе; отсутствием у обучающихся мотивации к ведению
здорового образа жизни. В связи с этим одним из важнейших направлений работы школы
является не только обеспечение условий для получения образования, но и пропаганда
здорового образа жизни, оздоровление детей, социальная адаптация детей с
ограниченными возможностями здоровья. Сохранение и укрепление здоровья субъектов
образовательного процесса и создание условий для комплексной безопасности
обучающихся предполагает:
работу по сохранению и укреплению нравственного, психологического физического
здоровья всех участников образовательного процесса;
расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта;
формирование
навыков
здорового
образа
жизни,
физического
самосовершенствования, самопознания, самоанализа;
внедрение
системы
предупреждения
правонарушений,
проведения
профилактических мер;
подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам коллективной
и личной безопасности; , совершенствование организации взаимодействия с
правоохранительными органами по обеспечению безопасности;
целенаправленная работа с родительской общественностью о возросшей
необходимости повышения ответственности и активности их в воспитании у детей
бдительности, соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности.
Требования к учебно-методическому обеспечению
В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация программы основного
общего образования обеспечивается современной информационно-образовательной
средой.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) образовательной организации
понимается
открытая
педагогическая
система,
включающая
разнообразные
информационные
образовательные
ресурсы,
современные
информационнокоммуникационные технологии, позволяющие организовать дистанционную форму
обучения, способствующие реализации требований ФГОС.
Основными компонентами ИОС являются:
5.4.1)
учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках
обучения, определённых учредителем образовательной организации;
5.4.2)
учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства
надлежащего качества демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства,
мультимедийные средства);
5.4.3)
фонд дополнительной литературы (детская художественная и научнопопулярная литература, справочно-библиографические и периодические издания).
Образовательной организацией применяются информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов
и ресурсов Интернета, а также прикладные программы, поддерживающие
административную деятельность и обеспечивающие дистанционное взаимодействие всех
участников образовательных отношений как внутри образовательной организации, так и с
другими организациями социальной сферы и органами управления. Функционирование
ИОС требует наличия в образовательной организации технических средств и
специального оборудования.
Образовательная организация должна располагать службой технической поддержки
ИКТ.
Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:
1.
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
обучения при реализации требований ФГОС НОО;
2.
формирование функциональной грамотности;
3.
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности;
4.
доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих
программах учебных предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках,
контролируемым ресурсам локальной сети и Интернета);
5.
организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых
предусмотрена с применением электронного обучения, с использованием электронных
пособий (обучающих компьютерных игр, тренажёров, моделей с цифровым управлением
и обратной связью);
6.
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
7.
реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление
самостоятельной образовательной деятельности обучающихся при поддержке
педагогических работников;
8.
включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисковоисследовательскую деятельность;
9.
проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием
специального и цифрового оборудования;
10.
фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса;
11.
проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов,
организацию театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и
освещением;
12.
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и
Интернета;
13.
формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.
При работе в ИОС соблюдаются правила информационной безопасности при
осуществлении коммуникации в школьных сообществах и мессенджерах, поиске, анализе
и использовании информации в соответствии с учебной задачей, предоставлении
персональных данных пользователей локальной сети и Интернета.
Формирование компонентов ИОС для реализации ООП НОО
Компоненты
Учебники
по
всем
учебным
предметам
в
соответствии с учебным
планом и нормативными
требованиями 2
Учебно-наглядные
пособия
Технические средства,
обеспечивающие
функционирование ИОС
Программные
инструменты,
обеспечивающие
функционирование ИОС
Служба
технической
Наличие
Частично
Сроки создания
Ежегодно до 01 сентября в
соответствии
с
графиком
перехода на обновленные ФГОС
Имеется
Обновление
необходимости
Обновление
необходимости
по
мере
по
мере
Обновление
необходимости
по
мере
Обновление
по
мере
Имеется
Имеется
Функцион
2 не менее одного учебника из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и
(или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального
общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть
указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.
поддержки
ирует
необходимости
Образовательная деятельность МАОУ НТГО «СОШ№1» обеспечена учебнометодической продукцией. Ежегодно создается и обновляется учебно-методический
комплекс, который является Приложением к Учебному плану МАОУ НТГО «СОШ№1».
Требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям
Кадровые условия реализации основной образовательной программы основного
общего образования
Для обеспечения реализации программы основного общего образования МАОУ
НТГО «СОШ №1» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для
решения задач, связанных с достижением целей и задач образовательной деятельности.
Обеспеченность кадровыми условиями включает в себя:
ƒ укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
ƒ уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации, участвующими в реализации основной образовательной программы и
создании условий для ее разработки и реализации;
ƒ непрерывность
профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу основного
общего образования.
Укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими
и иными работниками характеризуется замещением 100% вакансий, имеющихся в
соответствии с утвержденным штатным расписанием.
Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации, участвующих в реализации основной образовательной программы и
создании условий для ее разработки и реализации характеризуется наличием документов
о присвоении квалификации, соответствующей должностным обязанностям работника.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный
перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации
труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников
образовательной организации, служат квалификационные характеристики, отвечающие
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах.
В основу должностных обязанностей могут быть положены представленные в
профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» обобщенные трудовые функции, которые могут быть поручены
работнику, занимающему данную должность.
Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации, участвующих в реализации основной образовательной программы и
создании условий для ее разработки и реализации характеризуется также результатами
аттестации — квалификационными категориями.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их
соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной
деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления
квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях
подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляться не реже одного
раза в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными
комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательной организацией.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории
педагогических
работников
осуществляется
аттестационными
комиссиями,
формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти
организации находятся. Проведение аттестации в отношении педагогических работников
образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации,
муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями,
формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в
реализации настоящей основной образовательной программы и создании условий для ее
разработки и реализации:
Специалисты
Функции
Количество
28 (17)
Организация условий для успешного
Учителяребенка
в
рамках
предметники (в том продвижения
числе
классные образовательного процесса, реализация
ООП НОО
руководители)
1
Библиотекарь
Обеспечивает интеллектуальный и
физический
доступ
к
информации,
участвует
в
процессе
воспитания
культурного и гражданского самосознания,
содействует
формированию
информационной компетентности уч-ся
путем обучения поиску, анализу, оценке и
обработке информации
1
Педагог-психолог
Обеспечивает
психологопедагогическое
сопровождение
образовательной деятельности
1
Социальный
Обеспечивает
взаимодействие
педагог
образовательной
организации,
семьи
обучающегося и социума
4
Административн
Обеспечивает для специалистов ОО
ый персонал
условия
для
эффективной
работы,
осуществляет
контроль
и
текущую
организационную работу
1
Медицинский
Обеспечивает первую медицинскую
персонал
помощь и диагностику и выработку
рекомендаций
по
сохранению
и
укреплению
здоровья,
организует
диспансеризацию
и
вакцинацию
школьников.
1
Обеспечивает
функционирование
Информационноинформационной
структуры
(включая
технологический
ремонт
техники,
системное
персонал
администрирование,
организацию
выставок, поддержание сайта школы и пр.)
Качество кадрового обеспечения образовательной деятельности
Кадровый состав работников:
Всего работников в МАОУ НТГО «СОШ №1» - 31 человек.
Из них:
∂ административный персонал – 4 чел;
∂ педагогический персонал –28 чел;
∂ вспомогательный персонал -10 чел.
Квалификация педагогических кадров МАОУ НТГО «СОШ№1»:
Квалификация
имеют квалификационные
категории:
- высшую
- первую
не имеют категории (молодые
специалисты)
Об
щее
количест
во
педагого
в
27
Всего
% к общему числу
педагогических работников
27
100 %
10
15
37 %
56 %
2
7%
Характеристика педагогического состава по стажу и образованию
стаж работы
образование
Не
Среднее
Высшее
с
1
1
5
3
д
имеют
о -5 - 0- 5- выш профессиональ профессиональ
педагогическ
ное
ное
3х ле 10 15 20 е 20
ого
ле т ле ле ле лет
образования
т
т
т
т
3
1
24
3
0
3
3
2
6
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала МАОУ НТГО «СОШ № 1» является обеспечение адекватности
системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в
системе образования в целом.
Непрерывность профессионального развития педагогических и иных работников
образовательной организации, участвующих в разработке и реализации основной
образовательной программы основного общего образования, характеризуется долей
работников, повышающих квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
В школе имеется перспективный план аттестации работников и курсовой
подготовки. Ежегодно составляется график прохождения педагогическими работниками
курсов повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации педагоги проходят согласно плану – графику и
индивидуальным запросам педагогов. Повышение квалификации педагогов и
руководителей влияет на рост методического мастерства, их профессиональную
компетентность. В 2022 году курсовую подготовку прошли 19 человек (76%). Доля
педагогических работников, обучившихся по ДПП ПК в ГАОУ ДПО СО «ИРО»
составляет 100% (19 чел.) от числа обученных. Доля педагогических работников,
реализующих образовательные маршруты совершенствования профессионального
мастерства педагогических работников с участием Центра непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, составляет 8% (2 чел.).
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность
работников образования к реализации ФГОС основного общего образования:
1)
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
2)
освоение системы требований к структуре основной образовательной
программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки
итогов образовательной деятельности обучающихся;
3)
овладение учебно-методическими и информационно-методическими
ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС основного общего
образования.
Одним из важнейших механизмов обеспечения необходимого квалификационного
уровня педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной
образовательной программы основного общего образования, является система
методической работы, обеспечивающая сопровождение деятельности педагогов на всех
этапах реализации требований ФГОС основного общего образования.
В школе функционируют школьные методические объединения учителей предметников. Их работа спланирована в рамках годового плана работы школы, плана
работы муниципальных методических объединений, соответствует задачам повышения
эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к
организации
образовательной
деятельности,
непрерывное
совершенствование
профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС.
Основными направлениями работы методических служб являются:
, разработка, корректировка, утверждение рабочих программ учебных предметов,
курсов;
, повышение профессиональной компетентности педагогов;
, обобщение и распространение передового и положительного педагогического
опыта;
, организация работы с одаренными детьми через подготовку и участие в
олимпиадах и конкурсах;
, руководство проектной деятельностью учащихся;
, подготовка, проведение, анализ результатов диагностических работ, мониторингов;
, проведение предметных и тематических декад.
В плане мероприятий («дорожная карта») по обеспечению профессионального
развития педагогических работников в МАОУ НТГО «СОШ № 1» на 2021-2024 годы
запланированы меры, направленные на помощь молодым педагогам, в том числе на
развитие института наставничества.
В МАОУ НТГО «СОШ № 1» разработана и реализуется программа наставничества
(приказ от 25. 02.2020 г. № 41 о/д), цель которой: оказание помощи начинающим
педагогам в профессиональной и личностной адаптации. Программа реализуется с 2020
года с двумя педагогами со стажем работы менее 3-х лет. Все молодые педагоги состоят в
Совете молодых педагогов НТГО.
Система работы с начинающими педагогами включала в себя основные
направления и формы работы:
- планирование и организация работы, работа с документацией, работа по
самообразованию, контроль за деятельностью начинающего педагога, психологопедагогическая поддержка.
В процессе организации работы с начинающими педагогами для усиления
мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана
профессиональной адаптации были использованы разнообразные формы:
- постоянно действующий режим консультирования;
- теоретические семинары и семинары - практикумы;
- педагогические мастерские;
- мастер-классы;
- взаимопосещения и поддержки;
- наставничество и т.д.
Результативность деятельности по поддержке молодых педагогов можно считать:
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий,
- рост методической компетентности;
- активность в самообразовании, повышении своего профессионального уровня
через онлайн-порталы - вебинары, семинары, форумы и педагогические конференции,
курсы повышения квалификации
- успешная аттестация на соответствие требованиям 1 квалификационной категории.
Педагогическими
работниками
образовательной
организации
системно
разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное
развитие.
Система повышения квалификации:
За 2023 год 87% работников прошли курсы повышения квалификации на сумму 71
485,00 рублей, в т.ч. за счёт областного бюджета 71 485,00 руб.
- по теме «Подготовка организаторов ОГЭ вариативный модуль: модуль №1 для
организаторов, для ассистентов участников ОГЭ с ОВЗ, обучение с использованием ДО».
– 7 человек - бесплатно;
- по теме «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в процессе
образовательной деятельности» - 8 человек на сумму 16 000 руб. за счёт областного
бюджета;
- по теме "Переход школы с низкими образовательными результатами в
эффективный режим работы"- 6 человек на сумму 12 000,00 руб. за счёт областного
бюджета;
- по теме «Комплексный мониторинг качества подготовки обучающихся» - 21
человек на сумму 42 000,00 руб. за счёт областного бюджета;
- обучение учителя по курсу профессиональной переподготовки «Математика и
информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации» на сумму
1 485, 00 руб. за счёт областного бюджета;
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования
Психолого-педагогические условия, созданные в МАОУ НТГО «СОШ № 1»,
обеспечивают исполнение требований федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования к психолого-педагогическим условиям
реализации основной образовательной программы основного общего образования, в
частности:
∂ обеспечивают преемственность содержания и форм организации образовательной
деятельности при реализации образовательных программ начального образования,
основного общего и среднего общего образования;
∂ способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к условиям
Организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития,
включая особенности адаптации к социальной среде;
∂ формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников
Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
∂ профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения,
агрессии и повышенной тревожности.
В МАОУ НТГО «СОШ № 1» психолого-педагогическое сопровождение реализации
программы основного общего образования осуществляется квалифицированными
специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом,
социальным педагогом.
В процессе реализации основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организацией обеспечивается психолого-педагогическое
сопровождение участников образовательных отношений посредством системной
деятельности и отдельных мероприятий, обеспечивающих:
—формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
—сохранение и укрепление психологического благополучия и психического
здоровья обучающихся;
—поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
—формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
—дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом
особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
—мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и
сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
—создание условий для последующего профессионального самоопределения;
—формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
—поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
—формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
—развитие психологической культуры в области использования ИКТ;
В процессе реализации основной образовательной программы осуществляется
индивидуальное
психолого-педагогическое
сопровождение
всех
участников
образовательных отношений, в том числе:
—обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы основного
общего образования, развитии и социальной адаптации (указать при наличии);
—обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных (указать
при наличии);
—обучающихся с ОВЗ (указать при наличии);
—педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников образовательной
организации, обеспечивающих реализацию программы основного общего образования
(указать при наличии);
—родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (указать
при наличии).
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательных отношений
реализуется диверсифицировано, на уровне образовательной организации, классов, групп,
а также на индивидуальном уровне.
В процессе реализации основной образовательной программы используются такие
формы психолого-педагогического сопровождения как:
ƒ диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося,
которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень
образования и в конце каждого учебного года;
ƒ консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и
психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной
организации;
ƒ профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная
работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы
основного общего образования
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного
общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного
общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в
государственном задании образовательной организации.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и
объем (содержание) государственной услуги, а также порядок ее оказания.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего
образования автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств
на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного основного общего образования в общеобразовательных
организациях осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом формирование и утверждение нормативов финансирования
муниципальной услуги по реализации программ основного общего образования, в том
числе адаптированных, осуществляются в соответствии с общими требованиями к
определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих
среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при
расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального
задания на оказание муниципальных услуг муниципальным учреждением.
Норматив затрат на реализацию образовательной программы основного общего
образования — гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в
год в расчете на одного обучающегося, необходимый для реализации образовательной
программы основного общего образования, включает:
ƒ расходы на оплату труда работников, участвующих в разработке и реализации
образовательной программы основного общего образования;
ƒ расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения;
ƒ прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату
коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в
сфере образования определяются по каждому виду и направленности образовательных
программ, с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы
реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных
условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных
предусмотренных законодательством особенностей организации и осуществления
образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением
образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными
стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено
законодательством.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных
бюджетов финансовое обеспечение предоставления основного общего образования
муниципальными общеобразовательными организациями в части расходов на оплату
труда работников, реализующих образовательную программу основного общего
образования, расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,
игр, игрушек сверх норматива финансового обеспечения, определенного субъектом
Российской Федерации.
В соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления по
организации предоставления общего образования в расходы местных бюджетов
включаются расходы, связанные с организацией подвоза обучающихся к образовательным
организациям и развитием сетевого взаимодействия для реализации основной
образовательной программы общего образования (при наличии этих расходов).
Образовательная организация самостоятельно принимает решение в части
направления и расходования средств муниципального задания. И самостоятельно
определяет долю средств, направляемых на оплату труда и иные нужды, необходимые для
выполнения государственного задания, придерживаясь при этом принципа соответствия
структуры направления и расходования бюджетных средств в бюджете организации —
структуре норматива затрат на реализацию образовательной программы основного
общего образования (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на
обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью
общеобразовательных организаций).
При разработке программы образовательной организации в части обучения детей с
ОВЗ финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего
образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для создания специальных
условий для коррекции нарушений развития.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг
включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом
обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого
в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми
актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда
педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций,
включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
нормативы финансового обеспечения, не могут быть ниже уровня, соответствующего
средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на
территории которого расположены общеобразовательные организации.
В связи с требованиями ФГОС НОО при расчете регионального норматива должны
учитываться затраты рабочего времени педагогических работников образовательных
организаций на урочную и внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в
пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год,
установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными
органами государственной власти субъекта Российской Федерации, количеством
обучающихся, соответствующими поправочными коэффициентами (при их наличии) и
локальным нормативным актом образовательной организации, устанавливающим
положение об оплате труда работников образовательной организации.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются
локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных
нормативных актах о стимулирующих выплатах определены критерии и показатели
результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного
общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся,
активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями
современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в
методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение
уровня профессионального мастерства и др.
Образовательная организация самостоятельно определяет:
ƒ соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
ƒ соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженернотехнического,
административно-хозяйственного,
производственного,
учебновспомогательного и иного персонала;
ƒ соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты
труда;
ƒ порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии
с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение
коллегиальных органов управления образовательной организации (например,
Общественного совета образовательной организации), выборного органа первичной
профсоюзной организации.
При реализации основной образовательной программы с привлечением ресурсов
иных организаций на условиях сетевого взаимодействия действует механизм финансового
обеспечения образовательной организацией и организациями дополнительного
образования детей, а также другими социальными партнерами, организующими
внеурочную деятельность обучающихся, и отражает его в своих локальных нормативных
актах.
Взаимодействие осуществляется:
ƒ на основе соглашений и договоров о сетевой форме реализации образовательных
программ на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным
направлениям внеурочной деятельности на базе образовательной организации
(организации дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.);
ƒ за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые
обеспечивают реализацию для обучающихся образовательной организации широкого
спектра программ внеурочной деятельности.
Примерный календарный учебный график реализации образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты
нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, п. 10).
Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы основного общего образования соответствует
нормативным затратам, определенным Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих требований к
определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих
среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при
расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг
(выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2021 г., регистрационный №
65811)
Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы основного общего образования определяет
нормативные затраты субъекта Российской Федерации (муниципального образования),
связанные с оказанием государственными (муниципальными) организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, государственных услуг по реализации
образовательных программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, п. 10).
Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных организации на очередной
финансовый год.
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий реализации
требований ФГОС
Направление
Нормативное
обеспечение
введения ФГОС
НОО
Нормативное
обеспечение
введения ФГОС
НОО
Мероприятия
1. Наличие решения
органа государственнообщественного управления
(управляющего совета) о
введении в образовательной
организации ФГОС НОО
2. Разработка на основе
примерной программы
основного общего
Ответственн
ые
Директор
Заместители
директора
Сроки
реализации
Январь
2023
Январь –
август 2023
образования основной
образовательной программы
(ООП) образовательной
организации
3. Утверждение ООП
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
4. Обеспечение
соответствия нормативной
базы школы требованиям
ФГОС НОО
5. Приведение
должностных инструкций
работников образовательной
организации в соответствие с
требованиями ФГОС НОО,
тарифноквалификационными
характеристиками и
профессиональным
стандартом
6. Разработка и
утверждение плана-графика
введения ФГОС НОО
7. Определение списка
учебников и учебных
пособий, используемых в
образовательной
деятельности в соответствии
с ФГОС НОО
8. Разработка
локальных актов,
устанавливающих
требования к различным
объектам инфраструктуры
образовательной
организации с учётом
требований к необходимой и
достаточной оснащённости
учебной деятельности
9. Разработка:
учебного плана;
рабочих программ
учебных предметов, курсов,
дисциплин, модулей;
рабочей программы
воспитания
годового календарного
учебного графика
10. Обновление
Педагогичес
кий совет
Директор
Сентябрь
2023
Директор
Сентябрь
2023
Директор
Сентябрь
2023
Заместители
директора
Сентябрь
2023
Заведующий
библиотекой
Руководител
и ШМО
Март 2023
Директор
Заместители
директора
Руководител
и ШМО
Педагоги
Директор
Июньавгуст 2023
Июньавгуст 2023
Июнь-
Организацио
нное обеспечение
введения ФГОС
НОО
Кадровое
обеспечение
введения ФГОС
НОО
Информацио
нное обеспечение
введения ФГОС
ООО
локальных нормативных
актов, регламентирующих
организацию
образовательной
деятельности
1. Обеспечение
координации взаимодействия
участников образовательных
отношений по организации
введения ФГОС НОО
2. Разработка и
реализация системы
мониторинга
образовательных
потребностей обучающихся и
родителей (законных
представителей) по
использованию часов
вариативной части учебного
плана и внеурочной
деятельности
3. Привлечение органов
государственнообщественного управления
образовательной
организацией к
проектированию основной
образовательной программы
основного общего
образования
1. Анализ кадрового
обеспечения введения и
реализации ФГОС НОО
2. Создание
(корректировка) планаграфика повышения
квалификации
педагогических и
руководящих работников
образовательной
организации в связи с
введением
ФГОС НОО
3. Разработка
(корректировка) плана
научно-методической работы
с ориентацией на проблемы
введения ФГОС НОО
1. Размещение на сайте
ОО информационных
материалов о введении
ФГОС НОО
август 2023
Директор
Заместители
директора
Директор
Заместители
директора
Январь –
август 2023
Майавгуст 2023
Январь –
август 2023
Январь
2023
Заместители
директора
Руководител
и ШМО
Январь –
апрель 2023
Заместители
директора
Руководител
и ШМО
Январьсентябрь 2023
Заместитель
директора
Январьсентябрь 2023
Материальнотехническое
обеспечение
введения ФГОС
НОО
Информацио
нное обеспечение
введения ФГОС
НОО
2. Широкое
информирование родителей
(законных представителей)
как участников
образовательного процесса
о введении и
реализации ФГОС НОО
3. Обеспечение
публичной отчётности
образовательной
организации о ходе
и результатах введения
и реализации ФГОС
НОО
1. Характеристика
материально-технического
обеспечения введения и
реализации ФГОС НОО
2. Обеспечение
соответствия материальнотехнической базы
образовательной
организации требованиям
ФГОС НОО
3. Обеспечение
соответствия условий
реализации ООП
противопожарным нормам,
санитарноэпидемиологическим
нормам, нормам охраны
труда работников
образовательной
организации
4. Обеспечение
соответствия
информационнообразовательной среды
требованиям ФГОС ООО:
укомплектованность
библиотечноинформационного центра
печатными и электронными
образовательными
ресурсами;
наличие доступа
образовательной
организации к электронным
образовательным ресурсам
(ЭОР), размещённым в
федеральных, региональных
и иных базах данных;
Заместитель
директора
Январьсентябрь 2023
Заместитель
директора
Январьсентябрь 2023
Директо
Заместитель
директора по АХЧ
Февральмарт 2023
Директо
Заместитель
директора по АХЧ
Август
2023
Директор
Заместитель
директора по АХЧ
Август
2023
Директор
Заведующий
библиотекой
К
сентябрю 2023
наличие
контролируемого доступа
участников образовательных
отношений к
информационным
образовательным ресурсам
локальной сети и Интернета;
37. Оценочные и методические материалы
Ссылка на Муниципальный банк контрольно-измерительных материалов по
предметам https://disk.yandex.ru/d/ZB3CgqKSu769hA